Логотип Магариф уку
Цитата: Только посредством образования может человек стать человеком (Иммануил Кант)

Сила упругости. Закон Гука

Урок физики в 7 классе.

 

Эльвира ГАБИДУЛЛИНА,

учитель физики I квалификационной категории,

средней общеобразовательной школы № 3 г. Лениногорска

 

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформулировать первоначальные представления о силе упругости, ее характеристики; вывести закон Гука через частично-поисковый и исследовательский метод проведения урока.

Планируемые результаты обучения:

Общие предметные: научиться понимать смысл закона Гука; пользоваться методами научного познания (наблюдение, сравнение, измерение); обнаруживать зависимость между удлинением тела и силой упругости; объяснять полученные результаты и делать выводы.

Частные предметные: научиться понимать и объяснять явление деформации тела; понимать смысл закона Гука; измерять силу упругости; владеть экспериментальными методами исследования зависимости удлинения пружины от приложенной силы; изображать графически, показывать точку приложения и направления.

Метапредметные:

познавательные – научиться управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; анализировать наблюдаемые явления; обобщать и делать выводы;

регулятивные – научиться самостоятельно формулировать познавательную задачу; осознавать качество и уровень усвоения учебного материала;

коммуникативные – научиться организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; развитие культуры умственного труда.

Техническое обеспечение урока: интерактивная доска, проектор, компьютер.

Для демонстрационного эксперимента: прибор для демонстрации видов деформаций, набор грузов, штатив с муфтой.

Для фронтального эксперимента учащихся на каждый стол: пружина – 15 шт., линейка – 15 шт., по 2 бруска на каждую парту, резиновые и пластилиновые предметы, набор грузов, инструкция по проведению эксперимента.

Формы работы: частично-поисковая, индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (презентация, демонстрация опытов); практические (фронтальный эксперимент, решение задач).

Ход урока

«Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть». (А.В. Суворов)

І. Организационный момент

Цель: Создать условия для рабочей атмосферы на уроке.

– Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы познакомились с новой физической величиной – силой, а также выяснили, почему тела падают на Землю, почему наша планета вращается вокруг Солнца. Давайте проверим, как вы усвоили этот материал.

Методические комментарии: учитель создает условия для возникновения внутренней потребности включения учащихся в учебный процесс.

ІІ. Актуализация опорных знаний

Цель: Проверить усвоение материала, изученного на прошлом уроке.

1. Фронтальный опрос

Какое явление называется явлением всемирного тяготения?

Какую силу называют силой тяжести?

От чего зависит сила тяжести?

Задание из ВПР. http://sverh-zadacha.ucoz.ru/VPR/7-20-FIZIKA_VPR_18.pdf (вариант 1, задание 8)

Задание из ОГЭ. https://phys-oge.sdamgia.ru/test?theme=19 (Тип 1 № 73)

2. Покажите, как обозначается сила, сила тяжести, масса... (Работа в парах.)

3. Решение качественной задачи: определите, какое значение силы тяжести действует на каждого из вас?

Методические комментарии: учитель актуализирует мыслительные операции, необходимые для изложения нового знания.

ІІІ. Мотивационный этап

Цель: Создать условия для решения проблемной ситуации, и как следствие этого, побудить интерес обучающихся.

Ребята, обратите внимание на эти две установки: шарик, подвешенный на нити, и брусок, лежащий на опоре. На данные тела действует сила тяжести? Тогда почему же эти тела не падают?

Методические комментарии: учитель создает учебно-проблемную ситуацию, вводящую учащихся в предмет изучения предстоящей темы.

IV. Постановка цели урока

Цель: Создать условия для формирования обучающимися целей урока.

– Правильно. На тела действует другая сила, направленная противоположно силе тяжести. И они уравновешивают друг друга. Это и есть сила, к изучению которой мы сегодня приступаем. Открываем свои рабочие тетради, записываем число и тему урока «Сила упругости. Закон Гука». Что от вас ожидается сегодня на уроке? Чему нужно научиться? Какие цели и задачи вы бы предложили?

Методические комментарии: учитель актуализирует мыслительные операции, необходимые для формулирования и согласования цели урока.

V. Изучение нового материала

Цель: Сформировать представления о необходимости введения нового физического понятия.

Силу упругости начнем изучать с небольших опытов. https://disk.yandex.ru/i/ZhL2IDOw9fCxew

– В чем же причина возникновения силы упругости?

– Вы совершенно правы, сила упругости возникает в результате деформации тела. Итак, дадим определение силы упругости, используя наши знания о ней. Найдите определение силы упругости в учебнике на стр. 72 и запишите его в тетрадь. Попробуйте графически изобразить силу упругости.

А теперь давайте сформулируем, что называется деформацией тела? Как вы думаете, что произойдет с телами после прекращения действия на них внешних сил?

– Давайте проверим ваши гипотезы. У вас на столе лежат предметы, изготовленные из различных веществ. Что произойдет с ними, если вы их сожмете, растянете, надавите на них? Что у них изменилось? Если прекратить воздействовать на резиновые предметы, что произошло? А на пластилиновые?

Если после прекращения действия сил, деформирующих тело, оно возвращается в исходное положение, то деформация является упругой.

Деформация, в результате которой изменение формы и размеров тела не исчезает после прекращения действия внешней силы, называется пластической или неупругой.

Под действием внешних сил все твердые тела деформируются, хотя иногда это незаметно для глаза. Существуют такие виды деформаций: сдвиг, изгиб, кручение, растяжение, сжатие.

VI. Физкультминутка

Физкультминутка будет тематическая, покажем виды упругой деформации на своем теле. (Называют вид деформации и показывают упражнение.)

Выясним с помощью эксперимента, как зависит сила упругости от удлинения пружины. https://disk.yandex.ru/i/OJAs6DVkZ1K3og Работаем в группе из 4 человек.

Какая зависимость между силой упругости и удлинением? От чего зависит коэффициент жесткости?

Методические комментарии: учитель организует использование плана изучения физической величины и фиксацию преодоления затруднения.

VII. Закрепление нового материала

Цель: Создать условия для закрепления полученных знаний.

Ребята, сегодня на уроке мы разобрали понятие силы упругости, выяснили основные свойства этой величины и получили формулу, которая позволяет нам рассчитать силу упругости. Давайте посмотрим, как вы усвоили новый материал. (Просмотр видеофрагмента. С. Михалков. «Азбука».)

1. Какое явление описывает поэт в своем стихотворении?

2. Что такое деформация?

3. Задание из ВПР. http://sverh-zadacha.ucoz.ru/VPR/7-20-FIZIKA_VPR_18.pdf (вариант 3, задание 5)

4. От чего зависит сила упругости?

5. Задание из ВПР. https://videouroki.net/tests/tiest-po-fizikie-7-klass.html (вопрос 5)

Методические комментарии: учитель организует усвоение нового знания с проговариванием во внешней речи.

Решение задач

Под действием какой силы пружина, которая имеет жесткость 400 Н/м, сожмется на 2 см?

Чему равна жесткость металлического стержня, если под действием силы 1000 Н он сожмется на 2 мм?

Методические комментарии: учитель организует выполнение самостоятельной работы, самопроверку в парах и исправление ошибок по образцу.

VIII. Подведение итогов. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Ребята, проанализируйте свою деятельность на уроке, заполнив карточку рефлексии. Продолжите фразу:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Методические комментарии: учитель организует самооценку учениками работы на уроке – «продолжаю фразу».

IX. Домашнее задание

Цель: Создать условия для индивидуального выбора задания.

Изучить §26, ответить на вопросы стр. 73 (устно), решить задачи: сборник задач В.И. Лукашик: № 329, 331.

Творческое задание: написать сказку о том, что бы произошло, если бы исчезла сила упругости.

Задание по выбору: https://disk.yandex.ru/i/5T4mhbZc-AlQbQ

Урок окончен. Благодарю всех за работу!

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ