Театр Марселя Салимжанова

В Музее М. Горького и Ф. Шаляпина открылась выставка, посвященная творчеству Марселя Салимжанова. 

Проект «Театр Марселя Салимжанова» посвящен 85-летию одного из самых значительных мастеров татарской сцены, народному артисту СССР, лауреату Национальной театральной премии «Золотая маска» Марселю Хакимовичу Салимжанову. Выставка подготовлена в Год театра в России и проводится в рамках сотрудничества Национального музея Республики Татарстан, Татарского государственного Академического театра им. Г. Камала при участии ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан.

На выставке демонстрируются уникальные материалы, ранее не экспонировавшиеся, из музея ТГАТ, Национального музея, семейного архива режиссера: редкие фотографии, эскизы декораций, документы, афиши, костюмы из спектаклей, начиная с середины 1960-х до 2002 гг.

М.Х.Салимжанов мудро воспользовался возможностями сценического искусства в момент, когда татарская культура вступила в полосу кризиса. Именно в это время он поднимает в своих спектаклях насущные проблемы национальной истории и культуры. Главная заслуга режиссера в том, что, обращаясь к разнообразным традициям мирового театра, авангардным исканиям начала ХХ в., он прочно утверждал в татарском театре свой индивидуальный стиль с ярко выраженным игровым компонентом, визуальностью, зрелищностью и экспрессивностью.

С приходом в татарский театр М.Х.Салимжанова наметился рост постановочной культуры. Его поиски «театра в театре» в ранних спектаклях постепенно перерастали в “салимжановский стиль”. Режиссер коренным образом изменил прежние подходы, подчинив все компоненты театрального действа (художник, драматург, актер) единому режиссерскому замыслу в трактовке произведения. Используя инструментарий условно-метафорического театра, Салимжанов моделировал динамический татарский сценический стиль.

Образный строй его спектаклей вытекал из понимания природы татарского театра, особой роли художника в подаче актера в пространственной среде. В сотворчестве с режиссером эволюционировало творчество художников старшего поколения – М. Сутюшева, А Тумашева. К оформлению спектаклей часто привлекал художников со стороны (Б. Волков, А. Кноблок, И. Файзуллин, Э. Гэльмс, Т. Еникеев, М. Дмитриев и др.). Режиссер искал новые приемы и требовал от художников поиска смелых постановочных решений. Свободно ориентируясь в различных стилях и направлениях современного искусства, он черпал из них наиболее подходящие для татарской сцены выразительные средства – в этом не раз убеждались и молодые художники, пришедшие в театр после окончания столичных вузов в 1970–1980-е гг. (А. Закиров, Р. Газиев, С. Скоморохов и др.).

Под непосредственным руководством режиссера с учетом новых сценических технологий было построено новое здание театра им. Г. Камала.

Марсель Салимжанов руководил Татарским академическим театром им. Г.Камала 36 лет. Это уникальный случай в истории национального театра. Неслучайно, старейшая актриса татарского театра, последняя представительница знаменитой труппы «Сайяр» Фатыйма Ильская в связи с 50-летием подарила режиссёру кольцо Габдуллы Кариева, которое традиционно, как эстафета, передаётся самому достойному представителю национального театра, продолжателю его лучших традиций. Он создал театр, о котором заговорили в превосходных степенях. Его узнала и определила высокий статус не только сегодняшняя Россия и бывшие республики СССР, но и дальнее зарубежье – Финляндия, Германия, Турция. Камаловский театр стали называть лучшим театром тюркских народов мира. А Москва назвала Салимжанова – «режиссёром-легендой»

Творческие искания М.Х.Салимжанова получили энергичное продолжение в творчестве режиссеров нового поколения – начала ХХI в.

Рауза СУЛТАНОВА

Добавить комментарий