Обязательный экзамен по иностранному языку

ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным с 2022 года, а основной госэкзамен по этому предмету после 9-го класса будет обязательным уже со следующего года. На ЕГЭ по иностранному языку можно выбрать не только английский, но и немецкий, французский, испанский и китайский языки. Конечно же, в сегодняшних условиях знание иностранного языка открывает большие перспективы на рынке труда. Каков уровень преподавания иностранных языков, подготовки к олимпиадам и ЕГЭ по данным предметам? Участники круглого стола, прошедшего в библиотеке казанской школы №18, которая является основоположником идеи углубленного изучения иностранных языков в республике, искали ответы на эти и другие вопросы. В его работе приняли участие сотрудники журнала «Магариф» и учителя школы №18: Кирина Елена Евгеньевна – заместитель директора по учебной работе, Смагина Инесса Валерьяновна – заместитель директора по воспитательной работе, Яруллина Альбина Наилевна – заместитель директора по национальному образованию, Календер Элина Рафаэлевна – заместитель директора по учебной работе, Санжапова Гузель Исхаковна – учитель английского языка, Орлова Нина Константиновна – учитель русского языка и литературы, Юсупова Гульнара Асадулловна – учитель начальных классов, Богданова Гузель Мисхатовна – заместитель директора по начальному образованию.

Модератором выступила Сюмбель ТАИШЕВА – заместитель генерального директора АО «ТАТМЕДИА», редактор журнала «Магариф».

– В Казани имеются несколько школ с углубленным изучением иностранных языков, куда престижно отдавать своих детей. Там нелегко учиться, зато качество образования на высоком уровне. Хотелось бы услышать о методике преподавания английского языка в вашей школе: поменялась ли методика в последние годы, кто авторы учебников, кто принимает решение о выборе методики, какие преимущества есть той методики, по которой вы преподаете?

Елена Евгеньевна. В нашей школе работают 11 педагогов английского языка и учитель китайского языка. Обучение начинается со второго класса. В первом классе ведется факультативно один час в неделю. Со второго по пятые классы 3 часа, с пятого в объеме 5 часов до 9-го класса. Это значит, что абсолютно каждый день у детей есть английский язык.

Гузель Исхаковна. К сожалению, права выбора методик и учебников у нас нет. Я сама окончила эту школу и почти всю жизнь здесь работаю. Было время, когда мы были более свободны в выборе учебников. Мы работали с Opportunity всех уровней. Теперь нам государство по федеральной программе предоставляет учебники только одного конкретного издательства. А заставить детей купить другие учебники мы не можем. По восьмой класс включительно мы обучаем по книге И.Н. Верещагиной, а в старших классах по Starlight. По Верещагиной X-XI классы учить невозможно, поскольку материал учебника расходится с требованиями ОГЭ и ЕГЭ.

– Раньше в вашей школе некоторые предметы преподавались на английском языке. Не хотите в дальнейшем изменить учебную программу: в старших классах основные предметы преподавать на английском и ввести английскую литературу? Мы часто бываем в бывших турецко-татарских лицеях, это 4-ая гимназия-интернат, 2-ой лицей – там и биология, и физика преподаются на английском языке. В эти школы очень серьезный конкурсный отбор: на одно место более 10 желающих. Оно и понятно, ведь родители не просто хотят, чтобы дети усвоили предмет, а чтобы они еще знали как минимум один, а лучше два иностранных языка. И эта потребность будет расти.

Елена Евгеньевна. Мы, конечно, работаем в этом направлении, но нужны кадры. Однако, все упирается в профстандарты. Чтобы вести урок географии, например, на английском, одного английского языка мало, учитель должен будет получить еще образование по географии с правом преподавания этого предмета на английском языке.

– Каждая школа гордится своими показателями и дорожит своими выпускниками. В наше время стобалльные результаты по ЕГЭ являются чуть ли ни одним из ключевых факторов, по которым оценивается вся деятельность педагогического коллектива. Как у вас демонстрируют учащиеся успехи по английскому языку именно при сдаче ОГЭ или ЕГЭ? И что необходимо сделать, чтобы сдать ЕГЭ по английскому на 100 баллов?

Елена Евгеньевна. Стобалльников по английскому в последние годы нет. Но очень много выпускников сдают на 97-99 баллов.

Гузель Исхаковна. В заданиях ОГЭ или ЕГЭ в разделе 2 (задания по чтению), где нужно прочитать текст и определить, какие из приведенных утверждений соответствуют содержанию текста «верно», или «неверно», или «не указано». Нередко можно дать двоякие ответы. Выпускники при выполнении задания теряют баллы. По сути, когда ребята работают с учебниками Starlight и с учителем от и до, и к ОГЭ, и к ЕГЭ ребенок будет абсолютно подготовлен. Конечно, при условии, если он всегда ходит на уроки и всегда выполняет то, что от него требуется.

Елена Евгеньевна. А по другим предметам 100-балльники у нас есть каждый год. В 2016 году Камилла Баязитова, а в 2018 году Лейсан Сабирова по русскому языку, Руслан Насыров по русскому языку и литературе получили по 100 баллов. Руслан Насыров английский сдал на 98 баллов. В этом году Малика Гиззатова по обществознанию и Марат Спиридонов по русскому языку получили по 100 баллов.

– Еще одно важное направление это – олимпиадное движение. Родители стремятся, чтобы ребенок дополнительно занимался. И сами учащиеся понимают, что если они выйдут на призовые места в олимпиадах, особенно на региональных этапах, то у них появится привилегия при поступлении в высшие учебные заведения. Отличаетесь ли вы на фоне других школ по достижениям в олимпиадах? Наш журнал читают не только в Татарстане, но и за его пределами. Какой бы вы дали совет вашим коллегам, на что особенно обратить внимание при подготовке детей к олимпиадам?

Елена Евгеньевна. Олимпиадное движение у нас в школе развито сильно. Детей к этому готовим еще с начальной школы. У нас Гульнара Асадулловна очень многое делает для того, чтобы привлечь своих подопечных к исследовательской работе и к олимпиадам.

Гульнара Асадулловна. В начальной школе, чтобы приступить к исследовательской работе, сначала приходится работать с родителями, убеждать их, что это нужно их детям. После этого только начинается совместная работа. Тема проекта вытекает из интересов ребенка. Когда ребенок определяется, мы делаем дорожную карту и на протяжении одного-двух месяцев работаем над проектом.

Поначалу многие родители говорят, что ребенок не хочет этим заниматься. Приходится их убеждать в том, что очень мало детей хотят сами что-то сделать, к примеру учить текст или где-то выступать. Однако когда по ходу подготовки проекта ребенок учится коммуницировать (сначала выступаем в своем классе, потом в других параллельных классах), ребенок видит, как выступают другие дети, и у него появляется желание участвовать и в других проектах, то родители бывают очень довольны. Таким образом, у детей начиная с начальной школы закладывается желание участвовать в конкурсах, в олимпиадах. Тем более ученики начальных классов еще и не понимают, что такое олимпиада. Чаще всего родители берут их за ручку и ведут, а ребенок даже не бывает заинтересован в результате. А во время исследовательской работы они видят как выступают другие дети, у них появляется соревновательный интерес. При этом еще появляется желание углубить свои знания. Они теперь знают, что в учебнике две строчки, а за учебником еще очень много интересного и разного. Значит, расширяя свои познания, он будет участвовать в олимпиаде подготовленным и будет заинтересован в результате. А такие дети чаще всех становятся победителями или призерами.

Нина Константиновна. Для меня работа по подготовке к олимпиадам начинается с первого дня. Как только прихожу в класс на первый урок, я уже определяю круг одаренных детей и начинаю их привлекать к разного рода деятельности, например к конференциям. Это развивает их язык, заставляет быть уверенными в себе. Также параллельно готовимся к олимпиадам. А что касается ЕГЭ, у меня в прошлом году было два стобалльника по русскому языку Лейсан и Руслан. Эти дети не пропускали уроки, выполняли все задания и дополнительно занимались по специальным сборникам по подготовке к ЕГЭ. А вот олимпиады по литературе – это для увлеченных. Здесь уже говорили о Руслане Насырове. Он заранее готовился сдавать ЕГЭ по литературе. Участвовал во многих мероприятиях, связанных именно с русским языком и литературой. В итоге он стал победителем в олимпиаде по литературе муниципального этапа и написал ЕГЭ по литературе на 100 баллов. Откуда такой высокий результат? Это стремление, желание и труд ученика совместно с педагогом. Когда всему классу был дан список литературы на лето, он один прочитал все до единой книжки. Не секрет, чтение книг развивает речь, а если ребенок может правильно излагать свои мысли, то и на олимпиаде, и на ЕГЭ он достигнет высоких результатов. Руслан поступил в Московскую Высшую школу экономики. Он человек очень творческий, хочет быть дизайнером одежды.

– Готовы ли ваши педагоги и ученики к сдаче ЕГЭ по иностранному языку как обязательному?

Елена Евгеньевна. Наши однозначно готовы. Во-первых, в девятом классе у нас обязательная сдача экзамена по английскому языку. Из двух предметов по выбору, которые детям предлагаются, один из них английский. Его сдают все, и сдают хорошо. Этим мы по праву гордимся. Во-вторых, после 11 класса английский выбирают больше половины детей. Иногда выбирают просто, чтобы проверить уровень своих знаний по языку. Результаты ЕГЭ у нас тоже высокие, обычно от 80 баллов и выше.

– На протяжении 15 лет в вашей школе активно преподается китайский язык. Вы в каком-то плане даже опередили решение нашего правительства о введении второго иностранного языка в школы. В последние годы во многих казанских школах очень популярным становится испанский.

Елена Евгеньевна. В нашей школе преподавали и испанский, и немецкий, а теперь уже китайский.

– Китайский у вас преподает носитель языка?

Елена Евгеньевна. Было и такое время, что носители преподавали. Но теперь им опять нужно российское образование. С 2014 года китайский у нас преподают выпускники института Конфуция при КФУ. Конечно, когда преподает носитель языка, это намного интереснее и эффективнее. Ученики получают больше знаний.

Инесса Валерьяновна. Каждое лето КФУ организовывает языковой лагерь, куда приглашаются наши дети на 3 недели в Пекин, Шанхай, Тяньши. Первая поездка состоялась еще в 2010 году по Президентской Всероссийской программе. Называлась она «Мост в Китай». И с того момента эта традиция продолжается. С институтом Конфуция не только по летним лагерям сотрудничаем, мы еще с ними совместно работаем по внеурочной и внеклассной работе. Ежегодно к нам приходят студенты из разных высших учебных заведений, где изучают китайский язык. В прошлом году в марте месяце мы знакомились с китайскими народными играми. В позапрошлом году к нам приходили студенты из института культуры. Они нас знакомили с культурой и музыкой Китая. В самой школе проводим также спортивные соревнования. Каждый год тема встречи меняется. Проходят мастер-классы по каллиграфии, по вырезанию из красной бумаги, по рисованию. А самый любимый мастер-класс у китайских студентов – это завязывание узлов счастья.

В заключение педагоги подчеркнули, что сейчас нужны не просто знания самого языка – грамматика, лексика, но и владение социокультурными знаниями. Порой, отвечая по общим вопросам, которые затрагивают историю Англии и Америки, учащиеся не могут дать правильные ответы. Для лучшего освоения иностранного языка, при подготовке к олимпиадам по английскому языку учащиеся должны развивать свой IQ, а для этого больше читать.

Раушания ХУСНУТДИНОВА

Добавить комментарий