Развиваем логическое мышление у ребенка
Как научить ребенка думать, анализировать полученную информацию, делать выводы и принимать решения – об рассказала учитель начальных классов высшей квалификационной категории Светлана Нечепаева,...
Как научить ребенка думать, анализировать полученную информацию, делать выводы и принимать решения – об рассказала учитель начальных классов высшей квалификационной категории Светлана Нечепаева, передает Учительская газета.
Логическое мышление является мыслительным процессом, когда человек пользуется логическими понятиями и конструкциями, чтобы получить обоснованный вывод из определенных предпосылок. При таком мышлении ищутся и предоставляются доказательства, формулируются рассуждения, строятся причинно-следственные связи.
Логическое рассуждение заставляет человека сомневаться, доказывать, искать подтверждение своим суждениям. Если какие-то сведения принимаются без всякого анализа и на их основе делаются выводы – это плохо. Если не мыслить логически, можно превратиться в педантичного исполнителя, не способного к самостоятельным рассуждениям. Способность мыслить логически важно развивать с самого детства.
Специалисты сегодня выделяют следующие виды мышления:
К началу обучения в школе у ребенка особенно развитыми оказываются два последних вида мышления. Чтобы во всей полноте воспринимать информацию от взрослых, детям нужно видеть то, о чем идет речь. Важно почувствовать, пощупать, потрогать. В возрасте 6–7 лет у детей в достаточной мере присутствует наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. При этом словесно-логическое мышление у него пока развито слабо. Так что родителям следует предпринимать усилия на то, чтобы развить именно его.
Обучая ребят в начальных классах, учителя используют образы, картинки, карточки, предметы, наглядные пособия – все это позволяет им выполнять все необходимые упражнения. Постепенно ребенок меняется, у него проходит потребность все потрогать руками, его логическое мышление развивается.
К тому же, педагоги применяют на уроках системно-деятельностный подход – в результате ребенок постоянно чем-то занят и привлечен к словесно-логическому мышлению. Родителям также стоит учить школьников делать выводы. Так, когда ребенок пощупал, понюхал, потрогал, разложил по полочкам, важно сказать ему, для чего он это сделал. Важно словами обозначить цель и результат.
В процессе логического мышления происходят операции, которые необходимы ребенку для успешной учебы. В этом значимую роль играют родители, когда не отмахиваются от многочисленных детских вопросов, а отвечают на них. Если этого не делать, развитие логического мышления ребенка затормозится, он просто будет выполнять требования взрослых из страха, желания угодить либо получить вознаграждение.
Некоторые дети не задают вопросов просто потому, что от природы довольно молчаливы. При этом их все интересует, они ищут информацию сами: в книгах или интернете. Это также свидетельствует о развитии логического мышления. В этом случае взрослым нужно обратить внимание на то, что именно ребенок читает и какие картинки смотрит. К слову, если это оказались изображения эротического характера – не стоит пугаться, важно не заострять на этом внимание, этот этап пройдет. Родителям нужно подготовить детей к восприятию более сложной образовательной информации.
Родителям необходимо научить ребенка определять признаки предметов и явлений. Можно просто просить их характеризовать происходящее словами. Например, вчера был снег. Попросите ребенка описать, что именно происходило на улице. Пусть он сосредоточится не на своих чувствах, а на внешнем мире. Он запечатлеет факты, а потом сделает вывод. Так у него будет развиваться умение логически мыслить и рассуждать. Важно все это произносить вслух, поскольку мысли и речь тесно связаны. Также необходимо научить ребенка ориентироваться во времени, понимать последовательность действий.
Логическое мышление развивается и благодаря сравнению объектов. Полезно просить ребенка находить сходства и отличия разных предметов. Кроме того, для развития мышления чрезвычайно полезны книги: надо читать и обсуждать прочитанное, задавать детям вопросы. В этом случае главное будет не в том, чтобы прийти к общему мнению, а в том, чтобы ребенок научился четко формулировать свою позицию и аргументировать ее. Так дети научатся выделять главное из потока информации и делать выводы. Ребенку нужно предоставить возможность удостовериться в его правоте либо неправоте.
Кроме того, ребенку важно научиться ориентироваться в пространстве. Поэтому необходимо вместе с ним изучить путь до школы, понять, где можно ходить, а где не стоит. Это обезопасит его и разовьет пространственно-временное восприятие.
Логическое мышление является мыслительным процессом, когда человек пользуется логическими понятиями и конструкциями, чтобы получить обоснованный вывод из определенных предпосылок. При таком мышлении ищутся и предоставляются доказательства, формулируются рассуждения, строятся причинно-следственные связи.
Логическое рассуждение заставляет человека сомневаться, доказывать, искать подтверждение своим суждениям. Если какие-то сведения принимаются без всякого анализа и на их основе делаются выводы – это плохо. Если не мыслить логически, можно превратиться в педантичного исполнителя, не способного к самостоятельным рассуждениям. Способность мыслить логически важно развивать с самого детства.
Виды мышления
Специалисты сегодня выделяют следующие виды мышления:
- словесно-логическое;
- наглядно-образное;
- наглядно-действенное.
К началу обучения в школе у ребенка особенно развитыми оказываются два последних вида мышления. Чтобы во всей полноте воспринимать информацию от взрослых, детям нужно видеть то, о чем идет речь. Важно почувствовать, пощупать, потрогать. В возрасте 6–7 лет у детей в достаточной мере присутствует наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. При этом словесно-логическое мышление у него пока развито слабо. Так что родителям следует предпринимать усилия на то, чтобы развить именно его.
Обучая ребят в начальных классах, учителя используют образы, картинки, карточки, предметы, наглядные пособия – все это позволяет им выполнять все необходимые упражнения. Постепенно ребенок меняется, у него проходит потребность все потрогать руками, его логическое мышление развивается.
К тому же, педагоги применяют на уроках системно-деятельностный подход – в результате ребенок постоянно чем-то занят и привлечен к словесно-логическому мышлению. Родителям также стоит учить школьников делать выводы. Так, когда ребенок пощупал, понюхал, потрогал, разложил по полочкам, важно сказать ему, для чего он это сделал. Важно словами обозначить цель и результат.
Мыслительные операции
В процессе логического мышления происходят операции, которые необходимы ребенку для успешной учебы. В этом значимую роль играют родители, когда не отмахиваются от многочисленных детских вопросов, а отвечают на них. Если этого не делать, развитие логического мышления ребенка затормозится, он просто будет выполнять требования взрослых из страха, желания угодить либо получить вознаграждение.
Некоторые дети не задают вопросов просто потому, что от природы довольно молчаливы. При этом их все интересует, они ищут информацию сами: в книгах или интернете. Это также свидетельствует о развитии логического мышления. В этом случае взрослым нужно обратить внимание на то, что именно ребенок читает и какие картинки смотрит. К слову, если это оказались изображения эротического характера – не стоит пугаться, важно не заострять на этом внимание, этот этап пройдет. Родителям нужно подготовить детей к восприятию более сложной образовательной информации.
Задачи для родителей
Родителям необходимо научить ребенка определять признаки предметов и явлений. Можно просто просить их характеризовать происходящее словами. Например, вчера был снег. Попросите ребенка описать, что именно происходило на улице. Пусть он сосредоточится не на своих чувствах, а на внешнем мире. Он запечатлеет факты, а потом сделает вывод. Так у него будет развиваться умение логически мыслить и рассуждать. Важно все это произносить вслух, поскольку мысли и речь тесно связаны. Также необходимо научить ребенка ориентироваться во времени, понимать последовательность действий.
Логическое мышление развивается и благодаря сравнению объектов. Полезно просить ребенка находить сходства и отличия разных предметов. Кроме того, для развития мышления чрезвычайно полезны книги: надо читать и обсуждать прочитанное, задавать детям вопросы. В этом случае главное будет не в том, чтобы прийти к общему мнению, а в том, чтобы ребенок научился четко формулировать свою позицию и аргументировать ее. Так дети научатся выделять главное из потока информации и делать выводы. Ребенку нужно предоставить возможность удостовериться в его правоте либо неправоте.
Кроме того, ребенку важно научиться ориентироваться в пространстве. Поэтому необходимо вместе с ним изучить путь до школы, понять, где можно ходить, а где не стоит. Это обезопасит его и разовьет пространственно-временное восприятие.
Фото: Учительская газета
Комментарийлар