Творческие способности можно развить у любого ребенка

Принято считать, что показателем эффективности обучения служит результат. Но в Детской художественной школе №1 «Галатея» г. Казани сформировалась несколько иная позиция. Здесь делают ставку не на результат, а на содержание процесса работы. как считают педагоги, главное – развитие духовной сферы личности. Вот уже более 20 лет школа успешно реализовывает авторскую программу основателя школы Эдуарда Сафиуллина «Самое главное глазами не увидишь».

О том, как проходят занятия по обучению художественному творчеству через духовное развитие, журналу «Магариф» рассказала директор школы Раиля Мугинова.

– Раиля Наилевна, в чем особенность преподавания в вашей школе?
– От других школ мы отличаемся, наверное, тем, что наша школа ориентирована на развитие творческой личности. Мы даем возможность детям больше фантазировать, раскрыть душевные качества, чтобы они учились добру и позитивному мышлению через композицию, содержание и смысл, которые вкладываем в работы.

– То есть каждый урок сопровождается неким смысловым подтекстом?
– Да. Уроки у нас интегрированы, то есть этика, история, композиция, рисунок, живопись, музыкальная культура – все эти предметы взаимосвязаны. Каж­дую новую тему мы изучаем через главную идею, согласно нашим новым законам и стандартам в образовании. В наших работах много философского контекста.

– Мне кажется, что у вас и формы работы многообразны. Какие техники вы применяете?
– Действительно, мы выполняем работы разного стиля, даем много различной техники, такие как бумагопластика, гобелен, батик, компьютерная графика и многое другое, потому что детей нужно удивлять, заинтересовать, а не просто дать им классический урок: вот поставил предмет и рисуй. Дети должны уметь использовать свои навыки и знания в разных техниках, вносить инновационные элементы со вкусом, детально, чтобы они сами могли проявиться и удивить других. Ведь не все дети одинаковые: кто-то силен в графике, кто-то в живописи, в истории живописи, то есть мы стараемся раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

– Детям и подросткам важно признание и чувство уважения по отношению к их труду. Какие методы используете вы?
– Мы выставляем их работы на различных семинарах и конкурсах. Но все же больше сил у нас уходит на сам процесс обучения. В рейтингах и показателях по конкурсам, олимпиадам, возможно, мы и не самые первые, так как мы заняты обучением. Нам важно состояние души ребенка и формирование его как личности. Мы делаем ставку на это.

– А программу вы разрабатываете сами?
– Да, это апробированные авторские программы, которые реализуются более 20 лет и дают свои результаты. Их создали основатели нашей школы Любовь Вадимовна и Эдуард Ильдарович Сафиуллины. Сейчас мы корректируем их под новые стандарты образования.
Авторская программа I ступени (для детей от 7 до 12 лет) называется «Семена души». Она направлена на воспитание нравственных качеств через сказки и притчи народов мира. Программы II ступени (для детей от 12 до 17 лет) «Самого главного глазами не увидишь» ориентированы на воспитание нравственных ценностей через произведения А.Экзюпери «Маленький принц», Р.Баха «Чайка Джонатан Ливингстон», К.Льюиса «Хроники Нарнии», П.Коэльо «Алхимик» и др.

– Как Вы считаете, творческие способности можно развить у любого ребенка?
– У любого, совершенно! Человек рождается с определенными возможностями. Дети приходят к нам с такими открытыми и сверкающими глазами! Они все умеют рисовать. Просто пока не знают, как правильно выполнить работу, преподнести свои идеи. Наша задача – научить их этому.

– Бывают дети со своим видением, которые принципиально не хотят воспринимать традиционные формы…
– Да, есть такие дети. Мы их поддерживаем и даже не переучиваем, просто подсказываем, как лучше проявиться. Пусть они развиваются в своем направлении. Такие дети, как правило, бывают наоборот более талантливыми. Потому что они уже имеют свое видение, они уже пришли с этим. Иногда мы учимся у них чему-то сами.

– А все-таки, какие ошибки, подавляющие способности детей, совершают учителя и родители?
– Это слова или действия, которые рождают неуверенность в ребенке. Если ребенку говорить, как он неправильно или некрасиво сделал, это убивает в нем все творческое начало. Ребенка нужно мотивировать, поддерживать.

– Часто, когда ребенок что-то рисует, родители или учителя начинают исправлять их, мол, не так сделал.
– Вот поэтому в таких случаях мы спрашиваем у ребенка, что он нарисовал. Каждый видит мир по-своему, нельзя сказать, что мы видим мир правильно.
Я все время удивлялась, почему дети рисуют деревья в виде морковок. А когда сама опустилась до уровня ребенка вниз и посмотрела на деревья, они, действительно, показались мне как морковки. Малыши рисуют людей с длинными ногами, потому что видят их только на таком уровне.
Более того, каждый рисунок несет в себе определенную информацию. Иног­да дети приносят нам рисунки, вроде ничего в этом такого нет. Но, присмотревшись, можно понять: если линия более четкая и уверенная, значит, у него есть начало, и ребенок живет в любящей
семье. Если линии какие-то неуверенные, нам становится ясно, что ребенок где-то защемлен, его недооценивают сами же родители. То есть мы видим по рисункам, как живет ребенок в семье.

– В общеобразовательных школах урокам искусства выделяется небольшое количество часов. Как Вы думаете, нужны ли всем уроки искусства?
– В младших классах обязательно нужны уроки рисования, потому что это некая терапия, особенно при нынешней загруженности в школах.
Плохо, что сейчас в старших классах отсутствует урок черчения. Черчение хорошо помогает развить и тренировать пространственное мышление. Сейчас у детей этого нет. Они иногда приходят к нам и даже не знают, что такое двухмерное пространство – две плоскости.
В этом мы проигрываем.

– Как часто встречаются семьи, в которых дети творческие, а родители – нет?
– Достаточно часто. Творческих детей иногда очень сложно понять вообще. Полностью. Они бывают неорганизованными, постоянно о чем-то думают, у них другое пространственное мышление, много мыслей в голове, которые тяжело собрать. Творческие люди – это люди полета (могут прийти в разных носках, не взять с собой бумагу на занятие и др.), которые должны быть всегда под контролем.

– Родители это понимают?
– Да, конечно! Мы просим родите­лей, они понимают и помогают нам. Мы должны вести совместную работу, чтобы не дать погибнуть росткам таланта детей и раскрыть тот огромный потенциал, который в них заложен.

Беседовала Эльза Набиуллина.

©»Мәгариф» (№7, 2016).

Добавить комментарий