Гульнара Габдрахманова: «Теперь школы становятся наравне с лицеями или гимназиями»

Новый Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый 29 декабря 2012 года, внес существенные изменения в сферу образования. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Некоторые существенные положения в образовательном законодательстве еще раз разъясняет заместитель минис­тра образования и науки РТ – руководитель департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки РТ Гульнара Закариевна Габдрахманова.

Габдрахманова обр

– Гульнара Закариевна, новый Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» существенным образом изменил подходы к осуществ­лению образовательной деятельности в РФ. Какие конкретно сферы образовательных услуг затронули эти изменения?
– Изменений на самом деле много, и они затронули огромное количество областей этой сферы услуг. Хочется отметить, что с началом каждого учебного года, абсолютно всегда вносятся определенные изменения в Закон «Об образовании в Российской Федерации», которые позволяют улучшить результативность и продуктивность образовательных услуг. Уже в текущем 2016 году ожидаются некоторые коррективы в процесс обучения нового поколения, а именно школьников, дошкольников и студентов.

– По новому Закону дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Какие существенные изменения претерпело законодательство в отношении детских садов?
– Относительно уровня, с одной стороны – это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию. Здесь важно отметить, что современные детские сады не должны концентрироваться на том, чтобы обучать дошкольников чтению и письму, однако теперь в их обязанности входит раскрыть потенциал и способности каждого ребенка, определить его интересы и возможные навыки в будущем. Каждый ребенок, который прошел обучение в детском саду, должен стремиться обучаться в школе, а также уже должен быть социализирован, чтобы не возникало каких-либо проблем при посещении школы. При этом дошкольники не будут проходить итоговую аттестацию, а также исключаются стандарты для оценивания знаний.

– Нововведения неизбежно связаны с определенными материальными затратами…
– Дошкольное образование будет происходить за счет средств, выделенных государством. Однако уход за ребенком, а также постоянный присмотр за ним будет осуществляться только за счет денег родителей. Будут сохранены различные льготы на оплату детского сада, которые были до этого. Также родители смогут оформлять компенсационные выплаты за оплату сада. Данные средства будут выделяться из бюджетов регионов. При этом некоторые категории населения могут быть вовсе освобождены от необходимости оплачивать обучение своего ребенка в детском саду, но для этого они должны соответствовать некоторым требованиям и условиям.

– Законодательство диктует новые правила не только для детских садов, но и для учреждений основного общего образования…
– Да, новый Закон предполагает введение новых правил и условий и в школах. Теперь школы получат равный статус с лицеями или гимназиями. Современные школы сегодня имеют возможность пользоваться специальными программами, а также предоставлять тот же спектр образовательных услуг, который ранее был доступен только лицеям или гимназиям. Такие нововведения приводят к тому, что школы теперь будут работать с каждым ребенком отдельно, а также предоставлять ему такое образование, которое ему необходимо в будущем для поступления в вуз или для работы.

– Для каких категорий обучающихся в школах вводится индивидуальный график обучения?
– Индивидуальный график может быть разработан для тех учащихся, которые не могут постоянно посещать школу по стандартному графику ввиду различных уважительных причин. Сюда относятся дети, которые профессионально занимаются различными видами спорта, обучаются в музыкальных школах, имеют серьезные заболевания, переходят из одной школы в другую, а при этом могут пройти уже некоторую часть школьной программы.

– Гульнара Закариевна, с принятием нового Закона, помимо новых правил и условий, касающихся школ, мы получили и новые правовые формы образовательных учреждений. Чем же отличаются муниципальные автономные образовательные учреждения от бюджетных?
– Сначала надо отметить, что с принятием нового Закона большинство образовательных учреждений остались бюджетными, но некоторые взяли на себя ответственность стать автономными. Да, действительно, это ответственность, так как они наделяются большими полномочиями в плане финансово-хозяйственной деятельности, а руководители этих учреждений более свободны в принятии управленческих решений. К примеру:
● открытие расчетного счета в кредитных организациях позволяет более оперативно решать финансовые вопросы учреждения;
● открытие новых видов деятельнос­ти (за пределами муниципального задания) позволяет привлечь дополнительные финансовые средства на развитие учреждения;
● автономное учреждение (АУ) не является муниципальным заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального Закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
● в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса, определяющей понятие «получатель бюджетных средств», Федеральный закон №94-ФЗ не применяется к АУ и др.

– А как осуществляется контроль над деятельностью автономных учреждений при таких полномочиях?
– Есть существенные особенности работы этих учреждений, которые регламентируются Федеральным законом «Об автономных учреждениях» №174-ФЗ – это создание наблюдательного совета АУ, контролирующего деятельность учреждения. Наблюдательный совет формируется из представителей учредителя автономного учреждения, исполнительных органов местного самоуправления, на которые возложено управление муниципальным имуществом, а также представителей общественности.

– Для того, чтобы в образовательных учреждениях процесс отвечал современным требованиям, потребуются дополнительные финансовые средства. Так где же их изыскивать?
– Школа должна реализовывать свой потенциал конкурентоспособности, зарабатывать на том участке, где она сильна по определению. Оптимальный вариант – оказание населению дополнительных образовательных услуг. Всё необходимое для этого у школы имеется: площади, которые отапливаются и освещаются за счёт бюджетных средств, оборудованные классы, библиотечные фонды, хорошо подготовленные специалисты. Для школы не проб­лема получить лицензию. Кроме того, она находится в непосредственном контакте с потребителем образовательных услуг.
Необходимо выстроить экономически эффективную и социально продуманную систему оказания платных дополнительных услуг, оказываемых образовательными организациями, в частности, щадящую по отношению к малообеспеченным семьям.
На данный момент школа может предложить различные виды платных образовательных услуг: второй иностранный язык, систему дополнительной работы по музыке, живописи, спецкурсы по выбору учащихся и т.п., доход от которых реинвестируется в школу в целом. Есть ещё возможность заработать на аренде школьных площадей, но путь этот мало перспективный, экономический эффект от аренды невелик, а социальные риски огромны.

– А это не противоречит обращению Департамента надзора и контроля в сфере образования к руководителям образовательных организаций, классным руководителям и родителям «О минимизации незаконных сборов и регламентации внеурочной деятельности»?
– Не нужно путать понятия: оказание платных дополнительных образовательных услуг и незаконный сбор денежных средств с родителей обучающихся (поборы, иными словами).

Подробно.

Материал подготовила Римма ГАТИНА.

Добавить комментарий