Результаты дистанта
Несомненно, в уходящем 2020 году медиа-темой номер один стал коронавирус. С его распространением начались серьезные проблемы во всех сферах жизни, в том числе в системе образования. По этому поводу на...
Несомненно, в уходящем 2020 году медиа-темой номер один стал коронавирус. С его распространением начались серьезные проблемы во всех сферах жизни, в том числе в системе образования. По этому поводу народ даже стал сочинять анекдоты. О нескольких таких жизненных ситуациях, которые превратились в шутки, мне рассказали руководители управлений образования и директора школ. Как написал один известный писатель, человек прощается со своим прошлым через смех.
Однако коронавирус не торопится расстаться с нами. Возможно, именно поэтому назначенный всего три месяца назад, 30 сентября 2020 года, министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин на ежегодной итоговой пресс-конференции, несмотря на веселое настроение журналистской аудитории, не торопился шутить. Он больше говорил о серьезных вещах. Несмотря на это, первая встреча после 100 дней со дня назначения прошла в очень добродушной и непринуждённой атмосфере и продлилась почти два часа. Особенно приятно, что министр, несмотря на всю свою занятость, нашел время, чтобы ответить на все заданные вопросы.
Так вот про анекдоты. Звонит одна из родительниц в приемную директора школы и говорит: «Прошу вас, откройте, пожалуйста, завтра школу. Я сама каждый день буду готовить завтрак, обед и ужин для всего педагогического коллектива и всех учеников, но заберите трёх моих детей». В самом начале пандемии мы смеялись и пересказывали этот почти анекдотический случай. Правда, через две недели дистанта мне, как и другим родителям, уже не хотелось шутить. А самое главное: эта родительница оказалась на сто процентов права. Вот и Президент Татарстана Рустам Минниханов во время своей итоговой пресс-конференции в национальной библиотеке выразил свое мнение, что в период обострения пандемии COVID-19 не нужно было переводить школы на дистанционное обучение. По его словам, «итоги работы показывают, что при соблюдении санитарных норм, сложностей бы не возникло».
Министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин
Ильсур Хадиуллин вторил его словам на своей встрече с журналистами. Фактически он вынужден был признать, что, действительно, дистант плохо сказался на качестве образования. «Это было большой ошибкой с нашей стороны. Ходить в школу однозначно полезнее, чем учиться дома. Тут и социализация, и горячее питание, а главное – знания усваиваются лучше», – заметил он. Оказывается, в этом году из-за отмены ЕГЭ в республике было небывалое количество выпускников-медалистов, однако во время сдачи госэкзаменов по профильным предметам в вузы часть из них не набрали 70 баллов. Бывает. В министерстве все еще ждут результатов всероссийских проверочных работ (ВПР), которые писали прошлой осенью учащиеся 4, 5, 8 и 10-х классов. «Пока результаты не получили из Москвы, но мы уверены, что есть сложности в написании ВКР». Все понимают, что год-то особенный, самое главное, что позиция обоих руководителей сводится к тому, что в 2021 году перевода на дистанционное образование в нашей республике не планируется. Очень надеемся, что достаточный опыт слаженной работы получили и врачи, и педагоги. Все сообща справимся.
Вернемся к пресс-конференции. Подводя итоги уходящего года в образовательной сфере на встрече с журналистами, Ильсур Гараевич особое внимание уделил реализации нацпроектов. По его словам, «самое главное, коронавирусная пандемия особо не повлияла на ход реализации нацпроекта «Образование», на реализацию которой было израсходовано более 8,5 млрд рублей, и вряд ли окажет существенное влияние в наступившем году».
На образование государство, действительно, не жалеет денег. Значительная сумма финансирования уходит именно на нацпроекты. По данным Министерства финансов РТ, в консолидированном бюджете Татарстана на 2021 год по разделу «Образование» запланированы расходы в сумме 101,7 млрд рублей. Часть этих денег пойдет на создание целой сети полилингвальных образовательных комплексов «Адымнар», которые будут развернуты в Татарстане до 2024 года. Так, в ближайшие годы предполагается строительство шести подобных комплексов в Альметьевске, Набережных Челнах и Нижнекамске. Кстати, в одном из интервью Глава Актанышского района Энгель Фаттахов рассказал «Магарифу», что седьмую они планируют открыть на родине Государственного советника Татарстана Минтимера Шаймиева – главного идеолога создания полилингвальных школ. В сентябре 2020 года первые подобные школы – это оснащенные учебные заведения, в которых есть современное оборудование и лаборатории, – открылись в Казани и Елабуге. В Казани полилингвальный комплекс «Адымнар – путь к знаниям и согласию» работает на базе школы № 165, которую после реконструкции передали начальной школе (на 480 учеников), и во вновь возведенном здании на ул. Бондаренко (свыше 2500 учащихся). В свою очередь, проектная мощность «Адымнар – Алабуга» Елабужского муниципального района рассчитана на 1224 места.
Полилингвальный комплекс «Адымнар» найдет продолжение в своем развитии. По мнению Ильсура Гараевича, обучение на трех языках является беспрецедентным началом не только для нашей республики, но и для страны в целом. Учитывая сложившуюся ситуацию, уровень владения языками, в них предлагается на выбор две траектории обучения. «Для наших детей есть и билингвальные и полилингвальные траектории. Никаких принуждений нет, никто никого не заставляет учиться», – подчеркнул министр.
Полилингвальная траектория включает в себя углубленное изучение сразу трех языков: татарского, русского и английского. Начиная с 7 класса предметы преподаются на трех языках. Такая учебная программа ориентирована на детей, которые владеют татарским языком уже на момент поступления в школу. Билингвальная траектория (второй вариант обучения) предполагает обязательное изучение татарского языка как государственного языка Республики Татарстана, углубленное изучение английского и преподавание на трех языках. Программа была разработана с ориентацией на детей, которые не имеют глубоких знаний по татарскому языку. Кроме этого, в загородных центрах дополнительного образования планируется организовать летний отдых, проводить подготовку к олимпиадам и профильные языковые смены.
Во время общения с директором казанского полилингвального комплекса Айдаром Шамсутдиновым, который и сам в совершенстве владеет, кроме русского и татарского, турецким и английским языками, он рассказал, что перед руководством и учащимися поставлены на порядок более высокие задачи. Как он объяснил, учащиеся, которые изучают татарский язык как государственный, по международным стандартам, выходят на уровень В1, а ученики, которые изучают татарский как родной, выходят на уровень С1.
Одна из самых важных проблем, на которую жалуются родители, – это учеба детей во вторую смену. Особенно трудно приходится жителям крупных городов, таких как Казань. Несмотря на то, что сегодня в Татарстане, в отличие от российских регионов, нет третьей смены, а во вторую смену учатся 50 тыс. детей, т.е. 11% от общего количества школьников, этот вопрос руководители не снимают с повестки. Радует, что с каждым годом количество детей, которые вынуждены учиться во вторую смену, уменьшается. Нельзя забывать, что в классе, где учатся около 40 человек, на учителя ложится большая нагрузка. Эта проблема решается по мере того, как возводятся новые учебные учреждения. Так в 2020 году было открыто семь школ и два пристроя в Казани, Чистополе, Елабуге, Альметьевске, Пестрецах.
А в районах с новой интенсивной застройкой, таких как, к примеру, в казанском жилом комплексе «Салават күпере», строительство детсадов и школ предусмотрено по плану застройки. В нем уже готова к открытию одна школа и началось строительство второй. На вопрос журналистов о здании татарской гимназии №18 (г. Казань), Ильсур Хадиуллин ответил, что проектную мощность увеличат за счет пристроя: «Этот вопрос давно поднимали, но не могли решить до конца. В следующем году планируется проектирование по возведению пристроя. Спасибо Президенту республики».
Министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин
Вторая очень актуальная проблема связана с наличием мест в детсадах. Нередки случаи, когда пришло время маме выходить из декретного отпуска, а детей оставить не с кем. Родители дошколят по-прежнему испытывают сложности с трудоустройством детей в детсады даже при наступлении трехлетнего возраста. Для решения этого насущного вопроса на будущий год запланировано строительство 13 детских садов почти на 3 тыс. мест.
Говоря о питании, опять вспоминаешь тот анекдот. Несомненно, наши мамы и бабушки готовят лучше всех. А вот чтобы узнать, как и чем питаются ученики, даже депутаты и мэры городов время от времени осуществляют «вылазки» в школы. У меня самой есть толика сомнения, что качество еды в день прихода больших гостей и качество ежедневного меню одинаково. Будем надеяться, что я ошибаюсь. Не зря же родители постоянно звонят на «горячую» линию управления образования. Хотя правительство выделяет деньги и на модернизацию оборудования и осуществляет проверки предлагаемых блюд, проблема до конца не решена.
О том, что жалоб хватает, говорил и глава татарстанского Министерства образования. Кто-то недоволен временем организации питания, кто-то качеством блюд. В наше время никто не звонил и все дети всегда были довольны. Наоборот. Мы с нетерпением ждали окончания второго урока, чтобы бежать в самую простую школьную столовую. А какие сейчас красивые столовые, их так и называют «школьные рестораны». Вот уже восемь лет в Татарстане реализуется программа капремонта учебных заведений, в соответствии с которой школьным столовым придаётся современный вид. Неудивительно, ведь здесь детям прививают эстетический вкус. На модернизацию школьных пищеблоков республика выделила 1 млрд рублей. «Таких программ нет нигде!» – подчеркнул министр образования и науки Ильсур Хадиуллин.
Благодаря решению российского правительства, с начала прошлого учебного года 209 тыс. учащиеся начальной школы получают бесплатное горячее питание. «Для этих целей было выделено 860 млн рублей, 58 процентов из них оплачивает бюджет России, а 42 процента – за счет республиканской казны. Некоторые российские регионы отложили реализацию до 2023 года, но в Татарстане медлить не стали».
Все это замечательно, осталось еще пересмотреть зарплаты поварам. Буквально за несколько недель до пресс-конференции сразу в двух городах, в Альметьевске и Набережных Челнах, с работы из-за низкой зарплаты уволились повара, а ученики вынуждены были ходить в школу с сухим пайком, выданным родителями. Уровень зарплаты учителей уже пересмотрели: с этого года за классное руководство они начали получать доплаты, из которых базовая ставка составляет 550 рублей, 80 рублей из расчета за каждого ребенка и сама федеральная выплата 5 тысяч. Таким образом, ежемесячно педагог может дополнительно к заработку получить около 8 тысяч рублей. Работа классных руководителей достаточно сложная, и министр подчеркнул, что он не согласен с критикой в их адрес.
В последние годы в интернет-пространстве нередки случаи, когда ученики снимают уроки и выкладывают запись на общее обозрение. По данному вопросу Ильсур Хадиуллин высказался достаточно жестко и дал понять, что не одобряет видеосъемку учениками учителей в школах, с чем нельзя не согласиться. Он посоветовал родителям, которые по непонятной причине просят своих детей-школьников записывать уроки, и представителям общественных организаций прежде, чем писать в прокуратуру и другие надзорные органы, Минобрнауки, отдел образования, найти общий язык с классными руководителями. По его мнению, «нужно решать вопросы сообща, а не осуждая, не обсуждая учителей. От этого никто не выиграет, это проигрышный вариант».
Остается надеяться, что родители, вдоволь намучавшись со своими детьми, пересмотрят свой взгляд на роль школы и педагогов и изменят свое поведение. Учителям психологически сложно работать в условиях, когда ученики снимают или записывают урок. Самим учителям теперь приходится быть психологами. В целом в татарстанских школах республики работают 533 психолога. По данным министерства образования, в учебных учреждениях насчитывается 23 780 классных руководителей. «Они знают, как вести работу с родителями, детьми из группы риска… Ни один психолог не поможет всему коллективу, если нет желания у самого учителя. Есть те, кто организовывает авторские курсы, они свои полезные советы дают родителям, учителям и детям», – подчеркнул глава ведомства.
Для повышения квалификации учителей в Казани впервые открываются центр непрерывного профессионального роста педагогов и центр оценки компетенций педагогических руководящих кадров. Министр подчеркнул, что оба центра смогут дать независимую оценку профессиональным навыкам учителей, однако заставлять их в обязательном порядке сдавать «ЕГЭ для педагогов» никто не будет.
Самое главное, в Татарстане не планируют переходить на дистанционное обучение, а педагоги, несмотря на сильный стресс, справились очень даже неплохо. В будущем определенные элементы онлайн-обучения планируется включить в стандартные школьные методики.
К сожалению, журнал «Мәгариф» не получил положительного ответа на один из своих вопросов: как быть с гаджетами и можно ли на государственном уровне запретить их в школах? Необузданное желание учащихся играть в телефонные игры даже во время уроков осложняет работу педагога. В недалёком будущем оно обязательно скажется и на качестве знаний. Ни для кого не секрет, не только во Франции, но и в некоторых других странах Европы ученикам запрещено иметь мобильный телефон на всей школьной территории. Наш Министр пока намерен оставить этот назревший вопрос на откуп родителям. Оно и понятно, защищая своих чад от школы, мы, родители, слишком много позволили им демократии. Вот теперь барахтаемся в собственном либеральном соку.
Однако коронавирус не торопится расстаться с нами. Возможно, именно поэтому назначенный всего три месяца назад, 30 сентября 2020 года, министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин на ежегодной итоговой пресс-конференции, несмотря на веселое настроение журналистской аудитории, не торопился шутить. Он больше говорил о серьезных вещах. Несмотря на это, первая встреча после 100 дней со дня назначения прошла в очень добродушной и непринуждённой атмосфере и продлилась почти два часа. Особенно приятно, что министр, несмотря на всю свою занятость, нашел время, чтобы ответить на все заданные вопросы.
Так вот про анекдоты. Звонит одна из родительниц в приемную директора школы и говорит: «Прошу вас, откройте, пожалуйста, завтра школу. Я сама каждый день буду готовить завтрак, обед и ужин для всего педагогического коллектива и всех учеников, но заберите трёх моих детей». В самом начале пандемии мы смеялись и пересказывали этот почти анекдотический случай. Правда, через две недели дистанта мне, как и другим родителям, уже не хотелось шутить. А самое главное: эта родительница оказалась на сто процентов права. Вот и Президент Татарстана Рустам Минниханов во время своей итоговой пресс-конференции в национальной библиотеке выразил свое мнение, что в период обострения пандемии COVID-19 не нужно было переводить школы на дистанционное обучение. По его словам, «итоги работы показывают, что при соблюдении санитарных норм, сложностей бы не возникло».
Министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин
Ильсур Хадиуллин вторил его словам на своей встрече с журналистами. Фактически он вынужден был признать, что, действительно, дистант плохо сказался на качестве образования. «Это было большой ошибкой с нашей стороны. Ходить в школу однозначно полезнее, чем учиться дома. Тут и социализация, и горячее питание, а главное – знания усваиваются лучше», – заметил он. Оказывается, в этом году из-за отмены ЕГЭ в республике было небывалое количество выпускников-медалистов, однако во время сдачи госэкзаменов по профильным предметам в вузы часть из них не набрали 70 баллов. Бывает. В министерстве все еще ждут результатов всероссийских проверочных работ (ВПР), которые писали прошлой осенью учащиеся 4, 5, 8 и 10-х классов. «Пока результаты не получили из Москвы, но мы уверены, что есть сложности в написании ВКР». Все понимают, что год-то особенный, самое главное, что позиция обоих руководителей сводится к тому, что в 2021 году перевода на дистанционное образование в нашей республике не планируется. Очень надеемся, что достаточный опыт слаженной работы получили и врачи, и педагоги. Все сообща справимся.
Вернемся к пресс-конференции. Подводя итоги уходящего года в образовательной сфере на встрече с журналистами, Ильсур Гараевич особое внимание уделил реализации нацпроектов. По его словам, «самое главное, коронавирусная пандемия особо не повлияла на ход реализации нацпроекта «Образование», на реализацию которой было израсходовано более 8,5 млрд рублей, и вряд ли окажет существенное влияние в наступившем году».
На образование государство, действительно, не жалеет денег. Значительная сумма финансирования уходит именно на нацпроекты. По данным Министерства финансов РТ, в консолидированном бюджете Татарстана на 2021 год по разделу «Образование» запланированы расходы в сумме 101,7 млрд рублей. Часть этих денег пойдет на создание целой сети полилингвальных образовательных комплексов «Адымнар», которые будут развернуты в Татарстане до 2024 года. Так, в ближайшие годы предполагается строительство шести подобных комплексов в Альметьевске, Набережных Челнах и Нижнекамске. Кстати, в одном из интервью Глава Актанышского района Энгель Фаттахов рассказал «Магарифу», что седьмую они планируют открыть на родине Государственного советника Татарстана Минтимера Шаймиева – главного идеолога создания полилингвальных школ. В сентябре 2020 года первые подобные школы – это оснащенные учебные заведения, в которых есть современное оборудование и лаборатории, – открылись в Казани и Елабуге. В Казани полилингвальный комплекс «Адымнар – путь к знаниям и согласию» работает на базе школы № 165, которую после реконструкции передали начальной школе (на 480 учеников), и во вновь возведенном здании на ул. Бондаренко (свыше 2500 учащихся). В свою очередь, проектная мощность «Адымнар – Алабуга» Елабужского муниципального района рассчитана на 1224 места.
Полилингвальный комплекс «Адымнар» найдет продолжение в своем развитии. По мнению Ильсура Гараевича, обучение на трех языках является беспрецедентным началом не только для нашей республики, но и для страны в целом. Учитывая сложившуюся ситуацию, уровень владения языками, в них предлагается на выбор две траектории обучения. «Для наших детей есть и билингвальные и полилингвальные траектории. Никаких принуждений нет, никто никого не заставляет учиться», – подчеркнул министр.
Полилингвальная траектория включает в себя углубленное изучение сразу трех языков: татарского, русского и английского. Начиная с 7 класса предметы преподаются на трех языках. Такая учебная программа ориентирована на детей, которые владеют татарским языком уже на момент поступления в школу. Билингвальная траектория (второй вариант обучения) предполагает обязательное изучение татарского языка как государственного языка Республики Татарстана, углубленное изучение английского и преподавание на трех языках. Программа была разработана с ориентацией на детей, которые не имеют глубоких знаний по татарскому языку. Кроме этого, в загородных центрах дополнительного образования планируется организовать летний отдых, проводить подготовку к олимпиадам и профильные языковые смены.
Во время общения с директором казанского полилингвального комплекса Айдаром Шамсутдиновым, который и сам в совершенстве владеет, кроме русского и татарского, турецким и английским языками, он рассказал, что перед руководством и учащимися поставлены на порядок более высокие задачи. Как он объяснил, учащиеся, которые изучают татарский язык как государственный, по международным стандартам, выходят на уровень В1, а ученики, которые изучают татарский как родной, выходят на уровень С1.
КОГДА ПРЕКРАТИТСЯ УЧЕБА ВО ВТОРУЮ СМЕНУ?
Одна из самых важных проблем, на которую жалуются родители, – это учеба детей во вторую смену. Особенно трудно приходится жителям крупных городов, таких как Казань. Несмотря на то, что сегодня в Татарстане, в отличие от российских регионов, нет третьей смены, а во вторую смену учатся 50 тыс. детей, т.е. 11% от общего количества школьников, этот вопрос руководители не снимают с повестки. Радует, что с каждым годом количество детей, которые вынуждены учиться во вторую смену, уменьшается. Нельзя забывать, что в классе, где учатся около 40 человек, на учителя ложится большая нагрузка. Эта проблема решается по мере того, как возводятся новые учебные учреждения. Так в 2020 году было открыто семь школ и два пристроя в Казани, Чистополе, Елабуге, Альметьевске, Пестрецах.
А в районах с новой интенсивной застройкой, таких как, к примеру, в казанском жилом комплексе «Салават күпере», строительство детсадов и школ предусмотрено по плану застройки. В нем уже готова к открытию одна школа и началось строительство второй. На вопрос журналистов о здании татарской гимназии №18 (г. Казань), Ильсур Хадиуллин ответил, что проектную мощность увеличат за счет пристроя: «Этот вопрос давно поднимали, но не могли решить до конца. В следующем году планируется проектирование по возведению пристроя. Спасибо Президенту республики».
Министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин
Вторая очень актуальная проблема связана с наличием мест в детсадах. Нередки случаи, когда пришло время маме выходить из декретного отпуска, а детей оставить не с кем. Родители дошколят по-прежнему испытывают сложности с трудоустройством детей в детсады даже при наступлении трехлетнего возраста. Для решения этого насущного вопроса на будущий год запланировано строительство 13 детских садов почти на 3 тыс. мест.
ЧТО ЕДЯТ И ПЬЮТ НАШИ ДЕТИ?
Говоря о питании, опять вспоминаешь тот анекдот. Несомненно, наши мамы и бабушки готовят лучше всех. А вот чтобы узнать, как и чем питаются ученики, даже депутаты и мэры городов время от времени осуществляют «вылазки» в школы. У меня самой есть толика сомнения, что качество еды в день прихода больших гостей и качество ежедневного меню одинаково. Будем надеяться, что я ошибаюсь. Не зря же родители постоянно звонят на «горячую» линию управления образования. Хотя правительство выделяет деньги и на модернизацию оборудования и осуществляет проверки предлагаемых блюд, проблема до конца не решена.
О том, что жалоб хватает, говорил и глава татарстанского Министерства образования. Кто-то недоволен временем организации питания, кто-то качеством блюд. В наше время никто не звонил и все дети всегда были довольны. Наоборот. Мы с нетерпением ждали окончания второго урока, чтобы бежать в самую простую школьную столовую. А какие сейчас красивые столовые, их так и называют «школьные рестораны». Вот уже восемь лет в Татарстане реализуется программа капремонта учебных заведений, в соответствии с которой школьным столовым придаётся современный вид. Неудивительно, ведь здесь детям прививают эстетический вкус. На модернизацию школьных пищеблоков республика выделила 1 млрд рублей. «Таких программ нет нигде!» – подчеркнул министр образования и науки Ильсур Хадиуллин.
Благодаря решению российского правительства, с начала прошлого учебного года 209 тыс. учащиеся начальной школы получают бесплатное горячее питание. «Для этих целей было выделено 860 млн рублей, 58 процентов из них оплачивает бюджет России, а 42 процента – за счет республиканской казны. Некоторые российские регионы отложили реализацию до 2023 года, но в Татарстане медлить не стали».
Все это замечательно, осталось еще пересмотреть зарплаты поварам. Буквально за несколько недель до пресс-конференции сразу в двух городах, в Альметьевске и Набережных Челнах, с работы из-за низкой зарплаты уволились повара, а ученики вынуждены были ходить в школу с сухим пайком, выданным родителями. Уровень зарплаты учителей уже пересмотрели: с этого года за классное руководство они начали получать доплаты, из которых базовая ставка составляет 550 рублей, 80 рублей из расчета за каждого ребенка и сама федеральная выплата 5 тысяч. Таким образом, ежемесячно педагог может дополнительно к заработку получить около 8 тысяч рублей. Работа классных руководителей достаточно сложная, и министр подчеркнул, что он не согласен с критикой в их адрес.
ОБЩИЙ ЯЗЫК С УЧИТЕЛЯМИ
В последние годы в интернет-пространстве нередки случаи, когда ученики снимают уроки и выкладывают запись на общее обозрение. По данному вопросу Ильсур Хадиуллин высказался достаточно жестко и дал понять, что не одобряет видеосъемку учениками учителей в школах, с чем нельзя не согласиться. Он посоветовал родителям, которые по непонятной причине просят своих детей-школьников записывать уроки, и представителям общественных организаций прежде, чем писать в прокуратуру и другие надзорные органы, Минобрнауки, отдел образования, найти общий язык с классными руководителями. По его мнению, «нужно решать вопросы сообща, а не осуждая, не обсуждая учителей. От этого никто не выиграет, это проигрышный вариант».
Остается надеяться, что родители, вдоволь намучавшись со своими детьми, пересмотрят свой взгляд на роль школы и педагогов и изменят свое поведение. Учителям психологически сложно работать в условиях, когда ученики снимают или записывают урок. Самим учителям теперь приходится быть психологами. В целом в татарстанских школах республики работают 533 психолога. По данным министерства образования, в учебных учреждениях насчитывается 23 780 классных руководителей. «Они знают, как вести работу с родителями, детьми из группы риска… Ни один психолог не поможет всему коллективу, если нет желания у самого учителя. Есть те, кто организовывает авторские курсы, они свои полезные советы дают родителям, учителям и детям», – подчеркнул глава ведомства.
Для повышения квалификации учителей в Казани впервые открываются центр непрерывного профессионального роста педагогов и центр оценки компетенций педагогических руководящих кадров. Министр подчеркнул, что оба центра смогут дать независимую оценку профессиональным навыкам учителей, однако заставлять их в обязательном порядке сдавать «ЕГЭ для педагогов» никто не будет.
Самое главное, в Татарстане не планируют переходить на дистанционное обучение, а педагоги, несмотря на сильный стресс, справились очень даже неплохо. В будущем определенные элементы онлайн-обучения планируется включить в стандартные школьные методики.
К сожалению, журнал «Мәгариф» не получил положительного ответа на один из своих вопросов: как быть с гаджетами и можно ли на государственном уровне запретить их в школах? Необузданное желание учащихся играть в телефонные игры даже во время уроков осложняет работу педагога. В недалёком будущем оно обязательно скажется и на качестве знаний. Ни для кого не секрет, не только во Франции, но и в некоторых других странах Европы ученикам запрещено иметь мобильный телефон на всей школьной территории. Наш Министр пока намерен оставить этот назревший вопрос на откуп родителям. Оно и понятно, защищая своих чад от школы, мы, родители, слишком много позволили им демократии. Вот теперь барахтаемся в собственном либеральном соку.
Комментарийлар