Лучезарное сияние Риммы Юсуповой

Получив приглашение на Языковой форум, проводимый в Москве Федеральным агентством по делам национальностей, решила посмотреть в интернете, куда можно сходить после завершения мероприятия. Оказалось, что Всероссийский музей декоративного искусства в октябре-ноябре представляет персональную выставку Риммы Юсуповой, и название у этой выставки интригующее — «Свечение цвета». Стоило мне написать Римме Хамзаевне в фейсбуке, как тотчас получила приглашение посетить ее выставку.

Увидев старинное здание, я остановилась перед стендом около входа и прочитала о его интересной истории. Оказывается, музей декоративного искусства расположен в «доме Остермана» недалеко от Цветного бульвара. Глядя на здание XVIII века в самом центре столицы, которое пережило пожар 1812 года и революции, я подумала, что, наверное, это была резиденция какого-нибудь видного дворянского рода. Действительно, со второй четверти XVII века загородная усадьба принадлежала боярам Стрешневым, а в 1783 году перешла по наследству графу И.А. Остерману. Здание было национализировано в 1918 году. После Великой Отечественной войны здесь какое-то время размещался Президиум Верховного Совета РФСР и Совет Министров РСФСР. Вот теперь именитый особняк передан музею.

Мы с членом Московского Союза художников и Союза художников России Риммой Юсуповой условились встретиться на третьем этаже, где в одном из залов музея проходит её персональная выставка «Свечение цвета» — живопись по шёлку Риммы Юсуповой. Из информации на персональном сайте rimmayusupova.ru и сайте Ассоциации художников декоративных искусств Московского союза художников я узнала, что ее творческие достижения отмечены медалью Российской Академией художеств, Почётной грамотой Министерства культуры РФ, Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, Почётным знаком-медалью Московского Союза художников секции АХДИ. Пока я ожидала прихода художника, успела пройтись по залу и посмотреть работы, выполненные в технике текстильной росписи. И вдруг в дверях появилась красивая степенная женщина с красивым профилем и горделивой осанкой. Своей статью она напомнила мне Анну Ахматову, как будто сошедшую со старинных фотографий.

– Римма Хамзаевна, мои небольшие знания в области искусства подсказывают, что в вашей экспозиции представлены работы разных лет…

– Провести персональную выставку, на которой собраны картины разных лет, оказалось непросто. Сегодня эти коммерчески успешные работы находятся в музеях и в личных коллекциях по всему миру. Ведь зачастую ко мне обращаются интерьерные дизайнеры с просьбой подобрать соответствующую работу, чтобы она стала центром оформления интерьера комнаты или пространства.

На выставке представлены работы, которые создавались на протяжении тридцати лет. Это серия работ «Лес и лучи солнца», «Экология и сила природы», «Дыхание гор», «Пионы», «Моя Москва. Московские окна».

Одна из ключевых тем во всех представленных работах – это свечение цвета. Все передается через призму света. К примеру, триптих «Утро, день, вечер» отображает три состояния дня. Со студенческих лет я активно путешествовала по стране, рисовала с натуры, с увлечением работала в фондах разных музеев страны, где собирала материал по народному искусству для дальнейшего воплощения в текстильном рисунке.

– Академик Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор Людмила Крамаренко написала о вашем творчестве: «Владение спецификой текстильной палитры позволяет Юсуповой передавать сложные оттенки изображаемых объектов, растительных мотивов, состояний природы, фантастических явлений и наполнять их внутренним смыслом и живым дыханием». Где вы освоили эту технику?

– После окончания школы я мечтала получить образование в Строгановке, однако, когда увидела выставку студенческих работ факультета Прикладного искусства студентов, захотелось учиться на отделении Художественного текстиля в Московском текстильном институте, ныне это Университет им. А.Н. Косыгина. Попасть в него было сложно из-за высокого конкурса, меня отобрали из 26 претендентов. После его окончания с отличием в 1977 году более двадцати лет я проработала в Комбинате декоративно-прикладного искусства Художественного фонда РСРФ в творческой мастерской текстильного рисунка. Звучит, конечно, как-то странно – комбинат, а их было целых пять: живописный, монументальный, графический и другие. Ещё нужно было получить приглашение, чтобы попасть туда работать. Говоря современными словами, конкуренция была очень высокой. После того, как меня избрали бригадиром, я отвечала за программу и работу всей нашей группы. Мной были разработаны рисунки для текстильной промышленности Советского Союза, созданы авторские эскизы для оформления интерьеров, костюмов, шалей в технике ручной росписи по натуральному шёлку.

Мое прекрасное образование, богатый творческий опыт, полученный в процессе неустанной художественной деятельности, в дальнейшем дали возможность преподавать в двух вузах — в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана на отделении «Промышленный дизайн» второго высшего образования, где преподавала живопись, и в Московском Государственном университете технологий и управления им. К.Г. Разумовского. Для того чтобы поделиться своим профессиональным опытом, я написала пособие по рисунку «Голова человека», разработала и опубликовала Учебно-методические программы по художественным дисциплинам. Написано и опубликовано множество научных статей, а также научная статья в коллективной монографии системы РИНЦ. Сейчас продолжаю обучать студентов-дизайнеров основам живописного мастерства и другим творческим дисциплинам.

– Ваши работы созданы исключительно в технике живописи по натуральному шелку. Все они будто насквозь пронизаны светом и воздухом…

– Мне очень нравится архитектура, пейзаж за окном, а ещё …пионы. Пион – мой самый любимый цветок! Он восхищает и восторгает меня до глубины души! Мой пион должен быть завораживающим, роскошным, обладать сечением, усиливающим его фантастическую красоту цвета и неповторимую пышную форму. В Китае пион — императорский цветок, он является символом души женщины, любви и богатства. Он обладает мощной энергетикой. Когда я творила на шёлке, очень сильно хотелось, чтобы душа светилась. В какой-то степени пион – это мой автопортрет на разных этапах жизни. Женщина-мать, по своей природе, дает силу и энергию всему живому, жизнь всему человечеству. Так вот изображением пиона мне хотелось продемонстрировать олицетворение свечения души матери.

– На получение образования и выборе профессии большое влияние оказывают родители.

– Моя мама — уникальный человек. Ее родной брат Юсупов Рафаиль, окончивший музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова в Москве по классу скрипки, пошёл добровольцем на фронт. Вскоре пришла повестка о том, что он пал смертью храбрых под Волоколамском. Невозможно передать переживания бабушки простыми словами. Когда исполнилось 18 лет, моя мама – Раиса Шакировна Юсупова, желая отомстить фашистам за любимого брата, добровольцем ушла на фронт. Как передовую комсомолку её призвали в Женскую Армию Первого Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Мама была зенитчицей! Хотя мамина мама очень сильно отговаривала её от этого поступка.

Мои родители оба были родом из Пензенской губернии, а мы — их дети -родились в Москве. Несмотря на это, обожаю Пензу. Была очень счастлива, когда меня в 2017 году пригласили показать выставку своих работ в залах одного из лучших музеев России. В этом городе проживает мой двоюродный брат — Почетный гражданин Пензенской области Нариман Альбертович Юсупов.

На мой взгляд, Пенза — один из культурных центров России. Здесь расположено Пензенское художественное училище — одно из старейших художественных учебных заведений страны, основано в 1890 году на средства (свыше 300 тысяч рублей, колоссальные по тем временам деньги!), завещанные пензенским губернатором, генерал-лейтенантом Н.Д. Селиверстовым на предмет учреждения рисовальной школы наподобие Штиглицевской. Открыто в 1898 году. За сто лет училище окончили свыше пяти тысяч человек. Среди них выдающиеся художники: В.Е. Татлин, А.В. Лентулов, В.Д. Фалилеев, Г.К. Савицкий. До революции учебное заведение носило имя Николая Дмитриевича Селиверстова, а ныне это уже Пензенское художественное училище и музей им. Константина Аполлоновича Савицкого, первого его директора.

С именем художника, Действительным членом Императорской Академии Художеств К.А. Савицкого связан ещё один исторический памятник, расположенный в центре города – это Губернский дом, построенный в 1790 году. В настоящее время здесь располагается один из корпусов Пензенской областной картинной галереи им. К. А. Савицкого. Именно там, в залах Губернского дома, была представлена экспозиция моей персональной выставки. На открытии выставки директор музея К.В. Застрожный отметил, что моя персональная выставка будет проходить одновременно с выставкой «Сальвадор Дали, Марк Шагал. Графика из частных коллекций Германии», картинами из фондов музея Ивана Айвазовского к 200-летию художника и выставкой картин, также из фондов музея, уроженца города Пензы Аристарха Лентулова!

Мой отец, участник Великой Отечественной войны переехал в Москву к брату и сестре в 14 лет. Наших тут много. Здесь проживал мой родной дядя Фуат Шакирович Юсупов, который руководил Московским татарским центром.

– С древних времён татары оставили неизгладимый след в истории Москвы. Историки пишут, что из Замоскворечья начиналась дорога в Золотую Орду. До сих пор о той эпохе напоминают названия двух улиц – Большая и Малая Ордынка. Есть Большие и Малые татарские улицы, Толмачёвский переулок (тылмач – переводчик). По вашим картинам понятно, что у Вас есть своя Москва. Так она и называется эта серия работ: «Моя Москва. Московские окна». Очень похоже, что это взгляд художника из огромных деревянных окон на Москву.

– Я обожаю Москву, мне очень нравится гулять по улицам, изучать татарские названия старинных улиц, встречающихся в центре Москвы. Моя сестра жила на Арбате. Мы любили прогуливаться по Арбату. Случайно или нет, моя жизнь связана с Таганкой. Могу сказать, что я родом с Таганки. Так вот, Таганская площадь получила свое название от татарского слова «таган», что означает треножник для приготовления пищи на костре. На триптихе «Московские окна» изображён вид из окна, которое выходит на улицу Талалихина, освещённую солнцем в разное время суток. Эту улицу хорошо помню с детства. На другой картине «Два неба» изображён пейзаж, открывающийся из окна моей мастерской на Фрунзенской набережной. Он пронизан ярким солнцем и его расходящимися лучами.

– Невозможно не восхищаться вашей статью истинной дворянки. Была ли у вас возможность исследовать свое генеалогическое древо?

– Этим вопросом занималась моя мама, а затем мой дядя, известный журналист Альфред Юсупов, который проживал в Ульяновске. К сожалению, судьба записей пока неизвестна. Может, он что-то успел передать своим детям.

Я очень горжусь своей старшей сестрой Румией Шатиловой. Она была любимой моделью Вячеслава Зайцева и взяла творческий псевдоним Руми Рэй. Вы, наверное, знаете, что «Рэй» означает луч солнца. Она была очень яркой и талантливой. Ведущий модельер был восхищён её грацией, пластикой, артистичностью, современным образом и красотой! В творческой среде её часто называли Шахиней не только за потрясающую внешность, но и за крутой нрав. До последних дней (она прожила всего 68 лет) Румия занималась организацией праздничных мероприятий, написанием мемуаров, постоянно участвовала в телевизионных шоу, посвящённых моде, всегда поддерживала дружеские отношения с выдающимся кутюрье Вячеславом Зайцевым. Ее дети разъехались по миру: старшая дочь Мариам живёт в Калифорнии и занимается бизнесом, младшая дочь Анечка живёт и работает в Сингапуре, сын Сергей Шатилов является профессиональным певцом. Его назвали в честь деда – видного военного и политического деятеля, генерала-лейтенанта Сергея Савельевича Шатилова, свекра моей сестры. Во Время Великой Отечественной войны генерал-лейтенант Шатилов был, в сущности, вторым человеком в статусе заместителя начальника Политуправления Брянского и Воронежских фронтов, затем Первого Украинского фронта под командованием Маршала И.С. Конева. После войны С.С. Шатилов возглавлял Комитет по делам искусств. Был назначен Наркомом культуры по музыке.

Муж моей сестры Эдуард Сергеевич Шатилов увидел Румию на одном из показов мод в Общесоюзном доме моделей на Кузнецком мосту и был поражен её красотой. Эдуард Сергеевич был очень умным, имел превосходное образование, занимался спортом, обладал прекрасной внешностью. Окончил математическую школу на Арбате с золотой медалью, учился в МГУ на мехмате, затем блестяще окончил военную Академию им. Жуковского, был полковником, инженером авиации. Он преподавал Высшую математику, был куратором первых космонавтов, в том числе Ю.А. Гагарина в военной Академии им. Жуковского. Дети сестры, её внуки и мой сын очень близки.

По образованию мой сын Андрей — графический дизайнер, художник, член Московского Союза художников и Товарищества Союза художников России. Учился в школах с углублённым изучением предметов на английском языке, окончил школу при Московском архитектурном институте МАРХИ, поступил и окончил РГСУ, отделение «Графический дизайн» кафедры «Дизайн». Имеет музыкальное образование — окончил музыкальную школу им. Мясковского, ныне им. Шопена, по классу «Фортепиано». Увлекается эстетикой автомобильного дизайна. Им написаны и опубликованы статьи об уникальных автомобилях в ведущих отечественных и зарубежных автожурналах. Но самая большая его страсть — это организация и проведение автомобильных фестивалей и автошоу, таких как «Автоэкзотика», «Март шоу» и др., проводимых в Тушино, на Поклонной Горе.

– Римма Хамзаевна, свет, он всегда дает перспективу. Была ли Ваша экспозиция в Казани? Какие выставки вас ждут в будущем?

Мой брат, замечательный родственник и большой друг — известный писатель, поэт, международник, арабист, полиглот, большой знаток и почитатель искусства Марат Акчурин очень хорошо относится к моему творчеству. Особенно ему нравится серия «Московские окна». Мне бы хотелось воспользоваться случаем и показать свои работы в Америке. Что же касается нашей страны, то мне доставляет большую радость устраивать региональные выставки. Стыдно признаваться, что до сих пор не довелось побывать в Казани. Мечтаю увидеть этот уникальный город. Как только поступит предложение организовать персональную выставку, с большим удовольствием приеду в лучезарную Казань.

В конце нашей встречи ее сын, графический дизайнер Андрей поделился своим пониманием и отношением к искусству своей мамы — удивительного художника Риммы Юсуповой: «Моя мама — очень светлый, теплый человек, который всегда дарит приятные эмоции. Разные люди используют искусство по-разному, в основном для самовыражения, кто-то для проекции актуальных тем. Есть люди, их достаточно мало, которые стремятся через свое искусство, через этот огромный труд, через профессионализм проектировать эмоции, передать чувства. Работы моей мамы – это как раз такой случай. Всегда приятно, когда в нашей жизни есть свет, солнце даже в зимний день.

Сюмбель ТАИШЕВА

Добавить комментарий