Логотип Магариф уку
Цитата:

Патриотическое воспитание на уроках литературы

Литература как один из ведущих гуманитарных предметов содействует формированию духовно развитой личности, обладающей гражданским самосознанием и чувством патриотизма.

Вера ЛОГИНОВА, преподаватель русского языка и литературы Бугульминского педагогического колледжа

Безусловно, этому способствует постижение вершинных произведений отечественной и мировой литературы, но огромную роль играет и творческая работа во всем ее многообразии. Жизнь день ото дня становится сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Творчество — самый мощный импульс в развитии человеческой личности, в становлении гражданского самосознания.

 

Сочинение всегда было и остается одним из самых распространенных видов творческой работы. Обычно охотно учащиеся пишут сочинения на темы, которые предполагают возможность эмоционального отклика на прочитанное или увиденное, поощряют личностные оценки литературных фактов, жизненных ситуаций. Особое значение имеет формулировка тем, ведь именно то, как отреагирует учащийся на задание, во многом определяет его выполнение. Важно также исключить возможность списывания, для чего следует избегать хрестоматийных тем. Формирование творческих тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочного суждения. Например, после изучения романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» студенты пишут сочинение в форме дневника одного из главных героев; анализируя повесть В.Распутина «Прощание с Матерой», предлагаю написать письмо Дарье Пинигиной от имени ее сына или внука. Практикую так называемые сочинения «на злобу дня», в которых учащиеся высказывают свою точку зрения на происходящее в современном обществе, предварительно изучив проблему. Темы могут касаться различных социальных сфер: «Крушение «Булгарии»: злой рок или преступная безответственность?», «Нужно ли восстанавливать Свияжск и Булгар?» и др. Такая работа, на мой взгляд, способствует формированию активной гражданской позиции.

 

Развитию творческих способностей способствует такая форма урока, как диспут. Тема диспута должна стать личностно значимой для каждого учащегося, без чего вряд ли можно говорить о формировании убеждений.

 

Так, изучая «Гранатовый браслет» И.А.Куприна, учащиеся рассуждали о том, какой должна быть любовь. Чувства Желткова — это большая любовь или «слепой восторг»? Конечно, такая работа возможна лишь в обстановке доверительности, когда ученики не боятся говорить, что думают. Непосредственная подготовка к уроку-диспуту начинается с определения цели спора. Методика урока-диспута требует от учителя четкого планирования, установления логических связей ранее изученного материала с новым. На материале двух произведений (Л.Андреева «Рассказ о семи повешенных» и Стивена Кинга «Зеленая миля») вполне логично запланировать диспут: «Смертная казнь: за и против». Провести такой урок можно с использованием инсценирования отдельных фрагментов в форме театра теней, что вызывает у студентов неподдельный интерес и развивает творческий способности.

 

Также провожу и интегрированные уроки-диспуты. Например, на интегрированном уроке зарубежной литературы и культуры речи анализируем пьесу Б.Шоу «Пигмалион» и спорим о том, что дает человеку правильное произношение; профессор Хиггинс сделал Элизу счастливой или несчастной, превратив ее из уличной цветочницы в мисс Дулиттл.

 

Создание творческих проектов — еще одна из разновидностей работы в этом направлении. Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек и коллективно планируют дальнейшую работу. Например, при изучении поэзии Серебряного века группы получили задание представить материал о жизни и творчестве одного из поэтов. Они должны выбрать форму подачи материала, сделать презентацию, прочитать наизусть и проанализировать стихи этого поэта, написать эссе о нем. Работа очень объемная, требующая большой предварительной подготовки, поэтому дается заблаговременно, подборку стихов и биографического материала студенты согласуют с преподавателем. Идеи по поводу формы изложения материала предлагают сами учащиеся, нередко это бывают достаточно креативные решения: суд над поэтом, журналистское интервью, детективное расследование, заочное путешествие и т.д.

 

Если произведение не оставило равнодушным, пробудило потребность высказаться, поспорить, доказать свою точку зрения, то его прочтение не прошло даром. Именно этого я и добиваюсь, толкая студентов к собственному творчеству.

 

Обучение должно воздействовать не только на мышление учащиеся, но и на их чувства, эмоции:

 

· побуждать к общению,

 

· приносить радость сотворчества,

 

· сопровождаться сильными эмоциональными переживаниями.

 

Только в этом случае обучение будет способствовать активизации гражданской позиции учащихся.

Фото: ИА "Татар-информ".

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ