Ильгиз Ханбиков: «У каждой школы свое лицо»

Город-миллионер Казань и расположенный на западе Татарстана 20-тысячный Буинск, упоминание о котором в исторических документах впервые встречается в 1691 году, разделяют 140 километров. Еще меньше времени требуется, чтобы доехать до Ульяновска: до него около 80 км. Сегодня имена великих деятелей, родившихся в Буинском районе, таких как ученый Хади Атласи, академик Академии наук Китая Бурхан Шахиди, народный художник РСФСР и ТАССР, Казахской СССР Баки Урманче, советский и американский физик, долгие годы возглавлявший Институт космических исследований АН СССР Роальд Сагдеев, четырехкратный чемпион СССР, чемпион Европы по метанию диска, заслуженный мастер спорта Владимир Трусенев, народный поэт Татарстана, Лауреат премии им. Г.Тукая Ринат Харис, знают не только в Татарстане, но и во многих странах мира.

Вместе с заместителем руководителя Исполкома-начальником управления образования Буинского муниципального района Ильгизом Ханбиковым мы объезжаем этот город, совершаем пешую прогулку по центру города и посещаем находящуюся на ул. Карла Маркса школу им. Роальда Сагдеева.

– Сегодня с утра меня ждал приятный сюрприз: вы, как один из авторов, вручили книгу «История народного образования в Буинском крае», только что вышедшую из типографии. Многие учителя истории, краеведы и аспиранты, которые планируют защищаться по специальности «Образование и педагогика», найдут в ней много полезной систематизированной информации. Что нового открыли для себя, когда начали работать над этим проектом?

– Когда я прихожу на новое место работы, меня всегда интересует вопрос, кто был руководителем и какие преподаватели работали в школе до меня. Впервые я заинтересовался своими предшественниками, когда начал работу директором во Фроловской школе. Уже тогда я вместе со своими коллегами и выпускниками смог собрать первичную историческую информацию. Возглавляя управление образования, часто сталкивался с тем, что нужной единой информации для включения в доклад или сообщение о бывших директорах и педагогах не имеется. Вы помните, как четыре года назад было объявлено, что 2020 год будет годом празднования 100-летия ТАССР. И в рамках его проведения приветствовалось создание исторического проекта, касающегося истории края. С предложением написать книгу о народном образовании на территории Буинского района я обратился к учителю истории Нине Ивановне Казаковой, с которой мы вместе работали в буинской школе №1. Она сразу согласилась, и мы стали собирать информацию о становлении системы образования начиная от дореволюционного периода по настоящее время.

– Перелистывая страницы, я увидела много скринов старинных документов и фотографий. Где вы нашли первоисточники?

– Исторически в 1780 году Буинский уезд вошел в состав Симбирского наместничества, а через шестнадцать лет в состав Симбирской губернии. В связи с этим, в ходе работы были подняты все архивные документы в Ульяновске и Буинске. Очень интересен период, когда кураторство осуществлял отец Владимира Ленина – Илья Николаевич Ульянов. По полученным сведениям, в Буинском уезде он побывал не менее 27 раз, посещал школы и народные училища. Во время поездок он с местными властями обсуждал различные вопросы, такие как открытие и функционирование школ, снабжение их мебелью и учебными пособиями, проверял

работу учителей, посещал переводные и выпускные экзамены, участвовал в проведении съездов учителей. Фактически был современным руководителем РОНО. В 1906 году в Буинске прошло два заседания Съезда, после обстоятельного обсуждения правового и материального положения было принято решение организовать профессиональный союз. С интересом узнал, что это было сделано «из-за нужды в самообороне от царящего произвола и безобразия со стороны администрации».

Благодаря стараниям и настойчивости Ильи Николаевича, в Симбирском уезде было построено 150 школ, а количество учащихся в них возросло до 20 тысяч. Для повышения самообразования учителей и просто жителей были открыты учительские библиотеки и избы-читальни. К началу создания ТАССР Буинский уезд был преобразован в Буинский кантон и вошел в ее состав.

– Как известно из истории, одной из задач инспекторов народных училищ было наблюдение и контроль за деятельностью народных школ для детей инородцев и благонадежностью учителей. Сами школы в основном были образованы для обучения грамотности нерусских народов, в первую очередь чувашей и мордвы, компактно проживающих на этой территории. Какие учебные заведения были для татар?

– В Буинском районе было много медресе, и сюда приезжали учиться из других краев, из Симбирской и Астраханской губерний. Самое известное медресе «Нурия», открытое еще в 1805 году. После пожара 1882 года для него на средства купца 2-й гильдии Шарипа Губайдулловича Муллина был построен целый комплекс, включая мечеть, два кирпичных и три деревянных здания. В разные годы в медресе учились писатели Зариф Башири, Шакир Мухаммадеев, Гумер Тулумбай, педагог и языковед Баки Халидов, доктор филологических наук, профессор Ленинградского университета Габдрахман Тагирзянов и другие видные представители татарской интеллигенции. С приходом Советской власти оно было закрыто и восстановлено в своем статусе только в 1996 году.

Двенадцать педагогов в «Нурие», кроме религиозных предметов, преподавали физику, алгебру, географию, логику, каллиграфию, арабский, татарский, персидский и русский языки. В одно время историю в нем преподавал один из видных педагогов Хади Атласи, в прошлом сам получивший здесь образование. Он развернул активную деятельность по обновлению системы образования, внедряя новые методы обучения. Он родился в 1876 году в деревне Нижнее Чеке Буинского уезда Казанской губернии (ныне Дрожжановский район РТ). Известный историк, депутат Государственной Думы II созыва Хади Атласи прекрасно осознавал, что без женского образования нет будущего татарской нации. Впоследствии в 1903 г., будучи имамом в селе Альметьево, нынешнем Альметьевске, он открыл школу для девочек.

– Последний раз мы встречались с Вами полтора года назад. Произошедшие с тех пор изменения в городе видны даже невооруженным глазом: открылся центр внешкольной подготовки, подготовлена площадка для строительства школы искусств. Какие изменения произошли за последний год?

– У педагогов Буинского района была мечта открыть свой Кванториум, однако мы пошли по другому пути и решили расширить спектр деятельности в рамках работы центра внешкольной работы и совместить 6 направлений, которые интересны детям: робототехника, авиамоделирование, судомоделирование, танцы, художественно-декоративное направление, экологическое воспитание. Мы долго думали с руководством о будущем системы образования. По инициативе экс-главы Буинского района, ныне заместителя Премьер-министра – министра сельского хозяйства РТ Марата Зяббарова было решено выкупить у частного лица несколько лет пустовавшее помещение, в котором затем провели капитальный ремонт. Этой весной педагоги заехали в новое здание центра внешкольной подготовки. Желающих настолько много (более двух тысяч учеников), что теперь появились структурные подразделения на базе ряда школ.

– Какой путь вы выбираете в системе образования: чтобы все школы находились на одном, но высоком образовательном уровне или чтобы у каждой из них при этом была особая специализация?

– Мы стремимся к тому, чтобы у каждой школы был свой путь, свое лицо, а у педагогов свои наработки. При этом ко всем предъявляются единые требования к качеству образования, участию в олимпиадах. Результатами ЕГЭ по итогам предыдущего учебного года мы остались вполне довольны: средний балл ЕГЭ по русскому языку составил 72,23; по математике – 65,28; по предмету по выбору – 62,96. Доля высокобалльников составила 37 процентов. По итогам олимпиад в районе у нас один победитель заключительного этапа республиканской олимпиады школьников по чувашскому языку и литературе и 25 призеров. Среди них призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, 11 призеров заключительного этапа республиканской олимпиады школьников «Путь к Олимпу» и 13 призеров заключительного этапа республиканской олимпиады школьников.

Если руководитель каждой школы сам выбирает профиль и направление, то с нашей стороны это только приветствуется. В Буинском муниципальном районе работают 32 общеобразовательных учреждения, а в самом Буинске по две школы, гимназии и лицея. Все они являются общеобразовательными. В школе им.Р.Сагдеева, в которой мы с вами были, имеются классы МЧС. Впервые как патриотическое направление у них начали реализовать движение «Юнармия». В школе №1 г. Буинска осуществляется углубленное изучение отдельных предметов. Однако все зависит от педагогов: если один год может быть языковое направление, то на другой – физико-математическое.

Через республиканский центр внешкольной работы мы получили стенды для оформления кабинетов «Юнармия». Ожидается поступление электронного оборудования по стрельбе, противогазы, муляжи и др. Многие учащиеся в техническом плане опережают своих педагогов и увлекаются робототехникой и дронами. Благодаря национальному проекту «Образование» в рамках программы «Точка роста», в селах Альшихово и Большие Бюрганы появилось оборудование, сегодня идет процесс получения лицензии на большие дроны.

– По сведениям сотрудников Института татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ, в Буинском районе живут представители различных национальностей – татары (61,5%), чуваши (29,1%), русские (8,9%).1 В связи с участившимися проверками со стороны Прокуратуры, педагоги озабочены своим будущим, поскольку тенденция последних лет свидетельствует о сокращении количества педагогов родного языка.

– Сегодня в нашем районе сохранена сеть национальных образовательных учреждений, в которую входят 15 школ с татарским языком. В них количество обучающихся за один учебный год несколько сократилось: 637 детей вместо 676 годом ранее. По желанию родителей 82 процента детей изучают татарский язык. Наш район многонациональный, поэтому вторым по востребованности является чувашский язык: в восьми школах с чувашским компонентом содержания образования обучаются 574 ребенка.

– Еще несколько лет назад Министерство образования и науки Татарстана критиковали за ведение рейтингов. С другой стороны, при формировании личностной траектории каждый педагог при желании должен знать потенциал того или иного учебного учреждения. Какой формат состязаний вы выбираете? Или у вас существует внутренний рейтинг?

– Это несколько провокационный вопрос. На самом деле еще несколько лет назад мы отошли от рейтингов. Вместо них проводятся конкурсы, которые связаны с подготовкой школ к новому учебному году. Единственный рейтинг есть в формате спартакиады школьников. В рамках августовского совещания мы обязательно награждаем победителей и вручаем премии. Абсолютно согласен, что ни одну школу нельзя сравнивать с другой, поскольку у каждой из них свой путь. К примеру, гуманитарную школу нельзя сравнивать с лицеями, специализирующимися по естественно-научному направлению. У учащихся лицеев баллы выше по точным наукам, у гуманитарных – по литературе, татарскому языку и другим направлениям. Особое внимание мы уделяем олимпиадному движению и участию в конкурсах воспитательного характера «Без бергә», «Я мастер», юнармейском и детском движениях, ориентированных на активизацию детей в общественном направлении.

Совместно с управлением культуры и спорта сейчас реализуем два проекта. Это велосипедные гонки, которые стилизуются под тематику праздника, к примеру, на День Победы в форме танка или самолетов, а зимой был проект создания стилизованных санок под военную технику. Мы это не прекращаем, поскольку проведения ежегодных спартакиад с профсоюзом педагогов с нетерпением ждут все учителя Буинского района. У нас сильная команда руководителей общеобразовательных учреждений не только в области знаний, но и в спорте. Для укрепления здоровья для руководителей ощеобразовательных учреждений есть такие конкурсные испытания, как бег и бег на лыжах.

– Во всем мире самая признанная профессия – стать ученым и работать в интеллектуальной сфере. Уроженец Буинского района известный во всем мире физик Роальд Сагдеев дал согласие, чтобы одна из школ носила его имя. Не планируете ли вы делать совместный с КПФУ или Иннополисом проект? Можно только представить, сколько татарстанцев, пройдя подобную научно-исследовательскую школу, станут учеными.

– На уровне муниципалитета подписано соглашение с Университетом Иннополис. Последние два года наши талантливые дети, которые владеют цифровыми технологиями, принимают участие в олимпиадах и конкурсах на уровне России, представляют Республику Татарстан. Один из наших учеников Владимир Журавлев стал призером международных соревнований по робототехнике, которые проходили в Китае.

– В 2019 году Министерство образования и науки Республики Татарстан участвует в реализации национальных проектов «Демография» и «Образование». В рамках национального проекта «Образование» республика принимает участие в реализации 5 федеральных проектов: «Современная школа», «Молодые профессионалы», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей». Согласно данным, полученное финансирование по проекту «Успех каждого ребёнка» в размере 8,5 млн руб. позволит отремонтировать шесть спортивных залов в школах Бугульминского, Буинского, Высокогорского, Заинского, Кайбицкого, Нурлатского районов. Какие еще планы стоят перед Вами?

– Все идет стабильно. Летом был проведен капремонт, закуплено и установлено необходимое противопожарное оборудование, в пяти городских школах оборудованы медицинские кабинеты, заменены вентиляционные системы и произошла замена фильтров для водоснабжения. В рамках национального проекта «Образование» предусматривается строительство новых школ и детсадов, поскольку в нашем районе существует большая потребность в их строительстве. Мы тщательно работаем над этим вопросом. Два из нынешних общеобразовательных учреждения – это школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов и лицей № 2 – сильно перегружены, учащиеся учатся в две смены, и очень тяжело организовать для них двухразовое питание. Все учебные учреждения необходимо перевести в одну смену. Это очень актуально, поскольку дети, желающие получить допобразование, фактически лишаются этой возможности. Сейчас для этих целей под строительство подготовлена земля. Совместно с исполняющим обязанности главы Буинского района Ранисом Камартдиновым и отделом строительства администрации Буинского района мы ищем подходящий проект. Очень хотелось бы построить школу по современному проекту с бассейном. В городе всего один бассейн, который сильно перегружен, а летом он очень востребован. Сегодня все отмечают, что из-за увлечения гаджетами и статического поведения у некоторых подростков наблюдается нарушение осанки. Как отец двух детей могу сказать, что им нужно плавать, висеть на турнике.

– В этом году во время вынужденных длинных каникул родители ломают голову над тем, чем занять детей. Традиционно летние три месяца – это проблема для родителей, у которых нет возможности отправить детей в деревню.

– Как и везде, летом в городских и в нескольких сельских школах работают пришкольные и трудовые лагеря, например «Чайка», рассчитанный на 80 детей, и «Бор» – на 180 детей. Раньше в июле традиционно проходила вторая смена лагеря «Сәләт». В прошлом году профильной смены не было. Эта молодежная организация периодически проводит свои мероприятия на базе школы им. М.Вахитова и СОШ им. Р.Сагдеева. Их учащиеся, активисты, постоянно выезжают на мероприятия, организуемые «Сәләт».

В ближайшее время запланировано строительство круглогодичного лагеря. Он будет находиться в направлении села Адав-Тулумбаево, где располагается выделенный земельный участок и сейчас осуществляются проектно-изыскательские работы.

Сюмбель ТАИШЕВА
Фотографии автора

Добавить комментарий