Школа без отстающих: управленческие стратегии

«Как ты учишься?»  — традиционно спрашиваем мы ребенка школьного возраста, ожидая ответ: «Отличник!», «Ударник!» или даже «Есть двойки». Трудно представить себе ученика без оценок и школу без отстающих.

Мы все хотим учить детей эффективно, не хотим видеть у себя троечников, тем более отстающих. И я думаю это возможно.  Надо изменить отношение к оцениванию успешности ученика, принять, что современным детям нужны другие учителя, другие уроки.

Все же откуда появляются эти «отстающие»?  Причины, как правило, мы видим в детях. Разумеется, есть дети, имеющие отставания по медицинским, психологическим показаниям, есть педагогически запущенные дети. Но основная причина отставания кроется в педагогах. Ведь учитель – архитектор детских душ, вкладывающий в них весь свой опыт и миропонимание.  Ни для кого не секрет, что многие родители, когда отдают своих детей в первый класс, приводят к хорошему учителю. Значит, есть и другие, не могу назвать их плохими, но это учителя, неэффективно работающие вследствие профессионального выгорания или недостаточно сформированных компетенций.

Для становления и деятельности коллектива нами была разработана модель управленческой команды гимназии, апробация деятельности которой показала, что главным условием является систематическое согласование ценностей, целей, действий и интегрированность отдельных функций в общей системе управленческого взаимодействия.  Необходимое условие для создания такой школы — работа в команде единомышленников, когда решения осмысливаются и принимаются всем коллективом, где каждый учитель не просто уникальный мастер своего дела, а работает,  активно взаимодействуя с коллегами. Изучив эффективный опыт   передовых школ, у которых нет отстающих, нет проблем с повышением мотивации к учебе детей, мы разработали модель «Школы жизни», в основе которой лежат принципы результативного обучения для своего педагогического коллектива.

При этом никакое инновационное обучение со всеми квестами, актуализациями и рефлексиями не изменят привычную ситуацию с наличием отстающих до тех пор, пока мы не предоставим детям возможность двигаться в своем собственном темпе. А это возможно только в том случае, если они самостоятельно будут добывать знания.

Наша гимназия является базовой площадкой ИРО РТ, КФ(П)У для реализации инновационных проектов. При этом мы считаем не менее важным фактором успеха сохранение   традиций гимназии, среди них: спортивные праздники, премии в различных областях, праздники народов Республики, День Гимназии, научно-практические конференции, фестивали, работа пресс-центра, ежедневные флеш-мобы; музейные уроки (в гимназии функционируют 6 музеев) и многое другое.

Спектр традиций гимназии настолько широк, что каждый ученик может найти свою нишу, где он может добиться успеха. А успешного ребенка нельзя назвать отстающим. Соблюдение традиций, верность ценностям гимназии, работа в команде единомышленников обеспечивает единое верное направление в создании школы без отстающих.

Илхания ВАХИТОВА, директор гимназии №4 г.Казани

∗Уважаемые педагоги! Если Вы хотите рассказать о своих профессиональных достижениях или поделиться своим видением преподавательской деятельности, присылайте нам свои работы на электронный адрес: magarif@bk.ru

Добавить комментарий