Я - сельский учитель!
Танзиля Мухаметовна ТИМКАНОВА, учитель татарского языка и литературы высшей квалификационной категории, воспитатель Прииртышской средней школы – Епанчинской начальной школы им. Я.К.Занкиева д...
Танзиля Мухаметовна ТИМКАНОВА,
учитель татарского языка и литературы высшей квалификационной категории, воспитатель Прииртышской средней школы – Епанчинской начальной школы им. Я.К.Занкиева д. Епанчина Тобольского района Тюменской области
Что есть «учитель» для меня? Что для меня то слово значит?
«Учитель» есть судьба моя,
Судьба моя… и не иначе.
Учитель – это судьба! Сколько существовало и будет существовать человечество, столько и будет жить вечное понятие «учитель».
Учитель – самая древняя и самая почитаемая профессия. Все, от простого рабочего до Президента, прошли через призму души педагога. Именно учитель, сея «разумное, доброе, вечное» формирует личность нового поколения, способствует развитию науки и техники, а вместе с тем развитию нации и государства. Труд учителя – особый труд. Трудность учительской профессии в том и состоит, что результат своего труда учитель может увидеть только через годы, через целое поколение.
«Дар учить передается по наследству", – говорят в народе. Из учительской семьи, которая уже в третьем поколении продолжает сеять разумное, доброе, вечное, вышла и я. Это династия педагогов, которая, разрастаясь, прирастала новыми учительскими кадрами. Для меня педагогическая династия – это основа профессионализма и лучшая школа. Моя семья – маленькая страна Учителей. Мой дедушка, мама, сестра, мои тети, брат – преподаватели разных дисциплин в общеобразовательных школах. Все вместе мы могли бы обучать целую сельскую школу.
Желание походить на своих любимую маму и любимых учителей привело меня на филологический факультет ТГПИ в 1996 году. А может быть, это началось, когда я шестилетним ребенком пришла в школу и попала в добрые руки моей первой учительницы Кутайгуловой Галии Хамитовны, уроки которой я ждала с нетерпением и волнением каждый день!? Она учила доброте, скромности, отзывчивости. Или это начало надо искать в интереснейших уроках моего учителя татарского языка и литературы Айнуллиной Галиябану Салаховны!? Я всегда вспоминаю своих учителей. Мне повезло, я училась в хорошей школе, у хороших учителей. Теперь я понимаю: моими учителями были люди, которых мы называем профессионалами, патриотами своего дела. Именно они помогли мне выбрать мой жизненный путь. А. Дистервег говорил, что воспитателем и учителем надо родиться, так как им руководит прирожденный такт. Дети учителей, вобрав в себя педагогическое наследие, становятся продолжателями этого нелегкого дела.
С 2000 года я открыла двери Епанчинской школы имени Я.К.Занкиева уже не как школьница, и не как студентка ТГПИ, а как молодой специалист, учитель. Когда мы заканчиваем институт и получаем диплом с педагогической специальностью, мы еще не становимся учителем. Потому что высокое звание «Учитель» можно получить только в стенах школы.
Почему среди всех профессий, существующих на земле, я выбрала ту, которая является одной из самых необходимых, но, в то же время, одной из самых сложных – профессию сельского учителя? Возможно, кто-то возразит, что нет такой профессии «сельский учитель», есть просто «учитель», «педагог». Я не соглашусь с этим, сельский учитель – это особая профессия, требующая от человека особых качеств души. Быть сельским учителем – это совершенно особая миссия. Сельская школа –важнейший, главный, иногда в силу складывающихся условий единственный очаг культуры. Учитель сельский задает тон всей интеллектуальной, культурной и духовной жизни села. Я ясно понимаю все сложности задач, возложенных на меня, как на учителя. Современные условия сельской школы обязывают учителя стать универсальным, требуют от него разносторонних знаний и умений. Сельская школа сильна своими традициями, одна из которых - педагогическое творчество. Здесь всегда есть "звезды", те, у кого учатся, на кого равняются, кого все "от мала, до велика" знают. Сельский учитель – учитель-универсал, многопрофильный профессионал. Поэтому, на мой взгляд, в профстандарте учителя нужно учитывать специфические особенности работы учителя сельских школ. От профессиональной деятельности педагога сельской школы зависит будущее наших детей. Вот и я преподаю уроки татарского языка и литературы, являюсь воспитателем ГКП (группа кратковременного пребывания), каждый день после уроков и занятий бегу надомнику, а вечером провожу спортивные секции по баскетболу. Готовлю учащихся к различным районным и областным конкурсам. И я, как сельский учитель, стремлюсь реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в коммуникативной, регулятивной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем природой (а это ли не современные стандарты). Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся. Я всегда стараюсь вложить в своих учеников не только знания, но и частицу себя, передать все то, что дорого всем тем, кто желает и способен это принять, понять, почувствовать.
Хотя работать сельским учителям приходится в гораздо более сложных условиях, чем их городским коллегам. Особенности труда и деятельности учителя сельской школы обусловлены некоторым своеобразием жизни и быта сельского населения. На селе, где люди хорошо знают друг друга во всех их проявлениях, деятельность учителя протекает в условиях повышенного социального контроля и, как правило, становятся известны всем. Особо следует отметить такую характерную особенность деятельности сельского учителя как многогранность его профессиональной деятельности. Малочисленность классов в сельской школе постепенно приводит к индивидуализации обучения, что в свою очередь также вынуждает вести поиск возможностей ее осуществления, поскольку индивидуальный подход в обучении – это более тонкая категория, и осуществить ее труднее.
Я думаю, прежде всего, в том, что объектом и продуктом педагогического труда является самое уникальное творение природы ребенок.
Всегда стремлюсь стать для каждого из них умным учителем, мудрым наставником, осознающим важность своего предназначения, учу детей понимать и любить жизнь, осознавать себя и свою значимость, воспитывать себя духовно и нравственно.
Я стараюсь передать им свои чувства и мысли.
Поэтому самой главной целью сельского учителя я считаю поднятие престижа хорошей учебы и любви к своей Родине. Учитель должен поддержать способных и творческих ребят и вдохновить их на новые достижения, а также обратить особое внимание на ребят с ограниченными возможностями здоровья, развивать в них творческое начало и активную жизненную позицию. Научить их различать добро и зло, помочь им в трудных жизненных ситуациях, чтобы они уверенным шагом пошли по этой увлекательной дороге знаний и были счастливы.
В профессии учителя невозможно остановиться, необходимо постоянно расти над собой. Учитель в современном мире - тот же ученик. Именно в этом ценность учения: не только отдавать знания ученикам, но и уметь учиться и стремиться к профессиональному росту самому. Именно поэтому ежегодно я прохожу курсы повышения квалификации, участвую в семинарах, и в конкурсах, на педагогических советах, заседаниях методических объединений, работаю над темой самообразования.
Шаг за шагом, день за днём я познаю азыпрофессии учителя! Рядом со мной были мои наставники, истинные педагоги. Много хороших людей окружали и окружают меня по жизни и по сей день. Но особые слова благодарности хочется выразить именно тем людям, которые заложили в меня истинное зерно настоящего педагога. Я с глубоким уважением почитаю Якуба Камалиевича Занкиева, Рашиду Шарифулловну Занкиеву влюблённых в свою профессию. За плечами почти каждого из них огромный педагогический труд, опыт, вложенный всельскую школу (Епанчинскую), в сердцах – неподдельная любовь и привязанность к детям.
Быть Сельским учителем – это моя судьба! Сейчас я поняла главное: мне действительно нравится работать с детьми, школа стала частью моей жизни. Профессия учителя для меня – это моя жизнь, но мне еще много предстоит научиться, чтобы стать учителем с большой буквы.
Комментарийлар