Профвыгорание и как его предупредить (часть I)
Вопрос профилактики профессионального выгорания педагогов все чаще становится предметом обсуждения на научно-практических конференциях, тематических семинарах и круглых столах. Исследователи, психолог...
Вопрос профилактики профессионального выгорания педагогов все чаще становится предметом обсуждения на научно-практических конференциях, тематических семинарах и круглых столах. Исследователи, психологи, само педагогическое сообщество и родительская общественность отмечают актуальность этой проблематики в условиях непрерывной модернизации образования и цифровизации современной жизнедеятельности.
Современные педагоги в своей профессиональной деятельности достаточно часто оказываются в стрессовых «токсичных» ситуациях. Независимо от стажа работы, они испытывают значительные нагрузки – эмоциональные, интеллектуальные, организационные, временные и производственные. Объемы выполняемых работ, требования к их качественным и количественным характеристикам провоцируют у них нарушения на уровне личности, взаимодействия с коллегами, учениками и их родителями. Риски возникновения отмеченных нарушений возрастают в период завершения учебного года. Все эти явления могут способствовать развитию у педагогов синдрома профессионального выгорания.
Что же представляет собой профессиональное выгорание? Это специфический вид профессионального хронического состояния, проявляющегося на физическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом уровнях, а также в системе межличностных отношений как с коллегами по работе, так и с членами своей семьи. Возникает оно в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них, и может привести к достаточно серьезным негативным последствиям. Ему присвоен диагностический статус в международном классификаторе болезней (МКБ-10) – проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью.
Какие факторы провоцируют профессиональное выгорание у педагогов?
Факторы, детерминирующие профессиональные деструкции, можно разделить на три группы:
– объективные, связанные с социально-профессиональной средой, социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;
– субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;
– объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.
Основными факторами, которые играют существенную роль в возникновении и прогрессировании выгорания, являются личностный и организационный.
Среди личностных особенностей профессиональному выгоранию педагогов способствуют такие качества, как гуманность, мягкость, отзывчивость, чувствительность, увлеченность, склонность к идеализации ситуаций, высокая тревожность, гиперответственность, завышенные требования к себе, а также низкий уровень самооценки и высокая значимость мнения окружающих.
К организационным факторам, вызывающим выгорание, относятся: предъявление руководством высоких, порой чрезмерных требований к работе педагога; наличие противоречивости в требованиях и приказах; неоднозначность реальных стратегий руководства; строгая регламентация времени работы и высокая нагрузка, особенно при нереальных сроках ее исполнения; многочасовой характер работы, не оцениваемый должным образом; отсутствие условий для самовыражения личности на работе; напряженность и конфликты в межличностных отношениях коллектива; недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишняя критическая настроенность.
Также считаем важным отметить, что наличие психологически трудного контингента, с которым приходится иметь дело современному учителю в сфере общения, может спровоцировать развитие данного синдрома.
Для осуществления эффективного профессионального общения педагогов с коллегами, родителями и учениками важно развивать, с одной стороны, способность осмысливать поступки, высказывания, переживания и представления окружающих и адекватно оценивать их состояние, налаживать отношения, а с другой – способность к искреннему и уместному обнаружению собственных состояний, переживаний, мыслей.
Как же происходит развитие синдрома профессионального выгорания? В научных изысканиях разработано 3 основные концепции, в которых дифференцированы стадии развития профессионального выгорания. Рассмотрим одну из них – концепцию М. Буриша, так как, на наш взгляд, в ней более детализированы фазы выгорания и их характеристики:
Существование мнения, что у педагогов синдром выгорания развивается медленнее, приводит к недооценке этого явления и повышает риск тяжести его последствий.
По каким же проявлениям у педагога можно предположить присутствие проблемы профессионального выгорания? Прежде всего, это снижение общего уровня активности, инициативности, творчества. Отношения с коллегами становятся формальными и обезличенными. Человек замыкается, старается сдерживать раздражение, которое со временем прорывается и проводит к конфликтам. Он прямо или косвенно выражает недовольство собой как в личностном, так и профессиональном плане. Таким образом, характерными признаками профессионального выгорания у педагога являются: эмоциональное истощение, дезориентация в профессиональных смыслах, снижение трудовой мотивации и активности, беспокойство, утомляемость, раздражительность.
Современные педагоги в своей профессиональной деятельности достаточно часто оказываются в стрессовых «токсичных» ситуациях. Независимо от стажа работы, они испытывают значительные нагрузки – эмоциональные, интеллектуальные, организационные, временные и производственные. Объемы выполняемых работ, требования к их качественным и количественным характеристикам провоцируют у них нарушения на уровне личности, взаимодействия с коллегами, учениками и их родителями. Риски возникновения отмеченных нарушений возрастают в период завершения учебного года. Все эти явления могут способствовать развитию у педагогов синдрома профессионального выгорания.
Что же представляет собой профессиональное выгорание? Это специфический вид профессионального хронического состояния, проявляющегося на физическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом уровнях, а также в системе межличностных отношений как с коллегами по работе, так и с членами своей семьи. Возникает оно в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них, и может привести к достаточно серьезным негативным последствиям. Ему присвоен диагностический статус в международном классификаторе болезней (МКБ-10) – проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью.
Какие факторы провоцируют профессиональное выгорание у педагогов?
Факторы, детерминирующие профессиональные деструкции, можно разделить на три группы:
– объективные, связанные с социально-профессиональной средой, социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;
– субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;
– объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.
Основными факторами, которые играют существенную роль в возникновении и прогрессировании выгорания, являются личностный и организационный.
Среди личностных особенностей профессиональному выгоранию педагогов способствуют такие качества, как гуманность, мягкость, отзывчивость, чувствительность, увлеченность, склонность к идеализации ситуаций, высокая тревожность, гиперответственность, завышенные требования к себе, а также низкий уровень самооценки и высокая значимость мнения окружающих.
К организационным факторам, вызывающим выгорание, относятся: предъявление руководством высоких, порой чрезмерных требований к работе педагога; наличие противоречивости в требованиях и приказах; неоднозначность реальных стратегий руководства; строгая регламентация времени работы и высокая нагрузка, особенно при нереальных сроках ее исполнения; многочасовой характер работы, не оцениваемый должным образом; отсутствие условий для самовыражения личности на работе; напряженность и конфликты в межличностных отношениях коллектива; недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишняя критическая настроенность.
Также считаем важным отметить, что наличие психологически трудного контингента, с которым приходится иметь дело современному учителю в сфере общения, может спровоцировать развитие данного синдрома.
Для осуществления эффективного профессионального общения педагогов с коллегами, родителями и учениками важно развивать, с одной стороны, способность осмысливать поступки, высказывания, переживания и представления окружающих и адекватно оценивать их состояние, налаживать отношения, а с другой – способность к искреннему и уместному обнаружению собственных состояний, переживаний, мыслей.
Как же происходит развитие синдрома профессионального выгорания? В научных изысканиях разработано 3 основные концепции, в которых дифференцированы стадии развития профессионального выгорания. Рассмотрим одну из них – концепцию М. Буриша, так как, на наш взгляд, в ней более детализированы фазы выгорания и их характеристики:
- Предупреждающая фаза. Характеризуется чрезмерной активностью, отказом от потребностей, не связанных с работой, вытеснением неудач и разочарований, ограничением социальных контактов. Далее возникает чувство усталости, развивается бессонница.
- Фаза снижения уровня собственного участия. Она проявляется в потере положительного восприятия коллег, в приписывании им вины за собственные неудачи, в безразличии, в циничных оценках сослуживцев. Сотрудник на данной фазе начинает опаздывать на работу, искусственно продлевает перерывы в своей профессиональной деятельности, стремится уйти с работы раньше положенного срока. Он остро переживает, оттого что, по его мнению, другие люди его используют.
- Фаза эмоциональных реакций. В начале ее развития человек погружается в состояние депрессии, а именно: его постоянно мучает чувство вины, снижается самооценка, отмечается частая смена настроения. Затем развиваются агрессивные реакции, сотрудник начинает проявлять подозрительность к своему окружению, нетерпимость, конфликтность.
- Фаза деструктивного поведения. Она включает снижение концентрации внимания, отсутствие гибкости в мышлении, обеднение воображения. Сотрудник уходит от ответственных поручений, не проявляет инициативы, уровень эффективности его деятельности становится неудовлетворительным. Он избегает неформальных контактов, игнорирует обсуждение тем, связанных с работой, испытывает чувство одиночества.
- Фаза психосоматических реакций. Для нее типичным является снижение иммунитета, отсутствие способности расслабиться в свободное время, бессонница, повышенное давление, тахикардия, головные боли, боли в позвоночнике, расстройство пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.
- Фаза разочарования включает наличие у человека отрицательной жизненной установки, чувства беспомощности и бессмысленности жизни, отчаяния.
Существование мнения, что у педагогов синдром выгорания развивается медленнее, приводит к недооценке этого явления и повышает риск тяжести его последствий.
По каким же проявлениям у педагога можно предположить присутствие проблемы профессионального выгорания? Прежде всего, это снижение общего уровня активности, инициативности, творчества. Отношения с коллегами становятся формальными и обезличенными. Человек замыкается, старается сдерживать раздражение, которое со временем прорывается и проводит к конфликтам. Он прямо или косвенно выражает недовольство собой как в личностном, так и профессиональном плане. Таким образом, характерными признаками профессионального выгорания у педагога являются: эмоциональное истощение, дезориентация в профессиональных смыслах, снижение трудовой мотивации и активности, беспокойство, утомляемость, раздражительность.
Комментарийлар