Некоторые результаты ЕГЭ по географии и методические рекомендации
В 2023 году в Республике Татарстан в ЕГЭ по географии принимали участие 125 человек, что составляет 0,82 % от общего числа участников по республике (в 2022 г. – 160 человек (0,99 %). Такое малое количество участников объясняется тем, что данный предмет в основном выбирают те выпускники, которые в дальнейшем желают продолжить обучение в вузах по тем выбранным профессиям, где требуются результаты ЕГЭ по географии.
Ильгизар ГАЙСИН,
доктор педагогических наук,
профессор КФУ,
председатель республиканской
предметной комиссии по географии
Ирина ШЛЯМИНА,
учитель географии высшей квалификационной
категории гимназии № 93 г. Казани,
заместитель председателя республиканской
предметной комиссии по географии
В 2023 году в Республике Татарстан в ЕГЭ по географии принимали участие 125 человек, что составляет 0,82 % от общего числа участников по республике (в 2022 г. – 160 человек (0,99 %). Такое малое количество участников объясняется тем, что данный предмет в основном выбирают те выпускники, которые в дальнейшем желают продолжить обучение в вузах по тем выбранным профессиям, где требуются результаты ЕГЭ по географии.
Распределение заданий экзаменационной работы по типам в 2023г.:
– с кратким ответом (22 задания) – максимальный первичный балл составлял 24 (в 2022 г. 25) и процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 43, составлял 56 % (в 2022 г. 58 %);
– с развернутым ответом (9 заданий) – максимальный первичный балл составлял 19 % (в 2022 г. 18 %) и процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 43, составлял 44 % (в 2022 г. 42 %), однако все эти изменения на итоговые цифры не повлияли.
Вторая часть ЕГЭ по географии состояла из 9 заданий с развернутым ответом, в первом из которых ответом являлся рисунок (профиль рельефа местности), а в остальных требовалось записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос (1 задание базового, 3 задания повышенного и 5 заданий высокого уровня сложности).
Анализ результатов выполнения заданий с развернутым ответом в 2023 г. показывает, что их средний процент выполнения колеблется от 38 % до 68 %, составляя в среднем – 51 %, (в 2022 г. 53%).
Средний процент выполнения заданий по уровням сложности:
базового уровня (1) в 2023 г. составляет 42 % (в 2022 г. – 69 %);
повышенного уровня (3) в 2023 г. – 53% (в 2022 г. – 67 %);
высокого уровня (5) в 2023 г. – 53 % (в 2022 г. – 42,0 %).
Для выполнения заданий повышенного уровня от экзаменуемых требуется овладение содержанием, необходимым для дальнейшей успешной профессионализации в области географии. Задания высокого уровня подразумевают овладение содержанием на уровне, обеспечивающем способность к творческому применению знаний и умений. При их выполнении требуется продемонстрировать способность интегрировать знания из различных областей школьного курса географии для решения географических задач в новых для экзаменуемых ситуациях.
В 2023 г. наибольшие результаты получены по следующим группам заданий:
– 68 % по блоку «Уровень и качество жизни населения», в 2022 г. данный показатель составил 79 %;
– 66 % по блоку «Географическая оболочка Земли. Воспроизводство населения мира и его географические особенности. Половозрастной состав населения. Демографическая политика. Факторы размещения производства. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. Пути решения экологических проблем. / Географическая грамотность»;
– 59 % по блоку «Земля как планета. Географическая оболочка Земли. Воспроизводство населения мира и его географические особенности. Половозрастной состав населения. Демографическая политика. Уровень и качество жизни населения. Факторы размещения производства. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства»;
– 53 % по блоку «Географические модели. Географическая карта, план местности. Умение строить профиль рельефа».
Наименьшие результаты получены по следующим заданиям:
– 42 % по блоку «Географическая оболочка Земли. Воспроизводство населения мира и его географические особенности. Демографическая политика. Урбанизация. Миграции населения. Уровень и качество жизни населения. Факторы размещения производства. Основные виды природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование»;
– 32 % по блоку «Географическая оболочка Земли. Воспроизводство населения мира и его географические особенности. Половозрастной состав населения. Демографическая политика. Факторы размещения производства. Рациональное и нерационалное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства».
Задания повышенного и высокого уровней сложности выявили способность выпускников творчески применять полученные географические знания и умения, определять и сравнивать по разным источникам информации и географические тенденции развития социально-экономических объектов, процессов и явлений. От обучающихся при их выполнении требовалось продемонстрировать способность использовать полученные знания из различных областей географии для решения новых географических задач и в том числе экологических.
Задания высокого уровня дают возможность не только оценить учебные достижения по географии, глубину географических знаний обучающихся, но и выявить логику их рассуждений, умение применять полученные географические знания на практике и в нестандартных ситуациях, устанавливать причинно-следственные и пространственные связи между объектами и явлениями географической оболочки, сделать прогноз возможных изменений компонентов природы в результате антропогенной деятельности. Также дать обоснованную оценку природных условий и ресурсов с определенной целью, определить свойства географических объектов и явлений в зависимости от их положения в географическом пространстве на основе знаний о пространственных связях и др.
Выполняя задания второй части, экзаменуемые имеют возможность полно и лаконично изложить свой ответ, продемонстрировать весь спектр знаний по географии.
Задание 22 (высокий уровень сложности). Проверяется умение построить профиль рельефа местности, используя умения пользоваться масштабом и читать изображение рельефа на топографической карте, составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели. Предусматривало определение по карте расстояния, особенностей рельефа (по горизонтали и условным знакам) и отображение полученной информации в виде графика. За выполнение данного задания впервые ставится 3 балла (К1 – 2 балла, К2 – 1 балл).
Средний процент выполнения задания в 2023 г. составляет 52 % (в 2022 г. – 58 %, в 2021 г. – 79 %).
Ошибки при выполнении этого задания в основном связаны с неумением определять направление уклона местности с помощью бергштрихов, неправильным определением высоты горизонталей, а также с переходом изображения от одного масштаба в другой. Эти ошибки в основном повторяются из года в год.
Задание 24 (базовый уровень сложности) проверяет достаточно большое количество элементов содержания и требований к уровню подготовки, знания и понимания смысла основных теоретических категорий и понятий. За выполнение задания ставится 1 балл. Средний процент выполнения задания в 2023 г. составляет 42 % (в 2022 г. – 71 %, в 2021 г. – 62 %).
Типичные ошибки при выполнении подобных заданий связаны с затруднением при определении состава отраслей промышленности и их специализации. Некоторые выпускники путают такие понятия, как: отраслевая структура, территориальная структура, отрасли специализации промышленности: вспомогательные, инфраструктурные и обслуживающие.
Задание 25 (повышенный уровень сложности) призвано проверить достаточно большое количество элементов содержания и умение объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, а также требований к уровню подготовки, которые имеют практическую направленность. За выполнение задания ставится 1 балл. Средний процент выполнения задания в 2023 г. составляет – 38 % (в 2022 г. – 75 %, в 2021 г. – 69 %), наблюдается существенное уменьшение данного показателя на 37 % по сравнению с 2022 г. Это самый низкий процент выполнения задания во второй части.
Типичной ошибкой большинства выпускников являются слабые знания о сельском хозяйстве и его особенностях. Некоторые не умеют объяснить особенности выделения отраслей растениеводства, путают зерновые и технические культуры.
Задание 26 (повышенный уровень сложности) проверяет знания и понимание различия в уровне и качестве жизни населения. Следует отметить, что процент правильных ответов на данное задание являлся одним из высоких среди заданий 2023 г., и за выполнение задания ставится 3 балла. Средний процент выполнения задания составляет 68 % (в 2022 г. – 79 %), также наблюдается снижение.
Типичной ошибкой большинства выпускников является слабое представление о различии между абсолютными и относительными величинами, и слабые знания по математике, и некоторые затруднения вызывают понятие «индекс человеческого развития», затруднения в работе со статистическими данными.
Задание 27 (повышенный уровень сложности) проверяет умения определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений. Как показывает анализ выполнения данного задания, у некоторых обучающихся недостаточно сформированы знания о факторах и принципах размещения основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, транспорта. Поэтому у отдельных обучающихся вызывают определенные затруднения задания, где требуется применение знаний о факторах и принципах размещения отраслей сельского хозяйства в отдельных странах. За выполнение задания ставится 2 балла. Средний процент выполнения задания в 2023 г. составляет 52 % (в 2022 г. – 54 %, в 2021 г. – 67 %).
Типичными ошибками являются: затруднения в сравнении доли населения, занятого в сельском хозяйстве, и доли сельского хозяйства в общих объемах ВВП отдельных стран, и слабое представление о различии между абсолютными и относительными величинами, и недостаточные знания по математике.
Задание 28 (высокий уровень сложности) оценивается в 2 балла. Проверяется умение объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий, в том числе климатических, на примере Арктики. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения разнообразных явлений в окружающей среде. Средний процент выполнения задания в 2023 г. составляет 45 % (в 2022 г. – 46 %).
Задание 29 (высокий уровень сложности), проверяет умения оценивать и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и описания разнообразных явлений (текущих событий и ситуаций) в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы. За выполнение задания ставится 2 балла. Средний процент выполнения задания в 2023 году составляет 59 % (в 2022 г. – 18 %). В этом году наблюдается значительное увеличение данного показателя по сравнению с 2022 г.
Типичными ошибками является: неумение работать с топографическими картами и определять причинно-следственные связи территорий, связанных с рельефом местности и охраны окружающей среды.
Задание 30 (высокий уровень сложности) проверяет знания и понимание географических следствий, размеров и движений Земли. За выполнение данного задания ставится 2 балла. Несмотря на это, из года в год результативность выполнения данного задания является одной из низких среди заданий части 2. Средний процент выполнения задания в 2023 году составляет 48 % (в 2022 г. – 39 %, в
Основными причинами затруднений у обучающихся являются их неспособность определять сам тип задачи и выбирать свой подход к ее решению. Непонимание того, что высота Солнца над горизонтом зависит не только от географической широты и долготы, но и от времени суток; непонимание географических следствий годового движения Земли при наклонном положении ее оси, неспособность осуществить перенос имеющихся знаний в новую ситуацию (если точки по условию задания находятся в Южном, а не в Северном полушарии), некоторые путают местонахождение Гринвичского меридиана, неверно определяют полушарие, в котором расположен пункт.
Задание 31 (высокий уровень сложности). Данное задание проверяет умение использовать географические знания для аргументации различных точек зрения на актуальные экологические и социально-экономические проблемы и умение использовать географические знания и информацию для решения проблем, имеющих географические аспекты, а также для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, климатических, социально-экономических объектов и процессов, исходя из их пространственного развития на примере растениеводства. За выполнение задания впервые ставится 3 балла (К1 – 2 балла, К2 – 1 балл). Средний процент выполнения задания в 2023 г. составляет 58 % (в 2022 г. – 28,5 %).
Ошибками являются непонимание причины возникновения природных, климатических и техногенных факторов и неумение устанавливать причинно-следственные связи происходящих процессов на Земле и правильно аргументировать свой ответ.
Анализируя результаты ЕГЭ по географии в 2023 г., можно сказать, что в целом уровень подготовки обучающихся в Республике Татарстан выше среднего, и средний балл по предмету составил 62,94 %, а по РФ 54,6 % (в 2022 г. – 61,81 %, а по РФ 54,6 %), и наблюдается рост на 1,13 %. Количество обучающихся, в 2023 г. получивших баллы: ниже минимального 3,2 % (в 2022 г. – 1,29 %); от минимального балла до 60 баллов – 48,33 % (в 2022 г. – 45,46 %); от 81 до 99 баллов составило 20 % (в 2022 г. – 11,88 %), и здесь наблюдается увеличение на 8,12 % по сравнению с 2022 г. В 2023 г. количество выпускников, получивших 100 баллов, 2 человека (в 2022 г. стобалльников не было, а в 2021 г. 5 человек). На наш взгляд, одной из основных причин этого является сокращение количества часов по географии в 10 – 11 классах образовательных организаций в связи с профильной подготовкой обучающихся, где география как предмет отсутствует или ведется, как факультатив. Также на результаты ЕГЭ повлияли изменения КИМ 2022 г.
При подготовке обучающихся образовательных организаций к предстоящему экзамену в формате ЕГЭ учителя географии уделяют значительное внимание обязательному перечню содержательных элементов ФГОС СОО по географии. При этом осуществляется системно-деятельностный подход, соблюдается преемственность в процессе изучения географии в образовательных организациях и др.
Таким образом, во многих образовательных организациях, согласно ФГОС СОО, учителя географии на своих уроках уделяют большое внимание владению обучающимися навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения географических проблем, особенно при изучении физической, экономической, социальной географии России и экономической географии зарубежных стран. Они начали уделять внимание формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках географии, то есть к работе с географическими картами и атласами, работе с текстом, со статистическими материалами и контурными картами. Все это способствует овладению умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях, особенно при изучении некоторых тем по физической, экономической и социальной географии. Это позволяет обучающимся в самостоятельном поиске методов решения практических задач.
Как известно, география способствует формированию у обучающихся географического мышления, и поэтому владение географическим мышлением помогает им в определении географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем, способствует самостоятельной информационно-познавательной деятельности обучающихся. В свою очередь, умение ориентироваться в различных источниках информации помогает критически оценивать и интерпретировать необходимую географическую информацию, получаемую из различных источников, особенно в процессе изучения курсов экономической и социальной географии России и зарубежных стран.
В современных условиях глобализации в мире и социально-экономического развития предмет география играет большое значение, и экзамен по нему оценивает не только элементарную грамотность обучающегося и его умение мыслить, а также его готовность адекватно излагать свои мысли, определять и обосновывать свою позицию, отстаивать свое мнение, отвечать на вызовы современного общества.
В 2023 г. контрольно-измерительные материалы (КИМ) по географии не были изменены по отношению к прошлому году. Но в опубликованных проектах документов КИМ ЕГЭ 2024 г. география вошла в перечень предметов, которые претерпят изменения. Общее число заданий в КИМ 2024 г. будет составлять 29 по сравнению с КИМ 2023 г., где было 31 задание.
Исключены 2 задания – один из перечня вопросов с кратким ответом, это задание 23(задание оценивалось в 1 первичный балл), и один из перечня вопросов с развернутым ответом, задание 22 (по нумерации 2023 г.), оно оценивалось в 3 первичных балла. Поэтому количество заданий с развернутым ответом уменьшится до 8. В результате этого произойдет изменение первичного балла с 43 до 39.
Комментарийлар