Непарадное образование

На прошлой неделе мы отмечали 28-ю годовщину принятия Конституции Республики Татарстан. Основной закон выступает как учитель, показывая те цели развития, к которым нужно стремиться. Но всегда ли обществу удается достичь намеченного? Насколько наше образование общедоступно? Все ли сделано для сохранения и развития татарского языка? Об этом «Магариф» спросил у тех, кто находится на передовой борьбы за эти ценности, — у казанских учителей.

У преподавателей общеобразовательных школ мнения относительно выполнения статей Конституции Татарстана в сфере образования разделились.

Преподаватель школы №77 Авиастроительного района Казани Гульнара  Хаернасова заметила, что испокон веков те, кто действительно хотел учится, имели такую возможность. Во всяком случае, нынешняя система образования предоставляет возможность его получить всем желающим.

По мнению Хаернасовой, положения Конституции РТ о сохранении родного языка в целом выполняются. В 77 школе учителя стараются привить ученикам любовь к татарскому языку. Со своей стороны, и дети проявляют к языку уважение, с удовольствием его изучают. В том числе и носители других языков.

Другие участники опроса  согласились поделиться своим мнением только на условиях анонимности. И их высказывания оказались не столь радужными.

Так, преподавательница одной из  казанских школ считает, что положение Конституции о доступности образования работает не на 100%. В некоторых населенных пунктах нет собственных школ. Дети школьного возраста оттуда вынуждены добираться на учебу пешком либо на общественном транспорте, а школьный автобус может позволить себе не каждое учебное заведение. Проблемы есть и в казанских школах. Преподаватель рассказала изданию, что некоторые учебные заведения переполнены настолько, что родители не могут устроить своих детей учиться по месту жительства.

Что касается преподавания родного языка, то учитель напомнила о том, что некоторые кабинеты татарского языка, в которых воссоздана атмосфера национальной культуры, были перепрофилированы. Помимо этого, материальная оснащенность оставшихся кабинетов оставляет желать лучшего. По мнению учителя, все предметные кабинеты следует дооснастить до одного уровня. Респондентка посетовала, что даже ей, носителю татарского языка, хорошо знающей его, порой трудно объяснить собственной дочери какие-то моменты. Предлагаемая учебная программа нуждается в некотором упрощении, считает преподаватель. Материал должен преподносится разнообразнее, он должен быть привязан к жизни, помогать ученикам её осваивать. Также учитель отметила недостаток молодых преподавателей татарского языка в школах. В школе, где она работает, к примеру, осталось только два учителя немолодого возраста.

Самое главное в развитии родного языка, говорит преподаватель, — это его повседневное употребление. Это касается не только быта и семьи. Татарский язык должен широко употребляться в официальных учреждениях. Английский язык учат, потому что он очень востребован. А татарский пока не получил широкого распространения. При этом, учебную нагрузку никто не отменял.

Школьный преподаватель географии сообщил, что к доступности образования для населения у него нет нареканий.

Он отметил, что оставленных трех часов в неделю на изучение родного языка вполне достаточно для его сохранения. Однако учитель назвал среди первоочередных задачу по стандартизации всех учебно-методических материалов по татарскому языку. По его мнению, должно быть только два учебника – для татароязычных и русскоязычных. То же самое относится и к другим методическим пособиям. Сейчас преподаватели родного языка берут материалы для уроков из разных источников. При этом они ориентируются на свое видение. Такой разнобой в учебном процессе затрудняет единообразную оценку полученных учениками знаний.

Преподаватель считает, что по предмету «татарский язык» необходимо проводить ВПР (проверочные работы). Это позволит не только сделать более адекватной самооценку учеников, но и скорректировать работу школ на этом направлении. Таким образом процесс развития национальной культуры можно унифицировать и придать ему дополнительный импульс.

Добавить комментарий