Логотип Магариф уку
Цитата:

Бий Юсуф – основатель рода Юсуповых

Бий Юсуф происходил из рода мангытов, который сыграл очень важную роль в истории Казанского ханства.Мангыты стали одним из правящих родов Золотой Орды со времен легендарного бека Идегея (1352–1419 гг....

Бий Юсуф происходил из рода мангытов, который сыграл очень важную роль в истории Казанского ханства.
Мангыты стали одним из правящих родов Золотой Орды со времен легендарного бека Идегея (1352–1419 гг.). Мангыты не имели прямого родства с чингизидами, поэтому не могли становиться ханами – верховными правителями государства. Со времен Идегея они участвовали в управлении юртами поздней Золотой Орды и порой становились неформальными правителями ханств. Земли, на которых кочевали подвластные мангытам кочевники, назывались Мангытским юртом, а в русских источниках – Ногайской Ордой. Пик могущества Ногайской Орды приходится на период жизни Юсуфа. В это время кочевья Орды простирались от бассейна р. Эмбы на востоке до Поволжья на западе.

Впервые в истории Казанского ханства Юсуф упоминается в связи с событиями 1533 г., когда новоиспеченный казанский хан Джан-Али женился на его дочери Сююмбике. В это время Юсуф еще не занимал высшую среди мангытов должность бека, но уже был вторым человеком в Ногайской Орде – занимал должность нурадина – командующего правого крыла. Именно из-за того, что правое крыло Ногайской Орды граничило с Казанским ханством, а сами мангыты в то время обладали серьезным военно-политическим влиянием, молодой казанский хан заключил брачный союз с дочерью нурадина Юсуфа. Джан-Али был московским ставленником, поэтому свою женитьбу он должен был согласовать с великим московским князем Василием III. Весной 1533 г. к Василию III из Казани прибыло казанское посольство, целью которого было добиться великокняжеского согласия на женитьбу Джан-Али на дочери ногайского мурзы Юсуфа и «о иных великих делех земских». Московский государь дал добро, и Джан-Али женился на Сююмбике.
Но брак Джан-Али с Сююмбике оказался неудачным. По донесениям московского посла Д. Губина, полученным 26 сентября 1535 г., ногайцы кочевали близко к Казани, когда дочь мурзы Юсуфа в своем письме пожаловалась отцу, что хан Джан-Али ее не любит, поэтому Юсуф просил казанских князей сослать Джан-Али и вернуть его дочь. В результате в 1535 г. казанский хан Джан-Али был свергнут и убит. Московский дипломат подчеркнул причастность ногайского мурзы к свержению Джан-Али с ханского престола. Позже, в 1549 г., в посланиях к Ивану IV Юсуф обвинил в убийстве Джан-Али казанского князя Булата, который втайне от казанского общества пригласил править Сафа-Гирея из Крыма.
При этом сам Юсуф поддержал решение казанского бека Булата о приглашении Сафа-Гирея на казанский престол. Об этом свидетельствует то, что он выдал Сююмбике замуж за Сафа-Гирея. Казанский хан Сафа-Гирей развернул наступательную войну против Московского государства, которая шла с переменным успехом. Порой казанцы пытались свергнуть Сафа-Гирея, но Юсуф продолжал придерживаться своего зятя.
Эти события нашли отражение в памятниках русско-ногайских отношений. В июле 1549 г. в своем обращении к Ивану IV Юсуф писал, что Сафа-Гирей пришел править в Казань с тридцатью крымчанами, но через несколько лет привел много нагих, голодных крымцев и «пачал над Казанскими людми насильство чинити». Не стерпев этого, казанцы вновь изгнали Сафа-Гирея, который обратился за помощью к мурзе Юсуфу. Свое решение помочь Сафа-Гирею войсками ногайский мурза объяснял тем, что отец Сафа-Гирея некогда «добро учинил» мурзе Шигиму – его старшему брату.
В другом письме ногайских мурз, адресованном Ивану IV и датированном июлем 1551 г., сообщается, что хан Сафа-Гирей принялся над казанцами «насильство делати»: начал забирать доходы, которые должны были передаваться по наследству от отца к сыну и от старшего брата – к младшему. Вдобавок ко всему, хан вел долгую войну с Москвой, против чего выступали казанцы, в результате они «отступили» от хана и, «выехав вон», стали биться с крымцами. В ходе бойни часть крымцев убили, «а иных многих прогонили». Сафа-Гирея оставили «с немногими людьми» в живых, хан вместе с астраханским сейидом Мансуром бежал в Астрахань. Некоторое время спустя Сафа-Гирей, взяв войско у астраханского хана, вернулся налегке под Казань в надежде, что «князи и лучие люди его похотят». Поняв, что казанцы его не примут, он напал на город, «да ничего не учинил, да и побежал, да и приехал к отцу нашему к Юсуфу Князю».
Далее ногайские мурзы подчеркивали, что Сафа-Гирей был им недругом, из-за чего они задумали убить его. Но Сафа-Гирей «слезно молил» Юсуфа предоставить ему людей для похода на Казань, он заверял ногайцев, что многие казанцы станут на их сторону, пообещал взять ногайских жен и детей и передать Юсуфу Горную и Арскую земли. Юсуф дал войско Сафа-Гирею. Согласно словам мурз, по дороге, вспомнив о былой розни между Хаджи-Гиреем и их предками и о том, как Сафа-Гирей расправился с Джан-Али и взял за себя их сестру Сююмбике, они решили убить Сафа-Гирея и вступить в братские отношения с Шах-Али, выдав за него Сююмбике. Однако когда войска подошли к Казани, Шах-Али сбежал из города, «а земля стояла без Царя и без Государя», поэтому ногайцы не покончили с Сафа-Гиреем. Восемь дней они осаждали город, но «добрые Казанские люди» к ним не выехали, приехали только «худые», после чего ногайцы, взяв Казань, передали ее Сафа-Гирею.

Письма Юсуфа и его детей во многом схожи, однако второе послание, уточняя причины недовольства казанцев и описывая расправу с крымцами, детализирует некоторые обстоятельства произошедшего и приводит сообщение об астраханском вмешательстве. Рассказ о том, что ногайцы хотели выдать Сююмбике за Шах-Али и установить союзнические отношения, скорее отражает намерения, созревшие к 1551 г., нежели их политику, проводившуюся при жизни Сафа-Гирея. Иными словами, рассмотренные дипломатические документы были призваны объяснить некоторые «антимосковские» действия ногайцев и, указав на существование традиции доброжелательных отношений, заключить союз с Москвой через установление родственных связей с Шах-Али. С другой стороны, данные письма были составлены в то время, когда правительство Ивана IV усилило военное давление с целью окончательного покорения Казанского ханства. Возможно, этим вызван тон писем, в которых ногайские мурзы, описав несправедливую и разорительную политику к тому моменту покойного Сафа-Гирея, пытались оправдать казанцев перед лицом царя для того, чтобы ослабить натиск русских на Казань. Согласно В.В. Трепавлову, отношения Сафа-Гирея с ногайцами были испорчены после того, как казанский хан не выполнил обязательства, данные Юсуфу в обмен на военную помощь.
Подробный рассказ о свержении Сафа-Гирея в 1546 г. составил автор «Казанской истории». По его словам, Сафа-Гирей обижал казанцев, больше обогащая и почитая выходцев из Крыма, за что был изгнан из Казани. Сафа-Гирей бежал к Юсуфу и через некоторое время, вернувшись с ногайским войском, пытался захватить Казань, но без стенобитных орудий взять крепость не удалось, поэтому пришлось ограничиться грабежом и уйти в степи.
Летом 1549 г. казанское правительство инициировало мирные переговоры с Москвой, в это же время к Ивану IV пришло письмо от ногайского князя Юсуфа, предлагавшего установить мир между Москвой и Казанью. Для возобновления союзнических отношений Юсуф просил Ивана IV принять следующие решения: женить Шах-Али на вдове Сафа-Гирея Сююмбике и вновь возвести его на ханский трон, отпустить казанских послов «Алиберди Улана, и Тевкеля Князя, да Агиша Молло», присланных в Москву в 1546 г., и казанцев, бежавших от Сафа-Гирея, прекратить походы русских войск «с Волги» на Казань и прислать «своего доброго человека».
Однако еще в январе 1549 г. русское правительство продлило перемирие с Польско-Литовским государством на пять лет, намереваясь продолжить войну на востоке.
По данным официальных источников, только через год, в начале 1551 г., казанское правительство, пытаясь заключить мир, возобновило дипломатические отношения. В Москву с грамотами прибыл «свой человек» Давлетжан, тогда же с предложением о мире приехал «свой человек» ногайского бия Юсуфа. В ответ Иван IV потребовал прислать для челобитья «лучших людей» во главе с казанским князем Нур-Али. На этом переговоры прервались, и русское правительство приступило к реализации иной стратегии завоевания Казанского ханства.
Таким образом, Юсуф, будучи нурадином и верховным правителем Ногайской Орды (с 1549 г.), не только поддерживал казанского хана Сафа-Гирея, но и после его смерти в 1549 г. принимал активное участие в мирных переговорах, пытаясь остановить наступление Москвы на Казань. А когда стало понятно, что Москва приступила к ликвидации института ханской власти в Казани путем установления воеводского правления, и весной 1552 г. татары не пустили русского наместника в Казань, бек Юсуф поддержал борьбу за сохранение самостоятельности Казанского ханства. И после падения Казани в 1552 г. Юсуф продолжал оказывать военную помощь борцам за ханство. Он хотел даже мобилизовать все силы Ногайской Орды для помощи Казанскому ханству, но его младший брат нурадин Исмаил занял промосковскую позицию. Так Ногайская Орда раскололась на два противоборствующих лагеря. В результате этой смуты в 1554 г. бий Юсуф погиб, а Исмаил стал беком – верховным правителем Ногайской Орды. Сыновья Юсуфа впоследствии перешли на русскую службу и стали родоначальниками знаменитой дворянской династии Юсуповых.

Анвар АКСАНОВ,


кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды


и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ


Язмага реакция белдерегез

1

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ