Развитие творческих способностей ребенка в рамках использования проектно-исследовательской деятельности

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком.

Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.

  1. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами, с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, где обозначен перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

  1. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

  1. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
  2. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы [1].

Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Использование исследовательских методов добычи знаний часто требует от ребёнка незаурядных творческих способностей, которые объективно не могут быть развиты настолько, насколько это необходимо для освоения информации. Залог успешности детской познавательной деятельности – овладение специальными знаниями, а также общими умениями и навыками, необходимыми в исследовательском поиске. Специальные исследовательские знания – специфические знания о проведении исследований и действии механизмов исследовательского поиска. Общие исследовательские умения и навыки – это  умение видеть проблемы, умение задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы, умение давать определение понятиям, умение классифицировать, умения и навыки наблюдения, умения и навыки проведения экспериментов, умение делать выводы и умозаключения, умения и навыки структурирования материала, умения и навыки работы с текстом, умение доказывать и защищать свои идеи.  Обучение школьников специальным знаниям и развитие у них общих умений и навыков исследовательского поиска – одна из основных практических задач современного образования.

Формировать навыки исследовательской деятельности позволяет технология учебного проектирования. Достоинством проектного метода является высокая степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности. В процессе работы над совместным проектом младшими школьниками приобретается опыт исследовательско-творческой деятельности.

С первого класса учащиеся включены в коллективные проекты во внеклассной работе в рамках реализации плана воспитательной работы нашей школы. Среди проектов, которые вызвали у учащихся эмоциональный отклик, такие, как «Осенние приметы», «Как празднуют Новый год в других странах?», «Новогодний костюм», «История родного города», «Зеленый дворик», «Пути-дороги в мир здоровья» и др.

Разработали и апробировали общеклассные проекты:

– «Новогодняя игрушка». Самые лучшие игрушки были премированы.

– «Творим свое здоровье», итогом которого стал «Праздник здоровья». Дети преодолевали полосу препятствий на лыжах, санках с песнями и веселым настроением.

– «Чай». При подведении итогов этого проекта нами была получена масса полезной информации об этом напитке и проведена дегустация чая.

– «Домовенок». Цель данного проекта – приобщение ребенка к самостоятельной и совместной трудовой деятельности в семье.

В урочной деятельности метод проектов тоже начали использовать с первого класса. Вначале самые простые проекты-наблюдения «Встречаем зиму», «Домашние животные». Экскурсионные проекты «Осень в лесу», «На почте», «На хлебозаводе», «Добрянка в годы Великой Отечественной войны». Затем творческие проекты – «Моя семья», «Мир лекарственных растений», «Распорядок дня», а также информационные «Калейдоскоп материков», «Русские полководцы времен Отечественной войны 1812 года».

Метод проектов дает возможность развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся в коллективной творческой деятельности. Совместная работа в рамках проекта учит учащихся творческому общению, взаимопониманию, сотрудничеству, предприимчивости, активности, что немаловажно для существования в нашем обществе.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению, является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Для того чтобы включиться в собственный исследовательский поиск, необходимо научиться добывать знания самостоятельно. Для этого необходимо овладеть техникой исследовательского поиска.

Проведение учебных исследований рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков.  

Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования.

На всех этапах работы нужно ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном  случае  имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками – макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный педагогический –   бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.

К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключение нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе.

Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Время представления проекта –  не более 5 – 7 мин. Кроме того, отмечаются работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование.

Презентация работ становится для школьников праздником, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников.

Эльмира ХАЙРУЛЛИНА,
замдиректора средней школы №114 г. Казани,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Добавить комментарий