В чертоге Снежной королевы. Встреча с Андерсеном
(Урок литературы в 5 классе)
Оксана ГАЛЯМОВА,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
лицея № 177 города Казани
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели
Образовательная: сформировать представление о личности Х.К. Андерсена через чтение, интерпретацию и оценку фрагмента сказки «Снежная королева»;
Развивающая: развивать умение анализировать текст; познавательную активность, воображение, образное мышление учеников; расширять их культурный кругозор;
Воспитательная: воспитывать чуткость, эмпатию, желание постигать мир не только разумом, но и чувствами; понимать сложность и неоднозначность красоты.
Учебная задача – поиск ответа на проблемный вопрос.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
– понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
– повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира.
Метапредметные УУД
Регулятивные:
– выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображенные в художественной литературе;
– составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
– понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций;
– владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании.
Познавательные:
– выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
– выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
– выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях.
Работа с информацией:
– применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления.
Коммуникативные:
– проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
– публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
– использовать преимущества командной (групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей.
Предметные:
– овладение умением анализировать произведение в единстве формы и содержания, определять тематику и проблематику произведения, выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нём реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
– понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять главные отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
– овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведения.
Технология: технология проблемного обучения.
Методы: поисковый, решение проблемной ситуации.
Форма урока: практикум.
Форма работы на уроке: групповая.
Основные понятия: литературная сказка, художественный образ, литературный герой, средства художественной выразительности.
Межпредметные связи: русский язык, география.
Ресурсы: текст (фрагмент сказки), компьютер, презентация, видео.
Здоровьесберегающие компоненты урока:
– чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;
– чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Просмотр видео – начало сказки «Снежная королева» на датском языке.
– Как вы думаете, что вы сейчас увидели и услышали? (Начало сказки «Снежная королева» на датском языке.)
– Как вы это поняли? Почему на датском? (Андерсен был жителем Дании.)
– А где находится эта страна? (Королевство Дания в Северной Европе.)
– Образуйте однокоренные слова от слова Дания. (Датский, датчанин.)
– А какие сказки написал Ганс Христиан Андерсен? (перечисление сказок)
– Интересно ли вам узнать, о чем сказка, начало которой вы сейчас услышали на датском языке?
– Мы ее начнем сегодня читать уже на русском языке, поэтому тема нашего сегодняшнего урока – «В чертоге Снежной королевы. Встреча с Андерсеном». Запишите тему в тетрадь.
– Кто же создал этот чертог? (Андерсен. Автор.)
– Конечно, первая встреча с литературной сказкой начинается с автора.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
Что вы знаете об Андерсене? (Давайте запишем опорные слова. Заполняется левая колонка таблицы.)
Знал(а) | Узнал(а) на уроке | Хочу узнать |
Всемирно известный сказочник, «Дюймовочка», Дания. | Оденсе, театр кукол, Копенгаген, начал писать, «Сказки, рассказанные детям», 170, памятники, 2 апреля – Международный день детской книги. | Какой характер был у Андерсена? Почему он грустный? Что любил сказочник? Как относился к людям? |
Мы заполнили первую часть таблицы. Что делаем дальше? (надо заполнить вторую колонку таблицы).
Посмотрите ролик. Во время просмотра заполняйте вторую часть таблицы – «Узнал на уроке». Какие опорные слова вы записали? (проверка записанных словосочетаний).
Заполните третью колонку таблицы и озвучьте ее.
3. Выявление места и причины затруднения
– Ребята, как вы думаете, достаточно ли этих сведений для понимания того, почему сказки этого писателя грустны? Почему герои проходят столько трудных испытаний? (Нет. Нужны еще дополнительные сведения, биография, статьи.)
– А можно ли понять, каким человеком был Ханс Кристиан Андерсен, по его произведениям? (Конечно, по тому, о чем и как пишет автор, можно понять, что его волнует, каковы его жизненные ценности.)
– Хотите научиться этому – разгадать тайну автора по тексту?
4. Целеполагание и построение выхода из затруднения
– Тогда какова цель нашего урока? (Мы будем учиться читать произведение – вдумчиво, внимательно, постигать смысл прочитанного и представлять себе автора.)
– А как вы это будете делать? (Сначала нужно прочитать текст. Обсудить его. Отметить важные слова. Понять, что хотел сказать автор.)
– Да. И чтобы вам было нетрудно это делать, вы объединились в группы. Я составила для вас вопросы, ответив на которые, вы сможете разгадать часть тайны предложенного текста. А дальше вы сами должны попытаться составить личностный портрет великого сказочника. Итак, перед вами текст-эпизод из какой сказки?
5. Реализация построенного проекта
Прочитайте фрагмент сказки и ответьте на вопросы:
1) Стены чертогов Снежной королевы намела метель, окна и двери проделали буйные ветры.
2) Сотни огромных, освещенных северным сиянием зал тянулись одна за другой; самая большая простиралась на много-много миль.
3) Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!
4) Веселье никогда и не заглядывало сюда!
5) Хоть бы редкий раз устроилась бы здесь медвежья вечеринка с танцами под музыку бури, в которых могли бы отличиться грацией и умением ходить на задних лапах белые медведи, или составилась партия в карты с ссорами и дракой, или, наконец, сошлись на беседу за чашкой кофе беленькие кумушки лисички – нет, никогда этого не случалось!
6) Холодно, пустынно, мертво!
7) Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было с точностью рассчитать, в какую минуту свет усилится и в какую ослабеет.
8) Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро.
9) Лед треснул на нем на тысячи кусков, ровных и правильных на диво.
10) Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире.
11) Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого, – поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда.
12) Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады.
13) Есть ведь такая игра – складывание фигур из деревянных дощечек, которая называется «китайскою головоломкою».
14) Кай тоже складывал разные затейливые фигуры из льдин, и это называлось «ледяной игрой разума».
15) В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их – занятием первой важности.
16) Это происходило оттого, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала!
17) Он складывал из льдин и целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, – слово «вечность».
18) Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков».
Группы начинают работу.
Вопросы 1 группе:
1. Подберите заголовок к тексту. (Кай в чертоге Снежной королевы.)
2. Что значит слово «чертог»? (Дворец, пышное, великолепное здание.)
3. Кто является архитектором чертога? (Метель и буйные ветры.)
А в каком предложении об этом сказано? Выполните его синтаксический разбор.
1. Какова тема текста? Сформулируйте ее одним сложным предложением. (Здесь описывается дворец Снежной королевы и рассказывается о том, как Кай пытался сложить из льдин слово «вечность».)
2. Выпишите 3 слова с проверяемой безударной гласной и 3 слова с непроверяемой безударной гласной (освещенных, отличиться, почернел; чертогов, сияние, медвежья).
Какие еще слова могли бы вызвать проблему в написании? (головоломкою, восседала, рассчитать) Какие ассоциации рождают выписанные вами слова? (Сказочные, необычные, возвышенные и т. д.)
Вопросы 2 группе:
1. Определите тип речи текста и его стиль. Объясните. (Описание, стиль художественный, много тропов, создающих образность, красоту.)
2. С помощью каких слов автор создает образ чертога Снежной королевы? Как называются эти слова? Тропы (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения, гиперболы). Найдите и выпишите имеющиеся во фрагменте тропы.
Эпитеты | Метафоры | Олицетворения |
Буйные ветры Ледяная игра | Сияние горело Зеркало разума, Кай посинел, почернел Музыку бури | Проделали ветры Веселье не заглядывало Осколок сидел |
- Каких предложений в тексте больше – простых или сложных? Как вы это поняли? О чем это свидетельствует? (Больше сложных предложений. Мы подчеркнули основы. Это свидетельствует о богатстве языке Андерсена, его умении точно и разнообразно описывать предмет.)
- Какие животные Севера упоминаются во фрагменте? Почему лисички – белые?
- Какие слова говорят о том, что они похожи на людей?
Вопросы 3 группе:
- Что такое «миля»? Для чего это слово в тексте нужно? (Путевая мера для измерения расстояния, введенная в Древнем Риме. Морская миля 1852 м. Показать безграничность царства Снежной королевы, а значит, безграничность холода.)
- О каком природном явлении говорится в данном фрагменте? Воспользуйтесь интернетом для разъяснения. (О Северном сиянии. Это свечение (люминесценция) верхних слоев атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.)
- Как вы думаете, видел ли Андерсен Северное сияние? (Видел, как и любой житель Дании. Дания – одно из немногих мест на Земле, где можно увидеть это явление природы.)
- Найдите предложение с прямой речью. Сделайте его схему. Перестройте предложение так, чтобы слова автора были после прямой речи. Как будут ставиться знаки препинания?
- Что подразумевала Снежная королева в словах «Ты будешь сам себе господин»? (Не будешь ни от кого зависеть, у тебя будет абсолютная свобода. Но хорошо ли это? Абсолютная свобода предполагает абсолютное одиночество. Нет близких и друзей – значит, ты никому ничем не обязан. Но рано или поздно тебе захочется, чтобы тебя любили. Когда ты одинок, тебе холодно. Человек не может быть один.)
Вопросы 4 группе:
1. Почему фигуры из льдин были для Кая чудом искусства? Выберите верный(ые) вариант(ы) ответа.
А) Потому что он заблуждался.
Б) Каю нравилось складывать пазлы.
В) Льдины были ровные и правильные на диво.
Г) В глазу у него сидел осколок волшебного зеркала.
2. Что значит заблуждаться? (Неправильно думать, судить о чем-либо, ошибаться в своих представлениях, суждениях. Как заблудиться.) Людям свойственно ошибаться? Знакомо ли вам это ощущение?
3. Как образовано слово «осколок»? Выполните его морфемно-словообразовательный разбор. Как смысл этого слова соотносится со смыслом сказки? (Осколок – колоть, приставочно-суффиксальный способ. Колоть – делать больно. Герою больно. Или он «откололся», стал одиноким и др. Человеку трудно быть в одиночестве.)
4. Каким вам представляется мальчик Кай в данном фрагменте? (Умный, сосредоточенный, одинокий, погруженный в свою проблему.) Почему он один? (Потому что, возможно, Снежная королева его оставила, отправившись по своим делам.)
5. Если в чертоге никого не было, зачем Снежной королеве Кай? (Может быть, она позавидовала Герде, которая уметь любить? Может, она сама страдала от одиночества?)
6. Первичное закрепление. Представление ответов
Цель: усвоение учащимися нового способа действия.
– Я убедилась, что вы внимательно прочитали и изучили этот фрагмент. Значит, вы уже можете назвать какие-то черты образа автора. Каким человеком он был? (Ранимым, чувствовал красоту, одиноким.)
– Любил ли свою Родину? (Да, умел красиво описать ее суровую природу в сказках.)
– Был ли талантливым писателем? (Да, обладал высокохудожественным, богатым, образным языком. В сказках Андерсен использует научные знания, что говорит о широте его кругозора.)
7. Самостоятельная работа. Выполнение по эталону (оставлено в качестве домашнего задания)
8. Включение в систему новых знаний и повторение (коллективная работа)
Цель: выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.
– Ребята, понимать личность автора вам помогали слова, неслучайно вы использовали ваши знания по русскому языку, а также информацию интернета. Хочу обратить ваше внимание на детали в тексте:
– Что, по-вашему, отражает зеркало разума? (Отсутствие чувств, эмоций. Покой и порядок. То, что не вносит в жизнь хаос. Королева восседает на «зеркале разума» – мудрое правление. А разве плохо, когда все правильно, логично. А человек, находящийся во власти чувств, эмоций, уязвим, ему легко причинить боль.)
– Почему Кай не мог сложить слово «вечность»? (У него оставался шанс остаться человеком, Андерсен оставил ему этот шанс.)
– Что было бы, если бы Кай сложил это слово? (Мальчик навечно остался бы в чертоге Снежной королевы и никогда бы не вернулся к Герде.)
– Какова основная мысль текста? (Несмотря на красоту и великолепие дворца, здесь холодно и одиноко. Автор неравнодушен к красоте, но никакие правильные линии и разум не заменят человеческого тепла, любви, участия.)
– Какие предложения особенно ярко, на ваш взгляд, говорят об отношении автора к тому, о чем он повествует? (Холодно, пустынно, мертво! Подчеркивается слово «никогда». Автору как будто самому страшно от этого.)
– Каким же предстает автор? (Это добрый человек, любящий людей. Это понятно из того, что он сочувствует Каю. Андерсен – талантливый писатель, мы увидели красоту его языка, удивительного, образного. Возможно, он испытывал одиночество, боялся его. И понимал, что только искренние чувства придают жизни ощущение жизни. Писатель верил в спасительную силу любви. Красота должна нести не холод, а тепло; никакая власть над миром не заменит любви, дружбы, тепла.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Итак, сегодня на уроке мы побывали в чертоге Снежной королевы и поняли, каким человеком он был создан. Расскажите, как вы это делали? (Внимательно читали текст, увидели его как бы изнутри.)
– Поделитесь впечатлениями о своей работе. Что ты понял о себе, участвуя в обсуждении фрагмента сказки? Что вызывает гордость в твоей сегодняшней работе на уроке? А что расстроило? Что изменилось в тебе?
– Кто был самый активный в группе?
10. Домашнее задание. Прочитать всю сказку Андерсена «Снежная королева» и выполнить письменно одно из заданий:
А) Составить 5 репродуктивных (ответ есть в тексте) вопросов ко всей сказке;
Б) Составить 5 продуктивных (почему…) вопросов ко всей сказке;
В) Написать письмо Х.К. Андерсену (не менее 10 предложений).
Комментарийлар