Логотип Магариф уку
Цитата:

В чертоге Снежной королевы. Встреча с Андерсеном

(Урок литературы в 5 классе)

 

Оксана ГАЛЯМОВА,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

лицея № 177 города Казани

 

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели

Образовательная: сформировать представление о личности Х.К. Андерсена через чтение, интерпретацию и оценку фрагмента сказки «Снежная королева»;

Развивающая: развивать умение анализировать текст; познавательную активность, воображение, образное мышление учеников; расширять их культурный кругозор;

Воспитательная: воспитывать чуткость, эмпатию, желание постигать мир не только разумом, но и чувствами; понимать сложность и неоднозначность красоты.

Учебная задача – поиск ответа на проблемный вопрос.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

– понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

– повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

– овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира.

Метапредметные УУД

Регулятивные:

– выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображенные в художественной литературе;

– составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

– понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций;

– владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании.

Познавательные:

– выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

– выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

– выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях.

Работа с информацией:

– применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления.

Коммуникативные:

– проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

– публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

– использовать преимущества командной (групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей.

Предметные:

овладение умением анализировать произведение в единстве формы и содержания, определять тематику и проблематику произведения, выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нём реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;

понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять главные отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

– овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведения.

Технология: технология проблемного обучения.

Методы: поисковый, решение проблемной ситуации.

Форма урока: практикум.

Форма работы на уроке: групповая.

Основные понятия: литературная сказка, художественный образ, литературный герой, средства художественной выразительности.

Межпредметные связи: русский язык, география.

Ресурсы: текст (фрагмент сказки), компьютер, презентация, видео.

Здоровьесберегающие компоненты урока:

– чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;

– чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Просмотр видео – начало сказки «Снежная королева» на датском языке.

– Как вы думаете, что вы сейчас увидели и услышали? (Начало сказки «Снежная королева» на датском языке.)

– Как вы это поняли? Почему на датском? (Андерсен был жителем Дании.)

– А где находится эта страна? (Королевство Дания в Северной Европе.)

– Образуйте однокоренные слова от слова Дания. (Датский, датчанин.)

– А какие сказки написал Ганс Христиан Андерсен? (перечисление сказок)

– Интересно ли вам узнать, о чем сказка, начало которой вы сейчас услышали на датском языке?

– Мы ее начнем сегодня читать уже на русском языке, поэтому тема нашего сегодняшнего урока – «В чертоге Снежной королевы. Встреча с Андерсеном». Запишите тему в тетрадь.

– Кто же создал этот чертог? (Андерсен. Автор.)

– Конечно, первая встреча с литературной сказкой начинается с автора.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Что вы знаете об Андерсене? (Давайте запишем опорные слова. Заполняется левая колонка таблицы.)

Знал(а)

Узнал(а) на уроке

Хочу узнать

Всемирно известный сказочник, «Дюймовочка», Дания.

Оденсе, театр кукол, Копенгаген, начал писать, «Сказки, рассказанные детям», 170, памятники, 2 апреля – Международный день детской книги.

Какой характер был у Андерсена?

Почему он грустный?

Что любил сказочник?

Как относился к людям?

Мы заполнили первую часть таблицы. Что делаем дальше? (надо заполнить вторую колонку таблицы).

Посмотрите ролик. Во время просмотра заполняйте вторую часть таблицы – «Узнал на уроке». Какие опорные слова вы записали? (проверка записанных словосочетаний).

Заполните третью колонку таблицы и озвучьте ее.

3. Выявление места и причины затруднения

– Ребята, как вы думаете, достаточно ли этих сведений для понимания того, почему сказки этого писателя грустны? Почему герои проходят столько трудных испытаний? (Нет. Нужны еще дополнительные сведения, биография, статьи.)

– А можно ли понять, каким человеком был Ханс Кристиан Андерсен, по его произведениям? (Конечно, по тому, о чем и как пишет автор, можно понять, что его волнует, каковы его жизненные ценности.)

– Хотите научиться этому – разгадать тайну автора по тексту?

4. Целеполагание и построение выхода из затруднения

– Тогда какова цель нашего урока? (Мы будем учиться читать произведение – вдумчиво, внимательно, постигать смысл прочитанного и представлять себе автора.)

– А как вы это будете делать? (Сначала нужно прочитать текст. Обсудить его. Отметить важные слова. Понять, что хотел сказать автор.)

– Да. И чтобы вам было нетрудно это делать, вы объединились в группы. Я составила для вас вопросы, ответив на которые, вы сможете разгадать часть тайны предложенного текста. А дальше вы сами должны попытаться составить личностный портрет великого сказочника. Итак, перед вами текст-эпизод из какой сказки?

5. Реализация построенного проекта

Прочитайте фрагмент сказки и ответьте на вопросы:

1) Стены чертогов Снежной королевы намела метель, окна и двери проделали буйные ветры.

2) Сотни огромных, освещенных северным сиянием зал тянулись одна за другой; самая большая простиралась на много-много миль.

3) Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!

4) Веселье никогда и не заглядывало сюда!

5) Хоть бы редкий раз устроилась бы здесь медвежья вечеринка с танцами под музыку бури, в которых могли бы отличиться грацией и умением ходить на задних лапах белые медведи, или составилась партия в карты с ссорами и дракой, или, наконец, сошлись на беседу за чашкой кофе беленькие кумушки лисички – нет, никогда этого не случалось!

6) Холодно, пустынно, мертво!

7) Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было с точностью рассчитать, в какую минуту свет усилится и в какую ослабеет.

8) Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро.

9) Лед треснул на нем на тысячи кусков, ровных и правильных на диво.

10) Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире.

11) Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого, – поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда.

12) Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады.

13) Есть ведь такая игра – складывание фигур из деревянных дощечек, которая называется «китайскою головоломкою».

14) Кай тоже складывал разные затейливые фигуры из льдин, и это называлось «ледяной игрой разума».

15) В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их – занятием первой важности.

16) Это происходило оттого, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала!

17) Он складывал из льдин и целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, – слово «вечность».

18) Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков».

Группы начинают работу.

Вопросы 1 группе:

1. Подберите заголовок к тексту. (Кай в чертоге Снежной королевы.)

2. Что значит слово «чертог»? (Дворец, пышное, великолепное здание.)

3. Кто является архитектором чертога? (Метель и буйные ветры.)

А в каком предложении об этом сказано? Выполните его синтаксический разбор.

1. Какова тема текста? Сформулируйте ее одним сложным предложением. (Здесь описывается дворец Снежной королевы и рассказывается о том, как Кай пытался сложить из льдин слово «вечность».)

2. Выпишите 3 слова с проверяемой безударной гласной и 3 слова с непроверяемой безударной гласной (освещенных, отличиться, почернел; чертогов, сияние, медвежья).

Какие еще слова могли бы вызвать проблему в написании? (головоломкою, восседала, рассчитать) Какие ассоциации рождают выписанные вами слова? (Сказочные, необычные, возвышенные и т. д.)

Вопросы 2 группе:

1. Определите тип речи текста и его стиль. Объясните. (Описание, стиль художественный, много тропов, создающих образность, красоту.)

2. С помощью каких слов автор создает образ чертога Снежной королевы? Как называются эти слова? Тропы (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения, гиперболы). Найдите и выпишите имеющиеся во фрагменте тропы.

Эпитеты

Метафоры

Олицетворения

Буйные ветры

Ледяная игра

Сияние горело

Зеркало разума,

Кай посинел, почернел

Музыку бури

Проделали ветры Веселье не заглядывало Осколок сидел

  1. Каких предложений в тексте больше – простых или сложных? Как вы это поняли? О чем это свидетельствует? (Больше сложных предложений. Мы подчеркнули основы. Это свидетельствует о богатстве языке Андерсена, его умении точно и разнообразно описывать предмет.)
  2. Какие животные Севера упоминаются во фрагменте? Почему лисички – белые?
  3. Какие слова говорят о том, что они похожи на людей?

Вопросы 3 группе:

  1. Что такое «миля»? Для чего это слово в тексте нужно? (Путевая мера для измерения расстояния, введенная в Древнем Риме. Морская миля 1852 м. Показать безграничность царства Снежной королевы, а значит, безграничность холода.)
  2. О каком природном явлении говорится в данном фрагменте? Воспользуйтесь интернетом для разъяснения. (О Северном сиянии. Это свечение (люминесценция) верхних слоев атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.)
  3. Как вы думаете, видел ли Андерсен Северное сияние? (Видел, как и любой житель Дании. Дания – одно из немногих мест на Земле, где можно увидеть это явление природы.)
  4. Найдите предложение с прямой речью. Сделайте его схему. Перестройте предложение так, чтобы слова автора были после прямой речи. Как будут ставиться знаки препинания?
  5. Что подразумевала Снежная королева в словах «Ты будешь сам себе господин»? (Не будешь ни от кого зависеть, у тебя будет абсолютная свобода. Но хорошо ли это? Абсолютная свобода предполагает абсолютное одиночество. Нет близких и друзей – значит, ты никому ничем не обязан. Но рано или поздно тебе захочется, чтобы тебя любили. Когда ты одинок, тебе холодно. Человек не может быть один.)

Вопросы 4 группе:

1. Почему фигуры из льдин были для Кая чудом искусства? Выберите верный(ые) вариант(ы) ответа.

А) Потому что он заблуждался.

Б) Каю нравилось складывать пазлы.

В) Льдины были ровные и правильные на диво.

Г) В глазу у него сидел осколок волшебного зеркала.

2. Что значит заблуждаться? (Неправильно думать, судить о чем-либо, ошибаться в своих представлениях, суждениях. Как заблудиться.) Людям свойственно ошибаться? Знакомо ли вам это ощущение?

3. Как образовано слово «осколок»? Выполните его морфемно-словообразовательный разбор. Как смысл этого слова соотносится со смыслом сказки? (Осколок – колоть, приставочно-суффиксальный способ. Колоть – делать больно. Герою больно. Или он «откололся», стал одиноким и др. Человеку трудно быть в одиночестве.)

4. Каким вам представляется мальчик Кай в данном фрагменте? (Умный, сосредоточенный, одинокий, погруженный в свою проблему.) Почему он один? (Потому что, возможно, Снежная королева его оставила, отправившись по своим делам.)

5. Если в чертоге никого не было, зачем Снежной королеве Кай? (Может быть, она позавидовала Герде, которая уметь любить? Может, она сама страдала от одиночества?)

6. Первичное закрепление. Представление ответов

Цель: усвоение учащимися нового способа действия.

– Я убедилась, что вы внимательно прочитали и изучили этот фрагмент. Значит, вы уже можете назвать какие-то черты образа автора. Каким человеком он был? (Ранимым, чувствовал красоту, одиноким.)

– Любил ли свою Родину? (Да, умел красиво описать ее суровую природу в сказках.)

– Был ли талантливым писателем? (Да, обладал высокохудожественным, богатым, образным языком. В сказках Андерсен использует научные знания, что говорит о широте его кругозора.)

7. Самостоятельная работа. Выполнение по эталону (оставлено в качестве домашнего задания)

8. Включение в систему новых знаний и повторение (коллективная работа)

Цель: выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.

– Ребята, понимать личность автора вам помогали слова, неслучайно вы использовали ваши знания по русскому языку, а также информацию интернета. Хочу обратить ваше внимание на детали в тексте:

– Что, по-вашему, отражает зеркало разума? (Отсутствие чувств, эмоций. Покой и порядок. То, что не вносит в жизнь хаос. Королева восседает на «зеркале разума» – мудрое правление. А разве плохо, когда все правильно, логично. А человек, находящийся во власти чувств, эмоций, уязвим, ему легко причинить боль.)

– Почему Кай не мог сложить слово «вечность»? (У него оставался шанс остаться человеком, Андерсен оставил ему этот шанс.)

– Что было бы, если бы Кай сложил это слово? (Мальчик навечно остался бы в чертоге Снежной королевы и никогда бы не вернулся к Герде.)

– Какова основная мысль текста? (Несмотря на красоту и великолепие дворца, здесь холодно и одиноко. Автор неравнодушен к красоте, но никакие правильные линии и разум не заменят человеческого тепла, любви, участия.)

– Какие предложения особенно ярко, на ваш взгляд, говорят об отношении автора к тому, о чем он повествует? (Холодно, пустынно, мертво! Подчеркивается слово «никогда». Автору как будто самому страшно от этого.)

– Каким же предстает автор? (Это добрый человек, любящий людей. Это понятно из того, что он сочувствует Каю. Андерсен талантливый писатель, мы увидели красоту его языка, удивительного, образного. Возможно, он испытывал одиночество, боялся его. И понимал, что только искренние чувства придают жизни ощущение жизни. Писатель верил в спасительную силу любви. Красота должна нести не холод, а тепло; никакая власть над миром не заменит любви, дружбы, тепла.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Итак, сегодня на уроке мы побывали в чертоге Снежной королевы и поняли, каким человеком он был создан. Расскажите, как вы это делали? (Внимательно читали текст, увидели его как бы изнутри.)

– Поделитесь впечатлениями о своей работе. Что ты понял о себе, участвуя в обсуждении фрагмента сказки? Что вызывает гордость в твоей сегодняшней работе на уроке? А что расстроило? Что изменилось в тебе?

– Кто был самый активный в группе?

10. Домашнее задание. Прочитать всю сказку Андерсена «Снежная королева» и выполнить письменно одно из заданий:

А) Составить 5 репродуктивных (ответ есть в тексте) вопросов ко всей сказке;

Б) Составить 5 продуктивных (почему…) вопросов ко всей сказке;

В) Написать письмо Х.К. Андерсену (не менее 10 предложений).

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ