Сто фотографий из СССР
Семь фотографов из Казани – Зуфар Баширов, Владимир Зотов, Султан Исхаков, Валерий Михайлов, Юрий Филимонов, Эдвард Хакимов и Рифхат Якупов – организовали выставочный проект «Сто фотографий из СССР»,...
Семь фотографов из Казани – Зуфар Баширов, Владимир Зотов, Султан Исхаков, Валерий Михайлов, Юрий Филимонов, Эдвард Хакимов и Рифхат Якупов – организовали выставочный проект «Сто фотографий из СССР», посвященный 100-летию Татарской АССР. Шестеро участников проекта были членами творческой фотогруппы «Тасма», известной в СССР и за рубежом. С татарского языка слово «тасма» переводится как «лента», и это символически обозначало работу фотографов в жанре документальной хроники, фиксировавшей время и пространство в современном им социуме. Тасмовцы находились под сильным влиянием личности и творчества Анри Картье-Брессона, яркого представителя документальной, репортажной фотографии, и считали себя его последователями – «брессоновцами».
Начало активной творческой деятельности авторов приходится на 70-е и 80-е годы прошлого столетия. С того времени в Татарстане и во всей стране произошли большие перемены, преобразившие социальную жизнь. Фотографии зафиксировали повседневную жизнь людей конца советской эпохи без приукрашивания действительности, создали точный портрет своего времени.
Тяготея к жанровой, социальной фотографии, участники проекта сумели избежать односторонности в демонстрации нашей жизни советского периода. На выставке соседствуют фотографии, показывающие как достижения государства, так и жизнь простых граждан – за работой и в минуты отдыха. Каждая фотография представляет собой отголосок прошлого, остановленный неравнодушным человеком. Так, снимок Зуфара Баширова «Помощь горожан в уборке урожая в колхозе» вызывает волну воспоминаний у людей, участвовавших в этом процессе. А фотография Юрия Филимонова «Праздник каши» связывает нас с древним обычаем, берущим свое начало от языческого обряда кормления ворона, который был тотемом рода. После принятия ислама, этот обряд стал сопровождаться чтением молитв и поминанием предком. Традиционные фотографии татарского национального праздника «Сабантуй» соседствуют с грузинским праздником «Тбилисо», снятым Рифкатом Якуповым, и литовским спортивным праздником, который зафиксировал Султан Исхаков.
Зуфара Баширова отличает тщательный выбор темы съемки, четкая композиция и социально-философское содержание кадра. В серии «Мельница» мы видим философию жизни. Столетиями наши прадеды мололи зерно, и так же в воздухе стояла мучная пыль. Затем лошадь везла мешки с мукой, а рядом шел уставший человек. И сто, и двести лет назад было так. Называя себя приверженцем реализма и документализма, Зуфар Баширов остается романтиком. Фотография, с которой начинается выставка, – символ будущего: мальчик на холме смотрит на новостройки. Заглядывая в это будущее, автор сохраняет в фотографиях историю своего народа, ибо без прошлого нет настоящего. Исчезая, прошлое забирает с собой не только язык, но и душу народа.
Основным направлением в фотографической деятельности Владимира Зотова стала репортажная жанровая фотография. Каждый его кадр – это меткий выстрел, останавливающий эмоциональное состояние человека. Детали запечатленного пространства – улица с людьми, дома, машины и многое другое – превращаются в декорации мини-спектакля, где главным героем является человек. Динамика остановленного мгновения подсознательно позволяет зрителю домысливать начало действия и его завершение. Самое удивительное в том, что Владимир Зотов работает без определенного сценария, опираясь на интуицию, профессиональный опыт, любовь к жизни. Это позволяет ему автоматически препарировать происходящие вокруг него события и мгновенно нажимать на кнопку фотоаппарата. Представленные фотографии демонстрируют его высокое мастерство фиксировать «решающий» момент в любой ситуации: как во время официальных событий, так и будней.
Целеустремленная деятельность Султана Исхакова позволила ему выработать собственное фотографическое видение: оно выходит за пределы газетной, журнальной фотографии советского, постсоветского времени и на высоком художественном уровне раскрывает более глубокие пласты жизни людей. На выставке показаны моменты счастья, преодоления и гармонии. Султан Искахов уделяет внимание отрицательному влиянию техногенной среды на природу. Об этом говорит его фотография «Расцвет цивилизации», призывающая беречь природу и думать о будущем человечества.
Валерий Михайлов активно участвовал в работе фотоклуба «Волга» и творческой группы «Тасма». На выставке мы можем увидеть его ранние черно-белые работы: «Минута отдыха» показывает эмоциональное состояние рабочих в минуты отдыха, «Мужчина из села Ключищи» – крестьянина с доброй улыбкой. Его известная фотография «Прыжок» участвовала в престижных фотовыставках и получила много наград. Особой его любовью является пейзажная фотография. Валерий Михайлов известен своей экспериментальной цветной фотографией – трансформированными и экспрессивными формами изображений.
Фотография стала для Эдварда Хакимова средством самовыражения, раскрывающим его отношение к миру и людям. Он работает в разных жанрах фотографии. Профессиональная деятельность Эдварда Хакимова как геолога, ученого, преподавателя позволили ему побывать в экспедициях и комплексных практиках со студентами во многих местах большой страны, начиная от Восточных Карпат до Восточной Сибири. Это отражено в снимках, демонстрирующих красоту Байкала, Волги, Узбекистана. Эдвард Хакимов организовал и в течение ряда лет руководил студенческим фотоклубом «Сююм», членами которого были и известные на сегодняшний день казанские фотографы.
Главная тема в фотографиях Рифхата Якупова – это татары: их история, прошлая и современная жизнь, культура, обычаи, религия. Участие в этнографических экспедициях и знакомство с традициями татар, сохранившихся в деревнях, произвели на него сильное впечатление, и эта тема захватила его. Он фотографировал жизнь и быт казанских, астраханских, сибирских татар, кряшен, мишар, знакомился с жизнью татар в других странах (Германии, Польши, Турции, Швеции и т.д.). Особое место в его творчестве занимает фотосъемка крымских татар, вернувшихся после депортации на свою землю, чтобы заново начать свою жизнь на родине. Работа в театре имени Галиаскара Камала позволила ему еще глубже понять историю, духовный мир и культуру татарского народа и расширить свой творческий диапазон фотохудожника. На выставке помимо работ из известной серии «Сабантуй» представлены фотографии гостеприимного грузинского народа.
На протяжении всей своей жизни Юрий Филимонов оставался романтиком, путешествовавшим по стране со своей фотокамерой. Он делал великолепные фотографии пейзажей, создавал добрые и искренние портреты людей. На выставке представлена фотография «Нелегкий маршрут», сделанная на Чукотке: этот снимок точно передает сложность выбранного пути, эмоциональное состояние туристов и красоту заполярной природы. Юрий Филимонов не успел реализовать все свои планы, но остаются его фотографии, которые содержат не только хронику истории республики, но и рассказывают о красоте северных церквей, встречах с удивительными людьми нашей страны, а также сотни цветных широкоформатных слайдов природы.
Хочется верить, что архивы фотографов не исчезнут, а будут востребованы потомками. Выставка свидетельствует о большой ценности фотоколлекций. Авторы показывают культуру народов, живших в советском государстве, семейные отношения и традиции, а также красивую природу огромной страны, протянувшейся от Дальнего Востока до Европы. Они помогают глубже понять духовную сущность людей, живших за «железным занавесом» под бдительным идеологическим контролем, но бережно хранивших генетическую память о своих предках и продолжающих оставаться частью глобального мира.
Начало активной творческой деятельности авторов приходится на 70-е и 80-е годы прошлого столетия. С того времени в Татарстане и во всей стране произошли большие перемены, преобразившие социальную жизнь. Фотографии зафиксировали повседневную жизнь людей конца советской эпохи без приукрашивания действительности, создали точный портрет своего времени.
Тяготея к жанровой, социальной фотографии, участники проекта сумели избежать односторонности в демонстрации нашей жизни советского периода. На выставке соседствуют фотографии, показывающие как достижения государства, так и жизнь простых граждан – за работой и в минуты отдыха. Каждая фотография представляет собой отголосок прошлого, остановленный неравнодушным человеком. Так, снимок Зуфара Баширова «Помощь горожан в уборке урожая в колхозе» вызывает волну воспоминаний у людей, участвовавших в этом процессе. А фотография Юрия Филимонова «Праздник каши» связывает нас с древним обычаем, берущим свое начало от языческого обряда кормления ворона, который был тотемом рода. После принятия ислама, этот обряд стал сопровождаться чтением молитв и поминанием предком. Традиционные фотографии татарского национального праздника «Сабантуй» соседствуют с грузинским праздником «Тбилисо», снятым Рифкатом Якуповым, и литовским спортивным праздником, который зафиксировал Султан Исхаков.
Зуфара Баширова отличает тщательный выбор темы съемки, четкая композиция и социально-философское содержание кадра. В серии «Мельница» мы видим философию жизни. Столетиями наши прадеды мололи зерно, и так же в воздухе стояла мучная пыль. Затем лошадь везла мешки с мукой, а рядом шел уставший человек. И сто, и двести лет назад было так. Называя себя приверженцем реализма и документализма, Зуфар Баширов остается романтиком. Фотография, с которой начинается выставка, – символ будущего: мальчик на холме смотрит на новостройки. Заглядывая в это будущее, автор сохраняет в фотографиях историю своего народа, ибо без прошлого нет настоящего. Исчезая, прошлое забирает с собой не только язык, но и душу народа.
Основным направлением в фотографической деятельности Владимира Зотова стала репортажная жанровая фотография. Каждый его кадр – это меткий выстрел, останавливающий эмоциональное состояние человека. Детали запечатленного пространства – улица с людьми, дома, машины и многое другое – превращаются в декорации мини-спектакля, где главным героем является человек. Динамика остановленного мгновения подсознательно позволяет зрителю домысливать начало действия и его завершение. Самое удивительное в том, что Владимир Зотов работает без определенного сценария, опираясь на интуицию, профессиональный опыт, любовь к жизни. Это позволяет ему автоматически препарировать происходящие вокруг него события и мгновенно нажимать на кнопку фотоаппарата. Представленные фотографии демонстрируют его высокое мастерство фиксировать «решающий» момент в любой ситуации: как во время официальных событий, так и будней.
Целеустремленная деятельность Султана Исхакова позволила ему выработать собственное фотографическое видение: оно выходит за пределы газетной, журнальной фотографии советского, постсоветского времени и на высоком художественном уровне раскрывает более глубокие пласты жизни людей. На выставке показаны моменты счастья, преодоления и гармонии. Султан Искахов уделяет внимание отрицательному влиянию техногенной среды на природу. Об этом говорит его фотография «Расцвет цивилизации», призывающая беречь природу и думать о будущем человечества.
Валерий Михайлов активно участвовал в работе фотоклуба «Волга» и творческой группы «Тасма». На выставке мы можем увидеть его ранние черно-белые работы: «Минута отдыха» показывает эмоциональное состояние рабочих в минуты отдыха, «Мужчина из села Ключищи» – крестьянина с доброй улыбкой. Его известная фотография «Прыжок» участвовала в престижных фотовыставках и получила много наград. Особой его любовью является пейзажная фотография. Валерий Михайлов известен своей экспериментальной цветной фотографией – трансформированными и экспрессивными формами изображений.
Фотография стала для Эдварда Хакимова средством самовыражения, раскрывающим его отношение к миру и людям. Он работает в разных жанрах фотографии. Профессиональная деятельность Эдварда Хакимова как геолога, ученого, преподавателя позволили ему побывать в экспедициях и комплексных практиках со студентами во многих местах большой страны, начиная от Восточных Карпат до Восточной Сибири. Это отражено в снимках, демонстрирующих красоту Байкала, Волги, Узбекистана. Эдвард Хакимов организовал и в течение ряда лет руководил студенческим фотоклубом «Сююм», членами которого были и известные на сегодняшний день казанские фотографы.
Главная тема в фотографиях Рифхата Якупова – это татары: их история, прошлая и современная жизнь, культура, обычаи, религия. Участие в этнографических экспедициях и знакомство с традициями татар, сохранившихся в деревнях, произвели на него сильное впечатление, и эта тема захватила его. Он фотографировал жизнь и быт казанских, астраханских, сибирских татар, кряшен, мишар, знакомился с жизнью татар в других странах (Германии, Польши, Турции, Швеции и т.д.). Особое место в его творчестве занимает фотосъемка крымских татар, вернувшихся после депортации на свою землю, чтобы заново начать свою жизнь на родине. Работа в театре имени Галиаскара Камала позволила ему еще глубже понять историю, духовный мир и культуру татарского народа и расширить свой творческий диапазон фотохудожника. На выставке помимо работ из известной серии «Сабантуй» представлены фотографии гостеприимного грузинского народа.
На протяжении всей своей жизни Юрий Филимонов оставался романтиком, путешествовавшим по стране со своей фотокамерой. Он делал великолепные фотографии пейзажей, создавал добрые и искренние портреты людей. На выставке представлена фотография «Нелегкий маршрут», сделанная на Чукотке: этот снимок точно передает сложность выбранного пути, эмоциональное состояние туристов и красоту заполярной природы. Юрий Филимонов не успел реализовать все свои планы, но остаются его фотографии, которые содержат не только хронику истории республики, но и рассказывают о красоте северных церквей, встречах с удивительными людьми нашей страны, а также сотни цветных широкоформатных слайдов природы.
Хочется верить, что архивы фотографов не исчезнут, а будут востребованы потомками. Выставка свидетельствует о большой ценности фотоколлекций. Авторы показывают культуру народов, живших в советском государстве, семейные отношения и традиции, а также красивую природу огромной страны, протянувшейся от Дальнего Востока до Европы. Они помогают глубже понять духовную сущность людей, живших за «железным занавесом» под бдительным идеологическим контролем, но бережно хранивших генетическую память о своих предках и продолжающих оставаться частью глобального мира.
Комментарийлар