Логотип Магариф уку
Цитата:

Общая характеристика грибов

Лилия КАРИМОВА,учитель биологии высшей квалификационной категории лицея № 2 г. БуинскаЦель урока. Познакомить учащихся с грибами, особенностями их строения и жизнедеятельности, значением в биоценозах...

Лилия КАРИМОВА,
учитель биологии высшей квалификационной категории лицея № 2 г. Буинска
Цель урока. Познакомить учащихся с грибами, особенностями их строения и жизнедеятельности, значением в биоценозах и для человека.
Планируемый результат (для учащихся). Познакомиться с многообразием грибов, выявить их роль в природе и жизни человека, научиться работать с текстом учебника и дополнительной информацией из энциклопедий и сети интернет, формировать познавательный интерес и мотивацию на изучение роли грибов.
Формы работы учащихся. Индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, печатные материалы, презентация, схемы «Многообразие грибов», «Особенности строения грибов», «Способы питания грибов», «Размножение грибов», «Роль грибов в природе и для человека»; учебник (Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. – М.: Дрофа, 2012).
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть и готова с вами общаться. Я желаю вам, чтобы ваш мозг искрился от знаний, а ваши глаза блестели от успехов. Поприветствуйте друг друга и при рукопожатии передайте ваш заряд бодрости и успеха друг другу.
II Формулирование темы и целей урока
Учитель. Отлично! Займите свои места. Я предлагаю начать урок с игры «Верю-не верю». Послушайте интересные сведения об одном объекте живой природы и обдумайте, верите вы в них или нет.
Первый факт: эти организмы жили на Земле еще раньше динозавров.
Второй факт: жизнеспособность этих организмов может вызвать удивление у каждого: некоторые их виды способны выдержать все возможные виды излучений, их присутствие было обнаружено даже внутри разрушенного ядерного реактора в Чернобыле.
Третий факт: яд некоторых представителей этих организмов такой токсичный, что небольшой части тела достаточно, чтобы отравить 3 – 4 человека.
Четвертый факт: эти организмы аналогично организму человека вырабатывают витамин D, который активизируется под действием солнечных лучей, т.е. они могут загорать на солнце.
И последний факт: большая часть тела этих организмов скрыта от глаз.
Если вы верите этим сведениям, поднимите зелёную сигнальную карточку, кто не верит – красную, а кто сомневается – не ничего поднимает. (Учащиеся сигналят.)
Учитель. Действительно, такие организмы на Земле живут. Внимание на экран. (Просмотр видеофрагмента «Как растут грибы! Приятное видео» –)
Учитель. Я вижу: все догадались. Так какие это организмы? (Грибы.)
Учитель. Итак, тема нашего урока «Грибы». А теперь, вспомним, сколько царств живой природы выделяют в биологии? (5 царств.)
Учитель. Перечислите их. (Царство Бактерии, Царство Растения, Царство Животные, Царство Грибы и Царство Вирусы)
Учитель. Раньше грибы относили к Царству Растения. А теперь объединили в самостоятельное Царство. Любое царство на уроках изучаем по заданной схеме (на слайде): «Многообразие. Особенности строения. Особенности питания. Размножение. Роль в природе и жизни человека».
Используя эту схему, скажите, что мы можем узнать о грибах.
Учащиеся. Узнаем, какие грибы бывают. Узнаем, как они выглядят. Узнаем, как они питаются. Узнаем, как размножаются грибы. Мы узнаем, где они встречаются. Узнаем роль грибов в природе. Узнаем об их пользе для человека.
III. Актуализация знаний. Распределение ролей
Учитель. Очень хорошо! Молодцы! Искать ответы на вопросы вы будете в группах. Чтобы успешно справиться с заданием, вам нужно за 30 секунд распределить роли. Нужны:
командир, который будет руководить процессом составления схемы;
оратор, который будет представлять результат вашей работы;
хранитель времени, который будет следить за течением временем;
художник-дизайнер, который подклеит и дорисует на ватмане маркерами схему. (Учащиеся выбирают в течение 1 мин.)
Поднимите руки, командиры! Хранители времени!
Поднимите руки, ораторы … и художники дизайнеры!
Учитель. Скажите, когда нам не хватает знаний, не хватает информации, где мы ее можем найти.
Учащиеся. В учебниках, справочниках, сети Internet. (Если звучит ответ «интернет», то обязательно необходимо обратить внимание на достоверность информации, получаемой из сети. Нельзя безоглядно доверять информации. Надо убедиться в надежности источника!)
Учитель. Какой источник достоверной информации нам сейчас наиболее доступен? (Учебник.)
Учитель. Как узнать, есть в нашем учебнике информация о грибах или нет? (Посмотреть оглавление.)
Учитель. На какой странице содержится информация о грибах? (На с. 66.)
Учитель. Чтобы получить исчерпывающий ответ на вопрос, необходимо несколько источников информации. У каждой группы их будет по два: интернет и учебник.
IV. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации
Озвучивание заданий каждой группы.
Учитель. На парте каждой группы есть лист со схемой или рисунком, а в файлах рисунки и информация. Используя текст учебника и сети интернет, за 5 мин. вам нужно найти информацию и достроить схему, используя клей, картинки или надписи, маркеры.
1-я группа готовит сообщение о строении грибов;
2-я группа готовит сообщение о многообразии грибов;
3-я группа готовит сообщение о размножении грибов;
4-я группа готовит сообщение о питании грибов;
5-я группа готовит сообщение о роли грибов в природе и в жизни человека. Всем понятно? Готовы? Начали. Время пошло…
Защита работы
Учитель. На защиту проекта дается 1 мин. Ораторы, по одному по порядку представьте результат вашей работы. Все слушаем внимательно и запоминаем. (Прикрепляем все проекты на доске.)
V. Контроль знаний
Учитель. Молодцы! Продуктивно поработали. А теперь поиграем в игру «Да, нет-ка». На слайде утверждения о грибах. Каждый своими сигнальными карточками будет сигналить зеленой карточкой «Да», если утверждение верно, если не верно – красной карточкой «Нет».
Грибы, как растения, используют для питания солнечную энергию. (Нет.)
По характеру питания грибы относят к сапротрофам или паразитам. (Да.)
Грибы-сапротрофы поселяются на живых организмах и питаются за их счёт. (Нет.)
Грибы-паразиты питаются мертвыми органическими веществами. (Нет.)
Есть грибы одноклеточные и многоклеточные. (Да.)
Оболочки клеток грибов содержат органическое вещество насекомых – хитин. (Да.)
Тело гриба состоит из тонких белых нитей, образующих грибницу, или мицелий. (Да.)
Ядовитые грибы используют в производстве сыров, хлебобулочных изделий. (Нет.)
Съедобные грибы портят продукты питания, вызывают болезни у человека. (Нет.)
Грибы размножаются спорами или вегетативно, т.е. частями грибницы или почкованием. (Да.)
Учитель. Хорошо, молодцы те, кто ни разу не ошибся. У кого были не- верные ответы, дома еще раз прочитают параграф 11 учебника, ответят устно на вопросы после п.11, а желающие учащиеся напишут сообщение о грибах, которые растут в лесах Буинского района.
VI. Подведение итогов
Учитель. А теперь все встали, задвинули стулья, сделали шаг назад. Поднимите руки те, которые сидели под № 1. Вы все собираетесь за партой № 1.
Поднимите руки те, которые сидели под № 2. Вы все собираетесь за партой № 2.
Поднимите руки те, которые сидели под № 3. Вы все собираетесь за партой № 3.
Поднимите руки те, которые сидели под № 4. Вы все собираетесь за партой № 4.
Теперь вас в группах по 5 человек, и вам за 2 мин. на половинке листа ватмана надо нарисовать маркерами кластер о том, что вы узнали о грибах на уроке.
Учитель. Время истекло. Прикрепим листочки магнитами на доску и вернемся к целям нашего урока. Сигналим зеленым цветом, если достигли целей урока, и «Нет», если не достигли.
VII. Рефлексия
Учитель. На слайде два смайла. Если вы считаете, что вы на уроке продуктивно поработали, что получили новые знания, то подойдите к веселому смайлу, а если вам урок ничего не дал, у вас испортилось настроение, то идете к грустному смайлу. Изобразим смайл, который мы все выбрали.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ