ЕГЭ-2020: помощь учителю
В современных условиях предмет географии очень важен, и экзамен по нему оценивает не только элементарную географическую грамотность обучающегося и его умение мыслить, но и готовность адекватно излагать свои мысли, определять и обосновывать свою позицию, отстаивать свое мнение, отвечать на вызовы современного общества.
А ЕГЭ по географии даёт объективные данные о реальном уровне подготовки выпускников общеобразовательных учебных заведений, также позволяет получить информацию о сильных и слабых сторонах подготовки обучающихся по предмету, определить особенности усвоения учебного материала разными группами выпускников, отличающимися уровнем образовательной подготовки, создаёт необходимые условия для реализации обратной связи в процессе обучения географии «учитель-ученик».
В ЕГЭ по географии в 2019 г. по Республике Татарстан приняли участие 191 человек (в 2018 г. – 187 чел., в 2017 г. – 140 чел.), рост составляет 4 человека, по сравнению с 2018 г. В 2019 г. в ЕГЭ по географии приняли участие обучающиеся из 33 (в 2018 г. – 34) районов РТ, г. Казани и Наб. Челнов, следовательно, количество районов сократилось на один.
В 2019 г. количество сдавших ЕГЭ по географии увеличилось, по сравнению с 2018 г., в г. Казани (на 35 чел.), в Кукморском (на 5 чел.), в Нурлатском (на 3 чел.), в Азнакаевском (на 3 чел.), в Зеленодольском (на 1 чел.). В то же время сократилось количество обучающихся, сдавших ЕГЭ по географии в Альметьевском (на 6 чел.), в Аксубаевском (на 2 чел.) районах.
В 2019 г. в ЕГЭ по географии не принимали участие обучающиеся из 10 районов (в 2018 г. было 9): Алексеевского, Апастовского, Атнинского, Буинского, Муслюмовского, Пестречинского, Сабинского, Сармановского, Тюлячинского, Ютазинского.
Целью исследования является проведение анализа результатов ЕГЭ второй части по географии по Республике Татарстан 2019 г. и выработка пути их повышения и устранения типичных ошибок.
Задания второй части ЕГЭ по географии включают 5 заданий (№28, 29, 30, 32, 34) высокого уровня и 2 задания (№31, 33) повышенного уровня сложности, которые проверяются экспертами в соответствии со специально разработанным перечнем критериев. Задания второй части выявляют у обучающихся логику рассуждений, умение применять полученные географические знания на практике и в нестандартных ситуациях, устанавливать причинно-следственные и пространственные связи между объектами и явлениями географической оболочки, сделать прогноз возможных изменений компонентов природы в результате антропогенной деятельности, дать обоснованную оценку природных условий и ресурсов с определенной целью, определить свойства географических объектов и явлений, в зависимости от их положения в географическом пространстве, на основе знаний о пространственных связях, а также оценить учебные достижения обучающихся по географии. Выполняя задания второй части, обучающиеся имеют возможность полно и лаконично изложить свой ответ, показать весь спектр знаний по географии.
Задание №28 высокого уровня сложности проверяет знания о географической модели, географической карте и плане местности. Ориентировано на выявлении у обучающихся умений построить профиль рельефа местности, картосхем, диаграмм и модели, а также умение пользоваться масштабом и читать изображение рельефа на топографической карте и предусматривает определение по карте расстояния, особенностей рельефа (по горизонтали и условным знакам) и отображение полученной информации в виде графика.
Ошибки при выполнении этого задания связаны с неумением обучающихся определять направление уклона местности с помощью бергштрихов, неправильное определение высоты горизонталей и условных знаков, а также с переходом изображения от одного масштаба в другой.
Средний процент выполнения данного задания в 2019 г. составлял 89,5% (в 2018 г. – 68,4%, в 2017 г. – 85%).
Задание №29 высокого уровня сложности проверяет достаточно большое количество элементов содержания по таким разделам, как природа Земли и человек; население мира; мировое хозяйство; природопользование и геоэкология; география отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта России, и требований к уровню подготовки обучающихся (уметь объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы). Как показывает анализ результатов ответов обучающихся, этим объясняется низкий процент правильных ответов на данное задание.
Средний процент выполнения задания в 2019 г. составляет 57,9% (в 2018 г. – 36,8%, в 2017 г. – 77,4%). Типичными ошибками при выполнении подобных заданий являются: неверное понимание взаимозависимостей между показателями рождаемости и смертности населения; возрастная структура, продолжительность жизни населения. Многие выпускники пытаются объяснить сравнительно высокую смертность в развитых странах экологическими причинами и стрессами.
Задание №30 высокого уровня сложности призвано проверить достаточно большое количество элементов содержания по таким разделам, как природа земли и человек; население мира; мировое хозяйство; природопользование и геоэкология; хозяйство России, и требований к уровню подготовки обучающихся, которые имеют практикоориентированную направленность: умение выявлять и описать разнообразные явления в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы, провести анализ и оценку разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов, исходя из их пространственно-временного развития.
Средний процент выполнения данного задания в 2019 г. составляет 84,2% (в 2018 г. – 73,7%, в 2017г. – 68,8%).
Типичной ошибкой при выполнении данного задания является слабое представление о различии между абсолютными и относительными величинами и слабые знания по математике, физике и химии.
Задание №31 повышенного уровня сложности проверяет у обучающихся такие знания по экономической географии, как отраслевая структура хозяйства и географии основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, умение определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.
Средний процент выполнения данного задания составляет 78,9% (в 2018 г. –
84,2%, в 2017г. – 90,1%). Следует отметить, что процент правильных ответов на данное задание всегда являлся одним из высоких, однако в 2019 г. наблюдалось снижение на 5,3%.
Как показывает анализ выполнения данного задания, у некоторых обучающихся недостаточно сформированы знания о принципах размещения основных отраслей промышленности России. В первую очередь, это касается таких отраслей промышленности, как топливная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, лесная промышленность и др. Обучающиеся в своих ответах часто путают источники используемого сырья отдельными промышленными предприятиями, районы добычи и использования полезных ископаемых. Поэтому у некоторых обучающихся вызывают затруднения задания, где требовалось применение знаний о факторах и принципах размещения отдельных отраслей промышленности и конкретных предприятий, а также необходимо было их связать со знаниями особенностей природных условий и ресурсов конкретных регионов и территории.
Задание №32 высокого уровня сложности проверяет знания и понимание обучающимися современного облика планеты Земля и географических размеров и движений Земли и умение выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений, применять полученные знания для решения конкретных задач. Менее трети выпускников демонстрируют эти умения верно и набирают максимальное количество баллов. Несмотря на это, из года в год результативность выполнения данного задания является традиционно одной из низких среди заданий по части 2. В 2019 г. отрадным явилось то, что средний процент выполнения данного задания составил 68,4% (в 2018 г. – 26,3%, в 2017г. – 58,9%).
Типичными ошибками обучающихся в данном задании являются:
– непонимание того, что высота Солнца над горизонтом зависит не только от географической широты и долготы, но и от времени суток;
– непонимание географических следствий годового движения Земли при наклонном положении ее оси;
– неспособность осуществить перенос имеющихся знаний в новую ситуацию (если точки по условию задания находятся в Южном, а не в Северном полушарии), некоторые обучающиеся путают местонахождение Гринвичского меридиана.
Задание №33 повышенного уровня сложности проверяет знания о численности и естественном движении населения Земли и проверяет умение обучающихся находить и анализировать представленную в различных источниках информацию для изучения объектов и явлений на разных территориях Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем. Показатели естественного прироста оцениваются в промиллях.
Средний процент выполнения задания части 2 в 2019 г. составлял 89,5% (в 2018 г. – 79%, в 2017 г. – 94%).
Типичными ошибками обучающихся являются слабые знания по математике. В частности, ошибки связаны с проблемами округления, когда требуется округлить до десятых долей промилле, а округляют до целого значения.
Задание №34 высокого уровня сложности проверяет знание обучающихся по направлению и типов миграции населения, а также умение анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений и определять величину миграционного прироста населения разных территорий Земли. Средний процент выполнения данного задания составляет 89,5% (в 2018 г. – 89,5%, в 2017 г. – 94,8%).
Как показывает проведенный нами анализ итогов второй части ЕГЭ по географии в 2019 г., наблюдается некоторое улучшение результатов ответов обучающихся, по сравнению с 2018 г., в заданиях: № 28 и № 29 – на 21,05%; № 30 – на 10,53%; № 32 – на 42,1%; № 33 – на 11,52%, а в задании № 31 наблюдается снижение на 5,26%.
Вызывают затруднения у обучающихся некоторые вопросы по отдельным разделам и темам курсов физической географии (Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Форма, размеры, движение Земли. Природные условия и ресурсы и др.); экономической и социальной географии России и зарубежных стран (География отраслей промышленности, сельского хозяйства и важнейших видов транспорта. Факторы размещения производства и др.). Эти трудности также могут быть связаны с недостатком времени, отводимым на изучение географии в базисном учебном плане, и перегруженностью различной информацией действующих программ и некоторых учебников по географии, отсутствием в учебных планах экономической и социальной географии зарубежных стран в некоторых профильных школах, гимназиях и лицеях РТ.
При подготовке обучающихся образовательных учреждений к предстоящему экзамену в формате ЕГЭ учителя географии уделяют значительное внимание обязательному перечню содержательных элементов государственного образовательного стандарта по географии, при этом осуществляется системный подход и соблюдается преемственность в процессе непрерывного изучения географии в образовательных учреждениях и др. Однако еще имеется ряд нерешенных проблем в преподавании географии, а также в усвоении материала обучающимися в общеобразовательных учреждениях.
По результатам анализа выполнения заданий ЕГЭ по географии можно сформулировать следующие рекомендации для учителей географии:
– необходимо совершенствовать применение в учебном процессе инновационных образовательных технологий; нацеливать процесс обучения не только на передачу системы теоретических знаний, но и на формирование умений применять эти знания на практике в различных ситуациях; уделять значительное внимание организации самостоятельной работы обучающихся по географии не только во время учебных занятий, но и во внеурочное время, особенно для проведения практических работ с тематическими картами атласа по сравнению и объяснению различий природных условий и ресурсов конкретных регионов; использовать тематические карты при закреплении знаний о закономерностях изменения природных условий на территории России, при сравнении особенностей населения и хозяйственной специализации отдельных регионов, субъектов и стран мира; обратить особое внимание на проведение в урочное и во внеурочное время индивидуальных и групповых заданий, особенно исследовательских работ. Поэтому необходимо дополнительно мотивировать обучающихся к использованию при подготовке к учебным занятиям и ЕГЭ информационно-дидактических материалов: географических атласов и карт, справочников, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.;
– при подготовке к экзамену учителям географии необходимо изучить нормативно-правовые и методические документы Министерства просвещения РФ о проведении ГИА; кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ; кодификатор и спецификацию КИМ для проведения экзаменов в последующем году; демоверсии КИМ; методические рекомендациии для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ разных лет. Необходимо уделять больше внимание ознакомлению обучающихся с теми формами заданий, которые входят в КИМ ЕГЭ по географии, а также использовать эти задания при текущем контроле знаний по отдельным темам и разделам и др.;
– учителям географии при планировании образовательного процесса необходимо предусмотреть перед началом изучения каждого раздела курса время на диагностику аспектов подготовки, являющихся опорными при изучении той или иной темы. Непосредственно перед экзаменом необходимо систематически решать в качестве повторения всего материала по географии несколько вариантов демонстрационных версий КИМ. Систематически на уроках и во внеурочное время по географии надо вести работу по актуализации ранее изученного материала, давать обучающимся опережающие индивидуальные задания по отдельным темам и разделам курсов географии, а также регулярно проводить текущий и тематический контроль знаний, географические диктанты. Необходимо инициировать участие обучающихся в олимпиадах по географии различных уровней, турнирах юных географов, ученических исследовательских конференциях, профильных лагерях и др.
Комментарийлар