Ильсур Хадиуллин отвечает на вопросы читателей «Мәгариф»
1. Какие изменения ожидаются в образовательной системе в 2022 году? Ожидаются ли радикальные изменения в ФГОС?– Сразу хочу немного скорректировать Ваш вопрос. Приказами Минпросвеще...
1. Какие изменения ожидаются в образовательной системе в 2022 году? Ожидаются ли радикальные изменения в ФГОС?
– Сразу хочу немного скорректировать Ваш вопрос. Приказами Минпросвещения от 31.05.2021
№ 286 и № 287 утверждены федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования, как принято говорить, ФГОС-2021. Данные образовательные стандарты вступают в силу с 1 сентября 2022 года, хотя за общеобразовательными организациями сохраняется право обучения несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу ФГОС-2021, с согласия их родителей (законных представителей). В текущем учебном году у нас нет школ, перешедших на реализацию ФГОС-2021 года, при этом, как и в большинстве субъектов, в каждом муниципальном образовании республики определена «пилотная» школа для апробации рабочих программ по отдельным предметам, разработанных с учетом новых требований. Именно они, а точнее полученные ими в результате апробации знания и опыт, станут «точкой опоры» для поступательной разработки и реализации образовательных программ с учетом требований ФГОС-2021 года. Многие убеждены, что ФГОС-2021 года мало чем отличаются от ныне действующих. Это не так.
Рассмотрим отдельные позиции.
Реализация принципа вариативности во многом будет способствовать тому, что новые стандарты НОО и ООО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Это значит, педагоги получат возможность реализовывать дифференцированный подход.
Для справки. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.
Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов.
Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».
При этом уточняется, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.
При сохранении системно-деятельностного подхода систематизированы требования к личностным и метапредметным образовательным результатам.
– рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
– программу формирования УУД;
– рабочую программу воспитания.
Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Отдельное внимание необходимо уделить рабочей программе воспитания. Она должна быть построена на основе анализа воспитательного процесса в организации, а не просто учитывать описание особенностей, предусматривать виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики организации, интересов субъекта воспитания, тематики учебных модулей, содержать систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся. Её учитывать должны все учителя-предметники при разработке рабочих программ по предметам.
При реализации образовательных программ организация вправе применять:
Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении, должны предусматривать возможность приема и передачи информации в доступных для них формах.
Определено общее количество часов, а именно:
– по образовательной программе НОО – общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3190 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями (ранее не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов);
– по образовательной программе ООО – общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов в соответствии с требования-
ми к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями (ранее не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов соответственно).
– Обеспечение регионов УМК по татарскому языку будет организовано в установленном порядке в рамках государственных программ «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2022 годы» и «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014-2024 годы)» с учётом мониторинговых данных, представленных субъектами.
– Президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым принято решение от 28.08.2021 №41917-МР о повышении с 1 января 2022 года заработной платы работникам бюджетной сферы Республики Татарстан.
В настоящее время Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.10.2021 №1030 внесены соответствующие изменения в постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, регулирующие оплату труда работников государственных образовательных организаций, учреждений культуры, здравоохранения, социального обслуживания, молодежной политики, спорта в части повышения заработной платы работникам бюджетной сферы Республики Татарстан с 1 января 2022 года.
Заработная плата работнику устанавливается согласно трудовому договору в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, который формируется по отраслевому принципу и состоит из должностных окладов, стимулирующих выплат и компенсационных выплат.
Все работники образовательных организаций на территории нашей республики получают заработную плату по одинаковой методике. Уровень заработной платы может отличаться на размер стимулирующих выплат, стажа, специфики работы, качества труда, почётных званий, квалификации.
– В психологической службе в системе образования Республики Татарстан функционируют: психолого-педагогический и медикосоциальный центр республиканского значения – Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток» (далее – Центр «Росток»); три муниципальных психолого-педагогических и медико-социальных центра (Елабуга, Нижнекамск, Набережные Челны) и 23 муниципальных психолого-педагогических служб.
В соответствии с приказом Министерства от 10.11.2021 № под-1438/21 «О создании антикризисного отделения» 01.12.2021 в Центре «Росток» открыто антикризисное отделение.
С каждым годом количество педагогов-психологов увеличивается. В 2021 году в республике работают: 605 педагогов-психологов (для сравнения: в 2020 году –
598, 2019 – 574) – общеобразовательные организации; 88 педагогов-психологов (для сравнения в
2020 году – 75, 2019 – 77) –
ППМС центры и службы.
Вопросы диагностики, профилактики и коррекции деструктивного поведения несовершеннолетних актуализируются на семинарах для педагогов-психологов. В соответствии с планом работы Центр «Росток» проводит ежемесячные практико-ориентированные семинары для педагогов-психологов муниципальных психолого-педагогических и медико-социальных центров и служб (далее – ППМС центры и службы).
Педагогами-психологами образовательных организаций Республики Татарстан проводятся тренинговые занятия с подростками, направленные на формирование позитивных установок, жизненных ориентиров, здорового образа жизни с использованием профилактических тренинговых программ «Все, что тебя касается», «Ладья», «Навыки жизни», «Корабль».
Справочно:
«Корабль» – программа профилактики отклоняющегося поведения для детей младшего школьного возраста;
«Все, что тебя касается» –
комплексная программа, направленная на продвижение здорового образа жизни в молодежной среде, включает в себя различные аспекты здорового образа жизни – физическое, психическое, нравственное, репродуктивное здоровье подростков.
Организуются родительские всеобучи по темам: «Кризис подросткового возраста», «Жизнь без насилия», «Деструктивное поведение: причины и последствия».
Муниципальными ППМС центрами и службами ведется работа по оказанию психолого-педагогической помощи детям и подросткам, их родителям и педагогам. За 1 полугодие 2021 года этими службами и центрами проведены 253 семинаров, лекций, бесед с охватом 4829 обучающихся.
Также специалистами психолого-педагогической службы организуется информационно-методическая помощь педагогам-психологам, заместителям директоров по воспитательной работе, классным руководителям образовательных организаций по профилактике деструктивного и асоциального поведения среди несовершеннолетних.
Ежемесячно специалистами Государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток» проводятся практико-ориентированные семинары для педагогов-психологов ППМС центров и служб Республики Татарстан на такие темы, как «Сопровождение личностно-профессионального развития молодого педагога-психолога», «Профилактика всех рискованных форм поведения», «Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия», «Особенности коррекцион-
но-развивающей работы с детьми дошкольного возраста». Для специа-
листов Муниципальных психолого-педагогических центров и служб Республики Татарстан был проведён обучающий семинар по третичной профилактике суицидального поведения.
– В школах и профессиональных образовательных организациях республики обучается более 500 тысяч несовершеннолетних. На учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит более двух тысяч человек.
В «группе риска» сегодня более шести тысяч обучающихся. Ранняя постановка на внутренний учёт – это первое звено в профилактической работе, шаг к снижению негативных проявлений. В этой связи пересмотрены подходы к формированию социального паспорта школы и внутришкольного учёта с акцентом на адресную профилактическую работу.
Основными мероприятиями, направленными на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися и проводимыми по линии образования, являются:
– социально-психологическое тестирование;
– профилактические медицинские наркологические осмотры;
– реализация мероприятий подпрограммы «Профилактика наркомании среди населения Республики Татарстан на 2014-2025 годы» государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014-2025 годы».
В рамках исполнения подпрограммы «Профилактика наркомании среди населения Республики Татарстан на 2014-2025 годы» в общеобразовательных организациях республики продолжена реализация федеральных и республиканских образовательных программ, направленных на профилактику наркотизации учащихся («Все цвета, кроме чёрного», «Здоровье», «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе», «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы»).
В системе образования реализуется ряд проектов, направленных на снижение поведенческих рисков, пропаганду здорового образа жизни, в том числе в рамках республиканского антинаркотического проекта «Самостоятельные дети», развивается детское волонтерское движение по пропаганде здорового образа жизни; проводятся массовые спортивные мероприятия. Для родителей разработана и реализуется программа антинаркотического всеобуча «Путь к успеху».
В рамках проекта «Наука о здоровье» используются нестандартные и инновационные подходы при проведении информационно-разъяснительных мероприятий о медицинских последствиях для организма человека употребления табака, алкоголя и наркотиков.
С 2009 года Министерством образования и науки Республики Татарстан на базе 808 общеобразовательных организаций с охватом 8 613 обучающихся во всех районах республики реализуется проект «Самостоятельные дети», участниками объединения являются школьники в возрасте от 10 до 17 лет. Его цель направлена на предупреждение первой пробы психоактивных веществ детьми школьного возраста.
В рамках проекта проведены акции «Сообщи, где торгуют смертью!», «Будь готов! Скажи, нет!», «Россия без табака», «Легалка не пройдет», «Будь здоровым! Танцуй!».
На основании письма Министерства от 06.03.2021 № 2418/21 в образовательных организациях муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан прошли разно-
образные мероприятия, направленные на разъяснение о вреде немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, об ответственности за их незаконный оборот.
Одним из критериев оценки деятельности школ, претендующих на присвое-
ние квалификационных характеристик «Школа, содействующая здоровью «золотого и серебряного уровней», является включение в образовательную деятельность учебных модулей и программ, ориентированных на формирование индивидуальной культуры здоровья, безопасного образа жизни, профилактику поведенческих рисков, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся, реализация здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий.
Социально-психологическое тестирование (далее - СПТ) обучающихся в 2021/2022 учебном году проводилось с помощью Единой методики социально-психологического тестирования, разработанной в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета. Правообладателем методики является Министерство просвещения Российской Федерации.
Организация и проведение СПТ проводится Министерством совместно с государственным автономным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток»
(далее – Центр «Росток») на платформе УВО «Университет управления «ТИСБИ».
В 2021/2022 учебном году Министерством подготовлен приказ от 22.09.2021 г. №под-1218/21 «О порядке проведения социально-психологического тестирования и мониторинга психологической безопасности образовательной среды среди обучающихся общеобразовательных организаций Республики Татарстан, обучающихся профессиональных образовательных организаций и студентов образовательных организаций высшего образования в 2021/2022 учебном году». Анализ и обработку результатов СПТ проводит Центр «Росток».
В рамках пункта 3.3.4 подпрограммы «Профилактика наркомании среди населения Республики Татарстан на 2014-2025 годы» на эти цели ежегодно Центру «Росток» выделяется 100 тыс. рублей.
В 2021/2022 учебном году СПТ проводилось с 15.09.2021 по 15.10.2021:
– среди обучающихся общеобразовательных организаций Республики Татарстан с 7 по 11 классы (достигших возраста 13 лет);
– среди обучающихся профессиональных образовательных организаций
с 1 по 4 курс;
– среди несовершеннолетних студентов образовательных организаций высшего образования –
1 курс.
Результаты СПТ были переданы с пометкой «для служебного пользования» руководителям ППМС-центров (служб), методистам-психологам при органах управления образованием, заместителям по воспитательной работе/начальникам отделов муниципальных органов управления образованием под личную ответственность для организации индивидуальной профилактической работы.
Министерством направлены письма о результатах СПТ 2021/2022 учебного года в адрес антинаркотической комиссии Республики Татарстан, в Министерство здравоохранения Республики Татарстан. Также общие данные направляются в Министерство просвещения Российской Федерации.
Составлены поименные списки обучающихся для профилактических медицинских осмотров. Обучающиеся образовательных организаций ежегодно направляются на профилактические медицинские осмотры.
С января 2022 года запланирована организация системной работы с обучающимися по профилактике раннего вовлечения в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ.
Профилактические медицинские осмотры на предмет выявления немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся и граждан призывного возраста, подлежащих отправке в войска, проводит ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Республики Татарстан, которое предоставляет результаты осмотров в Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Во всех психолого-педагогических и медико-социальных службах и центрах с несовершеннолетними и их родителями ведется работа по следующим программам:
В данном направлении работает ГАОУ для детей, нуждающихся в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи «ЦППРК «Росток» Министерства образования и науки Республики Татарстан. Он призван решать задачи по коррекции, реабилитации, восстановлению утраченных несовершеннолетними связей, отношений и функций, а также их личностному формированию с учетом возрастных и психосоциальных особенностей развития.
– Согласно постановлению Правительства Российской Федерации №1006 от 02.08.2019, для охраны объектов образования, в которых учится более ста человек, необходимым требованием является наличие физической охраны силами сотрудников частных охранных организаций, которых образовательное учреждение привлекает на платной договорной основе. При этом, частная компания, предоставляющая охранников, должна получить в Росгвардии лицензию на свою деятельность, а ее специалисты пройти обучение в специальных школах и получить удостоверение охранника.
В 2021 году распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.08.2021 № 1581-р 280 объектам образования
1 и 2 категории опасности выделено финансирование на физическую охрану частными охранными организациями, имеющими соответствующую лицензию, на общую сумму 113 444,0 тыс. руб.
На 2022 год Постановлением Кабинета Министров РТ №1114 от 24.11.2021 определен норматив стоимости услуг физической охраны для 2067 объектов образования 1,2,3 категорий опасности. В настоящее время ведется работа по проведению конкурентных процедур и заключению договоров на услуги охраны муниципальных и государственных учреждений.
Для проведения мероприятий по усилению антитеррористической защищенности объектов образования Республики Татарстан требуются значительные материальные вложения, которые сложно выделить одновременно, в связи с чем принимается комплекс мер по поэтапному обеспечению образовательных организаций техническими средствами безопасности, куда входит обеспечение видеонаблюдением, освещением, ограждением, оборудованием основных входов в здание контрольно-пропускными пунктами,
противотаранными устройствами.
Благодарим Советника Министра образования и науки Республики Татарстан Алсу Мухаметову за помощь в подготовке материалов.
– Сразу хочу немного скорректировать Ваш вопрос. Приказами Минпросвещения от 31.05.2021
№ 286 и № 287 утверждены федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования, как принято говорить, ФГОС-2021. Данные образовательные стандарты вступают в силу с 1 сентября 2022 года, хотя за общеобразовательными организациями сохраняется право обучения несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу ФГОС-2021, с согласия их родителей (законных представителей). В текущем учебном году у нас нет школ, перешедших на реализацию ФГОС-2021 года, при этом, как и в большинстве субъектов, в каждом муниципальном образовании республики определена «пилотная» школа для апробации рабочих программ по отдельным предметам, разработанных с учетом новых требований. Именно они, а точнее полученные ими в результате апробации знания и опыт, станут «точкой опоры» для поступательной разработки и реализации образовательных программ с учетом требований ФГОС-2021 года. Многие убеждены, что ФГОС-2021 года мало чем отличаются от ныне действующих. Это не так.
Рассмотрим отдельные позиции.
- ФГОС-2021 года требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Вариативность закрепляет за школой право выбора порядка формирования программы с учетом способностей и интересов обучающихся, не забывая о достижении результатов.
Реализация принципа вариативности во многом будет способствовать тому, что новые стандарты НОО и ООО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Это значит, педагоги получат возможность реализовывать дифференцированный подход.
Для справки. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.
Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов.
Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
- Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области.
На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».
При этом уточняется, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.
При сохранении системно-деятельностного подхода систематизированы требования к личностным и метапредметным образовательным результатам.
- Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. Согласно ФГОС-2021, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:
– рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
– программу формирования УУД;
– рабочую программу воспитания.
Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Отдельное внимание необходимо уделить рабочей программе воспитания. Она должна быть построена на основе анализа воспитательного процесса в организации, а не просто учитывать описание особенностей, предусматривать виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики организации, интересов субъекта воспитания, тематики учебных модулей, содержать систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся. Её учитывать должны все учителя-предметники при разработке рабочих программ по предметам.
- Определено понятие учебного предмета «Государственный язык республики Российской Федерации», конкретизированы предметные результаты по отдельным предметам. При освоении образовательной программы основного общего образования предмет «Математика» выступает единым курсом. Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого образовательной организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в образовательной организации необходимых условий.
При реализации образовательных программ организация вправе применять:
- различные образовательные технологии, в том числе, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии;
- модульный принцип представления содержания указанной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий.
Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении, должны предусматривать возможность приема и передачи информации в доступных для них формах.
Определено общее количество часов, а именно:
– по образовательной программе НОО – общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3190 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями (ранее не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов);
– по образовательной программе ООО – общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов в соответствии с требования-
ми к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями (ранее не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов соответственно).
- ФГОС-2021 года скорректированы требования к материально-техническому оснащению образовательного процесса, психолого-педагогическим и кадровым условиям реализации образовательных программ.
- Как планируется обеспечить школы Татарстана и регионы учебниками на татарском языке?
– Обеспечение регионов УМК по татарскому языку будет организовано в установленном порядке в рамках государственных программ «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2022 годы» и «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014-2024 годы)» с учётом мониторинговых данных, представленных субъектами.
- К сожалению, уровень зарплаты педагогов не поспевает за темпами инфляции. Ежегодная инфляция по данным Центробанка РФ составляет 8%. Планируется ли пересмотреть зарплату педагогов и воспитателей в 2022 году?
– Президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым принято решение от 28.08.2021 №41917-МР о повышении с 1 января 2022 года заработной платы работникам бюджетной сферы Республики Татарстан.
В настоящее время Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.10.2021 №1030 внесены соответствующие изменения в постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, регулирующие оплату труда работников государственных образовательных организаций, учреждений культуры, здравоохранения, социального обслуживания, молодежной политики, спорта в части повышения заработной платы работникам бюджетной сферы Республики Татарстан с 1 января 2022 года.
Заработная плата работнику устанавливается согласно трудовому договору в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, который формируется по отраслевому принципу и состоит из должностных окладов, стимулирующих выплат и компенсационных выплат.
Все работники образовательных организаций на территории нашей республики получают заработную плату по одинаковой методике. Уровень заработной платы может отличаться на размер стимулирующих выплат, стажа, специфики работы, качества труда, почётных званий, квалификации.
- Трагедия в казанской 175-й гимназии подталкивает на мысль о необходимости изменений в психологической службе в учебных учреждениях, в том числе и в вузах. Планируется ли усилить состав психологов?
– В психологической службе в системе образования Республики Татарстан функционируют: психолого-педагогический и медикосоциальный центр республиканского значения – Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток» (далее – Центр «Росток»); три муниципальных психолого-педагогических и медико-социальных центра (Елабуга, Нижнекамск, Набережные Челны) и 23 муниципальных психолого-педагогических служб.
В соответствии с приказом Министерства от 10.11.2021 № под-1438/21 «О создании антикризисного отделения» 01.12.2021 в Центре «Росток» открыто антикризисное отделение.
С каждым годом количество педагогов-психологов увеличивается. В 2021 году в республике работают: 605 педагогов-психологов (для сравнения: в 2020 году –
598, 2019 – 574) – общеобразовательные организации; 88 педагогов-психологов (для сравнения в
2020 году – 75, 2019 – 77) –
ППМС центры и службы.
Вопросы диагностики, профилактики и коррекции деструктивного поведения несовершеннолетних актуализируются на семинарах для педагогов-психологов. В соответствии с планом работы Центр «Росток» проводит ежемесячные практико-ориентированные семинары для педагогов-психологов муниципальных психолого-педагогических и медико-социальных центров и служб (далее – ППМС центры и службы).
Педагогами-психологами образовательных организаций Республики Татарстан проводятся тренинговые занятия с подростками, направленные на формирование позитивных установок, жизненных ориентиров, здорового образа жизни с использованием профилактических тренинговых программ «Все, что тебя касается», «Ладья», «Навыки жизни», «Корабль».
Справочно:
«Корабль» – программа профилактики отклоняющегося поведения для детей младшего школьного возраста;
«Все, что тебя касается» –
комплексная программа, направленная на продвижение здорового образа жизни в молодежной среде, включает в себя различные аспекты здорового образа жизни – физическое, психическое, нравственное, репродуктивное здоровье подростков.
Организуются родительские всеобучи по темам: «Кризис подросткового возраста», «Жизнь без насилия», «Деструктивное поведение: причины и последствия».
Муниципальными ППМС центрами и службами ведется работа по оказанию психолого-педагогической помощи детям и подросткам, их родителям и педагогам. За 1 полугодие 2021 года этими службами и центрами проведены 253 семинаров, лекций, бесед с охватом 4829 обучающихся.
Также специалистами психолого-педагогической службы организуется информационно-методическая помощь педагогам-психологам, заместителям директоров по воспитательной работе, классным руководителям образовательных организаций по профилактике деструктивного и асоциального поведения среди несовершеннолетних.
Ежемесячно специалистами Государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток» проводятся практико-ориентированные семинары для педагогов-психологов ППМС центров и служб Республики Татарстан на такие темы, как «Сопровождение личностно-профессионального развития молодого педагога-психолога», «Профилактика всех рискованных форм поведения», «Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия», «Особенности коррекцион-
но-развивающей работы с детьми дошкольного возраста». Для специа-
листов Муниципальных психолого-педагогических центров и служб Республики Татарстан был проведён обучающий семинар по третичной профилактике суицидального поведения.
- Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова заявила, что одной из острых проблем общества является наркомания и игромания. Учителя на своих уроках сталкиваются с тем, что дети постоянно сидят в гаджетах. Планируется ли совместно с депутатами Госсовета рассмотреть этот вопрос и направить свои рекомендации в Государственную Думу?
– В школах и профессиональных образовательных организациях республики обучается более 500 тысяч несовершеннолетних. На учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит более двух тысяч человек.
В «группе риска» сегодня более шести тысяч обучающихся. Ранняя постановка на внутренний учёт – это первое звено в профилактической работе, шаг к снижению негативных проявлений. В этой связи пересмотрены подходы к формированию социального паспорта школы и внутришкольного учёта с акцентом на адресную профилактическую работу.
Основными мероприятиями, направленными на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися и проводимыми по линии образования, являются:
– социально-психологическое тестирование;
– профилактические медицинские наркологические осмотры;
– реализация мероприятий подпрограммы «Профилактика наркомании среди населения Республики Татарстан на 2014-2025 годы» государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014-2025 годы».
В рамках исполнения подпрограммы «Профилактика наркомании среди населения Республики Татарстан на 2014-2025 годы» в общеобразовательных организациях республики продолжена реализация федеральных и республиканских образовательных программ, направленных на профилактику наркотизации учащихся («Все цвета, кроме чёрного», «Здоровье», «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе», «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы»).
В системе образования реализуется ряд проектов, направленных на снижение поведенческих рисков, пропаганду здорового образа жизни, в том числе в рамках республиканского антинаркотического проекта «Самостоятельные дети», развивается детское волонтерское движение по пропаганде здорового образа жизни; проводятся массовые спортивные мероприятия. Для родителей разработана и реализуется программа антинаркотического всеобуча «Путь к успеху».
В рамках проекта «Наука о здоровье» используются нестандартные и инновационные подходы при проведении информационно-разъяснительных мероприятий о медицинских последствиях для организма человека употребления табака, алкоголя и наркотиков.
С 2009 года Министерством образования и науки Республики Татарстан на базе 808 общеобразовательных организаций с охватом 8 613 обучающихся во всех районах республики реализуется проект «Самостоятельные дети», участниками объединения являются школьники в возрасте от 10 до 17 лет. Его цель направлена на предупреждение первой пробы психоактивных веществ детьми школьного возраста.
В рамках проекта проведены акции «Сообщи, где торгуют смертью!», «Будь готов! Скажи, нет!», «Россия без табака», «Легалка не пройдет», «Будь здоровым! Танцуй!».
На основании письма Министерства от 06.03.2021 № 2418/21 в образовательных организациях муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан прошли разно-
образные мероприятия, направленные на разъяснение о вреде немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, об ответственности за их незаконный оборот.
Одним из критериев оценки деятельности школ, претендующих на присвое-
ние квалификационных характеристик «Школа, содействующая здоровью «золотого и серебряного уровней», является включение в образовательную деятельность учебных модулей и программ, ориентированных на формирование индивидуальной культуры здоровья, безопасного образа жизни, профилактику поведенческих рисков, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся, реализация здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий.
Социально-психологическое тестирование (далее - СПТ) обучающихся в 2021/2022 учебном году проводилось с помощью Единой методики социально-психологического тестирования, разработанной в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета. Правообладателем методики является Министерство просвещения Российской Федерации.
Организация и проведение СПТ проводится Министерством совместно с государственным автономным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток»
(далее – Центр «Росток») на платформе УВО «Университет управления «ТИСБИ».
В 2021/2022 учебном году Министерством подготовлен приказ от 22.09.2021 г. №под-1218/21 «О порядке проведения социально-психологического тестирования и мониторинга психологической безопасности образовательной среды среди обучающихся общеобразовательных организаций Республики Татарстан, обучающихся профессиональных образовательных организаций и студентов образовательных организаций высшего образования в 2021/2022 учебном году». Анализ и обработку результатов СПТ проводит Центр «Росток».
В рамках пункта 3.3.4 подпрограммы «Профилактика наркомании среди населения Республики Татарстан на 2014-2025 годы» на эти цели ежегодно Центру «Росток» выделяется 100 тыс. рублей.
В 2021/2022 учебном году СПТ проводилось с 15.09.2021 по 15.10.2021:
– среди обучающихся общеобразовательных организаций Республики Татарстан с 7 по 11 классы (достигших возраста 13 лет);
– среди обучающихся профессиональных образовательных организаций
с 1 по 4 курс;
– среди несовершеннолетних студентов образовательных организаций высшего образования –
1 курс.
Результаты СПТ были переданы с пометкой «для служебного пользования» руководителям ППМС-центров (служб), методистам-психологам при органах управления образованием, заместителям по воспитательной работе/начальникам отделов муниципальных органов управления образованием под личную ответственность для организации индивидуальной профилактической работы.
Министерством направлены письма о результатах СПТ 2021/2022 учебного года в адрес антинаркотической комиссии Республики Татарстан, в Министерство здравоохранения Республики Татарстан. Также общие данные направляются в Министерство просвещения Российской Федерации.
Составлены поименные списки обучающихся для профилактических медицинских осмотров. Обучающиеся образовательных организаций ежегодно направляются на профилактические медицинские осмотры.
С января 2022 года запланирована организация системной работы с обучающимися по профилактике раннего вовлечения в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ.
Профилактические медицинские осмотры на предмет выявления немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся и граждан призывного возраста, подлежащих отправке в войска, проводит ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» Министерства здравоохранения Республики Татарстан, которое предоставляет результаты осмотров в Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Во всех психолого-педагогических и медико-социальных службах и центрах с несовершеннолетними и их родителями ведется работа по следующим программам:
- «Корабль» – программа профилактики отклоняющегося поведения и употребления психоактивных веществ для детей младшего школьного возраста;
- «Все, что тебя касается» – комплексная программа, направленная на продвижение здорового образа жизни в молодежной среде, включает в себя различные аспекты здорового образа жизни – физическое, психическое, нравственное, репродуктивное здоровье подростков.
В данном направлении работает ГАОУ для детей, нуждающихся в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи «ЦППРК «Росток» Министерства образования и науки Республики Татарстан. Он призван решать задачи по коррекции, реабилитации, восстановлению утраченных несовершеннолетними связей, отношений и функций, а также их личностному формированию с учетом возрастных и психосоциальных особенностей развития.
- Как будет осуществляться охрана школ с 2022 года. Будут ли установлены входные группы?
– Согласно постановлению Правительства Российской Федерации №1006 от 02.08.2019, для охраны объектов образования, в которых учится более ста человек, необходимым требованием является наличие физической охраны силами сотрудников частных охранных организаций, которых образовательное учреждение привлекает на платной договорной основе. При этом, частная компания, предоставляющая охранников, должна получить в Росгвардии лицензию на свою деятельность, а ее специалисты пройти обучение в специальных школах и получить удостоверение охранника.
В 2021 году распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.08.2021 № 1581-р 280 объектам образования
1 и 2 категории опасности выделено финансирование на физическую охрану частными охранными организациями, имеющими соответствующую лицензию, на общую сумму 113 444,0 тыс. руб.
На 2022 год Постановлением Кабинета Министров РТ №1114 от 24.11.2021 определен норматив стоимости услуг физической охраны для 2067 объектов образования 1,2,3 категорий опасности. В настоящее время ведется работа по проведению конкурентных процедур и заключению договоров на услуги охраны муниципальных и государственных учреждений.
Для проведения мероприятий по усилению антитеррористической защищенности объектов образования Республики Татарстан требуются значительные материальные вложения, которые сложно выделить одновременно, в связи с чем принимается комплекс мер по поэтапному обеспечению образовательных организаций техническими средствами безопасности, куда входит обеспечение видеонаблюдением, освещением, ограждением, оборудованием основных входов в здание контрольно-пропускными пунктами,
противотаранными устройствами.
Благодарим Советника Министра образования и науки Республики Татарстан Алсу Мухаметову за помощь в подготовке материалов.
Комментарийлар