Почему мы выбираем физику?
Сначала немного статистики. В этом году из 15 713 выпускников средних школ 3 371 школьник пожелал сдать ЕГЭ по физике. Это составляет 21,59%. К примеру, в 2013 году ЕГЭ по физике сдавали 29% всех выпу...
Сначала немного статистики. В этом году из 15 713 выпускников средних школ 3 371 школьник пожелал сдать ЕГЭ по физике. Это составляет 21,59%. К примеру, в 2013 году ЕГЭ по физике сдавали 29% всех выпускников. Самое интересное заключается в том, что количественно этот показатель почти в 2 раза выше. В 2013 году 6 085 выпускников хотели стать инженерами и учёными в области физики. Почти всем им хватило бюджетных мест в вузах страны. В этом году двери вузов штурмовало 3 371 школьников из РТ. Возможно, многие поступили в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России. Школьники из Татарстана традиционно значительно сильнее, чем в целом по России. Например, средний балл ЕГЭ по физике в этом году выше общероссийского на 4,3 балла, профильная математика на 6,3 балла, русский язык на 3,3 балла. Если посчитать суммарный балл по набору дисциплин для поступления в вузы по техническим направлениям, то набирается вполне конкурентная цифра, равная почти 14 баллам. С таким запасом баллов выпускники из Республики Татарстан становятся желанными студентами для многих вузов как РТ, так и РФ в целом.
В то же время к нам приехало очень много студентов из других городов России, а также из-за рубежа.
Как видно из приведённых выше цифр, количество сдающих ЕГЭ по физике с каждым годом становится всё меньше и меньше. Этому есть две основные причины. Во-первых, сокращается количество школьников, переходящих с 9 класса в 10 класс. Многие поступают в колледжи для получения рабочих профессий. К тому же с дипломом колледжа в вузы можно поступить, минуя ЕГЭ. В 2019 году в ОГЭ участвовало 37 246 школьников выпускных классов. Из них
15 713 дошли до ЕГЭ. Следовательно, 21 533 выпускника 2019 года не пожелали продолжить обучение в школах. Скорее всего, они поступили в колледжи. А ведь совсем недавно ситуация была совершенно другая. Во-вторых, для поступления в технические вузы сейчас совершенно необязательно сдавать ЕГЭ по физике. В качестве альтернативного варианта многие вузы принимают сертификаты по информатике, т. е. информатика полноценно заменяет физику. К тому же информатику в качестве ЕГЭ сдают почти на 10 баллов выше, чем физику. Например, в этом году средний балл ЕГЭ по информатике по РТ равен 69,61, а по физике 59,39. Если в рейтинге вузов средний балл ЕГЭ поступающих учитывается как один из основных показателей, то становится понятным желание вузов получить более высокобалльных абитуриентов. Однако здесь закрадывается непростительная ошибка вузов, принимающих сертификаты ЕГЭ по информатике вместо физики. Ни для кого не секрет, что в 10 и в 11 классах школьники целенаправленно готовятся к ЕГЭ по выбранным четырём дисциплинам.
Все остальные дисциплины изучаются на весьма посредственном уровне.
Если говорить о физике, то она является логически целостной дисциплиной, которую невозможно изучить фрагментарно. Освоение курса физики требует систематического подхода к обучению. Начиная с самых простых вопросов, тех, с которыми мы встречаемся чуть ли не каждодневно, надо переходить на более сложные вопросы, изучение которых требует уже определённых знаний. Это и законы физики, это и правила, это и логика. Если упустить время, когда физика ещё легко даётся, когда отводится время для её изучения и голова ещё не заполнена легко усвояемой информацией, то потом нагнать упущенное практически невозможно. У кого после 20 лет найдётся время для самостоятельного изучения курса физики от начала до конца? Кому захочется решать физические школьные задачи без принуждения, которые никак не хотят решаться, а братишка, который на несколько лет младше, «щёлкает их как орешки»? Школьникам надо понять, что потом времени на это не будет, не будет и сил. Каждому возрасту отведены свои занятия, свои увлечения, свои проблемы.
Коротко о заданиях ЕГЭ по физике 2021 года и проблемах в знаниях выпускников средних школ. Почти ежегодно у школьников вызывают затруднения задачи на силу Архимеда. Тема вполне понятная, школьник в состоянии разобраться с такими задачами. Тем не менее, школьники каждый раз наталкиваются на одни и те же грабли. Кроме ρgV школьник должен знать ρ1gV, т. е. тело либо будет тонуть, если ρ>ρ1, либо будет всплывать, если ρ<ρ1. Если тело плавает, то требуется определить объём той части тела, которая под водой.
Школьники выпускных классов также нечётко понимают гармонические колебания. Это касается и механических колебаний (математический маятник), и электромагнитных колебаний (колебательный контур, период и частота колебаний в колебательном контуре, формула Томсона). Для того чтобы легко разобраться с такими задачами, надо понять процессы, которые определяют колебательный процесс. Прежде всего, это закон сохранения энергии. При механических колебаниях происходит непрерывный процесс преобразования кинетической энергии в потенциальную энергию и наоборот. Но в каждый момент времени полная энергия колебательной системы остаётся постоянной величиной. В электромагнитных колебаниях аналогом кинетической энергии является энергия катушки индуктивности,
а аналогом потенциальной энергии является энергия конденсатора.
Графическое изображение изопроцессов идеального газа или любых термодинамических процессов в pV диаграмме для школьников простая задача.
Но представления этих же процессов в диаграммах pT или VT уже вызывают затруднения. Чтобы избежать этих затруднений, надо
хорошо знать изопроцессы идеального газа, законы термодинамики, формулу работы и их графические представления в диаграммах.
Многие недостаточно ясно представляют квантовую физику, особенно излучение и поглощение кванта света атомом. Это возможно только в том случае, если учащийся совсем не понял явления излучения и поглощения. То же относится к явлению фотоэффекта. Надо понять, на что превращается энергия фотона при фотоэффекте. Что такое работа выхода электрона из металла, почему на это требуется энергия. Эти явления трудно усваиваются самостоятельно. Очень важно услышать объяснения этих явлений из уст учителя.
Что касается электродинамики, важно, как говорится, знать «назубок» все правила и все законы. В электростатике это закон Кулона, напряжённость электрического поля, принцип суперпозиции электрических полей. Часто школьники забывают правило векторного сложения. В электромагнетизме важно знать три основных закона: силу Ампера, силу Лоренца, закон электромагнитной индукции Фарадея. Особенно много ошибок школьники допускают в определении направления действия силы Лоренца, так как направление этой силы зависит от знака заряда. Непросто запомнить и сами формулы для радиусов Ларморовского движения и периода обращения заряженных частиц в магнитном поле. Но они приведены в справочных материалах.
Что касается самих задач ЕГЭ по физике 2021 года, то они практически были на уровне задач 2020 г. Существенных усложнений заданий, как и в прошлые годы, не наблюдалось. Если база задач несколько лет не претерпевает существенных обновлений, то баллы ЕГЭ из года в год растут. К ним привыкают как школьные учителя, так и репетиторы. Они уже знают методику эффективной подготовки школьников к решениям таких задач и поэтому могут подвести своих подопечных к более высоким баллам.
Тем не менее, не может не порадовать тот факт, что студенты первого курса, поступившие в вузы с высокими баллами ЕГЭ по физике, проявляют хорошую фундаментальную подготовку и неплохо справляются с приобретением новых знаний. Этот факт говорит о том, что ЕГЭ уже адекватно воспринимается школьниками, они научились получать высокие баллы. Задачи ЕГЭ, всё же, не олимпиадные, к ним можно привыкнуть. Лишь бы были базовые теоретические знания.
Сейчас самое время определиться с выбором экзаменов для поступления в вузы. И физика здесь должна быть в приоритете. Потому что физика – это жизнь, мы каждодневно встречаемся со многими явлениями физики. Для того чтобы в доме было тепло зимой и прохладно летом, надо применять не только обогреватели и кондиционеры, но ещё в качестве материалов для стен использовать материалы с хорошей теплоизоляцией. Нелишне знать, как работает кондиционер, на основе какого закона физики ему удаётся охлаждать уже прохладную комнату до температур значительно ниже температуры на улице? Как работает холодильник, как работает электрический чайник, который сам отключает подачу энергии, как работает индукционная плита, у которой сама поверхность, куда ставится кастрюля, совершенно холодная? А световые приборы? Только за несколько последних лет мы уже третье поколение лампочек меняем. К лампам с вольфрамовой спиралью сначала в замену пришли энергосберегающие люминесцентные лампы с тлеющим разрядом, у которых КПД превращения электрической энергии в световую в несколько раз выше ламп накаливания. Уже в последние несколько лет в дома уверенно вошли светодиодные лампы, которые ещё более эффективны, чем люминесцентные. Мы теперь даже не интересуемся, как работает телевизор, как работает смартфон, как управляются квадрокоптеры, что такие композитные материалы? В то же время в каждом из этих приборов зачастую лежат знакомые вам законы физики.
Может быть, вы не станете гениальным авиаконструктором, лауреатом Нобелевской премии по физике, но к этому надо стремиться. Знание законов физики ещё никому не вредило, а только помогало. В сложных жизненных ситуациях шансов выхода из них больше у тех, кто знает законы физики и умеет их применять. Наиболее успешные люди всегда дружат с физикой. Илон Маск говорит, что физику изучал по российским учебникам. Теперь он один состязается со всем остальным миром по созданию самых эффективных космических кораблей и электромобилей. Атомная энергетика, солнечная энергетика, ветровая энергетика, лазеры, радио, телевидение, смартфоны и многое другое представляют недавние открытия в области физики. И вы сможете вписать своё имя в историю, а именно в историю физики!
Изучайте физику, сдавайте ЕГЭ по физике, расширяйте свой кругозор и вы станете успешным. Сейчас самое время взяться за ум и начать готовиться к ЕГЭ по физике.
В то же время к нам приехало очень много студентов из других городов России, а также из-за рубежа.
Как видно из приведённых выше цифр, количество сдающих ЕГЭ по физике с каждым годом становится всё меньше и меньше. Этому есть две основные причины. Во-первых, сокращается количество школьников, переходящих с 9 класса в 10 класс. Многие поступают в колледжи для получения рабочих профессий. К тому же с дипломом колледжа в вузы можно поступить, минуя ЕГЭ. В 2019 году в ОГЭ участвовало 37 246 школьников выпускных классов. Из них
15 713 дошли до ЕГЭ. Следовательно, 21 533 выпускника 2019 года не пожелали продолжить обучение в школах. Скорее всего, они поступили в колледжи. А ведь совсем недавно ситуация была совершенно другая. Во-вторых, для поступления в технические вузы сейчас совершенно необязательно сдавать ЕГЭ по физике. В качестве альтернативного варианта многие вузы принимают сертификаты по информатике, т. е. информатика полноценно заменяет физику. К тому же информатику в качестве ЕГЭ сдают почти на 10 баллов выше, чем физику. Например, в этом году средний балл ЕГЭ по информатике по РТ равен 69,61, а по физике 59,39. Если в рейтинге вузов средний балл ЕГЭ поступающих учитывается как один из основных показателей, то становится понятным желание вузов получить более высокобалльных абитуриентов. Однако здесь закрадывается непростительная ошибка вузов, принимающих сертификаты ЕГЭ по информатике вместо физики. Ни для кого не секрет, что в 10 и в 11 классах школьники целенаправленно готовятся к ЕГЭ по выбранным четырём дисциплинам.
Все остальные дисциплины изучаются на весьма посредственном уровне.
Если говорить о физике, то она является логически целостной дисциплиной, которую невозможно изучить фрагментарно. Освоение курса физики требует систематического подхода к обучению. Начиная с самых простых вопросов, тех, с которыми мы встречаемся чуть ли не каждодневно, надо переходить на более сложные вопросы, изучение которых требует уже определённых знаний. Это и законы физики, это и правила, это и логика. Если упустить время, когда физика ещё легко даётся, когда отводится время для её изучения и голова ещё не заполнена легко усвояемой информацией, то потом нагнать упущенное практически невозможно. У кого после 20 лет найдётся время для самостоятельного изучения курса физики от начала до конца? Кому захочется решать физические школьные задачи без принуждения, которые никак не хотят решаться, а братишка, который на несколько лет младше, «щёлкает их как орешки»? Школьникам надо понять, что потом времени на это не будет, не будет и сил. Каждому возрасту отведены свои занятия, свои увлечения, свои проблемы.
Коротко о заданиях ЕГЭ по физике 2021 года и проблемах в знаниях выпускников средних школ. Почти ежегодно у школьников вызывают затруднения задачи на силу Архимеда. Тема вполне понятная, школьник в состоянии разобраться с такими задачами. Тем не менее, школьники каждый раз наталкиваются на одни и те же грабли. Кроме ρgV школьник должен знать ρ1gV, т. е. тело либо будет тонуть, если ρ>ρ1, либо будет всплывать, если ρ<ρ1. Если тело плавает, то требуется определить объём той части тела, которая под водой.
Школьники выпускных классов также нечётко понимают гармонические колебания. Это касается и механических колебаний (математический маятник), и электромагнитных колебаний (колебательный контур, период и частота колебаний в колебательном контуре, формула Томсона). Для того чтобы легко разобраться с такими задачами, надо понять процессы, которые определяют колебательный процесс. Прежде всего, это закон сохранения энергии. При механических колебаниях происходит непрерывный процесс преобразования кинетической энергии в потенциальную энергию и наоборот. Но в каждый момент времени полная энергия колебательной системы остаётся постоянной величиной. В электромагнитных колебаниях аналогом кинетической энергии является энергия катушки индуктивности,
а аналогом потенциальной энергии является энергия конденсатора.
Графическое изображение изопроцессов идеального газа или любых термодинамических процессов в pV диаграмме для школьников простая задача.
Но представления этих же процессов в диаграммах pT или VT уже вызывают затруднения. Чтобы избежать этих затруднений, надо
хорошо знать изопроцессы идеального газа, законы термодинамики, формулу работы и их графические представления в диаграммах.
Многие недостаточно ясно представляют квантовую физику, особенно излучение и поглощение кванта света атомом. Это возможно только в том случае, если учащийся совсем не понял явления излучения и поглощения. То же относится к явлению фотоэффекта. Надо понять, на что превращается энергия фотона при фотоэффекте. Что такое работа выхода электрона из металла, почему на это требуется энергия. Эти явления трудно усваиваются самостоятельно. Очень важно услышать объяснения этих явлений из уст учителя.
Что касается электродинамики, важно, как говорится, знать «назубок» все правила и все законы. В электростатике это закон Кулона, напряжённость электрического поля, принцип суперпозиции электрических полей. Часто школьники забывают правило векторного сложения. В электромагнетизме важно знать три основных закона: силу Ампера, силу Лоренца, закон электромагнитной индукции Фарадея. Особенно много ошибок школьники допускают в определении направления действия силы Лоренца, так как направление этой силы зависит от знака заряда. Непросто запомнить и сами формулы для радиусов Ларморовского движения и периода обращения заряженных частиц в магнитном поле. Но они приведены в справочных материалах.
Что касается самих задач ЕГЭ по физике 2021 года, то они практически были на уровне задач 2020 г. Существенных усложнений заданий, как и в прошлые годы, не наблюдалось. Если база задач несколько лет не претерпевает существенных обновлений, то баллы ЕГЭ из года в год растут. К ним привыкают как школьные учителя, так и репетиторы. Они уже знают методику эффективной подготовки школьников к решениям таких задач и поэтому могут подвести своих подопечных к более высоким баллам.
Тем не менее, не может не порадовать тот факт, что студенты первого курса, поступившие в вузы с высокими баллами ЕГЭ по физике, проявляют хорошую фундаментальную подготовку и неплохо справляются с приобретением новых знаний. Этот факт говорит о том, что ЕГЭ уже адекватно воспринимается школьниками, они научились получать высокие баллы. Задачи ЕГЭ, всё же, не олимпиадные, к ним можно привыкнуть. Лишь бы были базовые теоретические знания.
Сейчас самое время определиться с выбором экзаменов для поступления в вузы. И физика здесь должна быть в приоритете. Потому что физика – это жизнь, мы каждодневно встречаемся со многими явлениями физики. Для того чтобы в доме было тепло зимой и прохладно летом, надо применять не только обогреватели и кондиционеры, но ещё в качестве материалов для стен использовать материалы с хорошей теплоизоляцией. Нелишне знать, как работает кондиционер, на основе какого закона физики ему удаётся охлаждать уже прохладную комнату до температур значительно ниже температуры на улице? Как работает холодильник, как работает электрический чайник, который сам отключает подачу энергии, как работает индукционная плита, у которой сама поверхность, куда ставится кастрюля, совершенно холодная? А световые приборы? Только за несколько последних лет мы уже третье поколение лампочек меняем. К лампам с вольфрамовой спиралью сначала в замену пришли энергосберегающие люминесцентные лампы с тлеющим разрядом, у которых КПД превращения электрической энергии в световую в несколько раз выше ламп накаливания. Уже в последние несколько лет в дома уверенно вошли светодиодные лампы, которые ещё более эффективны, чем люминесцентные. Мы теперь даже не интересуемся, как работает телевизор, как работает смартфон, как управляются квадрокоптеры, что такие композитные материалы? В то же время в каждом из этих приборов зачастую лежат знакомые вам законы физики.
Может быть, вы не станете гениальным авиаконструктором, лауреатом Нобелевской премии по физике, но к этому надо стремиться. Знание законов физики ещё никому не вредило, а только помогало. В сложных жизненных ситуациях шансов выхода из них больше у тех, кто знает законы физики и умеет их применять. Наиболее успешные люди всегда дружат с физикой. Илон Маск говорит, что физику изучал по российским учебникам. Теперь он один состязается со всем остальным миром по созданию самых эффективных космических кораблей и электромобилей. Атомная энергетика, солнечная энергетика, ветровая энергетика, лазеры, радио, телевидение, смартфоны и многое другое представляют недавние открытия в области физики. И вы сможете вписать своё имя в историю, а именно в историю физики!
Изучайте физику, сдавайте ЕГЭ по физике, расширяйте свой кругозор и вы станете успешным. Сейчас самое время взяться за ум и начать готовиться к ЕГЭ по физике.
Комментарийлар