Станет ли Наиль Мирсаетов учителем года?

Через несколько часов в Кремлевском Дворце будет объявлено имя абсолютного победителя педагогического конкурса «Учитель года России – 2019». Министр просвещения РФ Ольга Васильева осчастливит данной новостью одного из пяти финалистов. Ранее мы сообщали о том, что в пятерке сильнейших оказался и молодой учитель из Татарстана Наиль Мирсаетов.

Мы желаем Наилю Галимжановичу победы и предлагаем вам интервью с ним.

— Большинство учеников, получивших высокие баллы по ЕГЭ, уезжают, получать высшее образование в Москве и Санкт-Петербурге. Мало кто из них возвращается. Вы являетесь выпускником биолого-химического факультета Московского Педагогического университета и сегодня работаете учителем биологии. Какое событие в жизни повлияло на Ваш выбор связать свою жизнь с Казанью?

– Самое главное в жизни – чувствовать поддержку своих родителей, очень важно чувствовать, что родители заодно со своим ребенком. Родом я из небольшого города Сорочинск Оренбургской области. Для меня решающим фактором стали мои родители, которые переехали вслед за мной из Оренбурга в Казань. В 2003 году мы вместе со своим другом, одноклассником, поступили в лицей №2, тогда известный как татарско-турецкий. Моя мама Зайтуна и отец Галимжан поддержали меня в моем решении получить образование в Казани.

Как такая идея могла прийти в голову шестиклассника, спросите вы. Мне тогда довелось познакомиться с международным журналистом Дамиром Гиззатовичем из нашего города. Первым из Оренбурга в тот лицей поступил его внук Ренат Юлдашев. Дамир абый каждый раз, когда бывал в Казани, привозил с собой художественные книги и научные издания
на татарском языке. Раздавал их по деревенским школам нашего родного края. Он был не просто журналистом, чьи статьи печатались в областных и международных изданиях, а стал для нас, школьников, наставником. Благодаря его кураторству, десять ребят из Оренбургской области приехали учиться в столицу Татарстана именно в наше учебное заведение.

Вторым фактором, наверное самым главным, стало то, что после получения диплома о высшем образовании директор нашего лицея Ирек Асафович Ризванов лично пригласил меня преподавать биологию. Настойчиво звала меня в родные пенаты и мой любимый педагог биологии Фарида Ахметовна Маликова.

– Получается очень интересно. Раньше татары ездили в медресе «Хусаиния» в Оренбурге. По воспоминаниям современников, оно, наряду с медресе «Мухаммадия» в Казани, «Галия» в Уфе и медресе «Мутыгия» в Уральске, в котором учился великий татарский поэт Габдулла Тукай, считалось одним из лучших учебных заведений того времени. А вот в наши дни молодежь Оренбурга едет в Казань за хорошим средним и высшим образованием…

– Когда я учился в Москве, в лицей из Оренбурга приехали еще несколько учеников. Однако после смерти Дамира Гиззатовича, к сожалению, не появился человек, который мог бы помочь детям приехать в Казань. Для того чтобы решиться изменить свою жизнь, нужна не только финансовая возможность, но и психологическая поддержка. К примеру, Дамир Гиззатович приходил к нам домой и за чашкой чая разговаривал с моими родителями, рассказывал о лицее. Из-за разного уровня в качестве образования у них были опасения, а смогу ли я поступить.

Тогда вполне оправданно считали, что образование в Татарстане значительно выше и пройти испытательные экзамены будет сложно. Он рассеивал сомнения наших родителей и родственников.

– Получается, что раньше в ваш лицей приезжали способные и талантливые подростки после шестого класса не только из Татарстана, а из многих регионов России, в которых проживают татары. Со временем учебный профиль школы поменялся. А изменилась ли география учеников?

– Среди 293 наших учеников есть дети разных национальностей, территориально из Москвы и из более отдаленных регионов, даже из Махачкалы. Надо иметь в виду, что в лицее обучаются и воспитываются только юноши. В прошлом году у меня был первый выпускной класс. Скажу без сомнений, эти талантливые подростки настолько с желанием обучались и с такой старательностью занимались, что из 19 учеников 7 уехали в высшие школы Москвы и 2 Санкт-Петербурга, один ученик учится в Нижнем Новгороде, остальные получают высшее образование в Казани. Среди них есть такие, которые поступили в вузы как победители олимпиад.

– Удивительно то, что вы являетесь вторым из одного лицея педагогом, победившим на республиканском этапе «Учитель года – 2019». Каков тогда педагогический состав лицея, который способствует победам своих молодых коллег?

– Наши победы на соревновании такого высокого уровня – это результат сплоченности педагогического коллектива. Команда решает все! Первым победителем из коллектива стал учитель математики Алмаз Хамидуллин. Безусловно, основным наставником является наш директор Ирек Асафович. Именно он сформировал команду наставников. К конкурсу меня в коллективе готовили сообща, делились опытом и знаниями.

– Из детства помню, как некоторые уроки по биологии и географии в моей родной школе №9 проходили на природе. Мы с классом ходили на болота, расположенные на кварталах, и изучали природу вживую. На днях на одном из федеральных каналов показывали передачу про уроки на Сейшельских островах, где ученики в любую погоду выходят на береговую линию Индийского океана. Какой формат урока, на ваш взгляд, действительно позволяет привить интерес детей к вашему предмету?

– Еще будучи лицеистом, я всегда стремился познавать природу, фауну и флору не только из учебников. Мы с нашим преподавателем изучали биологию как науку, в этом нам помогали познавательные видеофильмы. А со своими учениками мы решаем кейсовые задания по экологии, со всех сторон рассматривая проблемы загрязнения окружающей среды. Играем в ролевые игры. Активно участвуя в таких современных форматах урока, ученики избавляются от стандартного мышления, механического зубрения материала. На мой взгляд, очень важно, чтобы дети непосредственно общались с животными. В нашем классе в разные периоды было шесть различных живых уголков: это хомячки, рыбки, тритоны и попугаи, за которыми ухаживали сами ученики. Я сейчас вам покажу (Наиль Галимжанович уходит, а через минуту возвращается с аквариумом, полным улитками). Это гигантские ахатины. Мы с нашими учениками изучаем их и ухаживаем за ними. На мой взгляд, очень важно, чтобы дети общались с животными, смотрели, как они живут в окружающей среде. Ахатины очень любят фрукты и овощи – яблоко, морковь, огурцы. Поскольку они нуждаются в кальции, недостаток которого приводит к истончению панциря, мы покупаем для них в зоомагазине раковины каракатицы. Это пока они еще
маленькие, а к семи годам своей жизни они вырастут до 15-20 сантиметров. В Москве очень много мест, в которых вместе с учениками можно провести урок по биологии вне стен школы. Это Ботанический сад, Московский государственный зоологический сад, который мы знаем больше как Московский зоопарк. К сожалению, в Казани таких мест, в которых разрешено проведение подобных уроков, значительно меньше. Я побывал на курсах повышения квалификации Honeywell Educators Space Academy в городе Хантсвил в штате Алабама (США), где воочию убедился, как важна практическая деятельность в изучении биологии. Такой формат помогает ученикам связывать знания, полученные на уроке, с реальным миром.

– В образовании новым трендом становится полилингвальное обучение. Планируется открытие новых шести школ в разных городах Татарстана. На каком языке вы ведете уроки по биологии?

– Мы обучаем детей по билингвальной системе на двух языках – английском и русском. Ко мне ученики приходят, уже имея языковую подготовку, начиная с 6 класса. В 8 классе у учеников достаточно знаний, чтобы понимать предмет на английском языке. Небольшой барьер, связанный со страхом, исчезает через несколько недель. Для своих занятий использую вузовские учебники и учебные пособия для колледжей. Многие книги находятся в открытом доступе OpenStax.org. При подготовке уроков я использую замечательный учебник по биологии Campbell biology, в котором авторами подробно описаны такие полезные для начинающих биологов темы, как развитие животных, генетика, фотосин- тез, мембранные структуры. Еще одним настольным пособием является учебник Брюса Альбертса «Молекулярная биология клетки». Богатая библиотека по биологии у моей коллеги Фариды Ахметовны.

Существуют разные схемы преподавания у нас и в других странах. Биологию ведь можно по-разному преподавать. К примеру, тему транспорта веществ можно отдельно рассмотреть у растений, животных и человека, а можно параллельно. Все знания я стараюсь связывать с жизнью.

– Кроме лицея, вы преподаете в К(П)ФУ. Остается ли время на научно-исследовательскую работу?

– Я учился в аспирантуре на кафедре биологии, гигиены и общественного здоровья в К(П)ФУ и планирую защищаться после участия во всероссийском конкурсе «Учитель года России – 2019». По приглашению руководства университета читаю лекции по общей гигиене для иностранных студентов в Институте фундаментальной медицины и биологии. Во время подготовки кандидатской совместно с моим руководителем, кандидатом биологических наук, доцентом Кадрией Камиловной Ибрагимовой осуществляли пыльцевой мониторинг в Казани и начали изучать динамику опыления растений. На второй год работы в К(П)ФУ мы приобрели аппарат по улавливанию пыльцы фирмы Lanzoni, после этого я посетил МГУ им.Ломоносова и познакомился со своими коллегами, которые меня научили работать с современным пыльцеуловителем. Эти исследования представляют большой интерес для ученых, поскольку в современных экологических условиях у многих людей наблюдается аллергия на пыльцу растений, в частности, одним из самых сильных аллергенов является пыльца березы.

– В прошлом году в Сочи мне довелось побывать в образовательном центре для одаренных детей «Сириус». В рамках программы, реализуемой Фондом «Талант и успех», образовательные центры откроются в Татарстане и еще в 44 регионах страны. Довелось ли Вам пройти обучение на Черноморском побережье?

– Для участия в образовательных программах учителя могут самостоятельно подать заявку. Из нашего лицея уже 5 педагогам посчастливилось принять участие в программах «Сириуса». В прошлом году под патронатом «Университета талантов» 7 преподавателей из Татарстана и 5 учителей из нашего лицея побывали в этом образовательном центре. Я сам изучал проектную деятельность. Согласно программе, перед нами предстал широкий спектр ученых, в том числе из государственной корпорации «Роскосмос». Особо запомнились лекции директора Президентского физико-математического лицея № 239 из Санкт-Петербурга Максима Яковлевича Пратусевича. По окончании обучения мы получили диплом, дающий право преподавателю осуществление психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

– Абсолютным победителем конкурса «Учитель года России – 2018» стал учитель обществознания и права математической школы №1 им. Х.И. Ибрагимова города Грозного Чеченской республики Алихан Динаев. Он, как и Вы, родом из Оренбургской области. Алихан – пятый ребёнок в семье и единственный, кто не родился в Грозном. Молодой педагог уже до победы в престижном конкурсе получил звание «Лучший учитель Чечни». На ваш взгляд, это политическое решение?

– По традиции обладатель Большого хрустального пеликана приглашает всех участников конкурса к себе на родину, где будет проходить финал. Именно поэтому в этом году «Учитель года России – 2019» пройдет в Грозном. Прошлогодний победитель Алихан Динаев – очень яркая, целостная личность, талантливый педагог, получивший образование в Северо-западной Академии государственной службы при Президенте РФ в Санкт-Петербурге. Он является медийной личностью, телевизионным ведущим. Несколько лет на грозненском телевидении вел передачу для подростков «Искусство говорить» об ораторском мастерстве. Он свои педагогические успехи совмещает с журналистскими. В республиканских газетах, онлайн изданиях и на личном сайте как автор учебников Алихан Мавладиевич публикует актуальные статьи об образовании.

Я внимательно смотрел и слушал его открытые лекции и многое почерпнул для себя. Впечатленный его примером, я тоже собираюсь на обучение в школу ораторского мастерства в Москву. Любой конкурс, участие в открытых дебатах – это сильнейший стресс, который требует сосредоточенности, концентрации и нужной реакции. Поэтому побеждает сильнейший.

– Не только педагогическое сообщество, но и представители массмедиа, пишущие на образовательные темы, желают Вам успехов на российском этапе конкурса. А ещё мы с нетерпением ждем появления на нашем Татарстанском телевидении общеобразовательных передач. Возможно, после получения навыков ораторского мастерства в Москве именно Вы начнете работу в этом новом направлении.

Сюмбель ТАИШЕВА
Фотографии Ю. КАЛИНИНОЙ

 

Добавить комментарий