Конвертация знаний в навыки

В известных майских указах президента России Владимира Путина среди прочих была поставлена задача обеспечить вхождение отечественной системы общего образования в десятку мировых лидеров. Для достижения этой цели необходимы коренные изменения принципов преподавания в средней школе.

Школа – это, прежде всего, учителя. Они являются каналом передачи знаний и одновременно отвечают за их оценку. Без изменения ментальности школьных учителей всякие изменения её структуры, а также планы по её развитию теряют смысл. Именно эту амбициозную задачу должен решить созданный на базе Института психологии и образования КФУ Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Татарстана. Об основных принципах работы этого Центра нашему изданию рассказал его руководитель, профессор КФУ, доктор экономических наук Раис Шайхелисламов.
В КФУ накоплен определенный опыт по реализации мероприятий для прохождения в рейтинг ТОП-100 мировых вузов по направлению «Образование». Казанский Федеральный университет поднялся на 94 позицию в списке лучших вузов мира предметного рейтинга Times Higher Education World University Ranking 2019/2020. Стоит отметить, что подобными достижениями пока не может похвастаться ни один из российских вузов.
Стремление к лидерству в международной конкуренции сейчас должно присутствовать и в системе общего образования. Это очень важный момент, поскольку данные, полученные в ходе исследований PISA-2018, позволили обнаружить отрицательную динамику показателей российских школьников по многим позициям. Так, средний балл российских школьников по естественнонаучной грамотности в 2018 году составил лишь 478 баллов (33 место в рейтинге ОЭСР), это значительно уступает результатам сверстников российских школьников из Китая, Сингапура, Китая, Эстонии и др.
К сожалению, до сих пор нет положительной динамики по качеству общего образования. Так, по сравнению с предыдущим циклом исследования, проведенным в 2015 году, потеря позиций по математической грамотности составила 6 баллов (30 место в рейтинге ОЭСР, 488 баллов). По читательской грамотности российские школьники в 2018 году показали результаты, сопоставимые с показателями 2012 года — 479 баллов (31 место в рейтинге ОЭСР). В соответствии с данными Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) и Института стратегии развития образования Российской академии образования, по этому показателю Россия спустилась на 16 позиций ниже, чем в 2015 году.
Следует отметить, что в настоящее время международное научно-педагогическое сообщество под качеством общего образования все больше и больше понимает уровень развития функциональной грамотности школьников. Созданный на базе КФУ Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников также придерживается этой точки зрения и ставит перед собой задачу оказать содействие татарстанскому учителю (в том числе будущему) и школьнику в достижении высокого уровня функциональной грамотности. Это наиболее актуальная задача, стоящая перед системой общего образования.
Функциональная грамотность – это способность применить полученные знания в жизни. Она имеет несколько аспектов – читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление и т. д. Например, математическая грамотность подразумевает способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Развитие функциональной грамотности предполагает смещение акцента в учебных программах с сугубо теоретических знаний на практические навыки.
Измеряя уровень функциональной грамотности, специалисты Центра будут опираться на методику оценки образовательных достижений учащихся, применяемой в международных исследованиях PISA (Programme for International Student Assessment). Если говорить в самом общем виде, то PISA представляет из себя всемирно признанный тест, оценивающий функциональную грамотность 15 летних школьников. Тестирование проходит раз в три года. Однако нам в ситуации догоняющего развития имеет смысл работать над внедрением функциональной грамотности непрерывно.
Для этого предлагается использовать опыт тех стран, которые уже много лет занимают лидерские позиции в данной международной программе. Речь идет о Сингапуре, Эстонии, Финляндии и Канаде.
Разумеется, чтобы научить функциональной грамотности учеников школьный учитель должен сам ею обладать. Помочь ему освоить эти сложные навыки – главная задача Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педработников РТ.
Любой учитель, желая пройти подготовку в Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педработников РТ, имеет возможность заявить о своих планах администрации своего учебного заведения или в соответствующую структуру муниципального органа управления образованием. В дальнейшем муниципальные органы управления образованием могут включить данного учителя в соответствующие разнарядки по повышению квалификации педагогических работников, сформированные Министерством образования и науки Республики Татарстан.
Особое внимание в работе Центра будет уделено не традиционным массовым способам обучения, а составлению индивидуальных образовательных маршрутов для слушателей, использованию в образовательном процессе активных методов обучения, смешанных форм обучения, которые наиболее эффективны для работающего учителя.
В целях формирования устойчивой, конкурентоспособной системы развития функциональной грамотности школьников с 2020 года предстоит разработать и реализовать систему корпоративного обучения работников образования с одновременным охватом представителей республиканских, муниципальных органов управления образованием, управленческих команд школ, руководителей методических объединений, учителей (начальных классов, математики, физики, химии, биологии, информатики, технологии, обществознания) с глубокой проработкой вопросов взаимодействия всех уровней управления образованием и педагогических работников.
Центр оснащается современным высокотехнологичным оборудованием. На это выделено более 40 млн рублей. Благодаря установленному программному обеспечению занятия для педагогов могут проходить удаленно. Что особенно актуально в период эпидемии коронавируса.

Добавить комментарий