Логотип Магариф уку
Цитата:

«Перезагрузка»: сценарии методического сопровождения педагогов

Во всех сферах нашей жизни происходят быстрые перемены.

Учителя, большинство из которых прошли обучение в университетах прошлого века, к сожалению, используют традиционные методы «трансляции» знаний, которые «заточены» на передачу информации. А эта информация, в большинстве случаях, успевает устареть до того, как обучаемые смогут ей воспользоваться. В этом заключается основная проблема медленного усовершенствования учебного процесса.
Как показывает наша практика, следующая сложность, с которой сталкивается учитель – степень владения профессиональными компетенциями в области планирования и конструирования учебного материала, выбора наиболее подходящей технологии и применения соответствующей методики для конкретного образовательного процесса, конкретного учебного раздела и конкретной изучаемой темы.
Есть еще одна особенность в блоке проблем, связанных с недостаточным владением предметных компетенций: педагог нуждается в обучении основному алгоритму принятия эффективных решений, возникающих в проблемных ситуациях на уроке.
Другая группа, которая вызывает сложности в деятельности учителя, – это методические компетенции. Она включает в себя систему знаний, умений и навыков, которые необходимы педагогу для того, чтобы он мог эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Чрезвычайную важность представляет собой группа профессиональных компетенций педагога, которые можно отнести к коммуникативным.
Педагогам требуется знание особенностей именно педагогического общения, овладение умениями адекватно использовать коммуникативные средства в различных педагогических ситуациях, возникающих как в образовательном процессе, так и за его рамками при общении с обучающимися, привлекать и применять на практике различные коммуникативные средства и выстраивать с их помощью эффективное коммуникативное взаимодействие.
Очевидно, что повышение степени владения компетенциями в сфере коммуникации значительно облегчит выбор оптимальных педагогических решений при возникновении конфликтных ситуаций, позволит устанавливать педагогически целесообразные контакты с обучающимися и их родителями, разрешать конфликты, оказывать положительное воздействие на обучающихся.
Восполнение профессиональных дефицитов – это разрешение проблем, имеющихся у педагогов затруднений. Успешность разрешения вышеназванных проблем зависит в значительной степени от поддержки методистов. Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки педагогических кадров требуют большей степени мобильности и гибкости методической службы.
Мы понимаем, что необходима не только полномасштабная модернизация методической работы, но и ее переориентация на специфику этих запросов.
Опыт лучших систем школьного образования свидетельствует, что одно из важнейших условий достижения высокого качества обучения – это подготовка, которая позволила бы учителю повысить эффективность преподавательской работы. Методист может помочь учителю осознать имеющиеся в их работе недостатки, овладеть пониманием передовых методик, мотивировать учителя к совершенствованию своей работы.
Создавая новую модель методической службы, мы пришли к выводу, что необходимо заменить традиционные формы методической работы, применяемые современные технологии. Ведь академичность зачастую не учитывает запросы педагогов. В новых условиях мы не можем в «старых санях» перемещаться в стремительное будущее. В своей деятельности мы учитываем современный тренд в образовании – учителю необходимо приобретать практический навык, не отходя «от станка».
Как показывает практика работы, сделать это сложно, потому что для эффективной работы необходимо создание методической команды, опора на серьезный анализ, организационно-педагогический талант, время.
Методическая команда Азнакаевского района разработала и реализовала сетевой проект «Перезагрузка», который позволил быстро обмениваться проектными технологиями и лучшими проектными практиками, создать банк проектов, нарастить и развить проектные компетенции педагогов и обучающихся.
Проект направлен на профессиональное развитие педагогов. В основе проекта – создание межшкольного сетевого взаимодействия. Для нас это новация, потому что сетевая образовательная среда, которая способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности учителя, его умению самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, получить полезный проблемно-поисковой опыт с конкретным видимым результатом – это продукт сотворчества муниципальной и школьной методической службы. Прагматическая ценность проектного подхода в методической системе обусловливают ключевые качества – добровольность, информативность, коммутативность, репрезентативность, творчество.
Решающая идея часто приходит не одному человеку в кабинете, а в команде, в условиях «мозгового штурма». В подготовке содержания проекта участвуют не только методисты, но и педагоги и руководители ОУ 5 школ, которые находятся в числе лидеров районного мониторинга эффективности деятельности и 5 школ, функционирующих в зоне риска снижения образовательных результатов. Они и образуют пары для организации совместной работы.
Сегодня никто не спорит, что требования одинаковы для всех, является ли школа «обычной» или с углубленным изучением предметов. Повышение требований наиболее остро переживают те, для кого их выполнение сопряжено с большими трудностями (например, сельские учителя), в то время как сами требования носят универсальный характер.
Реализация проекта «Перезагрузка» опирается на представление об эффективной школе. Изучение эффективности образовательного процесса (educational effectiveness research) имеет богатую традицию. Исследования эффективности раскрывают сложные взаимосвязи между отдельными факторами и процессами, результатом взаимодействия которых становится высокое качество образовательной деятельности школы и ее способность позитивно влиять на достижения учащихся.
Основная идея проекта опирается на «активное учение», подразумевающее создание общности интересов внутри группы, в которой участники несут коллективную ответственность за направление учебно-воспитательной деятельности.
Реализация проекта началась с обсуждения проблем обеспечения качества, работы ОУ. Руководители пришли к выводу, что современная школа работает в режиме постоянного реформирования, и в этих условиях ей непросто обеспечивать эффективное реагирование на родительский запрос.
Мы понимаем, что социальные и экономические факторы, определяющие контекст деятельности образовательного учреждения, влияют на его образовательные результаты. Для определения школ – партнеров были собраны соответствующие данные при подготовке проекта: проанализированы демографические характеристики учащихся, иммиграционный статус семей, их состав, образование и занятость родителей, данные о девиантном поведении школьников, произведен учет на основе коррекции на параметры среды, в которой работает школа и которые являются одним из определяющих факторов успеха.
В основу проекта легли данные анализа школ – участников, пары образованы по разным подходам:
1. Школы с равным социальным, экономическим статусом (МБОУ СОШ с. Победа – МБОУ СОШ с. Урманаево; МБОУ СОШ №3 п. Актюбинский – МБОУ СОШ с. Какре Елга; МБОУ СОШ №2 п. Актюбинский – Лицей №4).
2. Школы, работающие в неблагоприятных условиях – инновационные школы (МБОУ СОШ №5 – МБОУ СОШ №9; гимназия – МБОУ СОШ
с. Чалпы).
В ходе реализации проекта в разных школах определен комплекс задач, направленный на повышение не только качества результатов обучающихся, но и повышения профессиональной компетентности педагогов. Отношение внутри группы – партнерские. В ракурсе этого подхода нет руководителей группы, им может стать на разном этапе любой из директоров пары школ. Партнёрство – окно, через которое ведется наблюдение за обучающимися, педагогами, учебным процессом, зеркалом, которое показывает им себя. Партнерство предполагает развитие сотрудничества. Развитие групповых отношений и партнерства предполагает создание высшей формы организации, принятие общих ценностей и идеалов. Такая форма работы создает объединение, стараясь создать глубокое чувство принадлежности профессии через разнообразные связи между членами объединения, понимание различий и перспектив. Необходимо соотнести систему управления результативностью с корпоративной культурой, контроль количественных показателей достижим при условии комплекса проводимых мероприятий: текущие цели, определяемые для всех участников образовательного процесса, целевые показатели – результаты, согласованные с каждым педагогом, задачи, ценности – соблюдение корпоративной культуры, развитие – личностный рост педагогов. Мы считаем, что необходимо обучать и направлять подчиненных так, чтобы они выполняли необходимые задачи: определи проблему, разработали решение, определили окончательный результат.
Очевидно, что в перспективе эти установки будут способны дать социальный эффект не только в смысле изменения уровня качества процесса и результатов образования, но и существенного обновления уклада жизнедеятельности ОО – участников проекта, выражающегося в повышенной мотивации обучающихся к получению образования, социальной и гражданской активности, к здоровому образу жизни и т.д.
Опыт работы в построении учебных объединений мы считаем ценным и интересным. Такая форма организации отражает высокий уровень развития взаимоотношений в группе и моделирует способы руководства посредством делегирования полномочий, в форме стажировок, задействуя ресурс «горизонтального обучения».

Лилия Ахмадишина, 

 

заместитель начальника РОНО - начальник ИМО Азнакаевского района Республики Татарстан 

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ