Путешествуя, познаём мир

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

  1. II. Изучение нового учебного материала

Учитель. Сегодня на уроке вы будете все исследователями, а самым активным и любознательным я буду раздавать орден «НВЛ» – наблюдательный, внимательный, любознательный!

– Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Ребята, как вы думаете, зачем люди путешествуют?

Учащиеся. Чтобы увидеть что-то новое и интересное; лучше изучить язык.

Учитель. Правильно.  И для того, чтобы не упустить ничего интересного, нам необходимо быть очень внимательными.

– А теперь пусть встанут те, кто любит путешествовать.

– А кто путешествовал этим летом?

– Встаньте те, кто отдыхал этим летом за рубежом. А теперь те, кто путешествовал по России.

– Вы были в очень интересных и разнообразных местах. А как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы ваше путешествие прошло удачно и интересно?

Учащиеся. Правильно к нему подготовится, поставить цель.

Учитель. Правильно, подготовка к путешествию очень важна. Давайте с вами откроем учебник на с. 32 и прочитаем, как необходимо готовиться к путешествиям.

– Зачем мы должны ставить цель путешествия? (Чтобы во время путешествия не забыть побывать во всех интересных местах.)

– Зачем необходимы нам словари и разговорники в зарубежных странах? (Чтобы мы могли разговаривать с местными жителями.)

– Как вы думаете, что мы будем записывать в дневник путешествия? (Свои впечатления о путешествии, понравившиеся места.)

– Почему необходимо взять с собой карты, туристические схемы? (Чтобы не потеряться в новом городе.)

Учитель. Когда мы с вами едем в другие страны, то мы встречаемся с людьми иных традиций и верований, чем у нас в стране. Как вы думаете, что необходимо знать, когда мы отправляемся в другие страны?

Учащиеся. Знать традиции и обычаи этих стран.

Учитель. Правильно. В каждой стране существуют свои традиции приветствия. А вы знаете какие-нибудь приветствия других стран?

– Например, у японцев же принято встречать друг друга поклоном: чем больше почтение, тем ниже поклон. Тибетцы вообще вытворяют невероятное: снимают правой рукой шапку с головы, а левую закладывают за ухо и при этом еще высовывают язык. Так доказывается отсутствие дурных намерений у приветствующего. Приезжая в любую зарубежную страну, необходимо соблюдать и уважать ее традиции.

– В России же принято приветствовать рукопожатием, полагается здороваться первым мужчине, а руку должна  первой протягивать женщина.

– Любое хорошо подготовленное путешествие всегда принесет неожиданные открытия и радость познания. Даже знакомые нам места мы видим по-новому благодаря поставленной цели.

– Сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашему родному городу. У меня есть для вас две темы нашего путешествия, выберите одну из них:

  1. Казань культурная.
  2. Казань спортивная.

Казань культурная

Казанский цирк

(На доске высвечивается фотография Казанского цирка.)

– Кто знает, что это за здание? (Казанский цирк.)

– Где он  расположен? (На площади Тысячелетия.)

– Кто знает, какое сейчас представление там проводится? («Белые медведи Арктики».)

– Что вы можете рассказать о цирке? (Директор цирка – Дамир Минханович Шарифуллин.)

История цирка в Казани насчитывает более 100 лет. Первый цирк был деревянный цирк на Банном озере. Сегодня же Казанский цирк называют «зданием XXI века» из-за его необычной формы. Впервые цирк построили без поддерживающих купол колонн. Впервые в нём – два манежа. Впервые все подсобные помещения находятся в самом цирке, а не на его территории.

В Казанском государственном цирке успешно работает республиканская детская цирковая школа, где преподают акробатику, жонглирование, эквилибристику, хореографию, мастерство актёра, историю цирка. 

Представления в цирке построены на различных цирковых жанрах. К примеру, на клоунаде.

Этот жанр состоит из комических сценок, исполняемых клоунами, вносящими в них приёмы эксцентрики и буффонады (актерская игра, построенная на преувеличении чего-либо).

В основном существует два вида клоунов: Белый клоун, он всегда нарядный и самоуверенный, а Рыжий клоун неловкий и нелепый. (Просмотр короткого видео жанра клоунада.)

Второй цирковой жанр, который мы с вами рассмотрим, это дрессировка животных.   Этот жанр существует очень давно, еще в древнем Риме дрессировали животных для зрительных представлений.

Дрессировке подлежат различные виды как диких, так и домашних животных. Диких животных предварительно приручают, а потом дрессируют. Чем моложе животное, тем легче оно дрессируется и привыкает к человеку.

Татарский театр оперы и балета

(На доске высвечивается фотография Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М. Джалиля.)

Учитель. Ребята, а кто ответит, что это за здание? (Татарский театр оперы и балета.)

– А где он находится? (На площади Свободы.)

– Кто знает, какие представления идут в этом театре? (Опера и балет.)

– А кто мне ответит, чем опера отличается от балета? (В балете все танцуют, а в опере поют.)

Опера – это жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки.

Балет – это вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

– Давайте просмотрим небольшой отрывок из балета «Щелкунчик». (Просмотр видео.)

– А вы знали, что в Татарском театре оперы и балета проводятся два международных фестиваля?

Первый фестиваль – это Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина. Он проводится на родине великого русского певца в феврале (13 февраля – день рождения Ф.И. Шаляпина).

Второй фестиваль – Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева. Он снова пройдет в Казани в мае следующего года.

Оба фестиваля являются «визитными карточками» музыкально-театрального Татарстана. С каждым годом они набирают силу, становятся все более популярными и являются одними из важнейших культурных событий Татарстана.

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

(На доске высвечивается фотография Музея изобразительных искусств РТ.)

Учитель. Посмотрите на доску, кто ответит мне, что это за красивое здание. (Музей изобразительных искусств.)

– А кто был в этом музее?

– Может быть, кто-нибудь знает художников, чьи картины висят в галерее музея? (А.Ф.Лихачев, Д.Г.Левицкий, Ф.С.Рокотов, И.К.Айвазовский, И.Е.Репин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь, В.В.Кандинский, Р.Р.Фальк и т.д.)

В музее собрано множество живописи, графики, скульптуры современных художников Казани и республики. На этой базе была создана постоянная экспозиция декоративно-прикладного и профессионального искусства Татарстана. Сегодня коллекция национального искусства, самая значительная в собрании музея, наиболее полно отражает традиции и современное состояние изобразительного искусства республики. 

Особой гордостью собрания являются уникальные коллекции произведений И.И.Шишкина – уроженца Елабуги и Н.И.Фешина – выпускника и преподавателя Казанской художественной школы (самая большая в стране коллекция работ художника – более 180 произведений).

В настоящее время собрание Государственного музея изобразительных искусств РТ насчитывает более 25 тыс. экспонатов.

Казань спортивная

Ак Барс-Арена

Для Всемирной летней универсиады в Казани было построено большое количество спортивных сооружений. Одним из самых масштабных строений является Ак Барс-Арена (изначальное название – Казань-Арена).

– Вы видели это грандиозное сооружение?

– А кому посчастливилось побывать во время универсиады на этом стадионе?

– Какие впечатления он на вас произвел?

Ак Барс-Арена универсальный футбольный стадион. Он один из самых вместительных стадинов России, рассчитанный на 45 тыс. зрителей. Стадион стал площадкой проведения церемоний открытия и закрытия Летней Универсиады 2013 г., соревнований чемпионата мира по водным видам спорта 2015 г., матчей чемпионата мира по футболу 2018 г.  

«Ак Барс-Арена» является домашним стадионом футбольного клуба «Рубин».  

По замыслу архитекторов, казанская арена с высоты птичьего полета по форме похожа на водяную лилию. Крыша стадиона держится на 8 опорных точках. За счет этого архитектурного решения конструкция выглядит воздушной, не теряя при этом надежности.

Дворец водных видов спорта

Рядом со стадионом Ак Барс-Арена находится другое не менее важное спортивное сооружение – Дворец водных видов спорта.

– Наверное, все видели это необычное сооружение, но кто из вас был внутри него?

– Как вам вид самого сооружение, какие эмоции оно у вас вызывает? (Радость, красивое очень, восхищение, смех.)

И правда, форма Дворца водных видов спорта очень необычна. Существует две особенности данного сооружения:

– это деревянные арки, придающие интерьеру особый шарм и вы- разительность;

– подъемное дно, благодаря которому можно менять уровень воды в любой момент в зависимости от проводимых мероприятий (обучение детей, водное поло и т.д.). Также на соревновательном бассейне установлена перегородка, которая позволяет разделять бассейн на 2 части по 25 м.

Дворец водных видов спорта являлся соревновательной ареной Чемпионата мира по водным видам спорта 2015 г. и одним из важнейших объектов Летней Универсиады 2013 г. по видам спорта: плавание, прыжки в воду, синхронное плавание.

Также при Дворце существует детско-юношеская спортивная школа по профильным видам спорта, в школу может записаться любой.

Дворец единоборств «Ак Барс»

Следующий дворец спорта, о котором мы с вами поговорим, это Дворец единоборств «Ак Барс».

В этом спортивном сооружении во время Летней Универсиады проводились соревнования по борьбе. На одних таких соревнованиях была и я.

– А вы были на соревнованиях в этом спортивном сооружении?

Основное предназначение Дворца единоборств «Ак Барс» – развитие массовых видов спорта и спорта высших достижений; восточных, национальных и олимпийских видов единоборств, воспитание подрастающего поколения.

Во Дворце единоборств можно заниматься всей семьей. Пока дети тренируются в секциях Клуба единоборств «Ак Барс», родители могут уделить время фитнесу или выбрать себе одну из секций в школах единоборств.

III. Закрепление учебного материала

Учитель. Мы познакомились с интересными местами, по которым можно провести экскурсию для гостей города Казани.

Сейчас основным правилом путешественника является правило ответственного туризма.

А что такое ответственный туризм, мы с вами прочитаем в учебнике на с. 34. (Дети дочитывают тест до сельского туризма.)

– Сейчас очень популярным становится сельский туризм. Ребята, как вы думаете, что это такое?

Учащиеся. Это отдыхать на природе, жить в деревне.

Учитель. Правильно, а подробнее о сельском туризме вы узнаете, продолжив читать текст в учебнике.

– Наше путешествие подходит к концу. Давайте с вами в парах  создадим план путешествия по нашему городу.

1-я игра

Дети по желанию и выбору учителя выходят к доске и приклеивают к ватману рисунок одного места из г. Казани. Учащийся ставит возле рисунка  маркером точку и подписывает место, которое изображено на рисунке. И так далее. Всего 7 мест. Все места по порядку соединяются между точками красной линией. Карта готова.

Учитель. Вот какие мы с вами – составили карту экскурсии по нашему городу. В эти интересные места вы сможете сходить вместе со своими родителями или гостями.

2-я игра – «Собери чемодан»

Учитель. Представьте, мы с вами отправляемся на Гавайи. Море, пляж, солнце. Температура +30 и выше. Давайте с вами соберем чемодан важных вещей для нашего путешествия. У вас на столе лежит бумага. В парах вы должны будете написать на листе все то, что вы считаете нужным взять с собой.

  1. IV. Рефлексия

Учитель. Теперь давайте вспомним, что сегодня нового вы узнали. 

– Как следует готовиться к путешествию?

– Как необходимо вести себя в другой стране, в другом городе?

– Как вы думаете, зачем нужно уважать обычаи и традиции других народов?

Учитель. Молодцы, вы узнали сегодня на уроке много нового и интересного. А сейчас посчитайте, сколько у кого орденов «НВЛ». Посмотрите, кто у нас сегодня был самым активным и любознательным?

  1. V. Домашнее задание

В рабочих тетрадях выполнить задания на с. 26 – 27. По учебнику ответить на вопросы на с. 35.

Елизавета ДАВЫДОВА,
учитель начальных классов I  квалификационной категории
лицея им. В.В.Карпова с. Осиново Зеленодольского района

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.