Логотип Магариф уку
Цитата:

ЕГЭ 2022 по химии: в чем причина низких результатов?

Ежегодно после официального объявления результатов ЕГЭ по химии, как и по всем предметам, проходит «волна» обсуждений: сравнение среднего балла и 100-балльных результатов с прошлым годом, сравнение ко...

Ежегодно после официального объявления результатов ЕГЭ по химии, как и по всем предметам, проходит «волна» обсуждений: сравнение среднего балла и 100-балльных результатов с прошлым годом, сравнение количества не преодолевших минимальный порог в 36 баллов и др. Далее, в зависимости от соответствующего результата, делаются выводы, даются методические рекомендации учителям для подготовки учащихся на следующий год.
Несомненно, автором данной статьи, также при предварительном анализе, будет использована статистика: средний балл экзамена по химии этого года 61,57 (в прошлом году 62,65) в республике, но показатель выше среднего по стране; по количеству стобалльников, на третьем месте экзамен по химии, где наивысший результат продемонстрировали 24 выпускника (в прошлом году 35 выпускников). Имеется наряду цифра 229, которая показывает количество не справившихся учащихся с ЕГЭ по химии, и для таких выпускников в этом году двери профильных высших учебных заведений, к сожалению, закрыты.
Мы должны понимать, что результаты ЕГЭ выпускников определяются многими факторами. Одним из них, безусловно, является индивидуальная система работы с учащимся, планирующим сдавать ЕГЭ, начиная с VIII класса. Только системное изучение материала, предусматривающее познание закономерностей и принципов взаимодействия веществ, в совокупности с формированием умения мыслить нешаблонно при решении заданий, является главным залогом успеха в подготовке к экзамену.
При анализе результатов экзамена следует обратить внимание на такой момент, что ФК ГОС и ФГОС СОО, определяющие содержание КИМов ЕГЭ и уровень требований к уровню образовательной подготовки выпускников, предусматривают изучение химии на базовом и профильном/углубленном уровнях. Поэтому в экзаменационные варианты обязательно включены задания, которые предусматривают контроль качества усвоения материала на разных уровнях. Более того, следует признать, что изучение предмета на базовом уровне (1-2 часа в неделю) не может быть достаточным для дальнейшего обучения абитуриентов химических, химико-технологических, медицинских и других вузов естественнонаучного профиля.
Следовательно, в реальных КИМах, при сохранении определенного количества заданий, ориентированных на базовый уровень изучения курса химии, существенно большее значение приобретают задания повышенного и высокого уровней сложности. Именно они выполняют роль главных индикаторов, иллюстрирующих способность выпускника свободно ориентироваться в химическом материале и применять умения в различных комбинациях. Необходимо подчеркнуть, что только лишь «натаскивание» обучающихся на типовые формулировки заданий – это крайне неэффективный способ подготовки к экзамену.
3-4 заученных алгоритма решения типовых заданий никак не помогут участнику ЕГЭ получить балл, достаточный для поступления в вуз. Более того, даже изменение порядка слов в типовом задании нередко приводит экзаменуемых в ступор, при том что ни прочных химических знаний, ни навыков анализа условий заданий и самостоятельного построения пути решения у них не сформировано.
Можно предположить, что именно уход от шаблонности в формулировках заданий является поводом для рассуждений большинства выпускников о неоправданной сложности многих заданий. Следует понимать, что единственный путь сдачи экзамена на высокий балл – полноценное освоение системы химических знаний и развитие у обучающихся предметных и метапредметных умений.
В процессе совершенствования КИМов ЕГЭ-2022, ориентированных на ФГОС, было акцентировано внимание на реализацию системно-деятельностного подхода, а также на усиление метапредметной составляющей заданий. Так, в экзаменационный вариант 2022 года были включены задания, предусматривающие не только работу с текстом, но и работу с данными таблицы. Примером задания, информация в котором представлена в виде таблицы, являлась обновленная форма задания 5, которое было направлено на проверку умения определять принадлежность неорганических веществ к тому или иному классу (группе).
Еще одним направлением совершенствования КИМов по химии можно было считать включение заданий, акцентирующих внимание на сформированности метапредметных результатов обучения: сравнение, классификация, анализ, установление причинно-следственных связей и др. Например, в задании 21 на основе формул неорганических веществ необходимо было не только определить среду раствора, характеристикой которой является величина рН, но и на основе сравнения состава расположить вещества в соответствии с изменением ее значения. В качестве справочного материала экзаменуемым были предложены шкала рН и сведения о понятии «молярная концентрация».
Безусловно, внесенные в экзаменационный вариант 2022 года описанные изменения предполагали проведение серьезной методической работы, направленной на изложение подходов к формированию знаний и умений, востребованных при выполнении новых заданий. Особое внимание имело разъяснение изменений учителями выпускникам, выбравших экзамен по химии, разных методов работы с информацией, представленной в различной форме, в новом формате.
Можно перечислить ряд причин или возможных факторов, которые «помешали» выпускникам успешно сдать и получить желаемые баллы на экзамене по химии:
– допустимо, что это произошло из-за внесенных в этом году изменений в КИМах, усложнения и обновления некоторых заданий;
– вероятно, что выпускники этого года прошли в профильные классы без сдачи основного государственного экзамена (два года тому назад), в условиях пандемии (эпидемии коронавируса);
– может быть, что не во всех общеобразовательных организациях открыты профильные классы, выпускник не имел возможности подготовиться на достаточном уровне, так как не было создано условий для хорошей подготовки;
– наверное, имеет место не соответствие заданий, предложенных разными авторами-составителями сборников для подготовки к экзамену, с заданиями в реальных КИМах;
– по-видимому, что химию в республике изучают по разным предложенным линиям учебников (УМК О.С. Габриеляна, Н.Е. Кузнецовой, И.И. Новошинского и Н.С. Новошинской, Г.Е. Рудзитиса и др.).
Автором данной статьи определяется и такой фактор, что новые образовательные стандарты внедрялись в российских школах с 2011/2012 учебного года, и в 2022 году XI класс закончили учащиеся, обучавшиеся по новым образовательным стандартам с I класса.
В конце статьи есть необходимость обращения к учителям, которые преподают химию – науку сложную, точную и экспериментальную, требующую профессионального подхода к обучению, что многие обучающиеся не смогут самостоятельно подготовиться к экзамену, по сравнению с историей или иностранным языком. Решать задачи вместе с обучающимися нужно системно и систематически, используя основу математической логики, понимая, что химия, как точный предмет, построена на строгих логических и математических законах. Также при изучении органичес-
кой химии необходимо объяснить школьникам электронные эффекты, сопряженность, механизмы реакций, реакционноспособные центры молекул и т. д. Научить учащихся правильно провести анализ молекулы органического вещества неизвестного состава по ее химическим свойствам для определения структурной формулы, определить среду водного раствора аминокислот и др.
В таком случае, не будет претензий от наших выпускников о том, что вопросы ЕГЭ были чрезмерно сложными; что задания, по которым они готовились, сильно отличались от тех, что им дали на экзаменах. А также, мы – педагоги, подготовившие учащихся, не будем удивляться тому, что ЕГЭ по химии был «чрезмерно усложнен логическими нагромождениями», а задания были несбалансированными. Тогда все задания экзамена, намеренно сформулированные составителями так, чтобы вызвать замешательство у выпускников, будут понятны и доступны всем, поскольку они на самом деле не сложнее, чем в предварительных тестах, и результат будет желаемым.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ