И. ХИДИЯТОВ: Численность детей не снижается

Сегодня школы штурмуют дети, родившиеся в период «беби-бум»а. Кода в одну только школу набирается по десять первых классов, вопросы в области просвещения, безусловно, должны решаться с расчетом на будущее. Ни для кого не секрет, что в Казани в данном направлении делается очень много. Даже если брать последние три года, то каждый год сдаются в эксплуатацию по дветри школы. Так, в 2017 г. сданы – 2, в 2018 г. 3 школы, а нынче откроют свои двери еще две – 185 и 186 школы. Первая, рассчитанная на 1224 учеников, расположена на улице Р. Гариева, недалеко от РКБ, а вторая, рассчитанная на 1500 детей, – в жилищном комплексе «Весна». «Разумеется, эти школы не могут в полной мере удовлетворить весь спрос, и поэтому пока нет прогноза, что в Казани преподавание будет проходить лишь в одну смену, – говорит начальник Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Ильнар Рузалович  Хидиятов. – В прошлом учебном году в 64-х школах учебно-воспитательные работы велись в две смены. Это говорит о том, что 18% всех детей обучаются во вторую смену. В последние годы в Казани численность детей увеличивается на 7-10 тыс. Если в прошлом году в школах столицы обучалось 128 тыс. детей, в этом году ожидаются свыше 136 тыс. учеников».

Перед августовской конференцией во время интервью с главным педагогом столицы Ильнаром Хидиятовым мы затронули эти и другие щепетильные вопросы, касающиеся данной сферы.

– Ильнар Рузалович, в школах обычно «цыплят» считают и весной, и осенью. К каким выводам подтолкнул нынешний весенний пересчет, т.е показатели ОГЭ и ЕГЭ, и вообще итоги   2018 – 2019 учебного года, по сравнению с предыдущими годами?

– Итоги нас радуют, так как, по сравнению с предыдущими годами, по многим предметам баллы повысились. Есть, конечно, отдельные предметы, показатели которых снизились, но это касается не только Казани.  Это связано с некоторыми изменениями в системе экзаменов.  В этом году в Татарстане и в пределах России выпускников, получивших на экзаменах выше 80 баллов, больше. Успехи, в первую очередь, мы  связываем со стабильной плодотворной работой, с другой стороны, эти показатели надо оценивать как возможность поступления на бюджетные места, предусмотренные вузами.

Второй параметр – это, безусловно, показатель прохождения через минимальный порог. Почему мы уделяем этому большое внимание? Потому что это показатель работы ребенка в течение 11 лет.  Это во многом определяет, куда он дальше пойдет и чем он будет заниматься. В то же время это показывает выполнение ФГОС. Основная задача школы – дать каждому ребенку качественное образование, чтобы он в полной мере смог освоить образовательные стандарты. Высокие баллы – это дополнительные плюсы для будущего ребенка. Только в случае прохождения порога минимального балла считается, что стандарт выполнен. Могу сказать, что и здесь есть большие изменения, по сравнению с предыдущими годами.  В прошлом году по математике и русскому языку у нас 36 детей не смогли пройти этот минимум.  Здесь я имею в виду только те основные обязательные предметы, по которым должны быть сданы экзамены, а не те, которые ученики выбирали сами. Получит ребенок в свои руки аттестат или нет, зависит от выполнения стандартов по этим двум предметам. В этом году через этот минимальный порог не смогли пройти всего 9 детей. К сожалению, на данный момент они не получили аттестат, хотя у них есть возможность в сентябре в дополнительный срок снова сдать экзамены и получить долгожданные документы. Но к этому времени сроки сдачи вступительных экзаменов истекут, и в этом году дети уже не смогут поступить в вузы.

– Мы часто упоминаем лицей № 131, IT-лицей КФУ, школу № 177, которые из года в год выпускают 100-балльников. Это результат высокой степени организации учебного процесса администрацией школы или же результат усилий одаренных от природы детей?

– Здесь важно и то, и другое. В первую очередь, надо сказать, что в городе сеть образовательных учреждений не одинакова. Скажем, в тот же IT-лицей КФУ, в физико-математический лицей № 131, в лицей им. Н. Лобачевского и в некоторые другие школы путем проведения экзаменов среди учеников VI, VII, VIII классов выбирают самых сильнейших, т.е. выходит, что, по сравнению с обычными школами, они работают с более продвинутым контингентом. Их результат работы в какой-то мере зависит от способности этих детей. В то же время необходимо, чтобы в коллективе были учителя, которые могли бы раскрыть и дальше развивать таланты одаренных детей.  Стоит также отметить, что при приеме в школу № 177, в татарскую гимназию № 2 экзамены не предусмотрены. Они обучают детей с I по XI  классы сами. Результаты так же высокие.  Здесь выделять роль самого ученика или же только учителя было бы неправильно.

ЕГЭ – это, в первую очередь, результат работы самого ученика.  Цель учителя – дать ребенку правильное направление, предложить нужный материал и помочь в подготовке к экзаменам. Результат же, как уже сказал, зависит от усердия и способности к восприятию ребенка.  В каждой школе отработана определенная система подготовки учеников к экзаменам. В коллектив набираются учителя, отвечающие этим требованиям. Администрация школы требует от них, чтобы работа велась на должном уровне. Но все же без возможностей ребенка высоких результатов добиться невозможно.

– На самом деле выпускник татарской гимназии №2 им. Шигабутдина Марджани при КФУ Рамиль Багавеев, который по результатам ЕГЭ набрал 399 баллов по четырем предметам (по 100 за физику, информатику и русский язык, а за математику он получил 99 баллов), разрушил миф о том, что, «обучаясь в татарской школе, невозможно сдать ЕГЭ успешно». Такие, как Рамиль Багавеев, – большая редкость. Есть ли в будущем интерес к 100-балльникам? Где они учатся в дальнейшем, какие вузы их интересуют, как у них сложилась карьера? Собирается ли информация о них в какие-либо  банки данных? 

– Безусловно. Мы каждый год наводим справки о том, куда поступают и какие вузы больше всего интересуют 100-балльников и победителей олимпиад.  Правда, есть среди них и те, кто уезжает в Москву, Санкт-Петербург, но не скажу, что их большинство. Если смотреть на результаты предыдущих лет, примерно 60 % выпускников остались учиться в Казани, а 40 % уехали в Москву, Санкт-Петербург, некоторые выбрали вузы соседних областей. Это уже медицина, искусство, атомная энергетика или же, возможно, вуз, специализирующийся в другом направлении.  В этом году 85 наших учеников стали победителями и призерами российских олимпиад. У них есть возможность поступить в любой вуз без экзаменов, т.е. без результатов ЕГЭ по тем профильным предметам, по которым они участвовали в олимпиаде.  Допустим, если ученик победил на олимпиаде по физике, то он может поступить в любой вуз, где требуется физика.   Для этого не важны другие результаты, достаточно лишь пройти через минимальный порог. Если смотреть с этой стороны, то стать победителем олимпиад кажется даже более выгодным.  Понятно, что и ученик, набравший 100 баллов по выбранному предмету, в основном тоже поступает на бюджет.

– Есть такое изречение: страна должна знать своих героев. Когда мы говорим о повышении престижа учителей, было бы целесообразно, показать через средства массовой информации педагогов, которые подготовили стобалльников.  Журнал «Мәгариф» к этому по возможности прикладывает усилия. Ведутся ли целенаправленные работы в этом направлении?

– СМИ специально такого заказа не давали.  После этого разговора я подумаю над этим вопросом. Это непременно надо делать. Используя возможности таких учителей, мы в течение года проводим с педагогами большую методическую работу. В методическом центре эти учителя делятся в рамках городских семинаров, образовательных курсов, на практикумах опытом. В этом случае мы их используем в качестве методистов. А что касается оценки их труда, мы каждого из них стараемся не оставить без внимания. В прошлом году первый раз организовали встречу этих передовых учителей с мэром города Казани с Ильсуром Раисовичем Метшиным. Ранее подобные мероприятия не проводились. Встреча получилась очень душевной, полезной для обеих сторон. В рамках беседы был большой обмен опытом. И родителям, дети которых по двум предметам набрали по 100 баллов, также были вручены благодарственные письма от имени  И.Р.Метшина. Сейчас уже можем сказать, что заложен фундамент такой прекрасной традиции. Мы планируем организовывать такие встречи каждый год в рамках августовского совещания.

– Вас, наверное, беспокоит и вопрос «подкрепления»  молодых специалистов, выбравших профессию педагога. Мы недавно побывали в школах Самары, Нижнего Новгорода.  В Нижнем Новгороде, оказывается, молодым учителям, которые, окончив институт, возвращаются в село, предоставляют либо машину, либо квартиру. А у нас не создаются новые системы гранта.

– Стараться оставить в школе молодого человека, получившего высшее педагогическое образование, – это одна из наших целей. В данном направлении в республике делается многое по линии Министерства образования и науки  РТ. Система грантов работает успешно. На сегодня в республике и для молодых учителей, и для старших учителей, и для учителей, работающих в инновационном направлении, предусмотрены денежные поощрения. За статистикой следим: число молодых учителей, которые остались преподавать в школах, из года в год растет. Нет сомнений в том, что это результат действия системы грантов. Сейчас среди учителей число преподавателей-мужчин растет, хотя и не настолько, как хотелось бы. В общем, они составляют лишь одну десятую часть от всего казанского педагогического сообщества.  В последние годы, наверное, замечаете, что соотношение учителей женщин и мужчин, участвующих на конкурсе «Сельский учитель», 50 на 50. Если смотреть победителей, то лидерство в руках ребят. В городе нет специальной программы по подкреплению молодых учителей в школах. Для учителей, чьи ученики в течение года начиная с муниципального этапа стали победителями и призерами республиканских олимпиад, предусмотрен специальный грант мэра города И. Р. Метшина. Он  дается раз в год и является доброй традицией в течение более десяти лет  (выдается с 2007 г.). Это стимул учителям для повышения ответственности за свою работу, за свой труд. В общем, в Казани каждый десятый учитель может удостоиться того или иного гранта. Среди молодых учителей их особенно много, поскольку, кто много ищет, тот и многое находит.  В изучении новых методик они тоже одни из первых.

Хочется затронуть еще одну сторону привлечения молодых педагогов в профессию учителя.  Это целевая подготовка молодых кадров.  Медалистов, успешно заканчивающих школу выпускников мы стараемся направить в вузы педагогического направления.   Для этого составляем договор с вузом и на основании спецнаправления предлагаем бюджетное место.  При таком подходе мы уже точно знаем, что через 4-5 или 6 лет, он вернется к нам как молодой специалист.  Студент также спокоен, так как заранее знает, где будет работать после окончания института. Таким образом, мы предлагаем гарантированное рабочее место. По-моему, для молодежи это эффективная мотивация, чтобы идти в педагогический вуз: во-первых, учиться на бюджете, во-вторых,  иметь гарантию работать по специальности.  Работа  по специальности – это важный показатель. В том числе и в системе образования. Есть случаи, когда к нам приходят люди, закончившие когда-то педагогические вузы, но при этом не работавшие ни дня в школе, и просят, чтобы мы их устроили на работу. При этом еще заявляют: “Хотел бы пойти в школу завучем или директором”. Если  нет опыта работы по своей специальности, какой же он  специалист? Таким образом, он не может работать в системе образования. Я считаю, что  очень важно, чтобы об этом знал каждый выпускник, который закончил высшее учебное заведение.

– В каких предметниках есть потребность сегодня? По каким предметам направляете учиться?

– В основном не хватает учителей начальной школы, физики, информатики, математики. Направления даем исходя из потребностей.

– Мы любим говорить, что Казань – третья столица. Дает ли нам возможность стоять рядом с Москвой или с Санкт-Петербургом та часть бюджета, которая отведена образованию?

– В первую очередь, надо запомнить, что Москва и Санкт-Петербург – это федеральные cубъекты. Казань – не субъект, а муниципалитет. Субъект у нас –
Республика Татарстан. Казани сложно соревноваться с двумя столицами по вопросу бюджета. Здесь надо исходить не из суммы, а из процентного соотношения. Так наши возможности покажутся еще больше, чем в Москве и Санкт-Петербурге, потому что на сегодня 67 % бюджета Казани отводится на образование. Это очень высокий показатель, и с каждым годом он увеличивается. Сюда входит все: и зарплата учителей, и коммунальные выплаты учреждений, и школьное питание, и капитальный ремонт учреждений. Вот с этой точки зрения мы можем назвать себя лидерами. А если сравнить Казань с результатами  в системе образования, то, конечно, мы на самом деле смело можем равняться с Москвой и Санкт-Петербургом.  Если мы и отстаем от них по численности, то по тем же результатам олимпиад мы с ними наравне. И впредь будем работать в этом направлении. Десять лет тому назад в городе организовался центр, работающий с талантливыми детьми города. Сейчас мы собираем плоды. Из года в год результаты улучшаются.  Нашим успехам, по сравнению с другими регионами и миллионными городами, на самом деле можно завидовать.

– Теперь взор и учеников и родителей направлен на новые комфортабельные полилингвальные школы. На улице Бондаренко строится такая школа.  Знаем, что планируются и вторая такая школа. Как вы думаете, увеличится ли в будущем число таких учреждений?  

– Да, полилингвальное образование – требование времени. Родители хотят, чтобы их дети свободно общались на нескольких иностранных языках, были образованными и способными к конкуренции. В полилингвальных центрах учебно-воспитательные работы будут вестись на татарском, русском и английском языках. По выбору можно будет учить  испанский, китайский, турецкий, арабский и другие языки.

На настоящий момент в Казани начато строительство школы, которая рассчитана на 2500 детей. Ее открытие планируется на 1 сентября 2020 г. На следующий год в жилищном комплексе «ХХI век» планируется строительство такого же полилингвального комплекса.  Надеемся, что ввод объекта в эксплуатацию состоится в 2021 г. В целом, в республике запланировано строительство шести таких комплексов  (Альметьевск, Наб. Челны, Нижнекамск, Елабуга), два из которых будут в Казани.

– Возле РКБ быстрыми темпами застраивается новый микрорайон. Устраивать ребенка в школу здесь стало проблематично. Скажем, в прошлом году для того, чтобы записать ребенка в первый класс, родители с вечера разворачивали палаточный городок и всю ночь выстраивались в очередь. Ильнар Рузалович, как Вы думаете, освободит ли от такой напряженности новая школа, которая строится в этом микрорайоне?

– На самом деле, в новых строящихся микрорайонах, в том числе в жилищных комплексах близ РКБ и в «Солнечном городе» в первую очередь, большая потребность в детских садах и школах. Как известно, за последние 10 лет здесь работает единственная школа № 35, рассчитанная на тысячу учеников. На сегодня количество детей возросло вдвое. Наконец, рядом с этой школой появилась и новая на 1224 детей. Мы с нетерпением ждем, что 1 сентября она откроет свои двери. Несмотря на то, что по проекту предусмотрено пять первых классов, на данный момент их количество возросло до десяти. Вместе с тем рассматривается постройка еще одной школы неподалеку, земельный участок для нее уже определен.

К сожалению, это не единственные микрорайоны, страдающие нехваткой учебных заведений. Школа в микрорайоне «Радужный», которая открылась в прошлом году, из-за большого количества детей-первоклассников, так же испытывает нехватку мест. В эти дни мы ждем не дождемся начала строительства там еще одной школы. Безусловно, открытие новых школ в какой-то степени смягчит эту напряженность. Подытожив, хочу сказать: с одной стороны, проблема нехватки мест в казанских школах хоть и беспокоит, но с другой стороны, мы рады каждому ребенку.

– Ильнар Рузалович, большое спасибо за  содержательную беседу.

Расиха ФАИЗОВА

Добавить комментарий