Логотип Магариф уку
Цитата:

Рустам Минниханов поздравил татарстанцев с Днем русского языка

Русский язык играет особую роль как средство межнационального общения в России и на большей части постсоветского пространства. Об этом заявил Президент Татарстана Рустам Минниханов по случаю...

Русский язык играет особую роль как средство межнационального общения в России и на большей части постсоветского пространства. Об этом заявил Президент Татарстана Рустам Минниханов по случаю празднования Дня русского языка и 223-летия со дня рождения великого русского поэта Александра Пушкина.
«Своим гениальным творчеством он не только воздвиг себе нерукотворный памятник в сердцах благодарных потомков, но и поднял на недосягаемый пьедестал живое русское слово, вдохнув в родную литературу дух свободомыслия, искренности и подлинной народности. Значение Пушкина для русской поэзии, многонациональной России и всего огромного русского мира невозможно переоценить: по точному выражению Сергея Есенина он „русской стал судьбой“. Бессмертная поэзия и всеми узнаваемый пушкинский образ неразрывными духовными нитями связаны с русской словесностью, многогранной российской культурой, поэтому международный День русского языка по праву отмечается в день рождения великого поэта.
Русский язык был и остается одним из важнейших мировых языков, служащим средством межнационального общения не только в Российской Федерации, но и на большей части постсоветского пространства. В Татарстане, где на протяжении многих веков осуществлялось мирное, уважительное взаимодействие разных народов и религий, развитию русского языка наравне с татарским и другими национальными языками традиционно придается приоритетное значение. Особое значение деятельность по популяризации нашего общего языкового богатства приобретает в Год культурного наследия народов России, проводимого в целях сохранения этнокультурного многообразия и культурной самобытности всех этнических общностей нашей страны.
В настоящее время в связи с известными международными событиями русский язык, как и вся наша многонациональная российская культура, нуждается в защите и активном продвижении на всех уровнях. В этой связи уместно вспомнить поучительные строчки известного советского поэта Ярослава Смелякова: „Владыки и те исчезали / мгновенно и наверняка, / когда невзначай посягали / на русскую суть языка“. Уверен, что история со временем расставит всё на свои места и великая русская культура неизбежно займет подобающее ей место на европейском пространстве и во всем мире.        
Искренне желаю всем вам, дорогие друзья, с удовольствием и пользой отметить День русского языка, насладившись великолепным пушкинским словом и общением с добрыми друзьями и единомышленниками!» — отметил в поздравлении Минниханов.
В своем Telegram-канале Президент Татарстана также выложил видеопоздравление с 223-летием классика. В ролике звучат фрагменты различных произведений Пушкина.

По материалам "Татар-информ"

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Татары на карте России

Разговор о том, как будет проходить юбилей Института истории имени Ш. Марджани, какие проекты необходимо реализовать в Казани, чтобы она по-прежнему была столицей федерального значения, состоялся в ст...

Татары на карте России
Разговор о том, как будет проходить юбилей Института истории имени Ш. Марджани, какие проекты необходимо реализовать в Казани, чтобы она по-прежнему была столицей федерального значения, состоялся в старинном здании под Кремлем, где сейчас работают ученые-историки и проводятся научно-практические конференции. Его история очень интересна: здание несколько раз кардинально меняло свое предназначение: фабрика, тюрьма, больница. Наконец ее передали ученым-историкам. Предлагаем вниманию беседу директора Института, доктора исторических наук Радика САЛИХОВА и главного редактора общественно-педагогического журнала «Магариф» – заместителя генерального директора АО «Татмедиа», кандидата социологических наук Сюмбель ТАИШЕВОЙ.

С.Т. – Радик Раимович, с момента открытия Институт истории по праву находился на территории Казанского Кремля. Пару лет назад вы переехали в обновленное здание 18 века, известное как фабрика купца Ивана Михляева. Казанцам же оно больше известно как пересыльная тюрьма, в которой содержались декабристы по пути в ссылку в Сибирь. А в последние десятилетия здесь размещалась онкобольница. Нашлись ли во время реконструкции какие-нибудь интересные артефакты в подвале или в других секретных частях здания?
– Мы въехали в целиком отремонтированное здание, в котором под навесными потолками сохранились сводчатые потолки, характерные для построек 18 века. Само помещение по понятным причинам было несколько раз перестроено. Во второй половине 18 века суконная мануфактура, принадлежавшая купцу Михляеву, была весьма успешной, но имела небольшие объемы производства. Поэтому в 1724 году, после Указа Петра I о передаче удачливому купцу государственной шерстяной фабрики в собственность, Михляев перенес свое производство на Шарную гору (ныне ул. Калинина). Эта часть города до сих пор сохранила свое название как Суконная слобода.
С 1776 года, согласно губернской реформе Екатерины II, в освободившемся здании начинается история так называемой приговорной или пересыльной тюрьмы.
Она просуществовала более полутораста лет.
С.Т. – Недалеко от нее, в центре Казани, в 1807 году, в годы царствования Александра I, согласно его указу о создании этапов на пути в Сибирь, была построена еще одна тюрьма, которая в этом году отметит свое 215-летие. Была ли в прошлые столетия связь между пересыльной тюрьмой и близрасположенной новой тюрьмой на улице Япеева, которую в обиходе называют тюрьмой-замком?
Р.С. – В тюрьме на нынешней улице Япеева содержались в большинстве своем уголовники и должники. В 60-х годах 19 века появились и «политические» заключенные, в том числе участники Казанского заговора, организованного офицерами-поляками и примкнувшими к ним студентами Казанского университета.
В тюрьме под Кремлем находились заключенные, которых суд приговаривал к ссылке (тюремному сроку), где они ждали своей дальнейшей участи – отправки по этапу. В числе таких были и декабристы. Если заключенных отправляли по Сибирскому тракту, то их дальнейшая дорога пролегала через Арск – Малмыж – Дебесы. Дорога эта называлась по-разному: каторжанской или «Әби-патша юлы». По словам очевидцев, заключенные шли, гремя кандалами по сто-двес-
ти человек, связанные между собой. В Дебесах Сибирский тракт соединялся с Пермским трактом, который еще назывался Петербургско-Вятской ветвью Сибирского тракта. В 18 и 19 веках это было начало очень тяжелого и страшного пути для многих заключенных, некоторые из них не доходили до пункта назначения. Впоследствии для перевозки осужденных стали пользоваться гужевым транспортом. Только потом появились столыпинские вагоны, что чуть облегчило им жизнь.
В стенах пересыльной тюрьмы короткое время находился Владимир Ульянов после своего ареста в сходке в Императорском Казанском университете с 4 по 5декабря 1887 года. Этот факт привлекает многих гостей города. Он ожидал решения суда, в соответствии с которым его затем отправили в село Кокушкино в 30 верстах от Казани, в имение его деда Александра Дмитриевича Бланка.

С.Т. – Мне доводилось читать о том, что здесь более года в ожидании приговора сидел неоднократно судимый при Николае II потомственный конокрад Шакур Рахимов вместе с членами своей преступной банды. В 1926 году он и еще 15 земляков были приговорены к расстрелу с конфискацией имущества. Однако о том, что сюда был заключен главный организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года в России Владимир Ленин, известно немногим. А ведь сам факт мог бы привлечь туристов, допустим, китайцев, которым нравится путешествовать по России в рамках «красного маршрута».
Р.С. – Этот важный исторический факт особо не рекламируется. Саму табличку на здание просто так не повесишь, поскольку эта территория входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. На сегодняшний день вся историческая планировка здания изменена. Мужское отделение тюрьмы находилось на втором этаже. Линия помещений по направлению к нашей приемной – это была линия тюремной больницы для мужчин. На другой стороне находились тюремные камеры. В одной из них содержался Ленин. Конечно, было бы интересно, если одну из комнат оборудовать как комнату-музей. Недалеко находилась часовня. Имелся цейхгауз – хранилище для оружия. Первый этаж здания занимало женское отделение тюрьмы.
С.Т. – Получается, что раньше не было отдельных тюрем по гендерному признаку? Хотя, по воспоминаниям историков, в предыдущие столетия в Казани были целые районы с высокой преступностью и проституцией.
– Да, в этом плане полное равноправие. (Смеется. – Ред.) Память об этом хранит тюремный двор, по которому прогуливались заключенные. Разгул преступности пару столетий назад был высоким. Если взять газеты конца 19 века и прочитать криминальную хронику Казани, то можно ужаснуться. Трудно представить, но были районы, на территорию которых приличный человек просто не мог зайти, к примеру, в находившуюся недалеко отсюда Мокрую слободу. Так называлась часть города в близости от железнодорожного вокзала, на месте современных улиц Сакко и Ванцетти (Ямской) и Коротченко.
В те времена было много пьяных драк. В темное время суток на ту территорию Казани, которая находилась за дамбой – это район Адмиралтейской слободы – жителям было рекомендовано не ходить. Вечером там постоянно происходили ограбления. Если было необходимо, то люди специально нанимали экипаж, который очень быстро ехал. Кучера экипажей отбивались кнутами. Криминальная ситуация была крайне сложной из-за бедности населения и большого количества приезжих. Много было бродяг и безработных.
С.Т. – Когда Каюм Насыри искал небольшое помещение под свою татарскую школу в Мокрой слободе, тоже столкнулся с этой проблемой.
Р.С. – В историческом плане это было 120 лет назад.
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ИСТОРИИ КАЗАНИ
С.Т. – Одним из моих любимых телевизионных каналов являлся международный канал Viasat History, на котором транслируются различные исторические сериалы, документальные фильмы об истории и изобретениях. Особенно нравится концепция передачи «Time team», где группе журналистов дается возможность выезжать вместе с археологами и участвовать в исследовании определенной территории. Мы с семьей живем в центре Казани, и очень больно видеть, как сносят старинные здания, качество строительства которых, на мой взгляд, намного лучше современных строений. Когда сносили здание Дома медработников, я на минутку представила, как будто бы на эту территорию приехала команда той известной передачи. Думаю, что центр Казани все еще таит в себе исторические секреты.

Р.С. – Я тоже люблю эту передачу. Она позволяет привлечь внимание людей к истории, археологии, за счет интересной и современной подачи материала. Сейчас наблюдается достаточно активная застройка исторического центра.
Недавно в центре Казани около Черного озера в пяти минутах от Казанского Кремля построили новый дом. Никак нельзя сказать, что строительство на этих территориях начинается без археологических экспертиз. Археологические исследования проводятся всегда. Строительство ни одного дома, ни одного путепровода или дороги не начинается без археологических исследований. Этим занимается Институт археологии. Это их прерогатива. Думаю, что они, опубликовав результаты своих исследований, откроют новые, занимательные страницы из истории нашего древнего города.
С.Т. – Сейчас для распространения информации, новостей усердно пользуются современным ресурсом – соцсетями. Ваш коллектив тоже активно продвигает проекты с применением новых технологий. Думаю, в этом случае вашей целью является продвижение знаний по истории в молодую аудиторию. Я знаю, что востребован авторский интернет-канал об истории, культуре и повседневности татар , созданный доктором исторических наук Лилией Габдрафиковой. Как возникла идея подготовки видео-
сюжетов «Татары: происхождение народа», «Краткая история татар», «История ТАССР за 10 минут», «История Казани» и другие?
Р.С. – Инициатором популяризации истории еще несколько лет назад был наш директор института Рафаэль Хакимов, и возникновение проекта коротких роликов целиком его идея. Он вместе со своей творческой командой плотно работал над сценариями роликов. Нас радует, что сегодня у некоторых из них более одного миллиона просмотров. Когда в 2020 году руководством была поставлена задача расширить эту деятельность и активизировать ее, наши ведущие ученые подключились к этой работе и начали создавать свои аккаунты на Яндекс.Дзен и в ютуб-канале. К примеру, Айдар Гайнутдинов ведет свой авторский канал; под патронажем Марата Гибатдинова идет «Татарский мир»; Лилия Габдрафикова работает на трех личных каналах; Лена Миронова ведет проект по русской истории и является автором проекта «Записки из провинции». Речь идет о ресурсах Яндекс.Дзен и ютуб.
Для того, чтобы снять сложный ролик с компьютерной анимацией, который бы набрал большое количество просмотров, требуется
солидное финансирование. Пока большинство материалов мы делаем на энтузиазме ученых. В этом деле есть свои сложности. Академические ученые мыслят жесткими, научными стереотипами. У них тяжеловесный, профессиональный язык с непонятной терминологией для широкого круга читателей. Учитывая такой факт, мы все усилия направляем на то, чтобы материалы подавались в формате художественного рассказа. Рафаэль Сибгатович сам прекрасно владеет этим методом. Он очень красиво и увлекательно рассказывает о сложном на доходчивом языке. Есть еще несколько ученых, которые могут это сделать на его уровне.
Мы делаем особый упор на то, чтобы дать сообщения, сюжеты и лекции в интернете наших ведущих специалистов по уникальным темам, которых больше нет нигде. На сегодня готовы сюжеты, посвященные к 1100-летию ислама, жизни русского царя Петра I. В этом году будет юбилей – 350 лет со дня его рождения . В 1722 году при отправлении в Персидский поход царь был в Казани с визитом. Он, кстати, тогда посетил и наше здание, бывшую суконную фабрику. Так что в этом году мы отмечаем еще один юбилей – 300-летие этого посещения. Во многом благодаря ему у нас в столице появилось несколько фабрик – суконная, овчинная, кожевенная. Тем, что на карте города появилась Адмиралтейская слобода, Казань тоже обязана Петру I. Адмиралтейство по созданию кораблей и судов было организовано в 1718 году по его распоряжению на пашенной земле Зилантова-Успенского монастыря близ села Бишбалта на поймах реки Казанка.
С.Т. – Кто еще из русских императоров был в Казани и оказал влияние на перевоплощение города? Из уроков истории, к примеру, помню, что Екатерина Великая внесла большой вклад в градостроительство нашей столицы. Она ввела регулярную планировку города: улицы должны были выстраиваться под прямым углом.
Р.С. – Визит Екатерины II в Казанскую губернию был особо значимым для татарского населения. После ее посещения Казани в России начала проводиться политика веротерпимости. Она сделала ислам равным другим конфессиям и тем самым фактически произвела революцию в истории татарского народа и вывела его на путь европеизации. Если говорить об изменениях в градостроительстве, то о них можно судить по старинным картам. К примеру, на одной из них можно увидеть хаотичные, кривые улицы Старо-Татарской слободы. Многие из них заканчиваются тупиками. После наложения на карту города европейского плана дома стали выноситься на прямую линию.
Приезд Павла I также имеет огромное значение, и он связан, прежде всего, с возрождением Казанской мужской гимназии. Впоследствии из нее вырос Императорский Университет. Сама гимназия возникла в середине 18 века и на десяток лет, говоря современным языком, «захирела». У губернатора в планах было возрождение гимназии в Присутственных местах в Кремле. В то время он строил себе огромный дом на Воскресенской (ныне – Кремлевской) улице. Павел I велел особняк передать гимназии, а губернатору с семьей разместиться на территории Кремля. С 1797 года в том прекрасном здании около шести лет функционировала гимназия, а в 1804 году сюда вселился вновь открывшийся университет. С легкой руки царя Павла I также было профинансировано строительство Гостиного двора, где сейчас находится Государственный музей.
С.Т. – Несколько лет назад в обществе активно обсуждалась тема установки памятников Екатерине Великой – Әби-патша, как ее называли татары, и Петру I. С точки зрения историков, это оправданно или нет?
Р.С. – Вопрос установки памятников российским монархам непростой, но актуальный. Ведь существуют разные оценки влияния их политики на Казанский край и в первую очередь на жизнь татарского народа. На мой взгляд, установка монументов – это увековечивание памяти тех личностей, которые оказали позитивное влияние на развитие нашего края. Это моя личная позиция. Если мы претендуем на столичный статус в рамках нашей страны, то должны помнить о монархах Великой Российской империи. Я бы ратовал за установку памятника Екатерине Великой за ее благие дела, за поддержку татар. Она первая разрешила возводить каменные мечети. В свое время меня критиковали за то, что я был сторонником установки памятника императрице. Я и сейчас остаюсь при своем мнении. Когда праздновали 300-летний юбилей дома Романовых в 1913 году, жители Старо-Татарской слободы Казани начали сбор средств для возведения на Юнусовской площади памятника Царствующему дому. Это была их личная инициатива. Тогда многие представители татарской интеллигенции, даже, к примеру, татарский ученый-богослов и известный общественный деятель Галимджан Баруди, были монархистами. Вспомним стихи Габдуллы Тукая, посвященные этой дате. «Рус җирендә без әсәрле, эзле без, / Тарихында бер дә тапсыз көзге без» («На русской земле проложили мы след, / Мы — чистое зеркало прожитых лет») . Хотя и поэт в этом произведении в первую очередь ратует за равные права татар, не может не признать того, что в силу обстоятельств живем на одной земле, укрепляя единое государство ратным трудом. Сохранилась фотография закладки камня памятнику. Однако они не успели это сделать из-за того, что началась революция, а потом – Первая мировая война. Деньги обесценились, и работа прекратилась.
Вопрос установления памятника Петру I дискуссионный. Однако нельзя отрицать, что монархи работали на созидание, а многие их замыслы способствовали развитию промышленности и становлению образования.
С.Т. – В качестве доводов противниками установки памятников приводятся примеры жестких поступков.
Р.С. – Цари всегда были жестокими, они не были либералами. Особенно в 18–19 вв. Думается, что памятник Петру I мог бы быть установлен в Адмиралтейской слободе, поскольку именно он создал в Казани самое крупное адмиралтейство на Волжско-Камском бассейне. Мы все еще живем понятиями из советских учебников, в которых написано, что цари – это угнетатели простого народа и что они в России устроили тюрьму народов. Мы по-прежнему думаем стереотипами. Это не совсем так: татары прошли через различные этапы становления и умеют приспосабливаться, поэтому нормально живут в нашей стране. Многие из них были служилыми людьми и верно служили Отечеству.
ВРЕМЯ ВЕРНУТЬ ДАНЬ ПАМЯТИ ПРЕДКОВ
С.Т. – Ваш институт занимается изучением казанских некрополей и планирует издать каталоги. Недавно мне попалась чудом сохранившаяся фотография Казаковской мечети, которая располагалась в Старо-Татарской слободе. Был шок, когда узнала, что когда-то здесь были захоронения татар.
Р.С. – Речь идет о территории Казани, расположенной в районе домов по ул. Татарстан, 7 – 13. Действительно, раньше здесь находилось старое татарское кладбище 17–18 веков, где нашли последний приют представители уважаемых семейств Апанаевых, Замановых, Субаевых, Чукиных и других. Захоронения были приостановлены в первой половине 18 века, поскольку оно было переполнено. На этом месте долгое время был пустырь. В связи с тем, что город разрастался, в 1860–1870-х годах начались разговоры, что эту землю отдадут под застройку. Мусульмане Старо-Татарской слободы прекрасно знали, что здесь лежат их предки, и чтобы этого не допустить, решили построить большую мечеть. Так в 1876 году появилась Казаковская мечеть. Каменное здание было очень качественно построено по проекту архитектора Петра Ивановича Романова на личные средства потомственного купца 2-й гильдии, почетного гражданина города Мухаметзяна Назировича Казакова (Абдулкаримова). Кстати, его усилиями в 1898 году было построено еще одно известное культовое мусульманское сооружение – Девятая соборная мечеть в Астрахани. Ходатайство написал казанский 2-й гильдии купец, потомок династии Аитовых-Замановых – Сулейман Мухаметзянович Аитов. Он сумел добиться разрешения строительства Соборной мечети именно на территории этого кладбища после выкупа земельного участка. Кыблу, направление на Мекку, рассчитал Шигабутдин Марджани. Финансированием строительства занималась вся татарская элита. Так в Казани появилась мечеть Казакова в виде одноэтажного здания с двумя залами и с восьмигранным минаретом над входом. Сама архитектура включала элементы классицизма, «кирпичного узорочья» и татарского декоративного искусства. К сожалению, спустя 100 лет после основания, она была снесена. Примерно на той же территории находилась школа Фатихи Аитовой для девочек.
С.Т. – Очевидцы рассказывали, что эту мечеть не могли снести несколько дней, настолько качественно она была построена. Было ли перезахоронение могил с этого старинного кладбища?
Р.С. – Когда сносили Казаковскую мечеть, то, естественно, близлежащую территорию благоустраивали. Везде были возведены высотные дома – сейчас там целый квартал – все они стоят на месте древнего зирата. В советское время перезахоронений не было. Когда древнее кладбище пришло в упадок в 18 веке, татары начали хоронить своих родственников в районе современной 5-й горбольницы недалеко от Азимовской мечети. Оно носило название «Ике бистә арасы зираты», что дословно означает «кладбище между двух слобод». Оно тоже прекратило свое существование спустя столетие. На карте города тех лет на территории Казаковской махалли значилась 17-я Соборная мечеть, которая также исчезла с карты города.
В северной части в первой четверти восемнадцатого века вместе с образованием Ново-Татарской слободы на сравнительно большой территории основали новое кладбище. Долгое время там сохранялись надгробные камни. Позже горожане и приезжие стали потихоньку захватывать его земли для строительства частных домов с туалетами. Галимджан Баруди очень сильно возмущался и говорил, что так нельзя осквернять память наших предков. Однако это их не остановило.
С.Т. – Трудно представить себе более ужасную картину. Помню, пару лет назад, когда из-за случившегося на ул. Татарстан, 13, обвала грунта, туда приехали историки-археологи и нашли остатки кирпичной кладки. А жители высказали опасение, что из-за размывания земли дождевыми водами могут разрушиться дома. Теоретически, возможно ли проведение раскопок между домами и осуществить перезахоронение останков татар, когда-то похороненных на этой территории?
Р.С. – Исторические исследования проводятся. Однако везде нужны археологи, а им нужно активизироваться с изучением местной археологии. Нужна программа, которая позволит тщательно исследовать Казань, Татарскую слободу. Волнует исторический вопрос: действительно ли около мечети Иске-Таш в Ново-Татарской слободе, которая была построена в 1802 году, были захоронены татарские воины, погибшие при взятии Казани в 1552 году. Такие легенды хранятся в памяти татар. Когда-то на этом месте (возможно, на братской могиле) был камень, откуда и произошло название мечети Иске-Таш – «Старый камень».
Для того, чтобы дальше продвинуться в этом вопросе, необходимо провести активные раскопки. В последние десятилетия у наших археологов было очень много работ в Болгарах и Свияжске при ограниченных силах. Теперь надо обратить внимание на Казань и Татарскую слободу – здесь произошли события, знаковые для нашей истории. В целом, археологическим центрам нужно тесное взаимодействие с общественностью и соответствующими организациями, которые ответственны за сохранение исторических памятников.
С.Т. – Какие наиболее значимые населенные пункты могут попасть в подобную программу?
Р.С. – Был вопрос с этнической историей Закамья, северо-западных районов Башкортостана, восточных районов Татарстана. Археологи могут сказать свое слово о том, какие культурные слои остались под землей этих территорий. Вот об этом нужно говорить.
СЛЕД МИГРАЦИИ ТАТАР-МИШАРЕЙ В ТАТАРСТАНЕ
С.Т. – Мне часто приходится ездить в Буинский район. Некоторые представители мишар говорят, что они не татары. И действительно, основная масса этой части татар отличается голубыми глазами, светлой кожей и светлыми волосами. В то время как татары более смуглые и кареглазые.
Р.С. – Буинск – это один из уездных городов Симбирской губернии. Здесь жило очень религиозное, очень акивное татарское население – татары-мишари. Это современная территория Буинского, Дрожжановского районов и часть Ульяновской области. В Буинском районе очень сильны древние русская и чувашская культуры. Было бы интересно расследовать эти территории с точки зрения археологии. В Татарстане все территории перспективны для исследования. Этническая история понятна: мы все, как один народ, сформировались еще во времена Золотой Орды. Татары-мишари – это татары так называемого Улуса Мукшы – огромной территории, куда входили нынешняя Рязаньщина, Нижегородчина. Оттуда, будучи военными, они мигрировали на территорию современных Буинского и Дрожжановского районов. Далее миграция шла в Закамье по пограничной линии, а затем татары ушли на земли, занимаемые современной Башкирией, и на Урал. Их язык, песни и менталитет ничем не отличаются от татар Закамья.
Мы провели генетическое исследование «Генофонд татар», результаты которого были недавно опубликованы. Это уникальное исследование. Ученые сравнивали гены казанских татар, татар Башкортостана, мишарей, кряшен. Никаких отличий нет. Фенотип мишар – внешний вид – может быть связан с тем, что их предки долгое время проживали на территории современной Мордовии, в Пензе и Рязани, где раньше превалировало мордовское население. Финно-
угорские народы в большинстве своем имеют светлый компонент. Возможно, это все оказало свое влияние. Мы изучали генетику народов, проживающих в Камско-Волжском бассейне. Исходя из наших исследований, можно сказать, что львиную долю генетического компонента у мишарей составляет европейский ген, характерный для русских, поляков, белорусов, немцев – это гаплогруппа R1A1. Поэтому мишари со светлой кожей и голубыми глазами выглядят как типичные жители Центральной России, Восточно-Центральной Европы.
С.Т. – Мой отец родом из деревни Вольнистан Буинского района, расположенной недалеко от границы с Чувашской Республикой. Мама приехала в Казань школьницей из противоположного – Азнакаевского – района, который располагается на границе с Башкирией.
Р.С. – Вольнистан (Вольный Стан) создали татары-мишари – военные казаки, которые были посланы из Нижегородчины, Арзамасского и Алатырского уездов. Каково значение топонимического названия «Вольный Стан»? Это Вальный стан – здесь, как граница, стоял вал для защиты от степняков, которые стремились его преодолеть. Казаки-мишари постоянно воевали с ногайцами и давали им отпор, не пуская через вал. Стан означает военное пристанище военных казаков, которые обосновались как пограничники. Когда ногайцев победили окончательно, бывшие казаки-мишари превратились в земледельцев. История осталась в названиях местности. Добавлю, что на взгляд ученых, наиболее древними являются гидронимы – названия водных объектов, и их никто не может перевести, поскольку эти языки вымерли. К примеру, никто не знает перевод названий рек «Вятка», «Волга», «Кама», «Москва».
С.Т. – По словам моего деда по матери, деревню Учалле обосновали три ветви татар. Он называл татар-тептяр, татар, переселившихся из Казанской губернии, почему-то их называли чуашами. А вот третий компонент я не помню.
Р.С. – Деревня Учалле Азнакаевского района относится к деревням, образовавшимся в результате миграции. Она появилась во второй половине 18 века, и есть вероятность, что в ее основании участвовали татары-мишари наряду с казанскими татарами. До 1920 г. селение входило в Стерлитамакскую волость Бугульминского уезда Самарской губернии, а затем вошла в состав Бугульминского кантона ТАССР. Все Закамье в 17–18 веках, включая Бугульму, являлось свое-
образной миграционной территорией.
ГРЯДУЩИЕ ПРОЕКТЫ ИНСТИТУТА
С.Т. – Семь лет назад в Санкт-Петербурге был открыт Северо-Западный научный центр имени Гумилева Института истории АН РТ.
В чем заключается его деятельность?
Р.С. – Этот центр был создан Распоряжением Кабинета Министров Татарстана для того, чтобы активизировать научные исследования истории татар северо-запада России и их взаимодействие с основными культурными и научными заведениями Санкт-Петербурга: Государственный Эрмитаж, Российский Государственный исторический архив, Санкт-Петербургский университет. В их архивах сосредоточено огромное историческое богатство и наследие, которое связано с нами. Татары принимали активное участие в строительстве Северной столицы.
Возглавил центр его бывший представитель Республики Татарстан в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, кандидат военных наук Шамиль Ахметшин. Он является автором ряда серьезных исторических трудов, посвященных татарам, которые составили элиту Российской империи, в том числе серии «Татары на службе Отечества», «Династия Романовых и мусульмане империи».
Ученый очень тщательно изучал творчество Льва Николаевича Гумилева – незаурядного ученого-востоковеда, автора теории пассионарности этногенеза. Судьба сына великой поэтессы Анны Ахматовой, которая по одной из версий происходила от ордынского хана Ахмата, была тесно переплетена со всеми перипетиями российской истории 20 века.
В другой книге Шамиля Камилевича рассказывается о князе, первом министре внутренних дел, канцлере Российской империи Викторе Павловиче Кочубее. Он был выходцем из семьи знаменитых казацких старшин, ведущих свой род от славных татарских воинов. Ему было суждено принимать участие в основных внешнеполитических событиях начала 19 века и фактически создавать новую систему управления Российской империи.
В этом году осенью совместно с руководством Полпредства Татарстана в Санкт-Петербурге планируем провести научно-практическую конференцию, посвященную юбилею Льва Николаевича Гумилева.
С.Т. – Речь зашла о юбилеях, но я не слышала о том, что вы с размахом отпраздновали свой юбилей. В июне 2021 года исполнилось двадцать пять лет со дня создания возглавляемого вами Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.
Р.С. – Юбилей не отмечали еще по одной причине. Хотя в 1996 году вышел Указ Президента Татарстана Минтимера Шаймиева о создании института, работу он начал спустя год после опубликования Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан. Эту дату мы стараемся увязать с днем рождения основателя института – кандидата философских наук, доктора исторических наук Рафаэля Хакимова. Мы планируем отметить торжественную дату в формате заседания Ученого совета в узком кругу друзей и партнеров.
С.Т. – Ученые Института истории им. Ш. Марджани работают в рамках обширной программы, которая охватывает не только выявление архивных материалов, но и написание совместных трудов с представителями ведущих вузов мира.
Р.С. – Сегодня между нашим Институтом истории и ведущими мировыми вузами налажено сотрудничество, к примеру, с Кембриджем, Оксфордом. По приглашению мечети Лондона мой заместитель Марат Гибатдинов несколько лет назад читал в английской столице лекции для широкой общественности и ученых о древней истории татар. Это сотрудничество было установлено при поддержке Конгресса татар. В целом, многие из слушателей имели слабое представление о том, кто такие татары. Вторая лекция «Ислам в СССР» вызвала большой интерес. В 2019 году был проведен большой форум, посвященный истории Золотой Орды совместно со Стамбульским университетом. Туда съехались ведущие ордыноведы со всего мира, в том числе из США, Европы, Казахстана, стран СНГ. Пока из-за пандемии, а затем из-за ситуации в мире наши визиты приостановились, хотя в планах – продолжить это сотрудничество.

Беседу записал Камиль ГАЗИЗОВ
Фотографии Юлии Калининой

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Яңалыклар битенә керегез

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ