Культурное пространство и повседневная жизнь в 1950-60 годах
В теме урока говорится об обновленческом направлении в литературе. Рассказывается о начале «оттепели» и изменении отношения властей к деятелям культуры. Урок описывает изменения в системе образования,...
В теме урока говорится об обновленческом направлении в литературе. Рассказывается о начале «оттепели» и изменении отношения властей к деятелям культуры. Урок описывает изменения в системе образования, они были вызваны развитием науки и техники, переменами в социально-гуманитарной сфере. Рассматриваются действия властей в ходе новой антирелигиозной кампании.
Результат
В ходе урока вы узнаете о развитии литературы и искусства, образовании в СССР, отношении власти к церкви, советском спорте и изменениях в повседневной жизни советских людей.
Обратите внимание
«Оттепель» получила много критических отзывов, однако все признали её роль в пробуждении советского общества. В то же время стоит помнить, что происходившие в культуре перемены были именно лёгкой «оттепелью», а не полноценной весной.
План урока
Разбираем вместе. Учебник (Горинов М.М., Данилов А.А., под ред. А.В.Торкунова. История России. 10 класс. Часть 2, с. 128 – 135).
п. 1. Условия развития литературы и искусства (с. 128 – 129).
– По словам советского писателя И.Эренбурга, первое послевоенное десятилетие называлось «оттепелью». Почему не «весна»?
– По каким причинам А.Твардовский был отстранен от руководства журналом «Новый мир»?
– О чем писал глава Союза писателей А.А.Фадеев перед самоубийством и другие писатели (В.Д.Дудинцев,
Д.А. Гранин, Е.Я.Дорош)?
– Какой жанр литературы становится любимым для читателей?
п. 2. Власть и интеллигенция (с. 130 –
131).
– Почему попытки власти воздействовать на интеллигенцию не находили поддержки со стороны последних?
– Какие факты говорят об ослаблении идеологического давления на культуру?
– Какие события получили название «Дело Пастернака»?
– На что обращал внимание Н. Хрущев в своих выступлениях, обращаясь к писателям?
– Какие произведения получили всенародное признание?
п. 3. Развитие образования (с. 131).
– Какие задачи ставились перед системой образования?
– Как решалась эта проблема?
п. 4. Власть и церковь (с. 132).
– Каким мерам сводилась «реформа церкви»?
п. 5. Зарождение новых форм общественной жизни (с. 132).
– Что значит «самиздат» и «тамиздат»?
– Чем занимались члены кружка Краснопевцева на историческом факультете МГУ?
– Какая передача телевидения позволяла себе иронию и критику советской действительности, за что она шла не в прямом эфире, а в записи (после прохождения цензуры)?
– Кого называли «шестидесятниками»?
п. 6. Советский спорт (с.133 – 134).
– Благодаря чему или кому развивался массовый спорт и наблюдалась небывалая популяризация спорта?
п. 7. Особенности повседневной жизни (с. 134 – 135).
– Какие негативные явления порождал дефицит товаров первой необходимости и продовольствия?
– Какие факты свидетельствуют о повышении благосостояния населения?
Закрепи: просмотреть видеоролик в своем личном кабинете «Видеоуроки.нет».
Сделай сам
Деятели культуры
а) А.И. Солженицын;
б) Б.Л. Пастернак;
в) М.К. Калатозов;
г) Э.А. Рязанов.
Произведения
1) кинофильм «Служебный роман»;
2) роман «Дети Арбата»;
3) роман «Архипелаг ГУЛАГ»;
4) кинофильм «Летят журавли»;
5) роман «Доктор Живаго»;
6) кинофильм «Война и мир».
Период «оттепели» характеризуется освобождением духовной сферы жизни общества от давления со стороны властей.
а) вместо семилеток ввели обязательные восьмилетние политехнические школы;
б) в школах делался упор на гуманитарные науки;
в) для тех, кто хотел поступить в вуз, вводился обязательный трудовой стаж;
г) в старших классах школ вводилась производственная практика;
д) подготовка специалистов для предприятий была очень высокой.
Запомни. Важно!
Основные понятия и термины: «Оттепель». «Самиздат» и «тамиздат». Поколение «шестидесятников». Движение КВН.
Основные даты, периоды
1957 г. – Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве
Персоналии Д.Д. Шостакович,
Л.П. Берия, А.А. Ахматова, С.С. Прокофьев, А.А. Фадеев.
М.А. Шолохов, И.Г. Эренбург, А.Т. Твар-
довский, Н.С. Хрущёв, Ю.В. Бондарев, А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко,
Э.И. Неизвестный, Б.Л. Пастернак,
А.И. Солженицын, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, А.И. Хачатурян. М.С. Хуциев. Л.И. Яшин.
Вывод. «Оттепель» в духовной жизни, несмотря на все противоречия, готовила почву для демократизации советского общества в последующие годы. В 1953 – 1964 годы произошел заметный рост благосостояния советских людей.
Домашнее задание. Используя дополнительные источники, составьте презентацию «Успехи советского спорта в 1950-е – первой половине
1960-х гг.».
Результат
В ходе урока вы узнаете о развитии литературы и искусства, образовании в СССР, отношении власти к церкви, советском спорте и изменениях в повседневной жизни советских людей.
Обратите внимание
«Оттепель» получила много критических отзывов, однако все признали её роль в пробуждении советского общества. В то же время стоит помнить, что происходившие в культуре перемены были именно лёгкой «оттепелью», а не полноценной весной.
План урока
- Условия развития литературы и искусства.
- Власть и интеллигенция.
- Развитие образования.
- Власть и церковь.
- Зарождение новых форм общественной жизни.
- Советский спорт.
- Особенности повседневной жизни.
Разбираем вместе. Учебник (Горинов М.М., Данилов А.А., под ред. А.В.Торкунова. История России. 10 класс. Часть 2, с. 128 – 135).
п. 1. Условия развития литературы и искусства (с. 128 – 129).
– По словам советского писателя И.Эренбурга, первое послевоенное десятилетие называлось «оттепелью». Почему не «весна»?
– По каким причинам А.Твардовский был отстранен от руководства журналом «Новый мир»?
– О чем писал глава Союза писателей А.А.Фадеев перед самоубийством и другие писатели (В.Д.Дудинцев,
Д.А. Гранин, Е.Я.Дорош)?
– Какой жанр литературы становится любимым для читателей?
п. 2. Власть и интеллигенция (с. 130 –
131).
– Почему попытки власти воздействовать на интеллигенцию не находили поддержки со стороны последних?
– Какие факты говорят об ослаблении идеологического давления на культуру?
– Какие события получили название «Дело Пастернака»?
– На что обращал внимание Н. Хрущев в своих выступлениях, обращаясь к писателям?
– Какие произведения получили всенародное признание?
п. 3. Развитие образования (с. 131).
– Какие задачи ставились перед системой образования?
– Как решалась эта проблема?
п. 4. Власть и церковь (с. 132).
– Каким мерам сводилась «реформа церкви»?
п. 5. Зарождение новых форм общественной жизни (с. 132).
– Что значит «самиздат» и «тамиздат»?
– Чем занимались члены кружка Краснопевцева на историческом факультете МГУ?
– Какая передача телевидения позволяла себе иронию и критику советской действительности, за что она шла не в прямом эфире, а в записи (после прохождения цензуры)?
– Кого называли «шестидесятниками»?
п. 6. Советский спорт (с.133 – 134).
– Благодаря чему или кому развивался массовый спорт и наблюдалась небывалая популяризация спорта?
п. 7. Особенности повседневной жизни (с. 134 – 135).
– Какие негативные явления порождал дефицит товаров первой необходимости и продовольствия?
– Какие факты свидетельствуют о повышении благосостояния населения?
Закрепи: просмотреть видеоролик в своем личном кабинете «Видеоуроки.нет».
Сделай сам
- Установите соответствие между деятелями культуры и их произведениями.
Деятели культуры
а) А.И. Солженицын;
б) Б.Л. Пастернак;
в) М.К. Калатозов;
г) Э.А. Рязанов.
Произведения
1) кинофильм «Служебный роман»;
2) роман «Дети Арбата»;
3) роман «Архипелаг ГУЛАГ»;
4) кинофильм «Летят журавли»;
5) роман «Доктор Живаго»;
6) кинофильм «Война и мир».
- По вопросам истории высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Период «оттепели» характеризуется освобождением духовной сферы жизни общества от давления со стороны властей.
- Напишите, какое название получили запрещённые книги или журналы, изданные за границей.
- Укажите истинность или ложность утверждений об образовании:
а) вместо семилеток ввели обязательные восьмилетние политехнические школы;
б) в школах делался упор на гуманитарные науки;
в) для тех, кто хотел поступить в вуз, вводился обязательный трудовой стаж;
г) в старших классах школ вводилась производственная практика;
д) подготовка специалистов для предприятий была очень высокой.
- Учебник (с. 136): «Думаем, сравниваем, размышляем», задание № 1: Чем можно объяснить сочетание в культурной жизни таких явлений, как проведение в 1957 г. Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проведение в 1958 г. 1-го Международного музыкального конкурса им. П.И. Чайковского, на котором победил американский пианист В. Клиберн, с одной стороны, и резкую критику Н.С. Хрущевым художников-авангардистов на выставке в Манеже в 1962 г. – с другой?
- В каком виде спорта прославился изображённый на фото спортсмен?
- Учебник (с. 136): «Думаем, сравниваем, размышляем», задание № 5 (это задание выполняют индивидуально, фамилия ученика будет сообщена в группе).
Запомни. Важно!
Основные понятия и термины: «Оттепель». «Самиздат» и «тамиздат». Поколение «шестидесятников». Движение КВН.
Основные даты, периоды
1957 г. – Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве
Персоналии Д.Д. Шостакович,
Л.П. Берия, А.А. Ахматова, С.С. Прокофьев, А.А. Фадеев.
М.А. Шолохов, И.Г. Эренбург, А.Т. Твар-
довский, Н.С. Хрущёв, Ю.В. Бондарев, А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко,
Э.И. Неизвестный, Б.Л. Пастернак,
А.И. Солженицын, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, А.И. Хачатурян. М.С. Хуциев. Л.И. Яшин.
Вывод. «Оттепель» в духовной жизни, несмотря на все противоречия, готовила почву для демократизации советского общества в последующие годы. В 1953 – 1964 годы произошел заметный рост благосостояния советских людей.
Домашнее задание. Используя дополнительные источники, составьте презентацию «Успехи советского спорта в 1950-е – первой половине
1960-х гг.».
Комментарийлар