Современные образовательные технологии в области повышения квалификации педагогических работников
Александр ХОХЛОВ, кандидат педогогических наук, проректор по учебно-методической работе Института развития образования РТ Институт развития образования Республики Татарстан, как региональный координатор реализации единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогов и руководителей образовательных организаций, разрабатывает свои программы на основе понимания меняющейся парадигмы современного российского образования.
Парадигмы образования
Реализация программ переподготовки и повышения квалификации осуществляется в практико-реализующей среде в соответствии с современными научно-педагогическими подходами и решениями профессионально-общественного экспертного сообщества. В широком смысле слова мы определяем современную образовательную парадигму как набор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами педагогического сообщества.
В современной педагогике выделяют четыре ведущих парадигмы образования:
1) когнитивная;
2) личностно-ориентированная;
3) функционалистская;
4) культурологическая.
В рамках когнитивной парадигмы появились новые современные подходы к обучению: решение творческих задач, активизация самостоятельной деятельности учащихся, проблемное обучение, профильные классы и др. Они явились предпосылкой утверждения личностно ориентированной парадигмы образования, в соответствии с которой ГАОУ ДПО ИРО РТ осуществляет свою деятельность.
Сущность личностно ориентированной педагогики в системе дополнительного профессионального образования заключается в последовательном отношении преподавателя к слушателю как к сформированной личности, как к самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воздействия.
В личностно ориентированном обучении есть непосредственное взаимодействие между образовательными субъектами, которое направлено на овладение материалом с помощью форм, методов и средств.
В личностно ориентированном обучении каждый слушатель, повышающий свою квалификацию, имеет свой вектор развития, который строится не от преподавателя к слушателю, а наоборот, от слушателя к преподавателю.
В соответствии с реализуемой в новейшей истории России личностно ориентированной образовательной парадигмой сформировались современные образовательные технологии как система взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, основанная на конкретной концепции в соответствии с определенными принципами и взаимосвязью целей, содержания, методов, средств обучения.
Важные критерии
В современном образовании педагогические технологии играют ключевую роль, обеспечивая эффективность и качество учебного процесса. Педагогические технологии реализуются посредством методики (техники). Но не каждая методика может считаться технологией. Чтобы отнести методику к педагогическим технологиям, она должна соответствовать определенным критериям. Эти критерии, также известные как принципы технологичности, гарантируют систематичность, рациональность и достижение определенных образовательных целей.
Существенными характеристиками, применяемыми преподавателями ИРО РТ образовательных технологий, основанными на принципах технологичности, являются следующие:
- Концептуальность
Педагогическая технология должна основываться на определенной философской концепции, определяющей ее ценностные ориентиры, принципы и видение роли образования в обществе (опора на философское обоснование); должна учитывать психологические особенности обучающихся, их познавательные процессы, мотивацию, стиль обучения, обеспечивать эффективность методов и приемов (психологическое обоснование), должна строить свою структуру и методы на основе принципов дидактики, обеспечивать логичность и эффективность учебного процесса (дидактическое обоснование), учитывать социальные и культурные факторы, а также цели и задачи образования в конкретном обществе (социально-педагогическое обоснование).
- Целостность
Все элементы педагогической технологии должны быть логически связаны между собой, образуя целостную и последовательную систему. Различные компоненты технологии должны взаимодействовать и дополнять друг друга.
Образовательная технология должна представлять собой единое целое, где все элементы работают на достижение единой образовательной цели.
- Управляемость
Обязательными составляющими управляемости образовательной технологии являются диагностическое целеполагание, планирование и проектирование, поэтапная диагностика и коррекция результатов.
Технология должна позволять определить и сформулировать конкретные образовательные цели, которые будут достигнуты в результате ее применения, позволять разработать подробный план учебного процесса, определив его этапы, методы и средства, включать возможность проведения регулярной диагностики достижения планируемых результатов обучения и прогресса обучающихся на каждом этапе обучения, предусматривать механизмы коррекции учебного процесса в случае необходимости, чтобы достичь желаемых результатов.
- Воспроизводимость
Педагогическая технология должна быть достаточно ясной и структурированной, чтобы ее можно было повторить. Существенной характеристикой успешности применения образовательной технологии является ее гибкость и возможность использования другими преподавателями, способными приспособить ее к конкретным условиям и требованиям.
Технология должна быть применима не только в одном конкретном образовательном учреждении, но и в других аналогичных учреждениях с минимальными изменениями. Она должна быть достаточно простой и интуитивно понятной, чтобы ее могли применить разные преподаватели с разным уровнем опыта.
- Эффективность
Педагогическая технология должна обеспечивать достижение конкретных и измеримых запланированных образовательных результатов, определенного уровня знаний, умений и навыков, соответствующих заданным образовательным стандартам.
Технология должна обеспечивать максимальную отдачу при минимизации временных и экономических (трудовых) затрат.
Технология должна быть применима не только в одном конкретном образовательном учреждении, но и в других аналогичных учреждениях с минимальными изменениями. Она должна быть достаточно простой и интуитивно понятной, чтобы ее могли применить разные преподаватели с разным уровнем опыта.
Виды образовательных технологий
Современная педагогическая наука и практика подразделяет педагогические технологии по уровню применения на общепедагогические, частно-методические (предметные) и локальные (модульные) технологии, по доминирующему методу и средствам обучения на репродуктивные, тренинговые, диалогические, развивающие, творческие, игровые, компьютерные, программного обучения, проблемного обучения, коммуникативного обучения, дистанционного обучения.
По организационным формам педагогические технологии классифицируют лекционно-практические, индивидуальные, групповые, коллективные, дифференцированные, по характеру педагогического взаимодействия различают авторитарные, личностно ориентированные, личностно-деятельностные, сотрудничества.
Рассматривая личностно ориентированные образовательные технологии с точки зрения инновационности, преподаватели ИРО РТ особо акцентируют внимание на виды педагогических технологий и методику (техники) их реализации.
В широком смысле основными применяемыми нами видами образовательных технологий являются традиционные, основанные на лекционно-семинарской системе, акцентирующие внимание на передаче знаний от преподавателя к слушателю технологии, и информационные, обеспечивающие максимально и эффективно использовать цифровые образовательные ресурсы.
Современные методы обучения
Современная методология ориентирует на применение активных методов обучения и на развитие познавательных креативности, критического мышления.
Реализация образовательных технологий предъявляет особые требования к освоению педагогом педагогической техники как комплексу общепедагогических умений, который позволяет донести до обучающихся свои мысли и чувства.
Общая для всех умений педагогической техники область применения – непосредственное взаимодействие педагога и обучающегося. Педагогическая техника носит выраженный индивидуально-личностный характер. Важной особенностью педагогической техники преподавателей ИРО РТ является формирование или совершенствование педагогического творчества и педагогического мастерства слушателей, раскрытие их нравственных и эстетических позиций и овладение высоким уровнем развития специальных обобщенных умений.
Педагогическое творчество преподавателя, педагогическое мастерство обеспечивает применение не только традиционных, но и современных инновационных методик (техник) обучения:
– обучение в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом;
– использование мобильных устройств (смартфонов, планшетов) для доступа к учебным материалам, онлайн-курсам и тестам;
– обучение основам программирования с помощью специальных программ и онлайн-платформ;
– техника игрового обучения (деловая игра), использование игр для закрепления знаний, развития навыков и мотивации;
– модульное обучение;
– метод проблемных ситуаций;
– компьютерные техники обучения, в том числе с использованием искусственного интеллекта;
– программированное обучение;
– дистанционное обучение (интернет-обучение).
Применение современных инновационных образовательных технологий преподавателями ГАОУ ДПО ИРО РТ является важным фактором успеха национальной суверенной системы образования, республиканского образования, позволяет сделать учебный процесс переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров более эффективным и интересным, что способствует улучшению качества образования в образовательных организациях Республики Татарстан.
Общая для всех умений педагогической техники область применения – непосредственное взаимодействие педагога и обучающегося. Педагогическая техника носит выраженный индивидуально-личностный характер.
Фото из личного архива
Комментарийлар