Командная работа на результат
Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным.
Алия БИКЧАНТАЕВА,
заместитель начальника по учебно-методической работе МКУ «Управление образования Буинского муниципального района» – заведующий информационно-методическим отделом
Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным.
На данный момент не существует определенной педагогической методики, направленной на формирование функциональной грамотности. Однако комплексное использование различных методов, приемов, средств и форм организации обучения позволяет достичь оптимально продуктивного результата.
Функциональная грамотность – это образовательный результат, включающий в себя воспитательные эффекты, эффекты формирования метапредметных результатов и новый подход к организации предметного обучения, где результатом признается не обычные академические знания, а учебное действие ученика, умение использовать эти академические знания.
Все мы понимаем, что образовательный результат зависит от каждого отдельно взятого конкретного учителя и его позиции. В зависимости от того, какой приоритет педагог выбирает для себя, как организует способы познавательной деятельности, таким и будет образовательный результат.
Сегодня недостаточно просто владеть академическими знаниями и умениями решать типовые учебные задачи, важно применять эти знания на практике. Чтобы достичь высокого уровня образовательных результатов, необходимо на каждом уроке, независимо от предмета систематически и целенаправленно организовывать учебную деятельность школьников.
Очевидно, что функциональную грамотность мы не можем формировать средствами только одного предмета. Функциональная грамотность – это межпредметный навык. Он связан с метапредметными результатами освоения школьной программы, а конкретнее – с универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными). Мы обязаны выходить на кейс, имеющий межпредметное содержание и по возможности формировать задания так, чтобы ученики в своем ответе обращались к межпредметной информации. Наличие кейса и обязательность межпредметных связей – это атрибут учебных заданий на формирование функциональной грамотности.
Один из способов – провести урок в полипредметном пространстве, то есть использовать материал и инструменты, характерные для других дисциплин. При этом интеграция предметов может быть самая неожиданная. Если ученики готовы к применению знаний математики на уроках физики или химии, знаний по истории – на уроках литературы или музыки, нужно предлагать необычные варианты, соединяя русский язык и математику, историю и физику, биологию и физкультуру.
Школьник должен обнаружить себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения приобретались. Такой подход на самом деле является ещё и инструментом мотивации учеников к активной образовательной деятельности. Мы должны помочь ребёнку понять, что знания остаются только на уроках, – всё, что изучается, можно и нужно применять в жизни в самых разных ситуациях.
Подготовка и проведение межпредметных уроков для решения разных задач невозможны без объединения учителей, преподающих разные предметы. Если через межпредметные связи показать важность математических знаний для нахождения различных элементов в физике, химии, географии подбором практико-ориентированных и ситуационных задач под силу одному учителю в рамках урока математики, то в интеграции предметов должны быть задействованы несколько предметников.
При подготовке учителям рекомендуется посещать и обсуждать открытые уроки, давать друг другу консультации, вместе планировать уроки, помогать друг другу при подготовке внеклассных мероприятий по межпредметной тематике.
Учителя разных предметов могут вместе проанализировать свои рабочие программы по предметам, уроки, которые посетили, внеклассные мероприятия, работы, выполненные обучающимися в рамках проектной и исследовательской деятельности, и найти точки соприкосновения своих предметов.
Например, точками пересечения для учителя математики и учителя русского языка могут стать:
– определения математических понятий, насыщенные причастными оборотами;
– нормы склонения имен числительных;
– составление плана текста (разбор задачи);
– перевод информации с бытового языка на математический;
– интерпретация информации (работа с текстом, представление информации в таблице, схеме);
– оценка достоверности полученных результатов с позиции здравого смысла, в контексте национальной или глобальной ситуации и др.
Получается, что для уроков математики одним из важных навыков обучающихся является читательская грамотность (компонент функциональной грамотности). Таким образом, учителя математики могут использовать свои уроки для проверки уровня сформированности читательской грамотности учеников при чтении задач, графическом оформлении условия задачи в тетради, работе с диаграммами, решении нестандартных задач, когда условие задачи содержит избыточную информацию.
При проектировании интегрированного урока лучше выбирать методы проблемного обучения (например, создание проблемной ситуации, «Верно – неверно», частично-поисковый метод, «Лови ошибку»). Задания нужно подбирать или создавать самим так, чтобы в каждом из них проявлялись оба предмета (или больше, если интеграцией охвачены 3 и более предмета).
При проектировании межпредметного урока целесообразно планировать разные варианты активности учеников: фронтальную работу со всем классом, индивидуальную, парную и групповую деятельность. Смена деятельности поможет создать комфортную обстановку на уроке, учесть индивидуальные особенности учащихся.
После проведения урока важно проанализировать его с коллегами. При обсуждении урока с коллегами обратите внимание:
– захотелось ли вам продолжить работу в этом направлении;
– что вы открыли нового в своих учениках;
– чем вас удивил коллега, вместе с которым вы проводили этот урок;
– как этот урок повлияет на уроки, которые вы будете проводить?
Второй способ – организация методической работы в школе посредством создания междисциплинарных команд учителей. Междисциплинарная команда (МДК) – новая форма методического объединения, созданная для оказания педагогам методической поддержки в условиях формирования функциональной грамотности. Создание МДК поможет решить такую важную проблему как разобщенность целей и требований учителей-предметников при организации образовательного процесса, будет способствовать более глубокому, практико- ориентированному изучению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов.
Примеры МДК в школе:
МДК учителей начальных классов «Система оценки предметных результатов»
МДК учителей-предметников 5 классов «Формирование математической грамотности»
МДК учителей-предметников 6 классов «Технология развития смыслового чтения»
МДК учителей-предметников 7 классов «Формирование естественно-научной грамотности»
МДК учителей-предметников 8 классов «Формирование креативных качеств личности»
МДК учителей-предметников 9 классов «Формирование глобальных компетенций»
Междисциплинарные команды крайне важны для формирования горизонтальных связей между педагогами и создания внутришкольной системы неформального и инфернального повышения квалификации. На всех этапах взаимодействия команда должна уделять большое место рефлексии: что было сделано? что не получилось? что будем делать? Эти вопросы помогают сделать процесс взаимообучения гибким и не тиражировать ошибки. В ходе совместной работы предстоит добиться понимания учителями того, что ожидаемыми результатами работы каждого являются положительная динамика развития функциональной грамотности школьника, рост профессиональной компетенции учителя в вопросах развития функциональной грамотности.
Создание междисциплинарных команд в образовательной организации также поможет добиться:
- повышения взаимодействия педагогов, способствующего обеспечению преемственности между уровнями образовательного учреждения;
- разработки и апробации новых форм организации внеурочной деятельности – междисциплинарных образовательных проектов: интегративные экспедиции, метапредметные образовательные проекты и др.;
- повышения активности и инициативности педагогов в разработке и реализации общешкольных проектов, формировании траектории самообразования, в участии в методических мероприятиях районного и республиканского уровня;
- согласования действий по таким позициям как система оценки предметных и метапредметных результатов, система подготовки к итоговой аттестации.
Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности – задача, которую не может решить отдельно взятый учитель. Это не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий. Этот процесс логично и системно должен быть интегрирован в учебную программу как обязательная составляющая. Только командная работа может привести к желаемым результатам.
Фото: ИА "Татар-информ"
Комментарийлар