Логотип Магариф уку
Цитата:

Музей Рашида Вагапова на улице, которая носит его имя

Уже в проекте строящегося по программе «Ветхое жилье» микрорайона «Азино-1» были определены названия улиц. В большинстве своем они носят имена выдающихся татарских артистов и писателей: оперной певицы...

Уже в проекте строящегося по программе «Ветхое жилье» микрорайона «Азино-1» были определены названия улиц. В большинстве своем они носят имена выдающихся татарских артистов и писателей: оперной певицы, народной артистки ТАССР Галии Кайбицкой; писателя Габдрахмана Минского, народного артиста ТАССР Рашида Вагапова, народного артиста Татарстана и России, лауреата государственной премии им. Г.Тукая Хайдара Бигичева...
Средняя общеобразовательная школа номер 171 под руководством Рании Накыйповны Галиакбаровой расположена именно в таком живописном месте – на улице Рашида Вагапова. В жизни школы с подобными условиями ожидаешь увидеть нечто необычное. В действительности эта школа, в которой учатся дети и внуки людей, переселенных из полуразрушенных домов, является особенной. Весь секрет в следующем: в ней есть музей и театр. 7 мая этого года, в день рождения великого певца Рашида Вагапова, в школе открылся его музей. На торжественное открытие были приглашены не только известные гости из Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, но и редакция журнала «Магариф» («Просвещение»). К этому событию учащиеся, одетые в национальные костюмы, подготовили композицию, посвященную старинным татарским песням, стихам и воспоминаниям современников. Всех приглашенных гостей – лауреата Государственной премии России, лауреата Государственной премии им. Г. Тукая, народного поэта Рената Хариса, председателя комитета Госсовета РТ по образованию, науке, национальным вопросам, лауреата Государственной премии им. Г. Тукая, народного поэта Разиля Валиева, народных певцов Татарстана Зухры Сахабиевой, Фердинанда Салахова – ученики удивили тем, что говорили на чистом, литературном татарском языке. Это было удивительным для школы, где предметы преподаются на русском языке. Посмотрев экспонаты музея, оборудованного по последнему слову техники, поговорив с родственниками и земляками певца, я ушла с намерением, как поется в песне: «Вернусь к тебе ещё раз» («Сиңа тагын мин бер киләм әле»).
Когда я, действительно, вернулась в следующий раз, была уже середина лета.  Как только вошла на территорию школы, в глаза бросился сад, оформленный по требованию ландшафтного дизайна: продуманно высаженные деревья, кусты, цветы вместе создают красивую  композицию.  Неслучайно школа заняла второе место на городском конкурсе «Цветущая Казань». Ещё обрадовало то, что, несмотря на летние каникулы, спортивные площадки не пустовали: на одной ученики под руководством тренера играли в футбол, на другой - в баскетбол. Сразу видна организаторская работа директора.
- Рания Накыйповна, вопрос о том, почему школа носит имя Рашида Вагапова, не возникает. Однако кто подал идею организовать музей в его честь?
- Это все естественный ход событий: улица, школа, музей. Хотя мы и сами изначально не предполагали, что так велика значимость личности этого человека, а его творческое наследие настолько обширно, чтобы создать целый музей. Эта идея появилась после разговора с Рифатом Фаттаховым, директором фонда им. Рашида Вагапова, о музее Хайдара Бигичева, открывшемся в 2014 г. в 174 школе. Безусловно, безвременная кончина певца затруднила поиск экспонатов, но мы с большим энтузиазмом принялись за дело. На организацию и открытие музея потребовалось 4 года. И теперь в нашем микрорайоне на соседних улицах есть музеи двух людей, родившихся и выросших в разное время в одном и том же районе Нижегородской области. Стоит отметить, что жители Краснооктябрьского района очень гордятся своими выдающимися земляками. Об этом говорит и тот факт, что глава района Халит Мухаметович Сулейманов сам присутствовал на церемонии открытия музея. Родственники певца, живущие в Москве, Равил Газизович Каримуллин и Рауф Набирович Вагапов из Нижнего Новгорода также отозвались на приглашение и пришли на торжественную церемонию. Помимо этого, как вы сами могли наблюдать, на мероприятии было много именитых гостей из самой Казани. Все они не только проявили дань уважения Рашиту Вагапову, но и дали возможность ученикам почувствовать гордость за принадлежность к татарской нации.
         - Заметно, что это чувство переполняет и Вас. Из каких вы краев родом?
- Я сама землячка великого Тукая, родилась в деревне Старая Масра Арского района. Это село появилось еще в период Казанского ханства и до наших дней сохраняет чистоту татарского народа. Это отражается не только в языке, но и в традициях, обычаях, национальной кухне. Чистая правда, что в наших краях любовь к родному языку прививается с молоком матери. Окончив Арский педагогический колледж, я сама в течение 4 лет работала в родной школе. Хотя после замужества мне и пришлось переехать в Казань, своей профессии я не изменила. Изначально я преподавала татарский язык и литературу в 114 школе. Через некоторое время, как только я набралась опыта в работе с городскими детьми, меня повысили до заместителя директора по вопросам национального воспитания. После того, как мы купили квартиру в новом микрорайоне, меня пригласила на работу директор 171 школы Алсу Ирековна Хамзина. Это школа была больше предыдущих, в которых мне довелось работать. Здесь учились дети разных национальностей, поэтому к воспитательной деятельности необходимо было подготавливаться серьезнее. Кроме русских и татарских семей, одной большой дружной семьей жили дети из Китая, Вьетнама, Таджикистана, Кыргы́зской Респу́блики.
В данном заведении учатся 1266 детей, и для них преподают 82 педагога. Постепенно меняется и учительский, и ученический составы. По программе «Мой новый учитель» в школу пришли 4 молодых педагога. В этом учебном году в первых классах будут учиться 134 новых ученика. Очень приятно, что многие родители спешат отдать своих детей именно к нам. К сожалению, не всех удается принять из-за ограниченности размеров здания и наличия свободных аудиторий.
         - Ваша школа не имеет такой глубокой истории, как школы, расположенные в центре города с издавна сложившимися традициями. Как вы пережили «языковой кризис»?
- После того, как стало известно об изменениях в учебной программе 2017-2018 гг., мы начали обсуждать этот вопрос вместе с родителями учащихся. В результате были образованы три группы из числа тех, кто  выбрал в качестве  родного языка русский, все остальные учащиеся продолжают обучение татарскому языку. На сегодня, как и во многих других школах, татарский язык и литература у нас преподаются по 3 часа в неделю. В татарских классах мы постарались сохранить прежние стандарты в 5-6 часов в неделю. Среди учеников есть и те, кто выбирает татарский язык для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

         - Поражает, как хорошо Ваши ученики разговаривают на татарском языке. Это является свидетельством постоянной и кропотливой работы преподавательского состава.
- Чтобы помочь детям наиболее полно раскрыть себя, мы привлекаем их к творческой деятельности. Хореографический ансамбль под руководством Альгиза Магсумовича Файзуллина, Луизы Хайдаровны Кадашниковой, вокальные объединения «Ихлас», «Веселое детство», «Лейла», «Веселые мальчики» под руководством Зульфии Агалямовны Каримуллиной способствуют не только развитию детского творчества, но и, безусловно, помогают развивать родной язык. Вся эта работа проходит не зря: дети оправдывают наши ожидания, занимая призовые места на городских и республиканских конкурсах: «Казань-дом», «Казанский соловей», «Волны», «Большая перемена».
Ежегодно в нашей школе проходят мероприятие «Татар кызы» и «Татар егете». Во время подготовки к ним дети также погружаются в мир искусства. Так, Алмаз Галимзянов принимает участие в телевизионных съемках, а ведь все началось с его победы в конкурсе «Татар егете-2015». Прошлогоднее выступление ученика 11 класса Булата Мустафина поразило как жюри, так и зрителей. Он одержал победу в номинации «Татлы телле егет-2018». Ученица XI класса Ильзира Галимбекова победила на городском этапе, получив звание «Ин талантлы кыз». Сейчас она учится в Казанском федеральном университете на кафедре татарской филологии.
         - Не только родители, но и учителя с волнением ждут начала августа, ведь именно в этот период становится ясен результат их годового труда. Отслеживаете ли вы, кто куда поступил? Много ли учеников решили получать высшее образование? Какими успехами и достижениями они могут гордиться?
- В течение всего года учителя и школьная администрация ведут подготовку учеников к государственной итоговой аттестации. Так, во время весенних каникул ученики попробовали сдать эти экзамены в тестовом формате. Такие репетиции крайне полезны, хотя есть и те, кто думает, что это лишняя нагрузка для детей. С одной стороны, такая подготовка учит детей правильно работать в обстановке экзамена: преодолевать волнение, учиться писать работу на бланках. При входе в пункт проведения экзамена дети должны пройти через рамки металлодетектора, а для большинства - это серьезный стресс. А если ты уже проходил подобную процедуру, то на настоящем экзамене уже не станешь так сильно волноваться. В целом, ученики X и XI классов испытывают огромные психологические нагрузки. Не веря в свои силы, многие теряются во время подобной стрессовой ситуации, в итоге решая после IX класса уйти в техникумы, колледжи. Однако в результате бесед с психологом, а при необходимости и индивидуальных консультаций, решение некоторых учеников продолжать учебу именно в школе меняется. Всех, кто хочет продолжить обучение после IX класса, мы с радостью берем на следующий год. Если выгонять плохих учеников, нельзя рассчитывать ни на повышение качества образования, ни на высокие результаты. В прошлом году наша школа выпустила 106 учеников IX класса и 25 учеников XI классов. Среди них двое были «круглыми отличниками». Свои знания они  подтвердили и результатами экзаменов. Мы не элитная школа, контингент у нас самый разнообразный, но ведь и золото находят, промывая песок. Точно так же и у нас: «самородки» отбираются, продолжая дальнейший рост. Победительницей прошедшей республиканской олимпиады по русскому языку стала Дина Хабибуллина, которая уже не в первый раз одерживает победу на международных олимпиадах. Айгуль Губайдуллина по результатам ЕГЭ набрала 100 баллов по литературе. Если смотреть результаты по точным наукам, то трое из четверых учащихся, выбравших базовую математику, сдали экзамен на «5». Также радует и тот факт, что средние результаты по отдельным предметам выше, в сравнении с остальными школами района. Например, средний балл по русскому языку - 80,5, что на 6,9 % выше районного показателя. По профильной математике также заметен рост, однако о полном спокойствии говорить пока рано. При выборе предмета 21 ученик решил сдавать профильную, а 4 - базовую математику. Обществознание выбрали 11 учеников, а физику - 7.
         - Ни для кого не секрет, что многое в школе зависит также и от личных интересов директора. Вы специалист по татарскому языку и литературе. В Старой Масре Арского района, где вы когда-то родились, жил известный драматург и публицист Галиаскар Камал. Неудивительно, что это послужило поводом для сближения ваших учеников с миром театра и искусства.
- Действительно, у нас есть театральная студия, работающая под руководством режиссера - заслуженного артиста Татарстана Фердинанда Хафизова. Ученики посещают ее с большим интересом. Этот интерес только увеличивается после получения медалей и призовых мест. Так, начав заниматься с учениками VII класса, мы прозанимались с ними вплоть до их выпускного - такой был у них задор и желание! Всем известно, что работа, сделанная с желанием и удовольствием, всегда приносит свои плоды. Наши дети заняли 1 место на городском конкурсе с постановкой пьесы Туфана Миннулина «Авыл эте Акбай», а постановка пьесы Заки Зайнуллиной «41нең арбалы хатыннары» получила 2 место среди детско-юношеских театральных коллективов России.
Если начать вспоминать, то номинаций действительно много: гран-при за музыкальную композицию «Әйт әле, күбәләк» по случаю 130-летия Габдуллы Тукая, гран-при за постановку пьесы «Әйт әле, күбәләк» Туфана Миннулина на фестивале школьных театров, почетный диплом за 3-е место на втором международном фестивале «Әлмәндәр варислары» им. Шауката Биктимерова.  Занятия в театральной студии, помимо пробуждения у детей любви к татарскому искусству, также способствуют развитию размаха мысли, раскрытию способностей, а самое главное - они позволяют детям не скрывать своих желаний. Некоторые наши ученики продолжили свое творчество уже за пределами школьных стен. Один из них - Искандер Низамиев, который был номинирован на 1 место в «Татар егете – 2016». Он решил связать свою дальнейшую жизнь с творчеством.  Сейчас он учится на курсах главного режиссера Татарского государственного драматического театра им.Г. Камала, лауреата театральной премии России «Золотая маска» Фарида Бикчантаева в Казанском институте культуры и искусств. В один момент он так же, как и Алмаз Галимзянов, снимался в фильмах. Желание наших ребят - в будущем связать свою жизнь с искусством.
         У каждой школы есть своя особенность. Одним она дается изначально, а другие ее кропотливо создают и дорабатывают. Директор 171 школы, почетный работник образования Российской Федерации Рания Накиповна Галиакберова, увлекавшаяся татарским языком и литературой, привила это и своим ученикам. У школы появилась возможность приобщать детей к литературе, искусству, поднимая при это престиж родного языка. Конечно, это не значит, что каждый ученик школы учит стихи, поет или же участвует в сценических постановках. Однако они все живут в этой среде, попадая, тем самым, под влияние искусства. Ранее казалось, что исчезновение татарских школ в регионах приведет к обязательному снижению уровня национальной культуры и искусства. Как говорится, свято место пусто не бывает.
Его займут одаренные девушки и юноши - талантливые ученики и выпускники городских школ, которые воспитывались под руководством сильных духом и творческих личностей, уважающих культуру и традиции татарского народа.

Материал Сюмбель Таишевой


Перевод Камиля Хайруллина

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ