Музей Галлямова
Внеклассное музейное занятие для учащихся V – XI классов.
Цель: содействовать формированию у воспитанников духовно-нравственных ценностей, патриотизма, интереса к истории Отечества.
Задачи:
– ознакомление воспитанников с историей аккордеона – экспоната школьного музея;
– воспитание любви к Родине, уважительного отношения к героическому прошлому и настоящему своей страны, к ветеранам Великой Отечественной войны;
– развитие инициативы и творчества воспитанников;
– воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия музыкальных произведений.
Форма проведения занятия: музейный вечер.
Этапы подготовки к мероприятию
(В подготовке мероприятия задействованы воспитанники IX – XI классов.)
I этап. Воспитанники по группам изучают литературу по вопросам:
1-я группа – «Откуда к нам пришел аккордеон?» (Об истории создания аккордеона, истории производства аккордеонов в немецком городе Клингенталь.)
2-я группа – «Аккордеон на дорогах войны». (Причины популярности аккордеона в СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время.)
3-я группа – «Аккордеон снова входит в моду». (Причины роста популярности аккордеона в современной России и мире.)
II этап. Подготовка мультимедийной презентации.
III этап. Составление и разучивание сценария музейного вечера.
Ход музейного вечера
(По ходу выступлений воспитанников демонстрируются слайды презентации.)
Учитель. Среди экспонатов нашего музея особое место занимает немецкий трофейный аккордеон. Его передали в дар школе родственники ветерана Великой Отечественной войны Александра Федоровича Нешина.
(Воспитанник читает стихотворение Е.Винокурова «Аккордеон».)
1-й чтец. Рассмотрим внимательно аккордеон из нашего школьного музея.
На передней панели мы видим надписи «Hess» и «Klingenthal», а также звезды и победный салют, которые говорят о том, что немецкий трофейный аккордеон был изготовлен в 1945 г. на фабрике в городке Клингенталь. Именно после Победы для советских офицеров и солдат на переднюю панель аккордеонов изготовители из Клингенталя стали наносить изображения красной звезды и победного салюта.
2-й чтец. Компания Ernst Hess Nachf была основана как аккордеонная фабрика и торговая фирма музыкальных инструментов в 1872 г. в Клингентале. Но только в 1930-е годы небольшая фабрика превратилась в одного из крупнейших производителей музыкальных инструментов.
3-й чтец. Название города Kлингенталь в переводе с немецкого языка означает «Звенящая долина». Всё здесь поет, играет и танцует. И даже герб города отражает его музыкальный характер. На нем изображена лира. В городе уже много лет проводится ежегодный престижный международный конкурс исполнителей на баянах и аккордеонах.
4-й чтец.
От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож.
Как его ты назовёшь?
Аккордеон является уникальным инструментом, который вобрал в себя свойства разных музыкальных инструментов. К моменту появления аккордеона уже существовали орган, гармоника, губная гармоника и фортепиано. Например, правая клавиатура аккордеона полностью соответствует фортепиано, а левая создает готовые аккорды и басы, как у баяна. Аккордеон – это одна из наиболее совершенных разновидностей хроматической гармоники с правой клавиатурой фортепьянного типа (диапазон – четыре октавы).
5-й чтец. Создателем аккордеона является венский органный мастер Кирилл Демиан. 23 мая 1829 г. в Вене он официально запатентовал свое изобретение. Он же дал и название этому инструменту – аккордеон по-французски – «ручная гармоника». Изобретение, которое представил Демиан, он соорудил вместе со своими сыновьями – Карлом и Гвидо.
1-й чтец. В нашей стране аккордеон стал популярен в 30-х годах XX века, в известных джаз-оркестрах он был полноправным инструментом. Одними из первых стали использовать аккордеон музыканты знаменитого джаз-оркестра Леонида Утесова.
2-й чтец. Чем же привлекателен аккордеон для музыкантов и слушателей?
Во-первых, аккордеон позволяет получить звучание от чуть слышного тихого до резкого и громкого, высота же звука при этом не изменяется.
Во-вторых, он способен долго держать строй, независимо от температурных изменений при эксплуатации и хранении.
В-третьих, немаловажное значение имеет и портативность аккордеона, а также сравнительная легкость обучения игре на нем.
В-четвертых, многие музыканты пришли к заключению, что при умелой игре звук аккордеона сходен с человеческим голосом, а следовательно, может тоньше и разнообразнее передавать чувства и настроения играющего. Но такое исполнение удается лишь единичным музыкантам на более удачных инструментах, сделанных хорошими мастерами.
3-й чтец. Популярность аккордеона возросла в годы Великой Отечественной войны. Он звучал в окопах перед сражением, у костра после боя, в землянках во время отдыха бойцов. Командование Красной Армии награждало солдат иофицеров трофейными немецкими инструментами. На передовую приезжали фронтовые агитбригады, и всегда с ними был аккордеон.
(Воспитанник исполняет на аккордеоне песню «Катюша».)
4-й чтец. В послевоенные годы в нашей стране становится популярным любительское и самодеятельное исполнительство на аккордеоне. Этому способствовал ввоз в большом количестве трофейных инструментов, в основном немецкого и итальянского производства. «Я пела под аккордеон, – вспоминает о своем школьном выпускном вечере в 1953 г. народная артистка СССР Людмила Гурченко. – Он был таким модным инструментом. А если на нем играла девушка, да еще и пела при этом…».
5-й чтец. Два года назад влиятельная британская газета «The Times» назвала рижанку Ксению Сидорову настоящим открытием сезона. К тому же Ксения – первая аккордеонистка, получившая престижную музыкальную премию принца Уэльского.
На вопрос «А в чём специфика музыканта-аккордеониста? Какая ему требуется комбинация качеств?» она ответила:
– Аккордеон – очень тяжёлый инструмент. Значит, выносливость. Его надо носить, и носить очень много. Комплекция хрупкого человека здесь не подходит. А из других качеств – музыкальность. Ведь в человеке, играющем на аккордеоне, задействовано всё: и левая рука, и правая, и мехом двигать, и ноги ровно держать. И надо много заниматься.
1-й чтец. Много занимается самосовершенствованием аккордеонист Петр Дранга, который является основоположником нового стиля в инструментальном исполнительстве в России. Музыкант-виртуоз не боится экспериментировать и своим творчеством возвращает этому инструменту былую популярность.
(Воспитанник читает стихотворение С.Мулюковой «Всё играет и поёт аккордеон». Демонстрируется видео концертного выступления аккордеониста Петра Дранги с музыкой песни военных лет «Смуглянка».)
Учитель. Во время войны аккордеоны сыграли неоценимую роль, они являлись тогда незримой связующей нитью между фронтом и домом. Аккордеон в нашем музее – это память о тех, кто создавал этот музыкальный инструмент, о тех, кому он был дорог в тяжелые военные годы, и о ветеране – Александре Федоровиче Нешине, который привез этот аккордеон с фронта домой.
С целью создания экспозиции школьного музея дальнейшая наша исследовательская работа будет проходить по следующим направлениям:
– поиск сведений о ветеране Великой Отечественной войны Александре Федоровиче Нешине;
– история фронтовых концертных бригад Татарстана;
– история казанской гармонной фабрики.
Юрий БОЧАРОВ, преподаватель-организатор республиканской специальной общеобразовательной школы им. Н.А.Галлямова г. Казани
Фотографии музея предоставлены автором
Комментарийлар