Превосходная степень имени прилагательного
Урок русского языка в VI классе.
Алсу ЗАББАРОВА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Каратунской средней школы Апастовского района.
Цели и задачи урока. Формирование знаний о простой и составной формах превосходной степени имен прилагательных, изучение способов образования данных форм; развитие мыслительно-речевой деятельности обучающихся, умений анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; воспитание умения сотрудничать, работать в команде, познавательного интереса к изучению русского языка.
Оборудование. Проектор, экран, ноутбук, презентация, листы бумаги А4, А3; фломастеры, веселая музыка, раздаточный материал для обучающих структур КЛОК БАДДИС, ЭЙ АР ГАЙД, СИМАЛТИНИУС, РАУНД ТЭЙБЛ, ТАЙМЕР.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Учитель. На прошлом уроке мы начали изучать степени сравнения имен прилагательных и говорили о сравнительной степени.
Я хотела бы начать с проверки домашнего задания. Каждый из вас должен был подготовить по 2 задания для своих товарищей на образование простой и составной формы сравнительной степени прилагательного. Возьмите, пожалуйста, свои КЛОК БАДДИС и найдите, с кем у вас назначена встреча на 3 часа. Встаньте со своих мест и, встретившись с партнером на 3 часа, обсудите ваши задания. При ответе не забудьте объяснить друг другу правило, по которому вы образуете форму сравнительной степени, а в конце поблагодарите за ответ. Даю вам на выполнение этого задания 2 минуты. Начинает тот, кто старше.
Все повторили правило? Кто хочет рассказать его всем нам? Кто хочет дополнить? Кто приведет примеры? (Ответы учеников.)
Прилагательное может иметь только сравнительную степень? А вы умеете образовывать превосходную степень прилагательного? Значит, чем мы займемся на сегодняшнем уроке? (Постановка цели урока: будем изучать образование превосходной степени имен прилагательных.)
III. Формирование новых понятий и способов действия.
Учитель. Какой признак предмета выражают прилагательные в сравнительной степени? (Признак предмета, который проявляется в большей или меньшей степени.) А какой признак должно выражать прилагательное в превосходной степени? Подумайте 10 секунд и обсудите по кругу. Начинают участники под №2. (Обучающая структура СИНГЛ РАУНД РОБИН.)
К какому мнению пришли? Выскажет участник под №1, стол №2. (Ответ ученика.)
Перед вами на листочках таблицы, где записаны утверждения. Нужно поработать самостоятельно. В столбике «До» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не согласны с утверждением. Чтобы принять решение, учитывайте свои знания о сравнительной степени прилагательных.
(Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД.)
До | Утверждения | После |
Превосходная степень прилагательного показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку | ||
Все прилагательные могут иметь превосходную степень сравнения | ||
Превосходную степень сравнения могут иметь только те прилагательные, от которых можно образовать сравнительную степень | ||
Превосходная степень прилагательного имеет 2 формы – простую и составную | ||
Составная форма превосходной степени состоит из двух слов | ||
Простая форма превосходной степени образуется с помощью суффиксов | ||
В предложении прилагательные в превосходной степени могут быть только определениями |
А сейчас посмотрим презентацию о превосходной степени прилагательных. Используйте данные утверждения, чтобы проверить истинность своей точки зрения.
Теперь еще раз прочтите все утверждения и в столбике «После» поставьте «+» или «–». Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? В чем и почему? Расскажите об этом своему партнеру по плечу. Даю вам на это 20 секунд. Начинают участники В. Не забудьте поблагодарить друг друга за рассказ.
(Обучающая структура ТАЙМД ПЭА ШЭА.)
Участник №4, стол №1, что вам рассказал ваш партнер по плечу? Участник №3, стол №2, а вы что узнали из презентации? (Ответы учеников.)
IV. Закрепление знаний и умений.
Учитель. Сейчас возьмите листочки А4 с пронумерованными прямоугольниками. Запишите под каждым номером одно прилагательное, которое может иметь степени сравнения.
(Обучающая структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ.)
Все закончили? Образуйте от данных прилагательных простую и составную формы превосходной степени. Начинаем писать в своих листах, начиная с №1, выполнив работу, передаем листы по кругу. Следующий участник образует формы превосходной степени от прилагательного под №2 и так далее. Получив назад ваши листы, вы должны будете проверить работу своих товарищей и поставить каждому оценку за работу. Проверенные листы сдаем учителю.
Встаньте, пожалуйста, те, кто смог образовать одну форму (обе формы) превосходной степени (4, 3, 2 прилагательных). (Обучающая структура ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН.)
Вы очень хорошо поработали. Давайте немного отдохнем.
Потанцуем под музыку, а когда музыка остановится, каждый должен найти пару. Я задам вам вопросы, обсудив в парах, вы дадите мне ответы.
(Обучающая структура МИКС ПЭА ШЭА с использованием РЕЛЛИ РОБИН.)
– Сколько степеней сравнения у прилагательных в русском языке, и какие? (Две: сравнительная и превосходная степени.)
– С помощью каких суффиксов образуется простая форма превосходной степени прилагательного? (С помощью суффиксов -ейш, -айш.)
– Какие прилагательные при образовании простой формы превосходной степени меняют основу? (Хороший – лучший, плохой – худший, маленький – меньший.)
– Какие слова в сочетании с прилагательными образуют составную форму превосходной степени? (Самый, наиболее, всех.)
Молодцы! Садитесь за свои столы.
V. Рефлексия.
Учитель. Чему вы научились на данном уроке? (Образованию превосходной степени прилагательного.)
Встаньте те, кто понял, как образуется простая форма превосходной степени. (При наличии времени 1 ученик объясняет.) Садитесь.
Встаньте те, кто понял, как образуется составная форма превосходной степени. (При наличии времени один ученик объясняет.) Садитесь.
Те, у кого остались вопросы, еще раз внимательно прочитайте правило в учебнике на стр. 14, если все же что-то будет непонятно, подойдите ко мне до начала уроков.
VI. Домашнее задание. Выучить правила, выполнить упр. 337 на стр. 14 учебника.
Комментарийлар