Имя существительное как часть речи
(Урок русского языка в 4 классе)
Галина ГУРИНА,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
лицея № 177 города Казани
Цели: закрепление существенных признаков имен существительных как части речи; развитие умения распознавать склонения имен существительных, писать безударные окончания имен существительных; развитие умения решать орфографические задачи в написаниях слов; воспитание взаимопомощи, культуры общения, интереса к предмету; воспитание интереса и любви к чтению художественной литературы.
Задачи: способствовать отработке практических навыков и умений по определению склонений имен существительных и написанию безударных окончаний имен существительных; способствовать отработке применения изученных орфограмм при написаниях слов; содействовать отработке разных видов разборов (звуко-буквенный анализ слов, синтаксический разбор предложения, разбор слова как части речи).
Формирование УУД
Познавательные: умения обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; отнесение объектов к известным понятиям; построение умозаключения.
Регулятивные: постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести).
Коммуникативные: речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий.
Личностные: ориентация на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности; интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Оборудование: интерактивная доска для проверки звуко-буквенного анализа и показа картинки памятника «Потерянной книжке», плакат «Международный день дарения книги», тема урока, пословица, словарные слова для проверки написания слов с непроверяемыми написаниями, у каждого учащегося текст «Любимые книги».
Ход урока
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, повернитесь к гостям, поздоровайтесь и садитесь!
II. Актуализация знаний
– Сегодняшний урок я начну с пословицы: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием».
– Я желаю вам на сегодняшнем уроке показать все свои знания по теме урока. А в конце урока попрошу оценить свою работу на уроке, поставив + или – в Листе самооценки.
Лист самооценки. Поставить + или -
1. | Я активно работал на уроке. |
|
2. | Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. |
|
3. | Я знаю, что такое имя существительное. |
|
4. | Я умею определять грамматические признаки имен существительных. |
|
5. | Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний имен существительных. |
|
III Самоопределение к деятельности
– Открываем тетради, проверяем посадку, записываем сегодняшнее число. (Число дети записывают с комментированием, проговаривая все встречающиеся орфограммы.)
1. Звуко-буквенный разбор слова
Февраль, как последний месяц зимы, отличается частыми метелями и вьюгами, поэтому я предлагаю вам сегодня для звуко–буквенного разбора слово вьюга.
Каждый учащийся самостоятельно выполняет разбор данного слова в рабочей тетради.
По выполнении на экране выставляется верный вариант разбора, и дети выполняют взаимопроверку.
Вьюга – [ в’ й’ у | г а ] – 2 слога
в – [в’] – согл., звонк. парн. [ф’], мягк. парн. [в]
ь – не обозначает звук
ю – [й’] – согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
у – [у] – гласн., ударн.
г – [г] – согл., звонк. парн. [к], тверд. парн. [г’]
а – [а] – гласн., безударн.
4 б., 4 зв.
После взаимопроверки 4 человека получают оценки. У одного учащегося учитель проверяет работу.
– А теперь, ребята, я попрошу вас отгадать загадку.
«Давно живу я в этом мире,
Даю названия предметам».
– О какой части речи можно так сказать?
– Молодцы! Конечно, это – имя существительное. Это важнейшая часть речи, это по сути – хлеб нашего языка. (Хлеб – это пища, имя существительное дает пищу всем словам, является основой языка, дает название всем предметам.) В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.
– Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний об этой части речи. Будем упражняться в определении у существительных его грамматических признаков.
Выставляется тема урока: «Имя существительное как часть речи».
2. Словарная работа
– А начнем мы наш урок с небольшой словарной работы. Я вам продиктую словарные слова, встретившиеся нам при изучении этой темы.
Учитель диктует слова: железо, сирень, инженер, агроном, календарь, хозяин, стакан, костер, мороз, север, вечер, дорога, лошадь, хорошо.
Затем учащиеся выполняют самопроверку написания данных слов с доски, где учитель открывает написания данных слов. У одного учащегося учитель проверяет тетрадь сам. После самопроверки пятеро учащихся получают оценки.
IV. Актуализация опорных знаний
1. Синтаксический разбор предложения
– Предлагаю вам для записи под диктовку предложение по зимней тематике.
Один учащийся у доски, остальные в рабочей тетради записывают предложение. Учащийся у доски предварительно перед записью слов поясняет встретившиеся орфограммы.
Трескучий мороз рисует сказочные узоры на окнах. (повеств., невоскл., простое, распростр.)
Выполняется синтаксический разбор предложения. (Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации оно невосклицательное. В предложении говорится о морозе, это подлежащее, подчеркиваю одной чертой, оно выражено существительным. Ставлю вопрос от подлежащего: Мороз что делает? – Рисует. Рисует – это сказуемое, подчеркиваю двумя чертами, выражено глаголом. Это простое предложение. Ставлю вопрос от подлежащего. Мороз какой? – Трескучий. Трескучий – это определение, подчеркиваю волнистой линией, выражено прилагательным. Ставлю вопрос от сказуемого: Рисует что? – Узоры. Узоры – это дополнение, подчеркиваю тире – тире, выражено существительным. Ставлю вопрос от сказуемого: Рисует на чем? – На окнах. На окнах – это обстоятельство, подчеркиваю точка – тире, выражено существительным. Узоры какие? – Сказочные. Сказочные – это определение, подчеркиваю волнистой линией, выражено прилагательным. Данное предложение распространенное.)
Далее проводится работа над предложением с целью закрепления его синтаксических признаков.
– Преобразуйте данное предложение в вопросительное по цели высказывания.
– Преобразуйте данное предложение в побудительное по цели высказывания.
– Преобразуйте данное предложение в сложное.
– Осложните данное предложение однородными дополнениями.
– Назовите словосочетание, где главное слово подлежащее.
– Назовите словосочетание, где главное слово сказуемое.
– Какое словосочетание осталось, с каким главным словом?
2. Морфологический разбор имени существительного
Далее выполняется морфологический разбор слова на окнах. (Один ученик у доски, остальные работают в тетрадях.)
На окнах – сущ., нач. ф. – окно, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., мн. ч., п. п., в предложении является обстоятельством.
3. Физкультминутка
Одно из постоянных признаков имени существительного – это его склонение. Я вам предлагаю такую зарядку. Если вы услышите существительное первого склонения, то поднимаете руки вверх. Если услышите существительное второго склонения, разводите руки в сторону. А если услышите существительное третьего склонения, то выполняете наклон.
Зима, утро. мышь, море, ночь, игра, дядя, тишь, весна.
III. Работа по теме урока
1. Алгоритм написания безударного падежного окончания имени существительного
– Назовите мне, пожалуйста, две новые орфограммы, которые узнали при изучении данной темы.
– Верно. Первая – это написание окончания имен существительных в форме родительного падежа множественного числа. Вторая – это написание безударного падежного окончания имен существительных.
– Назовите мне, пожалуйста, два способа определения написания безударного падежного окончания имен существительных.
– Давайте вспомним также наши стишки про написание окончаний имен существительных.
– Трое учащихся декламируют стихотворения.
В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном,
Пишется… – е.
И во втором склонении,
В предложном падеже.
Пишу я без сомнения,
Окончание… – е.
А в третьем склонении,
Не ошибись, смотри!
В родительном, дательном,
Даже в предложном.
Всегда пишу я
Окончание… – и.
2. Работа с текстом
14 февраля отмечают не только влюбленные, но и любители чтения. Этот праздник – Международный день дарения книги – появился в 2012 году и призван объединить всех, кто дарит книги детям и прививает любовь к чтению. А в Петербурге даже есть памятник потерянной книжке. Поэтому я предлагаю вам сегодня поработать с текстом «Любимые книги». Сначала мы его внимательно послушаем, а затем решим все орфографические задачи в этом тексте.
Любимые книги
Х…рошо п…с…деть осен…им или зимним вечер…м на диван… с любимой книг…й. Вот ска…ка о з…л…той ры…к… . Мудрую книгу под…рил нам Пушкин. А вот п…рнишка в овчинном полушубк… ш…гает по зимней д…ро … . Вот Мужичок с ноготок стоит возле своей лошад… . Это чудес…ные стихи Некрасова. Много счас…ливых минут доставляют книги. Можно пол…теть в ракет… к д…леким звезд…м, побывать на х…лодном сев…р…, в жаркой пустын… .
Учащиеся доказывают написание той или иной орфограммы, при нахождении безударного падежного окончания имени существительного указывают у слова склонение и падеж.
IV. Рефлексия деятельности
– А сейчас прошу вас взглянуть на свой Лист самооценки. Кто хочет прочитать свой лист?
(Зачитывается два-три Листа самооценки.)
– А мне понравились ваши устные ответы на уроке, понравилось, как многие из вас работали в тетрадях.
V. Подведение итогов урока
– Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.
– О какой части речи мы вели разговор на уроке?
– Какие признаки имени существительного мы повторили?
(Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение.)
– Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?
– Какие задания вызвали затруднения?
– А мне понравились ваши устные ответы на уроке, понравилось, как многие из вас работали в тетрадях.
Домашнее задание
Текст «Любимые книги» переписать в тетрадь, правильно вставляя буквы.
Список использованной литературы:
1. Русский язык.4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2/ Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 159 с.: илл. – (Перспектива).
2. Сборник диктантов. 1-4 классы. Проверочные и контрольные работы. Мониторинг качества образования. Практическое пособие. / Авт. – сост. Голубь В.Т. – Воронеж: ООО «М – КНИГА», 2017. – 208 с.
3. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – 4-е изд. – М.: ВАКО, 2019. - 496 с. – (В помощь школьному учителю).
4. Плакат «14 февраля – Международный день дарения книги».
https://krupaspb.ru/img/news/n1206.jpg
5.Фото – Петербург. Памятник «Потерянной книжке».
https://ic.pics.livejournal.com/photobabs/87344842/3677662/3677662_original.jpg
Комментарийлар