Логотип Магариф уку
Цитата: Только посредством образования может человек стать человеком (Иммануил Кант)

НАТАЛЬЯ МАКЕДОНСКАЯ: «ПРИЗЫВАЮ ДИРЕКТОРСКИЙ КОРПУС ПРОСИТЬ ДЕНЬГИ НА КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ»

Гостей августовского совещания Буинск в этом году встретил при параде. Здесь после капитального ремонта состоялось открытие ветеринарного техникума. Напротив управления образования, расположенного в с...

Гостей августовского совещания Буинск в этом году встретил при параде. Здесь после капитального ремонта состоялось открытие ветеринарного техникума. Напротив управления образования, расположенного в старинном здании, вовсю кипит работа на стройке, где возводится новая школа искусств для школьников.
На протяжении всего дня вместе с руководителем управления образования Буинского района Натальей Македонской мы в преддверии августовки посетили несколько школ Буинска, село Альшихово и встретились с директорами и педагогами. Из интервью с ней вы узнаете о том, какое будущее  ожидает школы района, о том, как получив эффект от лыж, можно  рискнуть и найти финансирование на приобретение лабораторий по физике, химии и биологии.
– Наталья Александровна, Буинский район всегда радует своими результатами по ЕГЭ. С какими предложениями вы выступили на августовском совещании педагогических работников?
– Августовская конференция включала в себя секции для педагогов. В основной районной секции – в ней участвовал министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин – мы подвели  итоги и поставили перед собой и всем педагогическим коллективом задачи на весь учебный год. К счастью, нам есть куда стремится. Без анализа выстраивание плана работы невозможно, мы всегда обращаем внимание на болевые точки и обозначаем перспективы. Мы следуем цели, установленной в федеральном министерстве просвещения, где большое внимание уделяется работе педагогов, снижению педагогической нагрузки и привлечению внимания общественности к роли педагога в обществе. Обязательно патриотичес-
кое, экологическое, семейное воспитание нашего будущего поколения в духе любви к Родине.  На мой взгляд, советское наследие – мы должны его принять и им воспользоваться. Это обязательно принесет пользу. Перед нами очень четко обозначена цель – работать над повышением качества образования и знаний обучающихся.
По результатам ЕГЭ мы сдали свои позиции по некоторым предметам, похуже, к примеру, стали показатели по профильной математике. И в то же время есть преимущества по другим – баллы по  химии, литературе, географии стали выше. Мы всегда были в лидерах по английскому языку, в этом году наши выпускники несколько сдали позиции. При этом подготовка по всем предметам была на высоком уровне.
– С больших трибун часто говорят о том, что нужно создавать условия, чтобы наши выпускники оставались учиться именно в Татарстане. Какая у вас статистика по выпускникам?

– По нашей статистике, 66    процентов учеников уходят после 9-го класса, и они ориентированы на получение среднегоспециального образования. Эти выпускники чаще выбирают учебные заведения Буинска, к примеру, продолжают учиться в Буинском ветеринарном техникуме, там много востребованных направлений – ветеринария, юриспруденция. В этом году открылось новое направление – информатика. Часть ребят, особенно те, кто серьезно занимаются спортом, уезжают в Тетюшский государственный колледж гражданской защиты. Попасть туда непросто, средний балл высокий. Кто-то выбирает техникумы и колледжи в соседней Чувашии. Знакомясь с анализом социально-экономического развития Татарстана, я обратила внимание, что Буинский район находится в лидерах республики по количеству детей, занимающихся в первой и второй группе здоровья. Это свидетельствует о том, что мы в правильном направлении движемся и уделяем особое внимание здоровьесбережению.
 – Мы подняли серьезную тему спорта, в последние годы в Татарстане построено много спортивных объектов, бассейны и ста-
дионы. В разных районах уделяется внимание тому или иному виду спорта, кто-то отдает предпочтение лыжам, кто-то выбирает национальную борьбу или другие виды. Какой у ваших учащихся любимый вид спорта?

– Наши ученики любят игровые виды спорта: волейбол, баскетбол. Приезжал к нам в Буинск Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин. Он является президентом федерации волейбола. Благодаря ему были образованы школьные волейбольные команды. Появились первые результаты, и сегодня на уровне страны наши юные волейболисты имеют награды. Представители федерации волейбола приезжали на нашу школьную лигу. Российский волейболист, центральный блокирующий казанского клуба «Зенит» Александр Волков поддерживает нашу детскую волейбольную команду. За счет местного бюджета приобретается необходимая спортивная форма. Наш глава Буинского района Ранис Камартдинов поддерживает юных спортсменов, он сам и его дети любят ездить на велосипеде по городу. Я тоже   следую его примеру.
Федеральный проект – школьная баскетбольная лига «КЭС-БАСКЕТ» сегодня реализуется на территории 72 регионов Российской Федерации, в том числе в нашей республике. Наши юные спортсмены ежегодно принимают участие в этом чемпионате.
Зимой ученики любят кататься на лыжах. Есть свой Ледовый дворец с целой командой хоккеистов. Нехватки желающих у нас нет: все посещают с удовольствием и секции, и массовые катания. С учреждениями спорта есть договоренность о том, что школы пользуются их услугами во внеурочное время. Продолжается внеурочная работа по плаванию для вторых классов: ученики с удовольствием ходят на занятия в бассейн. В прошлом году мы пролицензировали этот вид деятельности. Стоимость небольшая – 100 рублей, пользуется популярностью. Родители не скупятся.
– Кто связал свою жизнь со спортом после окончания школы?
– Про всех сказать не смогу. Могу привести пример из своей семьи. Мой сын занялся спортом в 7-м классе и после окончания школы поступил учиться в Военный институт физической культуры в Санкт-Петербурге. Это произошло во многом благодаря педагогу Рафаэлю Сагитовичу Сайфутдинову, который дал ему правильное направление, научил его силовым видам спорта, бегать, подтягиваться. Он определил дальнейшую судьбу моего сына и других учеников. Мой сын работает в одной из армейских частей Российской Федерации. В школе имени академика Роальда Сагдеева есть отличный класс МЧС – выпускники поступают в московские высшие учебные заведения по линии этого ведомства. Это также профориентационная работа, которая нас радует.
– В последние годы многие школы имеют свою специализацию: появились инженерные, IT-лицеи, работают языковые школы. Все более востребованными становятся инженеры и программисты. Есть ли такая специализация в ваших классах?
– Такую специализацию мы внедрили в 10-х и 11-х классах. Каждая школа выбирает свой профиль, и ребенок идет по тому профилю, который будет непосредственно связан с вузом. Помимо этого, мы открыли психолого-педагогические классы в трех школах города, начиная с 6-го класса. На базе лицея-интерната в 5-м классе открыт IT-класс, в учебную программу дополнительно включены уроки по информатике и внеурочная деятельность. Наш глава Ранис Рафисович выделил необходимое оборудование – он не скупится на образование. Благодаря его поддержке многие потребности удовлетворяются. К примеру, во все школы были приобретены лыжи. В городские школы дополнительно были закуплены интерактивные панели.  Раньше мы их получали в рамках гранта по национальному образованию, но в связи с высокой потребностью закупили по поручению нашего руководителя. В прошлом и в этом году педагоги получили персональные ноутбуки благодаря поддержке Раиса Татарстана Рустама Минниханова.
За последние два года было выделено свыше 12,5 млн рублей на цели, связанные с антитеррористической  безопасностью. Во всех детсадах и школах установлена система голосового оповещения и система безопасности, обновили видеонаблюдение. Благодаря республиканским субвенциям во всех образовательных учреждениях работают ЧОПы. Приняты и другие необходимые меры. Для этого стараемся своевременно направлять деньги на решение проблем, не «зажимать» их. Мы сегодня не боимся просить деньги у главы района на образовательные нужды. Я призываю директорский корпус просить деньги на конкретные цели, заливать заявки и письма в ЭДО, не думая об отказе. Когда мы увидели эффект от лыж, то рискнули попросить деньги на лаборатории по физике, химии и биологии.
Раньше боялись отказов, а сейчас приходится слышать: «Почему вы не спрашиваете деньги на свои проекты?» Самое главное – нужно понимать, что если нам выделяют целевое финансирование, то мы должны отрабатывать.
– Проблема нехватки педагогических кадров, особенно учителей математики, физики, начальных классов, обсуждается из года в год.  Cколько педагогов работают в Буинском районе, и как вы занимаетесь повышением их интеллектуального уровня? С какими вузами вы сотрудничаете?
–  В нашей системе образования работают 946 учителей, большая часть из них преподает в общеобразовательных учреждениях Буинска – в шести школах и 11 детских садах. Всего в этой сфере полторы тысячи человек. Лицей №2 и школа №1 Буинска работают, к сожалению, в две смены с превышением проектной мощности. Из-за урбанизации жители деревень и сел, в которых нет работы, переезжают в город. Обратно на малую родину возвращаются только те, кто могут продолжить свое личное дело. К сожалению, после окончания сельских школ мало кто возвращается. У нас есть такие деревенские школы, где количество учеников с каждым годом уменьшается и составляет около 20-25 учеников.
Мы помогаем молодым педагогам: у нас создано методическое объединение молодых педагогов, выплачивается единовременное пособие в размере 10 тыс. рублей. Все это мы реализуем совместно с профсоюзом работников образования, им принадлежат данные инициативы. Глава наш поддержал и в этом начинании. Мы пользуемся льготами: это туры выходного дня. Наши учителя ездят по упрощенной программе в ведомственные санатории, к примеру, в Анапу, Крым. Можно взять путевку на теплоходные круизы. Наш профсоюз возглавляет Ильхамия Рифкатовна Сабирзянова. Профсоюз добился того, чтобы сельским учителям платили за услуги ЖКХ. У нас есть городские учителя, которые ездят работать в сельскую местность. Таких учителей мы планируем поддержать, и они должны войти в эту программу.
Ежемесячно пять тысяч к зарплате из местного бюджета получают те педагоги, которые первый год работают в школах. Неважно, какой предмет они ведут. Молодые педагоги, работающие, второй, третий и четвертый год, участвуют в грантовой программе, и, если они успешно защищают свой проект, то получают разово 20 тыс. рублей. Участвовать можно ежегодно с учетом существующих условий. Мы думаем о том, как изменится педагогический коллектив наших школ, о том, кто придет обучать наших детей. Очень надеемся, что ситуацию исправят педклассы, которые позволят прививать любовь к профессии со школьной скамьи.
Выбрать профессию учителя – это призвание. Когда я выступаю перед педагогами на совещаниях, то я им рекомендую вырастить из своих учеников хотя бы одного учителя. Вот в этом случае профессия учителя еще раз оправдывается. Пока этому следуют учителя физкультуры или ОБЖ. Если человек соображает,  показывает отличные знания в математике, физике или у него великолепный английский язык, то он найдет приоритет в другой специальности.
– Министр образования и науки Татарстана Ильсур Гараевич не является сторонником оптимизации общеобразовательных учреждений. Обращаясь к татарстанским главам районов, он дает совет сохранить школы и педагогический коллектив.
– Когда в районе много юрлиц, это, конечно, усложняет работу. В целом по району 31 школа и 36 детсадов. И 2 учреждения доп-
образования. Мы хотели, но ушли от того, чтобы закрывать школы в селах. Было намерение закрыть две маленькие школы: в них учится около двадцати детей. Мы прислушиваемся к мнению Ильсура Гараевича. После совещания, посвященного сельским учителям, мы поняли, что школы должны жить, и сохранили их. Когда мы увидели, насколько благодарны учителя и жители, поняли, что наше намерение было верно. Однако с каждым годом тенденция будет усугубляться. В ближайшие годы школы сами по себе закроются из-за отсутствия детей.
Мы сотрудничаем с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Ульяновским госуниверситетом, Приволжским межрегиональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГАОУ ВО КФУ. Руководство лицея-интерната работает с КНИТУ-КАИ.  У нас создана территориальная методическая служба, и мы активно делимся своим опытом. На базе гимназии №5 проходят конференции российского уровня по иностранным языкам и для детей начальной школы «Хочу все знать!». Каждая городская школа сотрудничает с коллективом какого-то высшего учреждения.
– Руководители управлений образования поднимают еще один серьезный вопрос, который мог бы быть урегулирован Раисом Татарстана Рустамом Миннихановым. Речь идет об оплате внеурочки, которая во всех других российских регионах оплачивалась всегда. Внеурочная деятельность в Татарстане держится за счет учителей–энтузиастов.
– Такая оплата предусмотрена федеральным законом. У нас такого пока нет. Учитель после уроков должен по пяти направлениям отработать. Все идет на энтузиазме. Учителя проводят внеурочку по своим предметам, возможно, не в полном объеме. Это дополнительное занятие по предмету, и оно проводится.
– В городских школах это фактически преобразовалось в репетиторство.
– Мы призываем от этого отказаться.
– Педагоги, как и журналисты, сталкиваются с профессиональным выгоранием. Для того, чтобы профессия была привлекательной, должны работать социальные лифты. 
– Не каждый педагог, несмотря на имеющиеся регалии, пойдет на руководящую должность. Это требует большой ответственности. В определенной степени этому не способствует майский указ Президента,  согласно которому не позволяется доплачивать руководящему аппарату, в состав которого входят директор и завучи. У них нет надбавки, я – муниципальный служащий. Здесь возникает дисбаланс. Учитель не заинтересован в профессиональном росте. Для этого нужны амбиции. Нагрузка в современной системе образования такова, что учитель просто хочет спокойно работать. С руководителя, где есть требовательный педагогический корпус, большой детский коллектив и армия родителей с различными ожиданиями и претензиями, огромный спрос. Когда сваливается эта лавина, нужно иметь недюжинную силу. Всех педагогов мы держим на виду и готовы поддержать, вручить награду – в этом нам помогают конкурсы профмастерства. Мы стараемся стимулировать и выплачивать премии тем, кто подготовил высокобалльников.
– Наталья Александровна, вы окончили факультет английского языка Казанского пединститута. Какой путь вы прошли до того, как стать руководителем управления образования?
– Этому предшествовало мое обучение в педучилище в Тетюшах, откуда я родом. Сначала год работы в сельской школе учителем, затем в школе-интернате в Буинске до 1997 года. Я переехала в этот город, когда вышла замуж. Мой муж родом отсюда. Вскоре после декретного пришла работать в новую школу. Тогда,     в 2001 году, директором был Гумер Хадиевич Бариев, сначала работала в начальной школе, а затем – заместителем директора по воспитательной работе 5 лет. Спустя пять лет меня пригласили в исполком и предложили возглавить комиссию по делам несовершеннолетних и отдел опеки. Несмотря на низкую зарплату муниципального служащего, я согласилась и очень полюбила свою работу. Мы создали школу приемных родителей. Как сторонник крепкой семьи, я со своей командой провела большую работу с нашими жителями – все подопечные детского дома были взяты под опеку или усыновлены. Часто были встречи с приемными родителями, были радостные события, выезжали в цирк и на экскурсии, были и проблемы. Все годы работы меня тянуло обратно в школу. Когда Ильгиз Фаридович Ханбиков, который тогда возглавлял управление образования, предложил у него работать, я согласилась и с 2015 года стала замом по воспитательной работе. Вскоре он пошел на повышение, стал заместителем руководителя исполкома, а потом его пригласили в Иннополис. Сегодня он является заместителем руководителя Исполнительного комитета этого города.
– В ряде районов становится тенденцией, когда учителей физкультуры назначают директорами школ. Раньше при подборе кадров предпочтение отдавали учителям физики и математики. А как же интеллектуальный уровень коллектива?
– По Татарстану наблюдается нехватка свыше трехсот учителей математики и свыше ста учителей физики. И даже количество выпускников вузов в ближайшие годы не компенсирует это количество. В том случае, если педагог становится директором школы, у него при всем желании не остается времени на преподавание. Таким образом, школа теряет сильного учителя. Школе нужны сильные завучи, и это должно быть подкреплено финансово. Сегодня директора школ в большей степени становятся управляющими, которые взвалили на свои плечи функции менеджера.
– У вашего района мощное лобби в лице нынешнего министра сельского хозяйства Марата Зяббарова, который был вашим главой несколько лет назад. Какую задачу вы ставите перед собой в ближайшие годы?
– Буинск разрастается, появляются новые жилые комплексы. Напротив нашего здания возводится новая школа искусств, отремонтирован центр внешкольной работы. Нам очень нужна новая современная школа, подобно полилингвальным школам Татарстана. Если она появится, это станет большим достижением нашей команды. Еще один проект связан с созданием оздоровительного лагеря для детей. Когда-то у нас проводили смены лагеря «Сәләт». В последние годы родители выражают заинтересованность в летнем отдыхе своих детей.  Очень надеемся на поддержку руководства Татарстана.

Сюмбель ТАИШЕВА

 

Фотографии автора

 

 

 

 

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ