Логотип Магариф уку
Цитата:

Татарское ювелирное искусство

Как же осуществлялось обучение мастерству и его передача поколениям татарских ювелиров в народной культуре?

Ведь именно благодаря этим традициям стали возможными столь высокие достижения казанских конкурсантов.   Благодаря тому, что татарское ювелирное искусство снискало мировую известность виртуозным техническим совершенством исполнения, созданием самобытных форм украшений, достижениями в изящной огранке драгоценных камней и самоцветов.  Надо отметить, что татарскими ювелирами – «зәргә» были освоены все известные технологии в обработке золота и серебра, но особенно они прославились в изготовлении украшений из техники филиграни – «җепкыр» в сочетании ее с зернью – «бертекләү». Совершенствование мастерства, передаваемого из поколения в поколение, привело к изобретению оригинальной бугорчатой филиграни – күперткән җепкыр, ставшей вершиной мастерства в области ювелирного дела.


Традиции мастерства в его передаче молодым поколениям складывались веками, начиная с булгарской древности (многим известны булгарские височные подвески, исполненные в технике филиграни), и на протяжении длительного периода сложились  свои принципы в обучении ювелирному ремеслу, в изготовлении инструментов для создания украшений. В татарских слободах Казани были кварталы ремесленников с помещениями для мастерских. В них обучались ученики, подмастерья. Обычно работали в помещениях, обустроенных под мастерскую, в сельской местности  – часто в доме или в бане. Однако надо было соблюдать противопожарную безопасность, так как ювелиры расплавляли металлы, осуществляли пайку при помощи паяльной трубки, через которую вдували пламя  керосиновой горелки. В городе мастера образовывали артели, в которых осуществлялось разделение труда. В селах работали близкие родственники, делившие между собой стадии производства изделий. Одни из них делали конструкцию изделия, другие его декорировали, третьи – полировали. Наиболее сложные и тонкие в исполнении детали украшений создавались женщинами.


Среди зергеров было разделение труда. Наиболее искусные из них работали в технике плоской ажурной филиграни, используя золото и высокопробное серебро. Эта работа называлась «ак эш» – «белая работа». Среди них выделялись мастера, овладевшие техникой бугорчатой филиграни  – наиболее сложной и трудоемкой, требующей длительной профессиональной подготовки. Такие мастера работали в основном в Старо- и Новой Татарской слободах Казани и в отдельных  деревнях Заказанья (Казан арты).


Большое умение и профессионализм, знание физических свойств материалов и, в частности, сложных расчетов угла падения и угла преломления световых лучей, были необходимы в искусстве огранки поделочных камней и цветного стекла. Наряду с этим татарские мастера овладели техникой гравировки на самоцветах – глиптика, которую применяли при нанесении надписей или отдельных мотивов орнамента. Для поделочных камней необходимо было делать оправы-касты. Для этого производился расчет заготовки касты под камень. Обычно этим занимался специальный мастер.


В экспедициях по районам Татарстана нами были обнаружены наборы инструментов для производства ювелирных изделий. Среди них тигли для плавки металлов, различного типа наковальни, молоточки, щипцы и щипчики для выкладывания узоров из проволоки, ножницы для разрезания тонких листов металла, зубила, металлические пластинки – «такыл» с рядами круглых отверстий разного диаметра для вытягивания расплавленной золотой или серебряной проволоки. Инструменты доставались по наследству и использовались в течение нескольких поколений и многие из них оказались аналогичными найденным в археологических раскопках г.Болгара и ханской Казани.


Существовала глубокая преемственность традиций в ювелирном ремесле. Татарские ювелиры предпочитали работать в одиночку, привлекали в качестве помощников членов семьи, родственников. В этом была заложена старинная традиция сохранения и передачи секретов производства внутри одной семьи и рода, в течение многих поколений передавали как инструментарий, так и навыки мастерства, формы и декор украшений. Мастера, с которыми довелось беседовать во время этнографических экспедиций, осуществленных в 1970-80-е гг., рассказывали о своих предках, называя имена до шестого колена по родословной. Например, живший в деревне Юсуф-Алан Сабинского района Ганиев Жалил, 1894 года рождения, родом из деревни Тники (Тенеки) Сабинского района, научился ювелирному ремеслу от отца  Габделгани, а тот – от деда. Прадедом деда был «комешче» по имени Габит и по прозвищу «буре», которое ему дали после его схватки с  волком. С его инструментами и работал Жалил Ганиев (умер в 1983). Зергер Габжикамал Вафина из Большой Атни, 1899 года рождения, научилась мастерству от отца, который был также потомственным ювелиром. У него не было сыновей, и ей пришлось продолжить семейную традицию. Среди знаменитых женщин-ювелиров в народной памяти сохранились  имена Донгыр Рабиги (1903-1984) из села Каргалы (бывший Сеитов посад) Оренбургской области, Джамилевой Фатыймы из деревни Красный Яр Арского района, Фатрушиной Закии из села Нижнее Абдулово Альметьевского района Республики Татарстан и многих других.


В некоторых селах Заказанья ювелирным ремеслом занимались почти все его жители. К таким надо отнести села Тники и Юсуф-Алан Сабинского района, Мендюш Арского района и другие. До 1990-х гг. в Тники работал черневых дел мастер Хабибрахман Ганиев, 1910 года рождения, который начал заниматься ювелирным ремеслом с десяти лет. Ювелирами в семье Ганиевых были все родственники, и многие из них семьями с осени и до весны уходили на заработки ювелирным промыслом в Башкирию, Казахстан, Западную Сибирь, степи Казахстана и Средней Азии. Крупным семейным кланом ювелиров в Тники были также Хазиахметовы.  Среди татарских мастеров по металлу, в отличие от кочевых тюркских народов, например, казахов, киргиз и башкир, существовала более узкая специализация труда. Мастера разделялись на мастеров золотых дел (алтынчы), серебряных дел (көмешче), занимавшихся позолотой (ялдызчы), а также работавших с натуральными и искусственными камнями (жәүһәрче).   Внутри них существовала еще более узкая специализация по стадиям производства и созданию тех или иных видов украшений. Например, отработав набор определенных технических приемов, один мастер занимался только изготовлением браслетов или только перстней и колец, другой –специализировался на производстве вспомогательных деталей к украшениям – цепочек, подвесок, застежек и др. Свидетельства этого сохранились, например, в названиях деревень. Например деревня Чулпычы в Арском районе, в которой работали мастера создававшие накосники-чулпы.


С начала 20  века происходят процессы, способствовавшие угасанию традиционного ювелирного ремесла, исчезновению старинных видов украшений и распространению изделий  фабричного производства. Лишь в середине 1960-х гг. начинается процесс возрождения национального ювелирного искусства. В то время, хотя и изредка, можно было встретить народных мастеров,  сохранивших навыки татарского ювелирного мастерства. Сейчас этот вид искусства развивается профессиональными ювелирами, прошедшими специальное обучение.


Материал, фото: Гузель  ВАЛЕЕВА- СУЛЕЙМАНОВА, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник института истории им. Ш. Марджани.
 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ