Логотип Магариф уку
Цитата:

Формирование и развитие молодежного антинаркотического волонтерского движения

Вера Герасимова,кандидат психологических наук, заведующий кафедрой общей и коррекционной (специальной) психологии и педагогики ИРО РТ.

Вера Герасимова,
кандидат психологических наук, заведующий кафедрой общей и коррекционной (специальной) психологии и педагогики ИРО РТ, эксперт Экспертно-консультативного совета при антинаркотической комиссии в РТ
и Общественной палаты РТ

 

Методическое пособие «Основы волонтерской антинаркотической деятельности» (далее – методическое пособие), разработано авторским коллективом (В.В.Герасимова, А.М.Карпов, А.Г.Синеглазова, Е.А.Чеверикина), который был образован учеными и практиками из области образования, здравоохранения и молодежной политики Татарстана.
В нем обобщен опыт 10-летней работы авторов по следующим направлениям:
– научно-методологические основы;
– организационный и управленческий аспекты;
– инструментальное и методическое обеспечение молодежной волонтерской антинаркотической деятельности.

 

 

В методическом пособии в доступной форме раскрывается отличие уже признанной в мире волонтерской деятельности от волонтерства антинаркотической направленности, приводится точный контент волонтерской антинаркотической деятельности и ее структурные элементы.
Волонтерская антинаркотическая дея­тельность – это добровольная, безвозмездная компетентная работа, направленная на предупреждение зависимого от наркотических средств и психоактивных веществ поведения у молодого поколения и формирование ценности здорового образа жизни. Основным ее отличием от других направлений является комплексная подготовка личности к данной деятельности, наряду с формированием профессиональных умений и навыков. Приоритетными формами работы волонтеров молодежного антинаркотического движения являются: проведение профилактических занятий среди сверст­ников, массовых акций, соревнований, игр, разработка и реализация социальных проектов, распространение информации профилактической направленности через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных, экспертная деятельность по оценке качества услуг, разработка станционных игр, создание плакатов, брошюр, видеороликов.
В пособии приводится системный подход к организации, функционированию и развитию молодежной волонтерской антинаркотической инициативы в условиях общеобразовательных организаций посредством реализации республиканского межведомственного антинаркоти­ческого проекта «SAMoSтоятельные дети», а в условиях организаций началь­ного, среднего и высшего профессионального образования в рамках респуб­ликанского проекта «Сессия здоровья».

 

 

С 2008 года в Татарстане реализуется республиканский волонтерский антинаркотический проект «SaMoSтоятельные дети». Его цель – предупредить или задержать возраст первой пробы психоактивных веществ детьми школьного возраста. Участниками проекта являются дети в возрасте от 10 до 17 лет, занимающиеся в учреждениях дополнительного образования, в спортивных секциях, кружках по интересам и т.п.; их родители и психолого-педагогический персонал организаций, участвующих в проекте.

 

Ключевым элементом проекта является контракт, который обеспечивает волонтерам присутствие реального психологического, организационного и социального подкрепления при наличии активной жизненной позиции и реализации своих социально-значимых планов, осознание ответственности за свои поступки перед собой и сверстниками; ощущение психологической поддержки авторитетной группы, принадлежность к ней; актуализацию правового сознания.
Контракт подписывается публично. Перед его подписанием проводится тщательная подготовка к этому событию, обсуждаются преимущества участия в проекте, определяются те позиции для кандидата, которые ему важно внести в свободную строку. Осуществляется доступная формулировка задач по саморазвитию и определяется план действий по их достижению на год. Для того, чтобы контроль по его исполнению обеспечивался как самим волонтером, так и его наставником, контракт подписывается в двух экземплярах. Подписывая контракт, участник проекта берет на себя обязательства вести активный, здоровый образ жизни, при этом организуя целенаправленную работу над развитием своей личности и микросоциума.
Данный метод способствует тому, что волонтер антинаркотического движения приобретает умения: ставить ясные цели, планировать и совершать конкретные, постоянные действия, направленные на их достижение, распознавать пронаркотические технологии, успешно противостоять и противодействовать им.

 

 

Республиканский проект «Сессия здоровья» имеет своей целью сформировать профессиональную молодежную команду добровольцев, готовую решать задачи по профилактике социально-значимых заболеваний, употребления психоактивных веществ и пропаганды здорового образа жизни среди молодежи.
К участию в Проекте приглашаются как начинающие добровольцы, так и добровольцы, имеющие опыт в реализации профилактических добровольческих проектов, акций, а также молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет, желающие заниматься добровольческой деятельностью, заинтересованные в развитии добровольчества в сфере профилактики социально-значимых заболеваний, употребления психоактивных веществ и пропаганды здорового образа жизни среди молодежи на территории Республики Татарстан. Участники проекта отбираются на конкурсной основе. В рамках проекта они проходят специализированное обучение, а затем выполняют ряд конкурсных заданий. Лучшие конкурсные работы представляются на Слете активис­тов добровольческого движения, действующих в сфере пропаганды здорового образа жизни и профилактики употребления психоактивных веществ. Положение о проекте и слете волонтеров в развернутом формате приведены в пособии.
Важным элементом содержания пособия также является информация о программе социально-психологической и методической подготовки подростков и молодежи к волонтерской деятельности по первичной профилактике асоциальных явлений среди сверстников «Школа волонтеров».
Программа состоит из 2 разделов: социально-психологическая подготовка волонтеров, включающая развитие личностных качеств подростка; методическая подготовка волонтеров, повышение профессиональной компетентности волонтера в области подготовки и проведения профилактических мероприятий, правового поля.
Эта программа способствует укреп­лению будущих волонтеров в позиции здоровьесбережения, формирует навыки конструктивного общения, раскрывает их творческий потенциал и дает возможность адресно, цельно и успешно проявлять активно свою гражданскую позицию.
В 2011 году программа «Школа волонтеров» стала призером республиканского молодежного форума, имеет положительное заключение Эксперт­но-­консультативного Совета при антинар­котической комиссии в Республике Татарстан и рекомендована к использованию в профилактической антинаркотической работе.
Научной основой волонтерской антинаркотической деятельности, раскрытой в пособии является биопсихосоциальный подход к профилактике наркотизации, разработанный доктором медицинских наук, профессором Казанской государственной медицинской академии А.М.Карповым. Главным государственным санитарным врачом РФ, доктором медицинских наук Г.Г.Онищенко биопсихосоциальный подход к противодействию наркоугрозе в форме самозащиты был определен российской моделью профилактики наркотизации.
В этом подходе обозначено, что три уровня человеческих потребностей, по форме и по масштабам должны быть конгруэнтными и соразмерными и входить одна в другую, как матрешки. Материальные потребности по масштабам и по месту входят в социальные потребности, а те, в свою очередь – в духовные. Данный «ма­трешечный принцип» определяет духовные потребности основным, наружным, самым масштабным контуром в иерархическом и смысловом структурировании потребностей, который определяет форму и масштаб и ориентацию личности в целом.

 

 

АНТИНАРКОТИК2В контексте этого подхода в работе с волонтерами используется контрактный метод профилактики. Все его аспекты подробно раскрываются в содержании методического пособия. Важно отдельно отметить, что использование контрактного метода позволяет формировать и развивать у подростков и молодежи психическую субъектность. Развивая субъектность, как личностное качество волонтера молодежного антинаркотического движения, формируется здоровая личность, готовая к продуктивной деятельности и способная успешно противостоять наркоагрессии с выработанными копинг-стратегиями. Использование данного метода обеспечивает волонтерам присутствие реального психологического, организационного
и социального подкрепления при наличии активной жизненной позиции и реализации своих социально-значимых планов, осознание ответственности за свои поступки перед собой и сверстниками; ощущение психологической поддержки авторитетной группы, принадлежность к ней; актуализацию правового сознания.
Инструменты, представленные в методическом пособии, позволяют расширить у волонтеров пространство осознанного проживания, интегрировать разорванные характеристики идеологических, социальных, психологических, поведенческих, экологических, медицинских, составляющих образа жизни общества и отдельных граждан и дает обоснование для смены стратегии противодействия отдельным веществам на добровольный отказ от всех вариантов опьянения, от борьбы «с чем-то и кем-то» на борьбу за восстановление сознания и сохранение его от всех вариантов искажения.
Анализируя содержание методического пособия, читателю становится ясно, что участвуя в добровольческой антинаркотической деятельности, соб­людая ее уставные требования, уча­щиеся и студенты получают возможность приобрести опыт самоорганизации своей жизнедеятельности, структурирования своего свободного времени. Они реализуют свое право выбора прио­ри­­тетов созидающего характера, ощущают свою сопричастность к решению серьезной государственной задачи. При этом происходит активный личностный рост добровольца. Обогащается его поведенческий опыт, повышается само­оценка и удовлетворяется потребность в самоутверждении и признании соци­умом. Формируется устойчивая активная гражданская позиция.
Волонтерская антинаркотическая деятельность для молодого поколения является надежной опорой в здоровом и успешном личностно-профессиональном становлении. Она помогает определиться молодому человеку с выбором жизненного пути. Для органов государственной власти является существенным ресурсом эффективной профилактической работы.
В методическом пособии приводится развернутый и профессиональный ответ на актуальный запрос современности: каким образом можно сформировать
у подростков и молодежи действенную защиту от наркоагрессии и других форм саморазрушающего поведения.
Материалы методического пособия были представлены на Всероссийских съездах молодежного волонтерского антинаркотического движения (Анапа, Уфа, Иркутск). Оно имеет акт внедрения Дальневосточного института повышения квалификации ФСКН России, в котором указывается, что материалы методического пособия используются в преподавании дисциплин «Организация системы профилактики наркомании и наркопреступности» и «Организация антинаркотической профилактики» при обучении слушателей по программам повышения квалификации:
– сотрудников и начальников подразделений межведомственного взаимодействия в сфере профилактики территориальных органов наркоконтроля;
– представителей (секретарей) аппаратов региональных и муниципальных антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации;
– учителей и преподавателей, осуще­ствляющих учебно-воспитательную работу в сфере профилактики наркомании.
Руководством Дальневосточного института повышения квалификации ФСКН России было отмечено, что внедрение этого методического пособия способствует совершенствованию профессиональных знаний слушателей их программ.
В 2015 году пособие было удостое­но первого места во Всероссийском конкурсе «Право на жизнь!» (г.Киров).
Методическое пособие «Основы волонтерской антинаркотической деятельности» можно скачать с сайта УФСКН РФ по РТ: http://ufskn.tatarstan.ru/, раздел «Профилактика», рубрика «Методические материалы», подрубрика «Методические материалы» (брошюры, технологии, рекомендации).

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ