Наследники Мухамета Гайнуллина
У меня на столе стоит розетка с ароматным клубничным вареньем. Глядя на буран за окном, вспоминаю летний день, когда я, будучи в Апастовском районе, смотрела, как учителя вместе с учениками собирали к...
У меня на столе стоит розетка с ароматным клубничным вареньем. Глядя на буран за окном, вспоминаю летний день, когда я, будучи в Апастовском районе, смотрела, как учителя вместе с учениками собирали клубнику на пришкольном участке Кзыл-Тауской школы им. Мухамета Хайрулловича Гайнуллина.
– Мало кто знает, что известный литературовед, доктор филологических наук Мухамет Хайруллович, который дважды возглавлял Институт языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, родился именно в нашем селе Кзыл-Тау, – говорит мне директор школы Ильдар Усманович Хайбуллин, демонстрируя экспонаты обновленного музея, названного в честь видного профессора. Сама деревня (ныне село), расположенная в 90 км от Казани, появилась в XVIII веке и до 1946 года называлась Коллар (Куллар), если дословно переводить на русский язык, то это слово означает «рабы, крепостные». Как говорят краеведы, до реформы 1861 г. проживавшие здесь в основном были государственными крестьянами. К началу XX века здесь были 2 мечети, 3 ветряные и одна водяная мельницы, своя кузница, а образование дети получали в местном медресе. Однако это все осталось в прошлом.
Согласно переписи, в 1908 году здесь проживало 1630 человек, с каждым годом численность по разным причинам уменьшалась: за годы репрессий и Великой Отечественной войны с 1334 жителей в 1926 г. до 895 в 1949 году. В настоящее время здесь насчитывается около четырехсот жителей. Часть из них работает на недалеко находящейся станции Каратун.
«Когда в нашей школе в этом году прошел капремонт, мы с особой заботой отнеслись как к макету музея, так и всей школы, – продолжает наш разговор мой провожатый. – Создать его во многом помогли дети Мухамета Хайрулловича, которые передали его личные вещи и рукописи». И действительно, глядя на все эти бережно сохраненные вещи: настольные часы, книгу «Татар мәгърифәтчелек әдәбияты», печатную машинку, настольную лампу, чернильницу, старый проигрыватель с виниловой пластинкой, ловишь себя на мысли, что в комнату вскоре должен войти их хозяин. По воспоминаниям современников, семья Гайнуллиных была очень гостеприимной, в их казанской квартире частыми гостями были Рустем Яхин, Анвар Бакиров, Джаудат Файзи, Сара Садыкова и другие представители татарской интеллигенции.
Сегодня в этой татарской школе учатся около сорока учеников. Руководители района и родители хотят, чтобы дети учились в современных условиях, которые можно сравнить с городскими школами, и при этом бережно помнили историю своего народа и свои корни. По мнению ученых Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, Апастовский район находится в исторической «Тау ягы» («Горной стране» или «Джабалистане» («Горном крае») Золотой Орды, Казанского ханства, а затем Казанской губернии. Неудивительно, что деревня носит название Кзыл-Тау («Красная горка»).
Ни для кого не секрет, что, когда возникает вопрос о целесообразности проведения капитального ремонта, руководство сначала обращает внимание на статистику и перспективы – сколько детей учатся сегодня и какова демографическая картина в этой и близлежащих деревнях. Кзыл-Тау в этом отношении может показаться неперспективным. Исходя из этого факта, без помощи главы Апастовского района Равиля Хисамутдинова отремонтировать школу и привезти новое оборудование было бы невозможно. Ведь все началось с простого желания заменить старую прохудившуюся крышу. Как говорится, путное начало приводит к путному концу. Пробивной характер Равиля Фаритовича, который до избрания главой работал на руководящих позициях в Буинском и Апастовском районах, заместителем руководителя в республиканском Главном инвестиционно-строительном управлении РТ, позволил вместе со строителями принципиально решить вопрос раз и навсегда. «В ближайшие 20-30 лет мы можем спокойно обучать учеников у себя в современных условиях», – говорят педагоги Кзыл-Тауской школы.
На вопрос, а как дело обстоит у них с количеством воспитанников, директор отвечает, что в 2019/2020 учебном году школу закончили 37 детей, а с этого учебного года первоклассниками стали восемь детей. Если раньше родители стремились отдавать своих детей учиться с шестилетнего возраста (а по закону об образовании детей могут принять в школу по заявлению родителей с шести с половиной лет), то сейчас каждая семья принимает решение самостоятельно. Некоторые из них жалеют своих малышей, ведь непросто каждое утро ездить из соседней деревни. Так что жителям села Кзыл-Тау очень повезло: современная школа, окруженная приусадебными участками и фруктовыми деревьями, получила необходимое финансирование и находится почти в ее центре. Современные исследовательские лаборатории по физике, химии, классы по информатике, оснащенные новыми компьютерными столами, – все эти условия настолько обрадовали учеников, что они и не торопятся после уроков бежать сломя голову домой. Сейчас педагоги вместе с учениками с нетерпением ждут обновления компьютеров.
Вспомним жизнь великого односельчанина Мухамета Гайнуллина, который является для всех мальчишек и девчонок ярким примером: будучи крестьянским мальчиком, он, поставив себе цель, окончил Восточно-педагогический институт в Казани и стал известным автором работ по истории татарской литературы и просветительскому движению во главе с Каюмом Насыри. На школьной стене сегодня красуются его слова: «Я буду счастлив, если мои ученики меня превзойдут». («Шәкертләрем мине уздырсалар, мин шуңа шат!») А под вывеской размещены портреты его детей – Рашита, Азата, Ляли, Долорес и Виля Гайнуллиных.
Нынешний директор Ильдар Усманович на мой вопрос о том, как и когда он возглавил эту школу, отвечает, что родом он из Буинского района, старинной деревни (Кишер) Аксу, которая появилась более трехсот лет назад. И действительно, когда после встречи мы поехали в Буинск по короткому пути через поля, мы вскоре оказались в соседнем районе. До ухода в армию он окончил педагогическое училище в Тетюшах и получил диплом учителя физкультуры. «Когда я впервые оказался в этих краях, то буквально влюбился в местную природу и людей (Ред. – наверное, прежде всего речь идет о его жене) и решил непременно остаться жить и работать в Кзыл-Тау, – с теплыми нотками в голосе вспоминает он тот период. – В первые годы вел уроки физкультуры и ОБЖ, спустя годы в 2007 году мне предложили возглавить школу, которая к тому моменту стала для меня родным домом». «В те годы, как, впрочем, и сейчас, в этих краях, – говорит красивый и подтянутый директор школы – настоящий спортсмен, – большинство учебных учреждений возглавляли мужчины. С каждым годом эта ситуация меняется, и сегодня пропорция приближается к 50 на 50. Однако, по сравнению с другими районами Татарстана, в образовательной системе Апастовского района работают много мужчин – около 28 процентов. В этой школе, к примеру, из 14 учителей 4 учителя мужчины. По словам руководителя начальника управления образования Апастовского района Алсу Хайруллиной, средний возраст в этой школе 42-43 года, а в районе он колеблется около 45 лет.
Давно стало очевидно, что молодые специалисты не торопятся возвращаться работать в сельские школы. С каждым годом требования к педагогам растут, а родители не прочь переложить всю ответственность за воспитание на учителей. Для того чтобы, как и за рубежом, такие предметы, как математика, физика, история, география, информатика и ряд других, преподавали мужчины, прежде всего, должна быть высокая зарплата, которая им позволяет достойно содержать собственные семьи. Отсутствие работы на селе, как правило, является основной причиной того, что молодые уезжают из родного края. Возникает вопрос: а создаются ли дополнительные условия, чтобы их удержать? Как бы сложно ни было, мы вместе с руководителем управления образования Апастовского района пытаемся найти такие возможности для всех педагогов, независимо от их пола, – подчеркивает директор. – Возглавляя коллектив, я всегда пытаюсь быть со своими учителями на равных. Со своей стороны, как мужчина, я пытаюсь им помочь и при необходимости всесторонне поддержать их. Без профессиональной поддержки нам очень тяжело работать. Среди педагогов есть победители республиканских конкурсов, два года подряд грант получил учитель физики Азат Ибрагимов. В школе особенно дорожат и гордятся достижениями своих учеников – дипломы победителей украшают стены школы. Ученица 7 класса Зиля Бадртдинова стала призером Республиканской олимпиады по физике «Путь к Олимпу». Ученица 7 класса Айгуль Вагапова заняла 1-ое место в республиканском конкурсе «Дулкыннар» в номинации «Художественное слово» и выступила на гала-концерте. В городе Зеленодольске Айгуль заняла 1-ое место в научно-практической конференции «Чтения Афзала Шамова». Ее руководителем является учитель татарского языка и литературы Гулина Мансуровна Шарафуллина».
Есть и спортивные достижения: воспитанник Динар Мухутдинов, тренером которого является директор школы, занял II место в республиканском соревновании по борьбе «Көрәш» на приз первого президента Татарстана Минтимера Шариповича Шаймиева.
Многие учителя выбирают профессию, следуя примеру своих родителей. «Моя мама Минзифа Гиниятовна, – продолжает свой рассказ Ильдар Усманович, – в своей родной деревне всю жизнь преподавала русский язык и литературу. Сегодня ей исполнилось 74 года. В семье нас три брата, и все мы пошли по стопам своей мамы, так что про нас можно сказать, что практически все мы представители педагогической династии. После окончания физмата в Казани, а затем Индустриально-педагогического техникума мой брат Ильгам Хайбуллин работал в строительной сфере, а мой младший брат Ильнур стал учителем русского языка и литературы, точь-в-точь как наша любимая мама. Вместе со своей супругой Гульшат, которая преподает математику, они учат детей в нашей родной деревне Аксу.
Мы счастливы, что и наши дети продолжат традицию учительства. К примеру, мой сын в этом году успешно сдал экзамены в Казанский педколледж, а моя дочь-школьница в последние годы получает призовые места в различных конкурсах. Моя супруга получила диплом педагога, окончив филиал Московской Академии социального образования в Буинске. Сейчас она работает библиотекарем. В нашем доме мы придаем большое значение и образованию, и учебе. Я считаю, что очень важно получить высшее образование. Об этом мы всегда говорим всем нашим ученикам. С гордостью могу сказать, что мы стараемся им дать хорошие всесторонние знания».
– Мало кто знает, что известный литературовед, доктор филологических наук Мухамет Хайруллович, который дважды возглавлял Институт языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, родился именно в нашем селе Кзыл-Тау, – говорит мне директор школы Ильдар Усманович Хайбуллин, демонстрируя экспонаты обновленного музея, названного в честь видного профессора. Сама деревня (ныне село), расположенная в 90 км от Казани, появилась в XVIII веке и до 1946 года называлась Коллар (Куллар), если дословно переводить на русский язык, то это слово означает «рабы, крепостные». Как говорят краеведы, до реформы 1861 г. проживавшие здесь в основном были государственными крестьянами. К началу XX века здесь были 2 мечети, 3 ветряные и одна водяная мельницы, своя кузница, а образование дети получали в местном медресе. Однако это все осталось в прошлом.
Согласно переписи, в 1908 году здесь проживало 1630 человек, с каждым годом численность по разным причинам уменьшалась: за годы репрессий и Великой Отечественной войны с 1334 жителей в 1926 г. до 895 в 1949 году. В настоящее время здесь насчитывается около четырехсот жителей. Часть из них работает на недалеко находящейся станции Каратун.
«Когда в нашей школе в этом году прошел капремонт, мы с особой заботой отнеслись как к макету музея, так и всей школы, – продолжает наш разговор мой провожатый. – Создать его во многом помогли дети Мухамета Хайрулловича, которые передали его личные вещи и рукописи». И действительно, глядя на все эти бережно сохраненные вещи: настольные часы, книгу «Татар мәгърифәтчелек әдәбияты», печатную машинку, настольную лампу, чернильницу, старый проигрыватель с виниловой пластинкой, ловишь себя на мысли, что в комнату вскоре должен войти их хозяин. По воспоминаниям современников, семья Гайнуллиных была очень гостеприимной, в их казанской квартире частыми гостями были Рустем Яхин, Анвар Бакиров, Джаудат Файзи, Сара Садыкова и другие представители татарской интеллигенции.
Сегодня в этой татарской школе учатся около сорока учеников. Руководители района и родители хотят, чтобы дети учились в современных условиях, которые можно сравнить с городскими школами, и при этом бережно помнили историю своего народа и свои корни. По мнению ученых Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, Апастовский район находится в исторической «Тау ягы» («Горной стране» или «Джабалистане» («Горном крае») Золотой Орды, Казанского ханства, а затем Казанской губернии. Неудивительно, что деревня носит название Кзыл-Тау («Красная горка»).
Ни для кого не секрет, что, когда возникает вопрос о целесообразности проведения капитального ремонта, руководство сначала обращает внимание на статистику и перспективы – сколько детей учатся сегодня и какова демографическая картина в этой и близлежащих деревнях. Кзыл-Тау в этом отношении может показаться неперспективным. Исходя из этого факта, без помощи главы Апастовского района Равиля Хисамутдинова отремонтировать школу и привезти новое оборудование было бы невозможно. Ведь все началось с простого желания заменить старую прохудившуюся крышу. Как говорится, путное начало приводит к путному концу. Пробивной характер Равиля Фаритовича, который до избрания главой работал на руководящих позициях в Буинском и Апастовском районах, заместителем руководителя в республиканском Главном инвестиционно-строительном управлении РТ, позволил вместе со строителями принципиально решить вопрос раз и навсегда. «В ближайшие 20-30 лет мы можем спокойно обучать учеников у себя в современных условиях», – говорят педагоги Кзыл-Тауской школы.
На вопрос, а как дело обстоит у них с количеством воспитанников, директор отвечает, что в 2019/2020 учебном году школу закончили 37 детей, а с этого учебного года первоклассниками стали восемь детей. Если раньше родители стремились отдавать своих детей учиться с шестилетнего возраста (а по закону об образовании детей могут принять в школу по заявлению родителей с шести с половиной лет), то сейчас каждая семья принимает решение самостоятельно. Некоторые из них жалеют своих малышей, ведь непросто каждое утро ездить из соседней деревни. Так что жителям села Кзыл-Тау очень повезло: современная школа, окруженная приусадебными участками и фруктовыми деревьями, получила необходимое финансирование и находится почти в ее центре. Современные исследовательские лаборатории по физике, химии, классы по информатике, оснащенные новыми компьютерными столами, – все эти условия настолько обрадовали учеников, что они и не торопятся после уроков бежать сломя голову домой. Сейчас педагоги вместе с учениками с нетерпением ждут обновления компьютеров.
Вспомним жизнь великого односельчанина Мухамета Гайнуллина, который является для всех мальчишек и девчонок ярким примером: будучи крестьянским мальчиком, он, поставив себе цель, окончил Восточно-педагогический институт в Казани и стал известным автором работ по истории татарской литературы и просветительскому движению во главе с Каюмом Насыри. На школьной стене сегодня красуются его слова: «Я буду счастлив, если мои ученики меня превзойдут». («Шәкертләрем мине уздырсалар, мин шуңа шат!») А под вывеской размещены портреты его детей – Рашита, Азата, Ляли, Долорес и Виля Гайнуллиных.
Нынешний директор Ильдар Усманович на мой вопрос о том, как и когда он возглавил эту школу, отвечает, что родом он из Буинского района, старинной деревни (Кишер) Аксу, которая появилась более трехсот лет назад. И действительно, когда после встречи мы поехали в Буинск по короткому пути через поля, мы вскоре оказались в соседнем районе. До ухода в армию он окончил педагогическое училище в Тетюшах и получил диплом учителя физкультуры. «Когда я впервые оказался в этих краях, то буквально влюбился в местную природу и людей (Ред. – наверное, прежде всего речь идет о его жене) и решил непременно остаться жить и работать в Кзыл-Тау, – с теплыми нотками в голосе вспоминает он тот период. – В первые годы вел уроки физкультуры и ОБЖ, спустя годы в 2007 году мне предложили возглавить школу, которая к тому моменту стала для меня родным домом». «В те годы, как, впрочем, и сейчас, в этих краях, – говорит красивый и подтянутый директор школы – настоящий спортсмен, – большинство учебных учреждений возглавляли мужчины. С каждым годом эта ситуация меняется, и сегодня пропорция приближается к 50 на 50. Однако, по сравнению с другими районами Татарстана, в образовательной системе Апастовского района работают много мужчин – около 28 процентов. В этой школе, к примеру, из 14 учителей 4 учителя мужчины. По словам руководителя начальника управления образования Апастовского района Алсу Хайруллиной, средний возраст в этой школе 42-43 года, а в районе он колеблется около 45 лет.
Давно стало очевидно, что молодые специалисты не торопятся возвращаться работать в сельские школы. С каждым годом требования к педагогам растут, а родители не прочь переложить всю ответственность за воспитание на учителей. Для того чтобы, как и за рубежом, такие предметы, как математика, физика, история, география, информатика и ряд других, преподавали мужчины, прежде всего, должна быть высокая зарплата, которая им позволяет достойно содержать собственные семьи. Отсутствие работы на селе, как правило, является основной причиной того, что молодые уезжают из родного края. Возникает вопрос: а создаются ли дополнительные условия, чтобы их удержать? Как бы сложно ни было, мы вместе с руководителем управления образования Апастовского района пытаемся найти такие возможности для всех педагогов, независимо от их пола, – подчеркивает директор. – Возглавляя коллектив, я всегда пытаюсь быть со своими учителями на равных. Со своей стороны, как мужчина, я пытаюсь им помочь и при необходимости всесторонне поддержать их. Без профессиональной поддержки нам очень тяжело работать. Среди педагогов есть победители республиканских конкурсов, два года подряд грант получил учитель физики Азат Ибрагимов. В школе особенно дорожат и гордятся достижениями своих учеников – дипломы победителей украшают стены школы. Ученица 7 класса Зиля Бадртдинова стала призером Республиканской олимпиады по физике «Путь к Олимпу». Ученица 7 класса Айгуль Вагапова заняла 1-ое место в республиканском конкурсе «Дулкыннар» в номинации «Художественное слово» и выступила на гала-концерте. В городе Зеленодольске Айгуль заняла 1-ое место в научно-практической конференции «Чтения Афзала Шамова». Ее руководителем является учитель татарского языка и литературы Гулина Мансуровна Шарафуллина».
Есть и спортивные достижения: воспитанник Динар Мухутдинов, тренером которого является директор школы, занял II место в республиканском соревновании по борьбе «Көрәш» на приз первого президента Татарстана Минтимера Шариповича Шаймиева.
Многие учителя выбирают профессию, следуя примеру своих родителей. «Моя мама Минзифа Гиниятовна, – продолжает свой рассказ Ильдар Усманович, – в своей родной деревне всю жизнь преподавала русский язык и литературу. Сегодня ей исполнилось 74 года. В семье нас три брата, и все мы пошли по стопам своей мамы, так что про нас можно сказать, что практически все мы представители педагогической династии. После окончания физмата в Казани, а затем Индустриально-педагогического техникума мой брат Ильгам Хайбуллин работал в строительной сфере, а мой младший брат Ильнур стал учителем русского языка и литературы, точь-в-точь как наша любимая мама. Вместе со своей супругой Гульшат, которая преподает математику, они учат детей в нашей родной деревне Аксу.
Мы счастливы, что и наши дети продолжат традицию учительства. К примеру, мой сын в этом году успешно сдал экзамены в Казанский педколледж, а моя дочь-школьница в последние годы получает призовые места в различных конкурсах. Моя супруга получила диплом педагога, окончив филиал Московской Академии социального образования в Буинске. Сейчас она работает библиотекарем. В нашем доме мы придаем большое значение и образованию, и учебе. Я считаю, что очень важно получить высшее образование. Об этом мы всегда говорим всем нашим ученикам. С гордостью могу сказать, что мы стараемся им дать хорошие всесторонние знания».
Комментарийлар