Логотип Магариф уку
Цитата:

РОДИНА ТАТАРСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Республиканский семинар по истории Восточного Закамья 3 октября 2023 г. журналисты журнала «Магариф» были приглашены на семинар, посвященный теме изучения истории родного края. Семинар прошел в с. Акт...

Республиканский семинар по истории Восточного Закамья
 3 октября 2023 г. журналисты журнала «Магариф» были приглашены на семинар, посвященный теме изучения истории родного края. Семинар прошел в с. Актаныш и был посвящен освещению темных уголков истории татар Восточного Закамья. Данное мероприятие стало результатом плодотворного сотрудничества Исполнительного комитета Актанышского района Республики Татарстан и Института истории имени Ш. Марджани АН РТ.
Академическая деятельность, будь это исследовательский, обобщающий или просветительский проект, должна нести в себе нотку актуальности, являющейся причиной всего предприятия. Нужна весомая причина, чтобы вырвать из лап безвестности полезные для общества сведения. Причиной данного события является увеличение количества фальсификаций и подмены фактов истории этого края.

Тематика выступлений была тесно связана с данной проблемой. В качестве лекторов были приглашены специалисты Института истории имени Ш. Марджани, исследовательское поле которых находится в этой плоскости.
С докладом о вопросах формирования сословных групп Восточного Закамья выступил Радик ИСХАКОВ, заведующий отделом истории Поволжья и Приуралья. Его выступление раскрыло тему, касающуюся истории Восточного Закамья, конкретно – сел и население данного региона.
Согласно тексту его выступления, данная территория занимает особое место в процессе конструирования современной татарской идентичности. Еще со времен Волжской Булгарии данная территория активно осваивалась булгарами. Первые населенные пункты, военно-административные центры, торговые фактории появились примерно в этот период татарской истории. В дальнейшем в период Золотой Орды и Казанского ханства территория Восточного Закамья стала частью Акидельского улуса. Начинает формироваться система феодального землевладения и земледелия в целом. Особенности географии края препятствовали развитию скотоводства, и, следовательно, земледельческое население было основным в процессе колонизации. Основным катализатором в процессе освоения этих территорий стало вхождение Казанского ханства в состав Московского царства.
Во второй половине XVI в. здесь начинает развиваться колонизация через раздачу земель на правах оброчных вотчин. Земли получали ясачные татары, которые должны были платить ясак в Казань. После строительства Уфы все население Восточного Закамья начинает фиксироваться как ясачное население Уфимского уезда, то есть ясачный оброк шел в Уфу, соответственно, они и отмечались как башкирцы.
Данная территория еще с раннего Средневековья в источниках отмечалась как территория «баскотир». Это были мадьяры, венгры, хотя в период Золотой Орды многие были либо выселены из Закамья, либо тюркизированы, но историческая традиция сложилась так, что московская администрация, служилое сословие, обладавшее правами на земли данного региона, называла группу населения башкирцами. То есть это социальная, а не этническая категория.
Данное явление характерно для этого периода русской истории. Использование социальных категорий, не учитывавших этнокультурные особенности народов, встречается в Верхотурском, Тюменском, Томском уездах. Встречаются примеры, когда разделенная уездной границей одна племенная группа по разные стороны уезда назывались по-разному.
Мы видим формулу социального обозначения группы неэтнической. В Восточном Закамье под башкирцами подразумевались татары, процесс их интеграции в состав сословия продолжался на протяжении XVII–XIX вв. Например, жители д. Мушуга Актанышского района в споре с представителями других сословных групп, для подтверждения своих прав на землю, ссылались на тарханную грамоту Сахиб Гирея[1]. Подобная практика прослеживается вплоть до XVIII в., до момента интеграции в состав сословия башкирцев.
Источники XVI в. позволяют видеть, как ясачные татары переписывались в башкир, ввиду административной унификацией и постепенным подчинением ясачных татар. В то время как крупнейшие волости Восточного Закамья были сформированы ясачными татарами из их оброчных волостей. Многие документы из РГАДА[2] подтверждают данную версию.
Следующий этап интеграции ясачных татар в сословие башкирцев – это формирование Башкиро-мещерякского войска[3]. Это было вхождением башкир в военно-служилое сословие Российской Империи. С середины XIX в. члены войска должны были фиксироваться как башкиры, хотя войско комплектовалось из кантонов Восточного Закамья. В метрических записях бывшие тептяри начинают записываться как ново-башкирцы. Это также подтверждает сословную природу термина в отношении населения Восточного Закамья.
Башкиры продолжали пользоваться правами на землю, и поэтому во многом до 1917 г. в документах термин будет еще звучать. Только отмена сословной структуры и Декрет о земле подтолкнули подавляющее большинство башкирцев, например, Мензелинского уезда, обозначить себя как татары.
В итоге можно сказать, что здесь было единое татарское население, разделенное по сословному и территориальному признаку. Этот тезис должен быть принят.
 
Следующим докладчиком на конференции стала Эльмира САЛАХОВА, старший научный сотрудник отдела новой истории. Она раскрыла тему важности изучения исторических источников, имеющих отношение к краеведению.
Для краеведа, в отличие от другого историка, важно уметь взаимодействовать с различными источниками. Для специалиста по конкретной теме, например, Первой мировой войны, круг источников, проблематика, языки обозначены большой историографией. В то время как человеку, пишущему историю конкретной деревни, сложнее. Ему необходимо знать как минимум язык, на котором люди общались, основы их быта, географические условия, досуг. Все эти элементы жизни постоянно менялись, а поиск взаимосвязи между ними, степень зависимости и влияния тяжелая, но выполнимая задача.
Краевед, имея в распоряжении плоды устного народного творчества, эпиграфические памятники, а иногда и археологические сведения, как и любой другой историк, все равно должен опираться на письменные источники. Это – одна из основных проблем краеведения. В историографии крайне мало источников татарского происхождения, преимущественно используются памятники из государственных архивов, где хранятся документы, произведенные со стороны государства, а не народа.
Поэтому доклад был посвящен именно татарским источникам и методологии их изучения. Автором значительное внимание уделяется арабской графике, так как именно эта графика была основным способом письма до XX в. Из этого вытекает основная проблема современного краеведения. Людей, владеющих арабографичной письменностью, очень мало, поэтому широкий пласт татарской истории и культуры до начала XX в. остается в тени.
Работа с этими источниками сильно упрощена в наши дни. Теперь вовсе не обязательно сидеть в архивах и долгое время искать интересующий аспект в библиографическом справочнике. Уже сейчас в рамках проекта «Цифровое наследие» Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова АН РТ проводит оцифровку письменных источников по истории татар. На их сайте уже можно найти и ознакомиться с журналами начала XX в.
Стоит дать и краткую характеристику основным изданиям указанного периода.

  • Календарь Каюма Насыри. Результат его трудов, несмотря на название, выполнял функцию новостного агрегата.

  • Ежедневной газетой, освещавшей все события в Казанской губернии, был журнал «Казан мөһбире» – «Казанский вестник». Она содержала различную информацию, и представляет из себя интерес как источник по истории повседневности и краеведения.

  • Газета «Йолдыз» – «Звезда», повествующая о политических событиях.

  • Также и «Вакыт» – «Время». Много исторических проблем поднимается в данной газете, к тому же она напрямую связана с Риза Фахретдином[4].


Метрические книги являются лучшим документом по истории сел. Они содержат в себе огромное количество статистической информации – о рождаемости, смертности, заключении браков и о многом другом. Также метрические книги – важный источник социального, сословного анализа. Однако они не могут способствовать этническому анализу населения, так как в них не указывалась национальность человека, а обозначалась только его конфессиональная принадлежность.
Подытожив, можно сказать, что самое главное в деятельности краеведа – это работа с историческими источниками. Приметой качества данного занятия является способность к верной интерпретации информации, возможность разобрать и взять те сведения, которые соответствуют своему историческому контексту.
Дальше прозвучал доклад Мирсила АГЛЕТДИНОВА, директора краеведческого музея с. Актаныш Актанышского МР РТ. Свое выступление он посвятил взаимосвязи изучения локальной истории и деятельности краеведческого музея.
В первую очередь он отметил то, как при сотрудничестве с районной администрацией удалось собрать хороший материал, связанный с прошлым Актанышского района. По результатам работы, планируется организовать отдельную выставку в качестве демонстрации итогов общего труда Комитета по образованию и фондов музея.
Во-вторых, он предложил вернуть в практику формирование школьных ежегодных альбомов и подчеркнул значимость их в исследовании прошлых времен истории края. Данная работа позволила бы отправить в будущее повседневную жизнь школьников нашей современности.
В-третьих, им было предложено организовать уроки истории в краеведческом музее. Данная практика позволила бы связать детей с историей края и изменить их отношение к малой родине.
В рамках семинара обсуждалось множество тем, так или иначе связанных с краеведением или проблемами методологии в целом.
 
Отдельного внимания заслуживает выступление Альберта МАНСУРОВА, директора Актанышской СОШ № 1. Его материал был посвящен первому татарскому актеру, трагику Мухтару Мутину. Актуальность этой темы связана с тем, что вклад Мутина в татарскую культуру несоизмеримо больше, чем сохранившаяся о нем память. Поэтому с целью решения данной проблемы было предложено организовать драматический театр в Актаныше и дать ему имя татарского Гамлета.
Кульминацией мероприятия стала презентация книги, ставшей результатом коллективного труда краеведов и сотрудников Института истории им. Ш. Марджани. Научная работа посвящена татарским селениям Восточного Закамья. Халида БАГАУТДИНОВА, научный сотрудник отдела истории Поволжья и Приуралья, рассказала о процессе сбора материалов и о содержании сборника. Научный труд вобрал в себя историю деревень и сел, компактно расположенных на территории Восточного Закамья. С 2017 по 2021 г. было выпущено 4 книги, каждая из которых излагала историю той или иной части Республики Татарстан, написанную на краеведческом материале.
Задача семинара была сформулирована просто. Необходимо было пролить свет на исторические события, определившие облик восточных районов Республики Татарстан. Резюмируя содержание материалов, представленных на семинаре, можем сказать, что история Восточного Прикамья – это процесс движения различных обществ, групп населения, активно обменивающихся и меняющихся под влиянием различных условий, но сохраняющих любовь к своей родной земле.
 
Инсаф ГАЛЯУТДИНОВ ФОТО  Сюмбель Таишева
[1] Сахиб I Гирей (1501–1551) – хан Казани (1521–1524) и Крыма (1532–1551). Младший сын крымского хана Менгли I Герая, младший брат Мехмеда I Герая, предположительно дядя султана Сулеймана Великолепного. Основатель Бахчисарая.
[2] Российский государственный архив древних актов. – Прим. автора.
[3] Башкиро-мещерякское (башкиро-мишарское) войско – это иррегулярное войско, сформированное по типу казачьего в России в самом конце XVIII столетия императором Павлом I (1796–1801). – Прим. автора.
[4] Ризаэтдин Фахретдинович Фахретдинов – татарский ученый-просветитель, историк, богослов, религиозный и общественный деятель (1859–1924). – Прим. автора.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ