Логотип Магариф уку
Цитата:

Учитель будущего в Татарстане

Президентом Российской Федерации поставлена задача вхождения России в десятку стран-лидеров по уровню общего образования. В национальный проект «Образование» вошли следующие федеральные проекты: «Совр...

Президентом Российской Федерации поставлена задача вхождения России в десятку стран-лидеров по уровню общего образования. В национальный проект «Образование» вошли следующие федеральные проекты: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого».
Реализацию одного из них – программы «Учитель будущего» – и пути преобразования процедуры педагогической аттестации редакция журнала «Магариф» обсудила во время «круглого стола». Его участниками стали: Роза ШАЯХМЕТОВА – начальник отдела развития дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки РТ, Лилия ХИСМАТОВА – научный сотрудник Центра информационных технологий Института образования РТ, Дина АБДУЛЛИНА – директор многопрофильной школы №181 г. Казани, Аида ИБРАГИМОВА – директор татарской гимназии №11 г. Казани, Диляра КАРИМОВА – директор лицея «Ресурс» № 146 г. Казани, Марат ЛОТФУЛЛИН – старший научный сотрудник Центра истории и теории национального образования Института истории АН РТ, Тимербулат САМЕРХАНОВ – директор IT-лицей КФУ, Ильдар САЯХОВ – директор полилингвальной гимназии №180 г. Казани, Майсара ВАЛИЕВА – замдиректора гимназии №12 г. Казани. Модератором выступила Сюмбель ТАИШЕВА – заместитель генерального директора АО «ТАТМЕДИА», редактор журнала «Магариф».
Модератор. В правительстве РФ считают, что учителя должны быстро реагировать на изменения в экономике и технологии. Проекты «Учитель будущего» и «Цифровая образовательная среда» как раз предполагают повышение компетенций учителей в использовании интерактивных ресурсов. Ожидаются изменения и в процедуре прохождения педагогической аттестации. Как будет строиться работа в этом направлении? Начнем разговор с представителя минобрнауки Татарстана Розы Шаяхметовны, так как все новые федеральные и республиканские документы по образованию сосредоточиваются у них.
Роза Шаяхметова. На сегодня в Татарстане выстраиваем свою работу в целом вокруг национального проекта «Образование». Что реализуется с января 2019 года? На реализацию федеральных проектов по конкурсному отбору были получены субсидии из бюджета Российской Федерации и из бюджета Республики Татарстан. Проект «Современная школа» позволит нам качественно улучшить обучение наших школьников путем создания современных условий. С этой целью в настоящее время строились и строятся десять новых школ и пять пристроек к существующим образовательным учреждениям, что означает 12000 дополнительных учебных мест. Общая стоимость строительства составляет 12 млрд руб. Две школы в Казани и по одной в Набережных Челнах и Нижнекамске уже распахнули свои двери 1 сентября.
Для нас важен проект «Успех каждого ребенка». Мы продолжаем работу по формированию системы выявления талантливых детей. По аналогии с сочинским «Сириусом», на базе лагеря «Дуслык» создаем центр по работе с одаренными детьми. Работа будет проводиться вместе с муниципалитетами, и не только по олимпиадному движению, но и по художественно-эстетическому циклу, спорту и другим направлениям. Большие задачи ставятся по цифровой образовательной среде. Республика Татарстан является пионером в этом направлении. В текущем году будет проведено оснащение современным информационно-коммуникационным оборудованием 32 образовательных организации.
На фото: Р.И. Шаяхметова, Д.С. Каримова
Модератор. Гость пленарного заседания Республиканского августовского совещания – 2019, заместитель министра просвещения Российской Федерации Ирина Потехина говорила о том, что в Татарстане будет реализован проект семи Центров. 
Роза Шаяхметова. Летом этого года Татарстан, как победитель федерального конкурса, был отобран для создания семи Центров оценки профессионального мастерства педагогических и управляющих работников. Для этой цели из федерального бюджета выделено 180 млн рублей. Первый Центр оценки создается на базе Института образования РТ как самостоятельное юридическое лицо. Он заработает в 2020 году. Географически центры будут располагаться в Казани и в Набережных Челнах на базах КПФУ, ИРО, Казанского педагогического колледжа. Откроются они постепенно до 2024 года. Второй Центр, например, куда смогут обращаться преподаватели за методической поддержкой, будет называться Центр мастерства педработников.
Модератор. Роза Искандеровна, с созданием центров не появляется ли опасность дублирования функций существующих Институтов повышения квалификации и Института развития образования?
Роза Шаяхметова. Нет, они отличаются. Ведь, в сущности, ИРО – это в большей степени региональная методическая служба, которая работает с районными методслужбами, школами и детсадами. Сегодня федеральная власть, стимулируящая субъектов на создание Центров оценки, предполагает, что они в скором времени станут первой ступенью повышения квалификации педагогов, являясь методическими центрами с более широким функционалом, чем, допустим, ИРО.
Модератор. Уж не знаешь, радоваться за наших учителей или нет. Ведь ещё есть аттестация педработников, которая осложняет их и так беспокойную жизнь.
Роза Шаяхметова. В рамках проекта «Учитель будущего» мы не говорим об аттестации. Она, как раньше, будет входить в план профессионального развития. Мы все прекрасно понимаем, что, для того чтобы человек профессионально развивался, нужно его оценивать. С 2018 года в Татарстане проходила апробация новой модели педагогической аттестации, которая предполагает оценку педагогов по ЕФОМ – единым федерально-оценочным материалам и по представлению работодателя. Сейчас идет обсуждение этой модели на федеральном уровне. 26 сентября представители Минобрнауки РТ с рабочей поездкой побывали в Москве, где шла речь об аттестации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений и о стандарте, предъявляемом к их работе.
По моему личному мнению, создаваемый Центр оценки профмастерства со временем приобщает к своей деятельности аттестацию для того, чтобы сократить контролирующую нагрузку на педагога. Это же не правильно, когда аттестация идет отдельно, а добровольная оценка профмастерства – отдельно. Всем интересно узнать, на сколько ты соответствуешь той или иной категории, и далее идти на повышение квалификации или профессиональное развитие.
Что касается стандарта педагога сегодня, в нем тоже происходят изменения. Требования для воспитателей детского сада и для учителя общеобразовательных учреждений должны отличаться. Поскольку их надо разделить, Минтруд РФ разрабатывает два отдельных стандарта. Есть стандарт педагога-психолога, педагога дополнительного образования детей, воспитателя в сфере образования, отдельно стандарт в системе дополнительного профессионального образования. Стандарт руководителя общеобразовательного учреждения и стандарт руководителя дополнительного профессионального  образования пока не утверждены.
Модератор. Спасибо, Роза Искандеровна, за доскональное объяснение некоторых новшеств в сфере образования. Среди гостей имеется наш постоянный эксперт, чьё мнение обычно отличается от официального. Вам слово, Марат Вазихович.
Марат Лотфуллин. Относительно вопроса вхождения России в  десятку передовых стран по уровню общего образования. У этих стран-лидеров совершенно другая система образования. Можно предполагать, что национальные проекты образования априори не дадут желаемого результата. Пока в нашей стране не отменят лозунг «нет плохих учеников, а есть плохие учителя», мы никогда не достигнем мирового уровня. Этот лозунг никаким законом не предусмотрен. Это просто показатели министерства образования, введенные еще в 1965 г. для обеспечения всеобщего среднего и восьмилетнего образования при единых программах обучения. Во всех этих странах общее образование осуществляется по различным разно-
уровневым программам. Траектория, по которой пойдет ребенок, определяется после начальной школы по результатам экзаменов по математике и языкам.
Программы российского образования соответствуют мировому уровню начального образования и рассчитаны для всех учащихся, за исключением коррекционных школ. Поэтому существует проблема перехода учащихся из начальной школы в основную, и тогда педагоги ломают головы над теми проблемами, которые возникают. А происходит это из-за того, что программа основной школы была разработана для одаренных ребят. Когда наша страна ввела основное образование, она не внесла корректировку в эту программу и оставила ее как для талантливых учеников. Другие учащиеся эту программу не одолевают, у них результат падает, и у школы тоже. Когда не было требований к всеобщему образованию, это работало. К примеру, в 40-е годы у нас в республике обучалось 600 тыс. детей и было 120 средних школ, по 60 в деревнях и городах. Только половина учащихся первоклассников заканчивали семь классов, остальные шли в ФЗУ. У нас, как и во всем мире, образование осуществляется по классно-урочной системе Яна Коменского. К сожалению, последние 50 лет только формально. Если сегодня  класс понимается педагогами как группа детей одного возраста, то, на самом деле, класс – это уровень знаний.
Сегодня никаким нормативным документом в России не предусмотрен ни отсев, ни успеваемость. Сейчас есть сложности с приемом учащихся с низкой успеваемостью в десятый класс. Нигде это в законах не прописано, а Министерство образования это требует. До тех пор, пока это требование не будет убрано, мы никогда не войдем в десятку. В тех странах, к примеру в Германии, Англии, Сингапуре, где достигнут такой высокий уровень, происходит отбор по результатам экзаменов после начальной школы. Это экзамен по математике и по языкам: родному, государственному и иностранному. У кого родной совпадает с государственным, сдает экзамен по дополнительному иностранному. По их результатам учащихся делят на три группы образования. Это технологические школы со своей программой, средние школы и лицеи и гимназии. Да, у них всеобщее бесплатное образование, но программы у них разные. Не все могут пойти в среднюю школу, а еще есть лицеи и гимназии, в которых осуществляется подготовка в вузы. Если после средней школы еще есть возможность продолжить обучение в вузе, то сразу после технологической школы такой возможности нет. Тут желание ребенка не учитывается, а только его умственные возможности. И еще один экзамен сдают после девятого класса те ученики, которые хотят поступить в вуз, а для этого нужно продемонстрировать определенный уровень знаний. В разных странах эта система называется по-разному. Сингапур, который долгое время занимает лидирующее положение, имеет самую жесткую схему отбора. 50 процентов ребят по результатам (по количеству баллов) уходят в технологическое направление, а остальные в школы. После 9 класса еще происходит отсев 50 %, часть уходит в техникумы, и лишь часть остается в школе. Поэтому у них самый высокий показатель образования. Такие кардинальные изменения, на мой взгляд, не возможны, поскольку у нас в обществе произошел социальный перекос. Трудно, например, представить, чтобы сын главы района не попал в среднюю школу. Однако реализовать эту систему можно совершенно спокойно. Уже созданы различного типа школы. Есть учебные учреждения, в которые реально происходит отбор детей в классы из-за необходимости показывать высокие результаты. Кто-то может не согласиться, но это происходит. Те школы, в которых достигают мировых результатов, они отбирают учеников. Всевышний создал людей с равными правами, но разными возможностями, кто-то силен в математике, а кто-то хорошо поет песни. Пора начинать ставить двойки, превратить классы в уровни знаний и отменить показатели отсева и успеваемости.
Относительно аттестации хочу сказать несколько слов. Сейчас проходит апробация Национального квалификационного тестирования, которое планируется ввести в течение нескольких лет. Между тем, Министерство труда РФ стало говорить о профстандарте педагога еще семь лет назад. Тогда на реализацию проекта было отведено 5 лет для того, чтобы педагоги смогли перестроиться, а учителя начали шевелиться только сейчас, когда было объявлено, что аттестация будет проходить на основе профстандартов. Для прохождения необходимо очень тщательно готовиться на методических семинарах, поскольку без подготовки их тяжело пройти. По ЕГЭ преподаватель на вопросы ответит, однако их всего 75%. Есть там и очень сложные вопросы, такие как история педагогики, мировая система образования и др. Есть и положительные моменты, связанные, к примеру, с отменой стажа: по срокам аттестации можно подать на учителя первой категории, а затем ведущей категории. Планируют ввести еще ряд категорий с ориентировкой, что учитель высшей категории будет получать 60 тыс. в месяц. Если учитель не проходит аттестацию, он не теряет права преподавать, просто уже по низшей ставке. Вот такие предположения от профильного министерства, и на апробацию отводится два года. Для этого создаются эти центры тестирования, которые будут как центры ЕГЭ. Они напрямую будут подчиняться Министерству просвещения РФ и будут работать по разработанным тестам. Никакой блат не поможет написать тест, и в конечном счете, если его учитель по какой-то причине не напишет, он вынужден будет работать на минимальном окладе. Это, по оценкам некоторых экспертов, приведет к существенной экономии, поскольку, по моему мнению, с первого раза этот экзамен сдадут 15 % педагогов. Для того чтобы этого не произошло, необходимо методическую работу школы полностью направить на профстандарт педагогов и его тщательно изучить.
Сюмбель Таишева. Это причинно-следственная связь?
Марат Лотфуллин. Если сказать о причинно-следственной связи, то все начинается со школы. Необходимо за плохие знания ставить двойки, тогда появятся хорошие учителя. Второй путь заключается в сокращении высшего образования, как это в развитых странах, где всего 25 % населения имеет высшее образование.
Модератор. Сегодня учителя должны быстро реагировать на изменения в экономике и технологии. Проекты «Учитель будущего» и «Цифровая образовательная среда» как раз предполагают повышение компетенций учителей в использовании интерактивных ресурсов.
Лилия Хисматова. Наши педагоги проходят аттестацию на первую категорию и на высшую категорию. Когда они проходят на высшую категорию, то им требуется инновационная деятельность. Когда мы приезжаем в районы, то, общаясь, слышим, что, к сожалению, педагоги из-за этого боятся получать высшую квалификационную категорию. Зачастую талантливые учителя, имеющие 20-летний педагогический стаж, предпочитают не повышать квалификацию. Между тем, ИРО является региональной инновационной площадкой. У нас дан старт веб-инновационной площадке, зарегистрироваться на которой может каждый учитель. Одной из задач является оказание научно-методической поддержки педагогическим работникам.
Роза Шаяхметова. Задача региональных инновационных площадок оказать методическую помощь по конкретной теме. Задача ИРО как региональной методической службы заключается в том, чтобы помочь по конкретной теме. Тем учителям, которые идут на высшую квалификационную категорию, а на первую инновационная деятельность не требуется, специалисты ИРО оказывают помощь в этой части. Понятно, что учитель один в школе инновационную деятельность не проводит. Директор и замдиректора по инновационной работе отвечают за эту работу, поскольку инновации вводятся для того, чтобы оказать помощь в повышении качества образования, и конкретно зависят от школы. РИПы (региональные инновационные площадки) были созданы в  этих целях на базе 16 школ. Всего их 30.
Диляра Каримова, директор СОШ №146. Здесь даже не учитель сам, а административное руководство школы должно обращать внимание и вести мониторинг готовности педагогов. Иногда амбиции могут быть завышены, а иногда может быть накоплен колоссальный опыт, и задача директора убедить учителя, что он полностью готов. Хочу поделиться своим опытом с коллегами. Мы проходили апробацию аттестации в школе в 2018 году. Для этого необходимо было определить список педагогов. Всего 88 школ по Российской Федерации, 5 школ в Татарстане. Среди учителей были преподаватели русского языка и математики, разные по возрасту, с разным стажем и уровнем квалификации. На первом этапе нужно было пройти тестирование по психолого-педагогической коммуникативной компетенции урока. Были представлены варианты разработки конспекта урока, нужно было представить видеоурок – с этим были некие сложности, поскольку это достаточно сложно грамотно снять на видеоурок. Далее – самостоятельная работа учащихся, проверка на соответствие учителя и эффективный самоанализ урока (его тоже нужно было записать и прикрепить к видеоуроку). Видеоурок не дает полного представления о компетентности педагога, и у нас было много вопросов в этой части. Сложности возникают  во время моральной подготовки педагога. Следующие этапы – это тестирование по предмету, решение представленных кейсов, которые вызвали у нас вопросы. На некоторые из них можно было дать несколько вариантов ответов. Справка работодателя, которую мы заполняем, достаточно специфична и не в полной мере оценивает ту конкретную деятельность, полученные результаты и заслуги учителя, которую могли бы дать. В ней не отражается ряд существенных вопросов, таких как взаимодействие педагога с родителями учеников, умение работать с детьми, имеющими ОВЗ. На пятом этапе мы должны были собрать мнение выпускников об обучении в школе у данного педагога. Поиск учеников – это сложный процесс, каждый по-разному социализировался в жизни. Их впечатление и мнение может иметь субъективную оценку. Мы выразили свое мнение о нецелесообразности его включения во время апробации, посоветовались с коллегами из пяти школ, и в итоге был подготовлен коллективный труд. Надеемся, что наше мнение будет учтено при запуске новой модели аттестации. С другой стороны, для нас это стало своего рода повышением квалификации, определенная профессиональная проба с позитивным результатом. По итогам стало видно, что могут быть альтернативные виды аттестации. Главное – нужно понимать, что должен быть психологический комфорт учителя при ее прохождении.
Роза Шаяхметова. Хочу порадовать: опрос мнения учеников и видеоурок в аттестацию не будут включены. Таким образом, эти предложения при разработке новой модели учтены.

Директор IT-лицея КФУ Тимербулат Самерханов. Я выражаю свое мнение, не представляя своего работодателя. У нас, как и у коллег, очередь из педагогов не стоит. Единственно, у нас зарплата чуточку выше, и мы можем регулировать ее в зависимости от количества обучаемых детей. Начну с трендов, которые сегодня имеются: есть серьезный тренд к семейному образованию, люди уходят из средней школы домой, поскольку родителям кажется, что они обучат своих детей лучше, чем мы. Есть тренд смешанного образования, когда часть образования идет в школе, а часть дома. Родители и дети хотят выбирать, чему и как учиться. Со временем останутся только сильные директора и педагоги, а остальные из-за невостребованности уйдут с рынка образования. Сегодня для молодежи лидером мнений является не учитель, не партнер, не родители, а аккаунты с аудиторией М+ (миллион плюс). Независимо от того, принадлежит он рэперу, певцу или бойцу. Если говорить про учителей, то нужно стремиться, чтобы мы стали лидерами, если не миллиона плюс, то лидером мнения для своей аудитории. Этому педагогов нужно учить, это и соцсети, и личный бренд, они должны научить лавировать в потоке информации, накапливать компетенции.
Наши учителя проходят аттестацию в Министерстве просвещения РФ в online-режиме, так как IT-лицей находится в федеральном подчинении. Было бы здорово внедрить эту процедуру в нашей республике. Я сам недавно проходил курсы повышения квалификации. Было бы здорово, если бы через 6 и 12 месяцев у меня спросили, что мне пригодилось в работе. Тренинги личностного роста так и устроены, что дают домашнее задание для себя, и их самостоятельно выполняешь. Существует анкетирование в системе электронного образования. Было бы здорово, чтобы  потребители этих услуг, а государство реально тратит значительную сумму денег, дали обратную связь. Можно выделить топовых спикеров и их продвигать, а других менять. На курсах в действительности проходит около 30-40 % полезных дисциплин. Это еще хороший показатель, говорю как учитель математики.
Предлагается сделать он-лайн платформу обучения в республике лучших педагогов-лекторов как пилотный, а затем продавать ее на примере Сингапура в другие регионы. Самый простой аналог – это московская электронная школа: лучший учит других, если другие не могут отучиться, они уходят. С технической точки зрения, все возможности созданы – покрытие интернетом в Татарстане до 95%. Серьезный риск заключается в потере рабочих мест, тех людей, которые сегодня не готовы перестроиться и учиться. Это нормальный процесс, зато качество преподавания будет расти. На этой платформе взаимообучения можно зашить кейсы с правильными ответами. Когда я в 26 лет пришел в школу, мне разобраться во многом помогли мои коллеги-наставники. Кейсы помогут передавать полученный опыт. Со временем учителя, которые не прошли тесты на профстандарты, повышения квалификации, уйдут из профессии. Этот подход – он-лайн платформа может ускорить процесс.

Сюмбель ТАИШЕВА

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ