Логотип Магариф уку
Цитата:

«Лучшая тактика – доверие и комплексная терапия»

На одном из совещаний с педагогическими работниками в правительстве республики был отмечен рост употребления нарокосодержащих препаратов среди несовершеннолетних. К сожалению, занятость родителей, в н...

На одном из совещаний с педагогическими работниками в правительстве республики был отмечен рост употребления нарокосодержащих препаратов среди несовершеннолетних. К сожалению, занятость родителей, в некоторых случаях, отсутствие полноценного контакта с ребенком, которые в прошлом году были многократно усилены дистанционным форматом обучения, введенным в связи с распространением коронавирусной инфекции, приводят к тому, что зависимость подростка обнаруживается только спустя 3-4 года после первого употребления запрещенного вещества.
Безусловно, с этой проблемой сталкиваются не только родители, но и педагоги. Трудно преподавать учебный материал человеку, которому ничего не интересно, которого мало что волнует.
Многие, попав в эту сложную ситуацию, опускаю руки. Они остаются наедине со своей проблемой, и поэтому сами испытывают стресс. Однако есть специалисты, которые помогают с решением проблемы.
О том, как справиться с этой бедой и найти выход, журнал «Магариф» побеседовал с клиническим психологом, работающим с зависимостями, Ольгой Камаевой.
 
- Каковы признаки употребления наркотиков у подростков? Какие из них более явно указывают на проблему, а какие вполне могут оказаться ложной тревогой?
 - Это могут быть как изменения поведенческих реакций, так и физиологические изменения, которые отражаются во внешнем виде подростка. Например, покрасневшие белки глаз, расширенные либо суженные зрачки. Один из признаков – заторможенность реакции или, как говорят иногда, стеклянный взгляд. Также снижение и повышение аппетита и связанная с этим изменения в весе в любую сторону тоже могут свидетельствовать о пагубном пристрастии ребенка. Сюда же относятся признаки нездоровой кожи, покраснение, зуд, тяжелая походка, повышенная жажда… Слишком оживленная мимика или, напротив, маскообразное выражение лица, внезапное изменения темпа речи. Разумеется, отличительным признаком употребления психотропных веществ может служить характерный запах.
Дополнительный фактор, который должен заставить насторожиться, - если подросток начинает носить многослойную одежду с длинными рукавами. Даже в домашней обстановке. Так, возможно, он пытается скрыть следы от инъекций. Однако, если подросток всё-таки вводит запрещенные вещества внутривенно, особенно, если он занесет инфекцию, то естественно следы скрыть невозможно. И это самый главный, наиболее явный признак употребления наркотиков.
У употребляющих, как правило, наблюдается резкая смена окружения. Старые товарищи по школе или спортивной секции его уже мало интересуют. Новые знакомые асоциального поведения должны насторожить родителей.
Также обеспокоенность у родителей может вызвать смена интересов ребенка без объективных причин. Например, он внезапно отказывается от посещения ранее любимого кружка. Возможно, это связано с тем, что все свободное время у него уходит на новое опасное «увлечение».
Конечно, такие психологические феномены, как резкая смена настроения и продолжительная депрессия также служат маркерами употребления запрещенных веществ. Подросток в этих условиях может демонстрировать вялость, сонливость. Например, школьник может проспать весь день. Он становиться замкнутым, скрытым, желающим уединиться за закрытой дверью. С другой стороны, вполне прогнозируема повышенная агрессивность.
Ещё один признак – резкое снижение успеваемости, сопровождающееся регулярным пропуском занятий. Возможно, конфликтами с учителями и другими учениками.
Стоит особо отметить один важный момент: у употребляющих наркотики со временем моральные ценности нивелируются.
 
- Каковы факторы риска, которые обычно приводят подростка к употреблению? Можно ли заранее минимизировать их влияние?
 - К основным факторам риска я бы отнесла различные формы конфликтов со сверстниками и со взрослым окружением. Это могут быть буллинг, насилие над подростком, сложные отношения в образовательном учреждении.
Часто такие подростки воспитываются в изначально неблагополучных семьях, и к употреблению их подталкивают внутрисемейные конфликты. Развод родителей, употребление алкоголя родителями, пренебрежение потребностями ребенка, психологическое, а также прямое физическое насилие над ребенком – весь подобный травматичный опыт глубоко им переживается. Он способен привести к употреблению. Тоже относиться к сексуальному насилию и незапланированной беременности.
Конечно, некоторые проблемы романтического свойства, безответная влюбленность, из которых подросток ищет выход и не может найти, тоже могут вызвать эти же негативные последствия. Проблема верности, скажем, в дружбе тоже глубоко переживается подрастающим поколением.
Также употребление может вызвать чувство стыда. Например, когда подростка поймали на воровстве. Сюда же относятся такие сильно переживаемые в юном возрасте вещи, как исключение из школы или большие проблемы с учебой.
Банальный страх перед экзаменом, перемешанный с низкой самооценкой, тоже может стать союзником наркотиков. Часто юноша или девушка не могут точно самоопределиться, и у них происходит некая идеализация успеха. Они сравнивают свои достижения с требуемыми, по их мнению, со стороны окружающих. И часто не в свою пользу.
Важное значение имеет характер ребенка, который определяет его способность адаптироваться к внешним психологическим воздействиям. Излишняя мягкотелость и замкнутость – тоже факторы риска.
Отсутствие внимания со стороны значимых для подростка людей и безразличие к его судьбе могут подтолкнуть подростка к наркотикам. Ребенок может просто мстить близкому человеку, желая привлечь его внимание, вызвать у него сочувствие.
Одиночество, страх наказания, непонимание, боязнь насмешек… в общем, факторов, способных привести к столь печальному результату, довольно много.
Психические заболевания, безусловно, повышают риск употребления психоактивных веществ.
Подростка может принять и поддерживать именно та среда, где он впервые пробует запрещенные вещества. Там он может почувствовать себя востребованным. В отличии от семьи или, скажем, школы. Поэтому так важно вовремя удовлетворять психологические запросы подростка. Если семья, референтная группа, тренер в спортивной секции или кто-нибудь другой помогают ребенку почувствовать свою значимость, то, соответственно, риск того, что он начнет употреблять психоактивные вещества, значительно уменьшается. Ведь подросток думает, что через употребление он сможет решить свои проблемы.
 - Если подозрения есть и серьезные, стоит ли выяснять всё до конца? То есть можно ли просто поговорить с подростком по душам или надо именно заставить его пройти соответствующий тест? Или есть ещё способы?
 - В такой ситуации близким людям стоит попытаться не брать на себя роль прокурора. Им надо попробовать выступить как друг, если такое вообще возможно.
Часто для подростка группа, к которой он принадлежит, более значима, чем родители. Отсюда вывод: на контакт он лучше пойдет с тем, кому больше доверяет.
Чтобы помочь своему ребенку, родитель сам должен быть в ресурсе. Для этого и требуется работа со специалистом. Перед родителем стоит задача максимально экологично и деликатно донести до подростка, что ему предстоит знакомство со специалистом. Надо объяснить ему, в чем заключается работа психолога. Ключевая мысль – кто-то должен направить его, подсказать употребляющему подростку, как выйти из этого положения. Надо обязательно проговорить принцип врачебной тайны. Все, о чем говорится в кабинете психолога, остается здесь же. Сам факт посещения психолога не афишируется, о нем знают только в семье.
Это важные моменты, которые нужно обговорить в семье, чтобы ребенок был откровенен со специалистом. Только так можно начать решать те проблемы, которые, возможно, привели к употреблению. Не проработав те вопросы, которые привели его в тупик, нельзя помочь ему отказаться от наркотиков.
Главное, довести подростка до компетентного специалиста. Это может быть психиатр-нарколог, психолог, работающий с зависимыми, психолог, работающий с подростками. Если такой специалист не сможет помочь самостоятельно, он направит пациента дальше, к другим специалистам и в соответствующие лечебные учреждения. В любом случае, он сможет правильно начать разговор. А далее он поймет в каком направлении надо оказывать помощь, прежде всего, начет профессионально искать причины употребления.  
 
  - Если проблема всё-таки подтвердилась, то что в первую очередь следует предпринять родителям?
 - Как бы это парадоксально не прозвучало, но гиперопека, тотальный контроль в этом случае могут ещё больше усугубить ситуацию. Подросток желает доказать себе и окружающим, что он взрослый. Сюда примешиваются желания отомстить, сделать назло.
Лучшая тактика – попытаться восстановить доверие со стороны ребенка. Поэтому родителям часто тоже рекомендуют взаимодействовать со специалистами. Например, начать ходить на психологические группы для родственников.  Очень важно узнать об опыте других людей, столкнувшихся с аналогичными проблемами. Возможно, это поможет по-новому взглянуть на собственные трудности.
Также родителям надо понимать, что для детей 10-14 лет – это период осваивания партнерских отношений, других горизонтальных связей. Это необходимый этап взросления, подготовки к большой жизни. Приверженность подростка к группе вполне естественна. Таким образом подросток приобретает важные навыки. Например, учится завоевывать авторитет. Или решать конфликты, хранить верность, переживать предательство. Это надо учитывать и принимать. Очень важно поддерживать подростка. Но, подчеркну один момент, поддерживать его участие только в здоровых компаниях.
Обязательно надо предложить подростку альтернативу. Чтобы искоренить пристрастие к наркотикам, человеку надо дать что-то взамен. А для этого желательно знать, «чем дышит ребенок», что он любит, чем бы хотел заниматься, в чем его таланты и способности. Ребенок должен проявиться как личность. Это поможет ему укрепиться на пути к здоровому образу жизни.  Отправная точка тут – что-то более приятное, более интересное для самого подростка. Необходимо определить те цели, которые подросток хочет и может достичь. Возможно раньше не была поставлена такая цель. Или цель была поставлена неправильно. Или задачи на пути достижения этой цели выполнялись плохо.
Подсказать конкретный алгоритм и побудить подростка заняться достижением своих целей поможет специалист. Но основная ответственность по поддержке ребенка ложится на тех, кто рядом.
Родителям требуется сохранять спокойствие в этой ситуации. Проявлять дружелюбие. Быть в разговорах настроенными на конструктивное решение. Возможно, толика юмора поможет заслужить доверие ребенка. Это поможет изменить атмосферу в доме на благоприятную. Что тоже очень важно.
Внутри семьи надо прокладывать мостики, по которым в будущем можно уйти от этой проблемы
 
 - Поведение родителей способно, если не оградить ребенка полностью от наркотиков, то хотя бы не предоставить ему повода их попробовать?
 - Взрослым важно понимать, что, например, гормональные изменения неизбежны. Более того, они естественны и нужны. Это один из факторов роста. Через это просто надо пройти.
В подростковом возрасте человек попадает в двойственную ситуацию. С одной стороны, он лишен привилегий детского возраста, от него ждут серьезного и взрослого поведения. Но, с другой, и прав взрослого у него пока нет. Он зависит от родителей и морально, и материально. Он отвечает за свои поступки, но при этом он возможно дает отчет родителям. И вероятная ситуация, когда подросток сталкивается с критикой своего поведения. Даже с обвинениями и оскорблениями. В таких ситуациях идет взаимодействие не на уровне «взрослый – ребенок», а на уровне «ребенок – ребенок». К тому же, ребенок в силу своего развития может что-то (на самом деле, многое) не знать и не уметь. Нельзя требовать с него как с полноценного взрослого.
Деструктивное поведение со стороны родителей может спровоцировать употребление психоактивных веществ. Подросток возможно будет искать другое сообщество, в котором будет меньше ответственности и больше понимания. И ребенок становится на опасный для себя путь. Никто не знает, куда его это может завести. Можно лишь предположить, что вероятнее всего риск «упасть в пропасть» наркомании велик.
Разговаривая с подростком, не применять оскорбления. Лучше даже избегать оценок. Тонны критики со стороны взрослого лишь спровоцируют неблагоприятные действия со стороны подростка. Например, оппозицию в отношении родителя.
В подростковом возрасте человек, познавая себя, самоидентифицируется. Процесс самопознания может быть трудным. Подростку кажется, что он не такой, как все. И это чувство имеет очень широкую амплитуду – от осознания какой-то своей высокой миссии до признания себя полным ничтожеством. Когда с этими амбивалентными чувствами подросток начинает употреблять, ему кажется, что он уравновешивает эти чувства, находит какой-то баланс. На самом деле, это, конечно, иллюзия. И в такие моменты подростку больше всего нужны родительская поддержка и любовь. Именно безусловная любовь. Это позволит подростку эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
Родителям нужно научиться доверять своему ребенку и взращивать самостоятельность у ребенка.
 
  - Как родителям самим не впасть в панику или депрессию?
 - Изначально важно понимать, в каком состоянии нахожусь я, какие чувства у меня возникли, когда я узнал, узнала, что наша семья столкнулась с этой проблемой. Тяжело не только ребенку, но и родителю. Такой самоанализ поможет сконцентрироваться на решении проблемы, ведь паника и прочий негатив точно не помогут. Они способны только помешать конструктивным действиям.
С другой стороны, попытка все быстро исправить с помощью сверхконтроля тоже не принесет плодов, это так не работает. Для преодоления нужны именно осознанные действия.
Надо осознать, что если родитель не справляется сам, то это нормально. Если на данный момент человек чувствует, что ему не хватает физических и эмоциональных сил, то ему обязательно следует обратиться к специалисту.
Главный вопрос, который необходимо задать себе: как мне войти в то состояние, в котором я буду наиболее полезен. Возможно, это покажется слишком громким заявлением, но родителю надо спросить себя: для чего мне дана эта ситуация? Не за что, а именно для чего!
Надо не утратить веру: в себя, в ребенка, в специалиста, который обязательно поможет. Если вы верите во Всевышнего и вас поддерживает молитва, то молитесь. Медитация, психологические упражнения, всё, что укрепляет, стоит использовать каждый день.  Общение с теми, кто уже через это прошел, позволяет обрести надежду, и их опыт также можно и нужно использовать.
 
В Казани есть группы для родственников зависимых, куда можно обратиться за помощью к специалистам. Группы бесплатные. Одна из них работает по адресу улица Сеченова, дом 6. Участники собираются по субботам в 9.00.
 
Не стоит забывать про свою жизнь.  Когда родитель отдает все свое время ребенку, то это тоже не приводит ни к чему хорошему. Сегодня в интернете существует много бесплатных семинаров, которые позволят родителю научиться чему-то новому.
Ребенок часто своим девиантным поведением отражает какие-то наши черты, таким образом сигнализируя нам о наших же проблемах. Возможно, эта очень негативная ситуация поможет в дальнейшем более правильно выстраивать свои отношения с другими людьми. Главное, не уходить в «черные» мысли с лейтмотивом: это я во всем виноват. Надо хотя бы начать планировать свою дальнейшую жизнь.
Работа специалиста с зависимым всегда ведется со всей его семьей. Есть мнение, что больной становится вся семья наркомана. Ведь меняются взаимоотношения внутри, меняются её цели. И здесь ключевое – на что будет направлено внимание, на позитив или на негатив. Правильная мотивация способна сподвигнуть на преодоление любой проблемы.
 
Примерные сроки реабилитации наркозависимого занимают от 3 до 6 месяцев. Но это средний показатель. В некоторых случаях процесс может занимать значительно больше времени. Сроки также зависят от конкретной программы, которую проходит человек в реабилитационном центре или стационаре.
Этапы реабилитации наркозависимого:

  1. Детоксикация.

  2. Мотивационный этап – укрепление желания лечится от зависимости.

  3. Выбор и реализация программы реабилитации.

  4. Социальная адаптация и амбулаторное лечение.

  5. Поддержка – групповая и индивидуальная психотерапия, посещение анонимных групп.


В процессе реабилитации используется комплексный подход. Он включает в себя работу с тягой к психоактивным веществам, восстановление целостности личности и формирование здоровых установок через обращение к ценностным ориентирам пациента.
Дмитрий СМИРНОВ

Фото предоставлено Ольгой Камаевой

 
 
 
 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ