Логотип Магариф уку
Цитата: Только посредством образования может человек стать человеком (Иммануил Кант)

Родина капитанов

Летом многие туристы, которых «метеоры» из казанского речного порта мчат в Болгары, обращали внимание на великолепную природу и живописный правый берег Волги в районе расположенного в 80-100 км ниже К...

Летом многие туристы, которых «метеоры» из казанского речного порта мчат в Болгары, обращали внимание на великолепную природу и живописный правый берег Волги в районе расположенного в 80-100 км ниже Казани Камско-Устьинского района Татарстана. Наверное, многие из них ловили себя на мысли, что в этих краях живут счастливые люди. Действительно, Камско-Устьинский район знаменит не только своими потрясающими пейзажами, Юрьевской пещерой, горой Лобач, «Императорским питомником», штольнями, рыбными местами, но и своей историей.
У меня, когда довелось увидеть этот район со стороны Волги, в сердце закралось огромное желание познакомиться с жителями, в первую очередь, педагогами этого края. Вскоре, действительно, в один из дней довелось побывать сразу в трех школах. Говорят, что в этих красивых местах когда-то отдыхал знаменитый космонавт Юрий Гагарин, и неудивительно, что в его честь названа одна из центральных улиц. Именно по адресу: Куйбышевский Затон, ул. Гагарина, д. 12 и располагается «Затонская школа имени Василия Петровича Муравьева», о которой рассказали ее молодой директор Александр Сорокин и руководитель управления образования Камско-Устьинского района Елена Александровна Гимадеева.
Камское Устье располагается на берегу географической середины Волги: здесь Кама впадает в великую Волгу. И сама школа находится на ее берегу, поэтому из окон открывается удивительный вид. Мы, городские жители, а я приехала вместе с моим заместителем, не торопимся попасть внутрь здания. Огромная пришкольная территория, через которую по тропинке можно пройти к волжскому берегу. Вдали видно, как между деревьями бегают школьники. Летом к центральному входу ведет аллея роз. Об этом уже рассказывает встретивший нас Александр Иванович. Он знакомит со школой, со стендами в коридорах, а вскоре мы попадаем в школьный музей, который поражает своими экспонатами. Честно говоря, не каждая городская школа может похвастаться такими богатством –
экспонатами, которые непосредственно связаны с удивительной историей края.
По некоторым данным, история самого учебного учреждения начинается в далеком 1850 году. Получается, что к 2020 году школа имеет 170-летнюю историю. Однако счет начинается с другой страницы. Сначала попытаемся понять, почему школа носит имя Василия Петровича Муравьева? Выпускник Казанского государственного педагогического института, 23-летний учитель химии стал первым директором этой школы в 1935 году со дня её основания на противоположном левом берегу в Спасском затоне. Именно с этой даты сегодня ведется официальный отсчет.
Василий Петрович работал вместе со своей супругой в школе до 1942 года, а затем уже его, вернувшегося с Великой Отечественной войны живым и здоровым, с боевыми наградами, в 1946 году вновь назначили директором. Когда в 1955 году было принято решение о строительстве Куйбышевского водохранилища, то оказалось, что судостроительный завод, рабочий поселок и школа попадают в зону затопления Куйбышевского водохранилища. И через год судоремонтная база – затон им. Куйбышева, жилые деревянные постройки – были разобраны и перенесены. Сам Спасский затон стал Куйбышевским затоном. Геологи вместе с учеными, геодезистами выбрали территорию правого берега как более высокого и соответствующего всем необходимым условиям. Старое здание находилось здесь вплоть до 1969 года на том же самом месте, где возвели новое каменное здание. Бессменный директор Василий Петрович вплоть до 1972 года не покидал свой боевой пост и лишь спустя 38 лет работы в школе ушел на заслуженный отдых.
«Мы участвовали в российском проекте «Имя героя в школе». В проекте было предложено несколько кандидатур. Наши ученики провели исследование жизни Василия Петровича, который воевал на Юго-Западном, Степном, 1-м, 2-м и 3-м Украинских, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. Он был Гвардии капитаном, партийным организатором 53-го отдельного гвардейского сапёрного Брестского батальона 48-й гвардейской стрелковой Криворожской дивизии 28-й армии. Был награждён орденами Отечественной войны 1-й (1944 г.,
1985 г.) и 2-й (1944 г.) степеней, Красной Звезды (1945 г., 1945 г.), медалями «За боевые заслуги» (1943 г.), «За взятие Берлина», «За доблестный труд», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За трудовое отличие» (1951 г.) и др.», – с гордостью рассказывает его преемник Александр Сорокин, который сам пришел в школу в 2011 году.
После долгих обсуждений для присуждения школе было выбрано имя Василия Петровича Муравьева, а вскоре вышло соответствующее Постановление, которое в
2015 году позволило официально присвоить имя первого директора. Нынешний руководитель Александр Иванович, как отец трех детей (старшая дочь уже закончила школу, а двое других продолжают в ней учиться), знает, как важно воспитывать у учеников внимательное отношение к истории и уважение ко всему педагогическому коллективу. Каждый день ученики, проходя по коридору, видят стенд, на котором размещены фотографии всех директоров и завучей этого учебного заведения.
По словам руководителя управления образования Камско-Устьинского муниципального района Елены Александровны, молодой директор, преподаватель ОБЖ и учитель физкультуры, готовит победителей всероссийской олимпиады по ОБЖ. «Родом я с той стороны Волги из Спасского района, – продолжает беседу Александр Иванович. – Когда-то предыдущий директор Юрий Николаевич Солягин говорил, что после того как перенесли школу, то волной и меня перенесло». На самом деле, многие семьи переехали в эти удивительные по красоте края.
«Почему затон?» – спрашиваю я. И тут же получаю детальный ответ, который расширяет мои познания в географии. «Помните знаменитую картину «Спасский затон на Волге», которая сейчас находится в Третьяковской галерее?» – задает встречный вопрос руководитель школы. Оказывается, здесь располагается самое широкое место Волги –
в 41 км. А рядом находится небольшой залив, куда могут заходить корабли и вставать на зимовку. По воспоминаниям жителей, во время «переезда» школы в 1956 году
были созданы 36 классов-комплектов, в которых обучались 1200 учащихся. Не удивительно, что численность учеников в те времена была как в самой настоящей городской школе! Когда-то в этих краях работали огромные коллективы. «Когда я пришел сюда работать в 2011 году, здесь оставалось 35 суден волготанкеров, – с теплотой вспоминает Александр Иванович. – Сейчас здесь располагается судоремонтный завод, а на зимовку остаются немного, всего 2-3 судна». Раньше была судоходная компания «БашВолготанкер», основанная еще в 1948 году. Сейчас она находится в Самаре, а Камском Устье – лишь структурное подразделение.
История еще одной знаменитой картины связана с этими волжскими местами. По словам долгожителей, сам Илья Репин в 1870 году в окрестностях горы Лобач делал эскизы знаменитой картины «Бурлаки на Волге». Оказывается, самая высокая точка Камско-Устьинского района – гора Лобач, расположенная в том самом месте, где великая матушка-река поворачивает на юг в сторону Каспийского моря, сегодня является символом района.
«Ввиду того, что здесь живут династии речников, многие наши учащиеся – это дети капитанов, механиков», – продолжает Александр Сорокин, показывая музейные экспонаты и фотографии. – Это династии Фурукиных, Киреевых, Простреминых. Раньше большинство, если не сказать, все наши жители работали на Волге. Теперь все уходят в моря, получают соответствующие «морские» документы и держат путь дальше, те, кто остается в родных краях ремонтируют суда, заходящие в док». Их личные
вещи: красивые часы в форме парусника, компасы, старые заводские телефоны – все последние семейные реликвии, которые остаются после их смерти, хранятся в школьном музее. Когда осенью уходит вода, ученики Затонской школы и жители находят старинные монетки, пуговицы и несут в музей. Экспонатов очень много, и педагоги мечтают о расширении своего музея.

У меня интерес вызвали хранящиеся здесь бивни мамонта. Как разъясняет Елена Александровна, это неудивительно, человечество всегда жило на территории Волги. К примеру, близ деревни Сюкеевский Взвоз и в Камском Устье, где нефтебаза, были найдены стоянки первобытного человека. В период с 1962 по 1970 годы эти территории неоднократно исследовали археологи и по данной тематике учёные написали немало монографий.
Нам рассказали и про историю надгробного Армянского камня, датируемого 1318 годом. Такой камень, конечно, ни в один школьный музей не уместится. Его историей занимаются исследователи и краеведы. Огромный прямоугольный камень когда-то был найден на территории села Кирельское (официально датируется 1615 г.). По данным историков село возникло на месте старинного булгарского города Ошеля (по тат. – Ашлы). Так, в учебнике кандидата исторических наук, профессора Зуфара Зайниевича Мифтахова «Курс лекций по истории татарского народа» написано: «Ашлы (Ошель): находился на правом берегу Волги, напротив устья реки Камы. Внешние оборонительные сооружения имели в окружении около 3 км. Останки города находятся близ села Кирельское Камско-Устьинского района Татарстана. В 1220 году, в период правления великого князя Юрия Всеволодовича, уничтожен русскими войсками».[1]  
Исторические сведения содержатся и в учебнике «История Татарстана» под редакцией известного казанского учёного-историка Булата Файзрахмановича Султанбекова. Он пишет, что «Центральным городом булгар, живших на правом берегу Волги, являлся Ошель. Это также был один из самых крупных торгово-ремесленных пунктов государства. Его останки сохранились в Тетюшском районе республики около деревни Богдашкино. Город состоял из двух частей, укрепленных земляными валами и деревянными стенами. Его общая площадь достигала почти 80 гектаров. В 1220 году Ошель был захвачен и сожжен дружиной русского князя». В татарском народном эпосе «Идегей» есть такие строчки[2]:
«Здравствуй, Идиль, Отчизна-Дом!
Мир да будет в Доме Родном! ...
О, мой Дом, где птицы звенят,
Радостно ржание жеребят,
О, мой Дом, что хлебом богат,
Дом, где дни мои были светлы,
О, города Ибрагим и Ашлы
Меж городами Казан и Булгар! ... ».
Так вот, согласно истории, во времена Золотой Орды армянский посол отправился в Москву и взял с собой дочь, которая в дороге из-за болезни умерла. Ее похоронили вблизи горы Сокол, установив на могилу тяжелый надгробный камень. Текст надгробной надписи и дату захоронения смог расшифровать лишь известный ученый и языковед, академик Николай Марр, к которому обратился известный ученый-востоковед Николай Катанов.
Поскольку холм ежегодно продолжает разрушаться из-за подтоплений и новых оползней, несколько лет назад камень, как артефакт, благодаря поддержке экс-главы Камско-Устьинского района, ныне Директора Фонда Социального страхования РФ по РТ Павла Лоханова, перенесли на территорию мемориала Болгар. Согласно некоторым источникам, он там изначально и находился.
Сегодня в Затонской школе, которая находится на хорошем счету, 274 ученика. «У нас нет запрета на перемещение детей внутри района, и родители выбирают любую школу для своего ребенка. Во многие из них детей привозят на школьных автобусах. Из Камской школы некоторые дети приезжают учиться в Затонскую школу или Рудницкую школу и наоборот», – вводит в курс Елена Александровна.
Оказывается, нередко русскоязычные родители отдают детей учиться в татарскую Камскую школу. Там две школы: одна татарская с национальным уклоном, другая с русским языком обучения. Количество учащихся в последние годы увеличивается. Сейчас на потоке при приеме детей в первый класс формируются по два-три класса: в Затонской, в Камской школах. В остальных идет уменьшение, поскольку молодежь из деревень переезжает в районный центр или в крупные города. Подъезжая к Камскому центру, мы увидели новый поселок горняков для сотрудников производства строительных материалов на основе гипса «Фоника гипс», открытие которого состоялось в 2013 году. По словам Елены Гимадеевой, в районе все школы и детсады отремонтированы по программе капремонта, а ремонт в Затонской школе был проведен в 2020 году.
Одна из традиций – празднование в первое воскресенье июня жителями района Дня речника. Сегодня в Затонской школе нет отдельного направления по подготовке учащихся для работы в отраслях, связанных с речным и водным видом транспорта. Однако каждый из ребят может завязать морской узел, а еще в рамках JuniorSkills их учат спасательному делу на воде. В школе во время классного часа педагоги знакомят детей с многообразием профессий. Во время внеурочной деятельности и классных часов происходят встречи учеников и ветеранов флота, бывших капитанов. По словам директора, у них огромный видеоархив: учащиеся сами снимают и монтируют видео и записывают интервью. Это направление осуществляется в рамках музейного дела под руководством Ольги Леонидовны Киреевой.
Признаться честно, я впервые услышала об истории города Ошель и об историческом армянском надгробном камне на территории Татарстана. Порадовало, что ученики вместе с краеведами тщательно изучают историю своего края. Мне бы хотелось, чтобы в будущем учащиеся вместе с казанскими археологами во время летних каникул выезжали на раскопки, как это делают ученики самарских школ. Думаю, это был бы востребованный совместно с Институтом истории им. Ш.Марджани и институтом археологии им. А.Халикова проект. Надеюсь, что мы вскоре о нем услышим.

 

Сюмбель ТАИШЕВА

 

 

Фотографии автора

 

 

 

 


 

 

 

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

  • аватар Без имени

    0

    0

    Понравилась публикация. Автор:

    Новости

    БАШКА ЯЗМАЛАР

    Это интересно

    Аудиозаписи

    • Гильм Камай

    • Җәлилнең якын дусты

    • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

    • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


    РЕКОМЕНДУЕМ