Решение задач по физике
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике.
Рокия КАЮМОВА,
учитель физики Каратунской средней школы Апастовского района.
Учащиеся затрудняются при решении графических задач по физике, которым уделяется мало места в учебнике, хотя в заданиях ЕГЭ они занимают 12%. Недостаточность математических знаний и неумение применять их на уроках физики понижает интерес учащихся к предмету. Поэтому нужно отработать навыки построения графиков и показать межпредметные связи (МПС) между физикой и математикой. После окончания института, мне посчастливилось вести уроки по физике и по математике. Для учителя это – конечно, большая нагрузка, тем более когда нужно подготовить к ЕГЭ по двум предметам. Но, с другой стороны, я легко могу проводить параллель между двумя предметами, знаю место каждой темы и показываю МПС на уроках по обеим предметам. Учащиеся легко могут определить функцию и ее график по математике, используя привычные обозначения у(х), если написать функцию s(t), то для них это кажется другой мир. Когда изучаем раздел «Кинематика», при построении графиков движения, я всегда перевожу функцию s(t) в язык математики у(х), требую того же у учащихся. При построении графиков на газовые законы в X классе, учащиеся легко определяют функцию и без проблем строят графики зависимости р(T), p(V), V(T).
В старых учебниках IX класса (И.Кикоин) была такая задача.
Тело брошено вертикально вверх. На рисунке показаны графики зависимости не обозначенных на оси у величин от времени.
Какой из этих графиков показывает изменение со временем?
а) координаты тела; б) ускорение; в) потенциальной энергии; г) импульса; д) кинетической энергии; е) полной энергии.
Для профильных классов: программу заканчиваем в марте. Здесь при 5 – 6 часах есть возможность перестроиться на «почти базовый» уровень изучения теоретического материала и уложиться с программой в эти сроки. Затем – повторение и натаскивание к экзаменам. Хуже обстоит дело с общеобразовательными классами, где на физику 2 – 3 часа в неделю. Здесь практически нет возможности закончить изучение нового материала до конца мая, сохранив прежний уровень обучения. Остается лишь в конспективном порядке познакомить всех с оставшимися разделами программы, экономив время на повторение. После изучения тем, в XI классе рассматриваем задания из КИМов. После прохождения раздела «Электродинамика» решаем задачи – А13, после темы «Колебания» – А14, углубляются (вплоть до решения задач уровня С ЕГЭ темы XI класса) и т. д. Не хватает времени на повторение и натаскивание по остальным разделам программы (кинематика, динамика, законы сохранения, законы постоянного тока и т. д.)
В условиях нехватки часов кружок по физике дает возможность решения этих проблем. Вот уже несколько лет я веду кружок по физике «Методы решения задач», где рассматриваются разные способы решения задач. Каждый год учащиеся общеобразовательных классов сдают ЕГЭ по физике.
Фото Арттури Джалли на Unsplash
Комментарийлар