Подготовка к ЕГЭ по химии
Редакция журнала «Мәгариф» продолжает публикацию методических рекомендаций по подготовке к ЕГЭ-2019.
Редакция журнала «Мәгариф» продолжает публикацию методических рекомендаций по подготовке к ЕГЭ-2019. Профессора ведущих университетов и заслуженные учителя Татарстана расскажут, как подготовить школьника к сдаче единого государственного экзамена.
ЕГЭ: Химия
Будут ли изменения в структуре?
(Анализ результатов ЕГЭ 2018 года. Рекомендации по подготовке к ЕГЭ-2019)
Фидалия ХАЛИКОВА,
учитель химии высшей квалификационной категории IT-лицея КФУ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химического образования Химического института им. А.М. Бутлерова КФУ, эксперт государственной итоговой аттестации
Моя коллега, учитель химии лицея №131 г. Казани Эльфия Сафонова отметила, что никогда не делит учащихся на «олимпиадников» и «егэшников». Также она говорила, что некоторые замотивированы именно на олимпиады, потому что, если ученик является призером Всероссийской олимпиады даже в IX классе, это уже 100 баллов в кармане. Зачастую набрать высокий балл школьникам мешает не отсутствие знаний, а некорректная, запутанная формулировка некоторых вопросов, добавила она.
Да, действительно, я солидарна с мнением моих коллег. В этом году впервые проводился городской форум «Гордость учителя в учениках». Я также имела возможность участия как учитель, подготовивший 100- балльника по химии в этом учебном году.
Объектом контроля в рамках ЕГЭ каждый год является система знаний основ общей, неорганической и органической химии.
В ЕГЭ 2018 года также оценивались главные составляющие этой системы: ведущие понятия химии о химическом элементе, веществе и химической реакции; основные законы и теоретические положения химии; знания о системности и причинности химических явлений, способах познания веществ и химических реакций, применении веществ. Учитывались умения, которыми должны владеть учащиеся в процессе изучения курса химии.
Структура ЕГЭ-2018. Каждый вариант экзаменационной работы был построен по единому плану: работа состояла из двух частей, включала в себя 35 заданий.
В части 1 было 29 заданий с кратким ответом, в их числе 21 задание базового уровня сложности (в варианте они присутствовали под номерами: 1–7, 10–15, 18–21, 26–29) и 8 заданий повышенного уровня сложности (их порядковые номера: 8, 9, 16, 17, 22–25). За первую часть максимально можно было получить 40 первичных баллов.
В части 2 было 6 заданий высокого уровня сложности с развернутым ответом (задания под номерами 30–35). Вторая часть оценивалась на 20 первичных баллов.
Изменения в ЕГЭ-2018. В экзаменационную работу 2018 г., по сравнению с 2017 г., были внесены изменения, обеспечивающие повышение качества отдельных заданий и экзаменационных вариантов в целом. Так, например, задание 9 перемещено к другим заданиям, относящимся к блоку «Химическая реакция», оно было усложнено и переведено на повышенный уровень сложности и оценивалось 2 баллами.
Задание 21 базового уровня сложности, ориентированное на проверку усвоения элемента содержания «Реакции окислительно-восстановительные» и представленное в формате на установление соответствия между элементами двух множеств, оценивалось 1 баллом.
Задание 26 базового уровня сложности, ориентированное на проверку усвоения содержательных линий «Экспериментальные основы химии» и «Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ» и представленное в формате на установление соответствия между элементами двух множеств, оценивалось также 1 баллом.
Кроме того, были серьезные изменения во 2-й части экзаменационных вопросов. Было увеличено количество заданий с 5 до 6 заданий, что привело к увеличению общего количества заданий экзаменационной работы с 34 (в 2017 году) до 35.
Представлены новые задания 30 и 31, которые ориентированы на проверку усвоения важных элементов содержания: «Реакции окислительно-восстановительные» и «Реакции ионного обмена». Каждое задание оценивалось максимально 2 баллами. Эти изменения в экзаменационной работе были ориентированы на повышение дифференцирующей способности заданий, а также на усиление объективности оценивания образовательной подготовки выпускников по химии.
Статистика: в 2018 г. в основной период в ЕГЭ по химии приняли учас- тие более 84,5 тыс. человек, что более чем на 11 тыс. человек больше, чем в 2017 г. Средний балл выполнения экзаменационной работы практически не изменился и составил 55,1 балла (в 2017 г. – 55,2). Доля выпускников, не преодолевших минимального балла, составила 15,9%, что незначительно выше, чем в 2017 г. (15,2%).
Второй год наблюдается увеличение числа высокобалльников (81–100 баллов): в 2018 г. прирост составил 1,9% в сравнении с 2017 г. (в 2017 г. – 2,6% в сравнении с 2016 г.). Отмечен также определенный прирост стобалльников: в 2018 г. он составил 0,25%.
Полученные результаты могут быть обусловлены более целенаправленной подготовкой старшеклассников к определенным моделям заданий, в первую очередь, высокого уровня сложности, включаемых в часть 2 экзаменационного варианта. В качестве другой причины можно назвать участие в ЕГЭ по химии победителей олимпиад, дающих право на внеконкурсное поступление при условии выполнения экзаменационной работы более чем на 70 баллов. Определенную роль в повышении результатов, возможно, сыграло и размещение в открытом банке заданий ЕГЭ большего количества образцов заданий, включаемых в экзаменационные варианты.
Напомним, что одной из основных задач на 2018 г. было усиление дифференцирующей способности отдельных заданий и экзаменационного варианта в целом. С этой целью в задания ЕГЭ была включена новая модель заданий во второй части.
В условии этих заданий (30, 31) есть единый контекст, представляющий собой перечень пяти веществ, из которых экзаменуемые должны выбрать вещества и составить из них уравнения химических реакций. Данное изменение позволило повысить сложность задания 30, проверяющего элемент содержания «окислительно-восстановительные реакции», и дополнить вариант проверкой еще одного значимого элемента содержания – «реакции ионного обмена» (задание 31).
Статистика: если в 2017 г. задание 30 было выполнено в среднем практически на 68,3% и с ним успешно справлялись многие выпускники с удовлетворительной подготовкой (на 63%), то в 2018 г. в среднем экзаменуемые справились на 41%, а выпускники с удовлетворительной подготовкой – лишь на 22%.
Обновленная модель предусматривала большую вариативность и самостоятельность при разработке алгоритма решения, у менее подготовленных выпускников были существенные затруднения.
Результаты выполнения работы в 2017 г. показали, что три задания экзаменационной работы не в полной мере соответствовали параметрам, предъявляемым к заданиям базового и повышенного уровней.
Примеры заданий 30, 31 (оценивается каждое задание на 2 балла).
- Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: манганат калия, бромоводород, нитрат серебра(I), нитрат натрия, формиат натрия. Допустимо использование водных растворов веществ.
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна окислительно-восстановительная реакция, и запишите уравнение этой реакции. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
- Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: манганат калия, бромоводород, нитрат серебра (I), нитрат натрия, формиат натрия. Допустимо использование водных растворов веществ.
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.
Отметим, что наиболее типичной ошибкой у выпускников при выполнении задания 31 был неправильный выбор реагирующих веществ. Выпускники выбирали растворимые вещества в качестве реагентов, взаимодействие которых не сопровождается образованием малодиссоциирующего продукта, были составлены неправильные уравнения реакции с участием простого вещества или оксида. Элемент решения считается также выполненным неверно, когда отсутствуют коэффициенты в полном ионном или несокращенные коэффициенты в сокращённом ионном уравнении. Выпускники очень часто путали степень окисления элементов и заряды ионов.
Поэтому при подготовке к экзамену учителя должны особо повысить внимание к этим аспектам, чтобы снизить потери баллов при выполнении указанных заданий. Еще выпускники должны знать, что если вещество относится к малодиссоциирующим, то его записывают в молекулярном виде, и при этом реакция не перестает быть реакцией ионного обмена.
Задания 30 и 31 имеют несколько вариантов решения, что является отличительной особенностью заданий 2-й части. Благодаря этому выпускники должны продемонстрировать готовность самостоятельно определять путь решения заданий и продемонстрировать высокий уровень владения химическими знаниями и умениями. Надеемся, что через некоторое время учителями и обучающимися будет отработана система подготовки к выполнению таких заданий.
Ежегодно (и в 2017 г., и в 2018 г.) низкие показатели были получены при выполнении задания 26 базового уровня сложности: средний процент выполнения составил 41,8%.
Так как это задание имеет прикладную направленность, выпускники должны знать о способах получения веществ в промышленности и в лаборатории, об особенностях строения веществ, имеющих важное значение в жизни человека, а также об областях применения веществ и химических реакций, показать грамотное владение химической номенклатурой.
Примеры задания 26 (оценивается задание на 1 балл).
- Установите соответствие между названием высокомолекулярного вещества и формулой соответствующего ему мономера: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Название вещества
А) полистирол,
Б) целлюлоза,
В) изопреновый каучук.
Формула мономера
1) C6H12O6
2) CH2=C(CH3) – CH= CH2
3) C6H5 – CH= CH2
4) C3H7NO2
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В |
3 | 1 | 2 |
- Установите соответствие между аппаратом, который используется в химическом производстве, и процессом, происходящим в этом аппарате: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Аппарат
А) печь для обжига,
Б) компрессор,
В) колонна синтеза.
Процесс
1) сжатие газовой смеси,
2) реакция азота с водородом,
3) реакция пирита с кислородом,
4) очистка газов от пыли.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В |
3 | 1 | 2 |
- Установите соответствие между используемым в быту веществом и областью применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Вещество
А) лимонная кислота,
Б) стеарат натрия,
В) пероксид водорода.
Область применения
1) используется для мытья рук и стирки белья,
2) используется как компонент стеклоочистителей жидкостей,
3) используется для обработки небольших ран и осветления волос,
4) используется для снятия накипи со стенок металлической посуды.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В |
4 | 1 | 3 |
- Установите соответствие между названием лабораторного оборудования и его применением: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Название оборудования
А) делительная воронка,
Б) колба коническая,
В) ступка с пестиком.
Применение
- хранение жидких веществ или растворов,
2) измельчение твердых веществ,
3) упаривание растворов,
4) разделение несмешивающихся жидкостей.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В |
4 | 1 | 2 |
В ряду нестандартных заданий, вызывающих затруднения у экзаменуемых, есть задание 25, которое имеет практико-ориентированную направленность. Средний процент его выполнения равен 44,8%. В этих заданиях предлагаются пары веществ, для которых необходимо выбрать реактив, позволяющий осуществить процесс их распознавания, или приводится описание признаков протекания химических реакций между неорганическими или органическими веществами, как в приведенных ниже примерах.
Примеры задания 25 (оценивается задание на 2 балла).
- Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой
Реагирующие вещества
А) сульфит калия (р-р) и азотная кислота,
Б) гидроксид алюминия и гидроксид натрия (р-р),
В) хлорид аммония (тв.) и гидроксид кальция (тв.),
Г) нитрат бария (р-р) и серная кислота.
Признак реакции
1) растворение осадка,
2) видимых изменений не наблюдается,
3) образование осадка,
4) выделение газа,
5) обесцвечивание раствора.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г |
4 | 1 | 4 | 3 |
- Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить растворы этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Вещества
А) муравьиная кислота и уксусная кислота,
Б) пропанол-2 и пропанон,
В) этаналь и ацетон,
Г) бутанол-1 и гексан.
Реактив
1) фенолфталеин,
2) гидроксид натрия,
3) хлорид натрия,
4) оксид серебра (NH3 р-р),
5) калий.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г |
4 | 5 | 4 | 5 |
- Установите соответствие между формулами двух веществ и признаком реакции, протекающей между этими веществами: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Формулы веществ
А) CH3 – CHO и Ag2O (NH3 р-р)
Б) CH3CH=CH2 и Br2
В) CH2OH – CHOH- CH2OH и Cu(OH)2
Г) CH3COOH и Zn
Признак реакции
1) выделение газа,
2) появление синей окраски,
3) обесцвечивание раствора,
4) появление красной окраски,
5) образование осадка.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г |
5 | 3 | 2 | 1 |
- Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого их можно отличить друг от друга: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой
Вещества
А) HCl и HNO3
Б) Na2SO4 и MgSO4
В) Fe и Ca
Г) MgSO4 и Mg(NO3)2
Реактив
1) BaCl2
2) AgBr
3) Cu
4) KOH
5) H2O
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г |
3 | 4 | 5 | 1 |
Советы. Надежным, проверенным вариантом подготовки к экзамену является систематическое изучение курса химии, сопровождающееся отработкой решения в рамках текущего и рубежного контроля различных форм заданий, направленных на проверку химических свойств веществ.
Нужно решить задания, в т. ч. выходящие за рамки КИМов, используемых в экзаменационных вариантах ЕГЭ, с включением описаний химических экспериментов по всем разделам химии. Для обобщения и систематизации материала могут быть использованы таблицы, в которых отмечены и указаны необходимые сведения. В течение года будут проходить вебинары по подготовке к ЕГЭ-2019, работает «горячая линия» по спорным моментам контрольно-измерительных материалов на сайте ФИПИ.
Внесение изменений в структуру КИМ ЕГЭ в 2019 году не планируется.
Можно ознакомиться:
- Свириденкова Н.В. ЕГЭ по химии: анализ результатов 2018 года. Рекомендации по подготовке к ЕГЭ-2019. – М., 2018.
- Добротин Д.Ю., Свириденкова Н.В. ФИПИ: методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по химии. – М., 2018
Заключение. 4 октября в Казанской ратуше прошел форум, посвященный Дню учителя «Гордость учителя в учениках» с участием педагогов, подготовивших в этом году стобалльников ЕГЭ.
В форум, на котором принял участие Мэр Казани Ильсур Метшин, было приглашено 69 учителей. Среди них были и учителя химии школ г. Казани, которые подготовили стобалльников в этом учебном году. Они высказали разные мнения по поводу подготовки к ЕГЭ, по основным вопросам форума:
– как им удается достигать высоких результатов в обучении;
– какими качествами должны обладать учащиеся, чтобы набрать максимальный балл на выпускных экзаменах по предметам.
Одни учителя считают, что большое значение в достижении успехов на ЕГЭ имеет мотивация учеников и чаще успех обусловлен системным подходом, а не случайным успехом. А другие учителя говорят, что очень важно, какими профессиональными и личностными качествами обладает учитель, который готовит учащихся к единому государственному экзамену. Все зависит от учителя.
Комментарийлар