Логотип Магариф уку
Цитата:

Иван Матренин: «Крайняя либеральность воспитания может привести к негативным последствиям»

Приближается начало нового учебного года. Перед родителями встает вопрос – как подготовить детей к 1 сентября? Надо ли начать заниматься со школьником до начала учебного года, как помочь им пережить в...

Приближается начало нового учебного года. Перед родителями встает вопрос – как подготовить детей к 1 сентября? Надо ли начать заниматься со школьником до начала учебного года, как помочь им пережить возвращение за парту и что делать, если ребенок не хочет идти в школу?
Об этом нам рассказал профессиональный семейный психолог Иван Николаевич МАТРЕНИН.

 – Иван Николаевич, расскажите, пожалуйста, родителям, как эмоционально нужно подготовить ребенка к 1 сентября?
Чтобы ребенок адаптировался к школе, готовиться нужно заранее. Сейчас появилась мода на творческое обучение, но у такого обучения есть как плюсы, так и минусы. Важно помнить о том, что наша школьная программа стандартизирована и не адаптирована конкретно только на одного ученика. В творческих школах бывает такое, что ребенку дают вольность в обучении. Например, чтобы легче было привыкнуть к обстановке и не испытывать стресс и волнение, позволяют ребенку играть, лежать или сидеть на полу во время обучающего процесса. На этих занятиях им показывают, что не нужно быть такими, как все, а можно делать так, как ему удобно. К сожалению, такое обучение может помешать ребенку войти в школьную систему.
Нужно думать над тем, как ребенок будет сочетать эти занятия, когда пойдет в школу. Некоторые родители «водят хороводы» вокруг своих детей, делают из них «маленьких богов» и тем самым перегибают палку. С чем придется столкнуться этому ребенку, придя в школу! Он будет вынужден подстроиться под общую систему образования и понять, что он среднестатистический человек. Это – неплохо. Просто необходимо показывать ребенку элементы порядка уже до школы. Есть такое выражение: «Пусть лучше безобразно, зато однообразно». Поэтому единообразность в школьной программе усиливает ее систему. Я советую родителям задуматься о занятиях, на которые они водят своего ребенка. Понадобятся ли им те знания, которые они там получат?
– Что делать, если ребенок категорически отказывается возвращаться к учебному процессу?
– Если вести себя с детьми как диктатор, надзиратель, то ребенок может озлобиться. Крайняя либеральность также может приводить к негативным последствиям. Чем более либеральное, смягченное, демократичное воспитание, тем больше у ребенка неврозов, страхов и проблем. Люди путают понятия жестокость и жесткость. Жесткое воспитание не означает, что с ребенком обходятся плохо. Это, скорее, выстраивание границ. У ребенка должен быть выстроенный режим дня. Ребенок должен вовремя ложиться спать. И это не зависит от того, каникулы сейчас или идет учебный год. При Советском Союзе были прекрасные традиции в плане возрастной психологии. Я до сих пор думаю, что она – лучшая в мире. То есть режим не должен превращаться в тюремное расписание. Благодаря появлению режима ребенок перестанет тратить время на решение простых проблем. Он будет знать, во сколько ему нужно вставать, во сколько идти на занятия и во сколько ложиться спать. Режим сна очень важен для правильного психологического, так и физического воспитания ребенка. Независимо от времени года и каникул, ребенок должен ложиться и вставать в одно и то же время. Сон благотворно влияет на иммунную систему. Если у ребенка наступит сбой режима сна во время каникул, ему тяжело будет возвращаться к школьному расписанию, и он не захочет и вовсе вставать на уроки. Ближе к учебному году можно постепенно начать «закручивать гайки» и подготавливать ребенка к школе.
– Что могут сделать родители во время каникул, чтобы помочь ребенку легче пережить начало учебного года?
– Будет полезно, если ребенок в летнее время занимается уроками и читает дополнительную литературу. Нужно заниматься с детьми несколько часов в неделю. Тогда ребенок уже будет готов морально к началу учебного года. Родители также смогут заранее настроиться. Родители любят отключаться и сами. Например, можно привести пример про вагон, который подтолкнули, и дальше он уже едет без особых усилий даже одного человека, но стоит ему остановиться, и один человек, даже прилагая все усилия, не сможет его сдвинуть с пути. Нужно отчетливо понимать, что лето — это не время вседозволенности. Ближе к школе я бы рекомендовал родителям не создавать проблем и начать с ребенком вспоминать полезные и приятные моменты, которые так или иначе связаны со школой. Например, у детей есть друзья-одноклассники или преподаватели, с которыми они любят заниматься. Задача родителей – добавить правильную трактовку. Родители сами создают себе проблемы. Приведу в пример историю матери и ребенка, который не любит посещать школу. Оказалось, что весь негатив исходил изначально от самой матери, которая при нем любила высказывать свое отношение к учителям и к сфере образования в общем.
Хотел бы дать совет родителям, чтобы они никогда не обсуждали школьные вопросы дома и не вовлекали ребенка в выяснение отношений с педагогом. Нужно в ребенке воспитывать уважение по отношению к учителю. Свое мнение о педагоге лучше высказывать подальше от детских ушей. Это связано с тем, что дети все понимают, но не всегда трактуют верно.
– Как помочь детям, попавшим в новую школу, адаптироваться в незнакомом коллективе?
– Чем ребенок младше, тем легче адаптироваться ему в новом коллективе. Для малыша друг – это новый знакомый мальчик или девочка.
В целом, можно применять различные методы и прилагать усилия, что ребенку было легче адаптироваться на новом месте. Можно сделать пространство привычным. Для этого родители могут периодически гулять на территории будущей школы до начала учебного года. Что касается взрослых детей, то их адаптация проходит сложнее. Ребенок вынужден выйти из одного коллектива и попасть в новый с новыми правилами и границами. Здесь важно держать его на пульсе. Можно посоветовать и ребенку, и родителям выстроить хорошие и добрые отношения с учителем. Важно, чтобы ребенок доверял своим родителям.
Также детям бывает тяжело адаптироваться в элитных школах. Поэтому призываю родителей не гнаться за статусом – учеба в дорогой школе не дает ребенку гарантию хорошего образования. Из-за нарциссического расширения многие родители через ребенка пытаются показывать свое «великолепие», как будто говорят, что лучше его ребенка никого нет. Задача родителя – не облагодействовать ребенка, а сделать то, что ему пригодится. Я бы, в свою очередь, посоветовал родителям отдавать ребенка в спортивные секции, так как спорт дисциплинирует и заставляет двигаться. Можно с ребенком вместе посетить несколько занятий и посмотреть: есть ли у ребенка интерес к этому? Если ребенок заинтересовался, то смело можете начинать занятия.
Таким образом, подводя итоги, хочу сказать, что многие родители испытывают волнения перед школой. Но, доверяя нашему опыту, прислушайтесь к советам психолога, и, наверняка, найдете решение и сможете даже лучше начать понимать своего ребенка.
Гульназ Гайнуллина
Фото из личного архива Ивана Матренина

Язмага реакция белдерегез

8

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ