География
География – основа моей будущей профессии(Урок географии в 9 классе) Алевтина ДАУТОВА,учитель географиивысшей квалификационной категорииСОШ №31 г. Нижнекамска Гульфия ТЕМИРШИНА,учитель геогр...
География – основа моей будущей профессии
(Урок географии в 9 классе)
Алевтина ДАУТОВА,
учитель географии
высшей квалификационной категории
СОШ №31 г. Нижнекамска
Гульфия ТЕМИРШИНА,
учитель географии
первой квалификационной категории
СОШ №31 г. Нижнекамска
В курсе географии основной школы ведется знакомство с профессиями, требующими знания географии. Данный урок проводится в разделе регионального курса.
Цель урока: создать психолого-педагогические условия для развития интереса обучающихся к профессиям естественнонаучной направленности на основе географических знаний.
Задачи:
Для формирования образовательной среды урока потребуются: компьютеры, нетбуки, проектор, дополнительная литература о профессиях, интерактивная доска.
Ключевые тематические акценты авторского урока
Развитие ключевых компетенций учащихся: профессиональные ориентиры, направленность на приоритеты рынка труда (предприятие, отрасль экономического развития)
Технологии, применимые на уроке: проблемное обучение, информационный проект с элементами исследования, информационно-коммуникационные технологии, обучение в сотрудничестве.
Содержание урока:
Учитель приветствует учащихся и предлагает внимательно посмотреть видеоролик (ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=DlfEfqqI8y0 )
Заранее задав вопрос:
приведите примеры профессий, где особенно необходимы географические знания.
С какими профессиями тесно взаимосвязана географическая наука?
Сделайте обобщенный вывод из выполненной работы и как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (ответы учащихся)
И как будет называться тема урока?
Тема:
«География – основа моей будущей профессии»
Профессия (от латинского: объявляю своим делом) – род трудовой деятельности человека, обычно источник его существования.
Профессия требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или получения специального образования.
Обучающиеся смотрят и готовятся ответить на вопрос.
Учащиеся называют множество профессий, так как к девятому классу формируется большой багаж знаний профессий связанные с предметом география. (топограф, картограф, геофизик, эколог, метеоролог, климатолог, синоптик, этнограф, вулканолог, лесник, эколог, геоморфолог, геолог, ландшафтный дизайнер, геодезист, вулканолог, океанолог, геоморфолог сейсмолог и т. д.)
Записывают тему в тетрадях.
Ученики выполняют тест
Тесты проверяются соседом по парте.
Критерии оценивания:
Отметка «5»: верно выполнены все задания;
Отметка «4»: верно выполнены 8 и больше заданий;
Отметка «3»: верно выполнены 5 и больше заданий;
Отметка «2»: верно выполнено 4 и менее заданий (слайд 4).
Ключи (слайд 5)
По результатам тестов учащиеся делают выводы об информированности, о профессиях связанных со знанием географии.
Что же это такое профессия?
– Выбор профессии трудная задача. Многие уже задумывались над этой проблемой. А кто-то уже знает, кем будет. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие профессии существуют на свете. Только связанные со знаниями географии их около пятидесяти, а во всём мире около сорока тысяч профессий. Важно суметь разобраться в этом многообразии. Узнать, чем занимаются люди той или иной профессии. Узнать, какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии, где получить образование. Учитывать собственные интересы и способности.
- Как узнать, как добывать, ценную информацию о профессиях?
Как выбрать профессию на пороге окончания школы?
Для чего нужна профессия?
Профессионал – дайте определение слову.
Какие профессии со знанием географии востребованы в Республике Татарстан?
Спасибо за ответы, сегодня каждый сам самостоятельно попытается это сделать в нашем проекте.
Возможные ответы обучающихся: профессия - основной род занятий трудовой деятельности человека.
Учащиеся делают записи в тетрадях
Примерные ответы обучающихся
– Через интернет, СМИ, на уроках, у родителей и т.д.
Для выполнения общего проекта на тему: «Географические профессии»,
каждая группа из 5-6 человек создают 1,2 слайда по выбранной профессии и готовятся презентовать свою работу.
У каждой группы на партах имеется компьютер с выходом в интернет, список профессий предложенных учителем (Приложение №1), план описания профессии (Приложение №2), дополнительная литература (Приложение №3).
Во время самостоятельной работы звучит спокойная музыка.
Учащиеся отбирают необходимый информационный материал. Обобщают и систематизируют полученную информацию согласно плану проектной работы. Выявляют наиболее важные, ёмкие и интересные факты, рисунки, фотографии. На основе обработанной информации материала сделают презентацию, используя программу Microsoft Office Power Point. В ходе работы составляют доклад по выбранной профессии согласно слайдам презентации. В течение 15 минут нужно подготовить презентацию для выступления.
Выступление должно быть не более 2 минут.
Во время выступления одной группы остальные составляю тезисные записи по плану:
Жюри внимательно слушает и оценивает работу по критериям (приложение №4): доходчивость материала, оформление презентации, эмоциональность подачи материала.
Если при описании допущены ошибки, другие команды могут исправлять.
Обучающиеся - слушатели заполняют краткими записями таблицу во время сообщения других участников проекта.
в заключении хочется рассказать притчу.
На строительстве собора подошедший путник спрашивает работающих, что они делают. Один ответил: «Камни ношу». Другой сказал: «Деньги зарабатываю, чтобы было на что жить» А третий воскликнул восторженно: «Мы строим собор!».
Пусть и для вас труд будет радостью служения великой цели. «Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы». Я вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей, и выбрать свой профессиональный путь. Я буду очень рада, если в этом вам поможет наука «География».
Попробуйте описать свою будущую профессию на предложенных листочках:
«ХОЧУ» - мне нравится, мне интересно, меня привлекает. «МОГУ» - я способен, я умею, я обладаю навыками. «НАДО» - востребованность профессии на рынке труда.
1 вариант: подготовить презентацию о профессиях, востребованных в Республике Татарстан требующих знания географии;
2 вариант: подготовить вопросы для возможного интервьюирования такого специалиста;
3 вариант: взять интервью у человека, чья профессия связана с географией
Приложение №1
Список профессий, требующих знания географии
Приложение №2
Вопросы плана
Приложение №3. Глоссарий
География – это наука, изучающая функционирование и преобразование географической оболочки Земли. Весь комплекс географических наук делят на две большие группы: естественные (физико-географические) и общественные (экономико-географические и социально-экономические) географические науки. В рамках каждой из этих групп существует свой набор дисциплин и соответствующих им специальностей. Сегодня география предполагает около 50 различных направлений. Специалисты занимаются изучением почвы, изменений земной коры, водных ресурсов, вулканической деятельности, миграции населения и т.д.
Геолог
Геология – комплекс наук о составе, строении земной коры и истории развития земли. Соответственно, геолог – специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Он проводит геолого-съемочные, поисковые работы на перспективных площадях; разведывает и оценивает выявленные месторождения на суше и в морских условиях; обеспечивает геологическое обслуживание горнодобывающих предприятий; устанавливает места заложения горных выработок и буровых скважин; разрабатывает планы горных работ; изучает геологическое строение месторождений; осуществляет геологический контроль за горно-эксплуатационными работами, состоянием разработки нефти и газа; обобщает геологический материал и результаты промысловых и геофизических исследований.
Плюсы профессии: работа нешаблонная, аналитическая и творческая; высокая оплата труда. Профессия геолога принадлежит к числу тех немногих профессий, которые считаются романтическими, поэтому имеет свои привлекательные стороны для людей разных интересов.
Минусом профессии является вахтовый метод – геологи на несколько недель уезжают в экспедицию, где работают в очень интенсивном режиме без выходных, часто сталкиваются с трудностями походной жизни.
Профессионально важными качествами являются: отличное здоровье и физическая выносливость; развитое логическое мышление; хорошая память; аналитическое мышление; способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях; умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке; высокий уровень концентрации внимания; способность работать в условиях ненормированного рабочего дня; наблюдательность; эмоционально-волевая устойчивость; способность прогнозирования; умение работать в команде.
Геодезист
Геодезия («гео» – земля и «дайдзо» – делить на части) – землеразделение, изучение Земли при помощи измерений на ее поверхности. Отличие геодезии от других наук о Земле заключается в том, что изучение это основано на очень точных измерениях различных параметров и величин, характеризующих Землю как в целом, так и отдельных ее частей.
Геодезист – специалист в области метрики пространства, его измерения и фиксирования данных. В задачи геодезиста входит проведение расчетов площадей, отведенных под строительство. Точность анализа и скрупулезность в деталях – два основных принципа качественной работы геодезиста. Строительство любого объекта начинается с геодезического измерения территории, и с этой точки зрения именно геодезист становится ответственным за качество и безопасность будущей постройки.
Геодезические работы помогают составить предшествующую разведке полезных ископаемых карту районов их вероятного залегания, проводить геологическую и геофизическую разведку по определению мест и количества их запасов, а также осуществлять наземную и подземную съемки, позволяющие правильно и экономично проектировать горные работы. Велика роль геодезических работ в городском строительстве и строительстве различных инженерных сооружений.
В основном специалисты этого профиля занимаются съемкой параметров местности с помощью геодезических приборов, анализом полученных результатов, произведением необходимых вычислений, на основании которых составляется карта исследуемой территории.
Картограф
Картография – наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов, явлений природы и общества. Это наука, изучающая теорию, методику и технические приемы создания и использования географических (плоских, рельефных, объемных) карт и глобусов. В наше время, с развитием компьютеров и интернета, помимо обычных карт в бумажном исполнении начали распространяться и электронные, цифровые карты. Такие карты выполняются на основе геоинформационных технологий (ГИС) в растровом или векторном форматах. Важные преимущества такого подхода – быстрая обновляемость и интерактивность. ГИСы позволяют привязать к карте огромный объем информации и своевременно ее обновлять. В них хранятся целые терабайты карт и снимков земной поверхности, справочная информация о разных территориях Земли. Наиболее современные ГИСы представляют карты в 4D-формате, когда четвертым измерением является время (такие карты можно моментально изменить в режиме реального времени, дополнив новейшей информацией). Картографические навигационные системы созданы в США (GPS), Евросоюзе («Магеллан»), России («Глонасс»).
Картограф – специалист по составлению бумажных и электронных карт. На основе съемочных материалов, обмерных, графических, фотографических, цифровых и текстовых данных картограф составляет карты различного назначения и масштаба. Специализируется на создании геологических, географических, зоологических, климатологических, исторических, этнографических, экономических, исторических, военных и других карт. В своей работе картограф применяет картограммы, картосхемы, картографические проекции. Составляет карты по заказам конкретных учреждений. Перед тем, как приступить к созданию той или иной карты, картографу нужно вникнуть в специфику деятельности предприятия-заказчика. Приходится совмещать кабинетную работу с командировками на местность. Главные инструменты картографа при этом – нивелир (для определения высоты) и теодолит (для измерения расстояний).
Профессиональных картографов отличает наблюдательность, аналитический ум, превосходная память, ответственность, пунктуальность, методичность, склонность к монотонному труду.
Почвовед
Почвоведение – наука, занимающаяся изучением особенностей распространения, генезиса, состава, свойств, плодородия различных почв и разрабатывающая пути их наиболее рационального использования. Почвовед – специалист, занимающийся изучением почвенного покрова Земли. В зависимости от выбранного рода деятельности, почвовед может заниматься изучением состава почв, ландшафтом, управлением земельными ресурсами. Он принимает участие в полевых экспедициях по изучению почвенного покрова, занимается рекультивацией почв, мелиорацией.
Почвовед является специалистом высшего уровня квалификации в области естественных наук. Занимается исследовательской деятельностью в области агрохимии и почвоведения. Ведет разработку и внедрение эффективных агрохимических приемов возведения сельскохозяйственных культур и технологических операций по обработке почв. Составляет почвенные, агрохимические, экологические карты, картограммы и картосхемы различных масштабов.
Почвовед изучает элементный и вещественный состав, физические химические, биологические свойства почв с целью управления почвенными процессами рационального использования почвенных ресурсов; занимается проведением почвенно-экологического мониторинга и почвенно-экологической экспертизы.
Метеоролог
Метеорология – наука о земной атмосфере и происходящих в ней явлениях. Во многих странах метеорологию называют физикой атмосферы, что в большей степени соответствует ее сегодняшнему значению.
Метеорологи наблюдают за природными явлениями, анализируют их и составляют прогнозы. За разные уровни обработки информации отвечают разные специалисты: метеоролог и метеоролог-синоптик.
Метеорологи ведут непрерывное наблюдение за природными явлениями, анализируют процессы, причины их возникновения, анализируют большие массивы данных и составляют прогнозы на различные промежутки времени. При исследовании метеорологических процессов специалисты используют специальные приборы, которые собирают первичные данные и передают головному компьютеру, где вся информация сводится в таблицы и графики. Наблюдения за погодой проводятся на метеостанциях, которые могут находиться как в черте города, так и на очень большой удаленности от жилья.
Дальнейшим анализом атмосферных явлений и составлением прогнозов занимаются синоптики. Синоптик – это метеоролог, специализирующийся на анализе атмосферных процессов и предсказаниях будущего состояния погоды. Если метеорологи занимаются наблюдением и первичным анализом, то основная задача синоптиков – составление прогнозов.
Важнейшим элементом работы синоптика является синоптическая карта, на которой отражено состояние погоды на сравнительно большой территории, что позволяет обозревать погоду одновременно на большом пространстве.
В профессии важны такие качества, как точность, честность, ответственность, аналитический ум, склонность к монотонной работе, к работе с цифрами, умение правильно интерпретировать информацию и составлять прогнозы.
Работают метеорологи на гидрометеорологических станциях, в службах по мониторингу окружающей среды, в управлениях природопользования, в органах охраны природы.
Маркшейдер
Маркшейдер – специалист по геодезическим измерениям и разметке при разведке месторождений полезных ископаемых, строительстве горных предприятий и подземных сооружений.
Маркшейдер – это специалист, который работает при разведке месторождений полезных ископаемых, на строящихся и действующих горных предприятиях, на строительстве подземных сооружений. Он занимается геодезическими измерениями и разметкой, и от их точности зависит качество работы проходчиков, строителей и т.д. Обычно маркшейдер состоит в штате маркшейдерской службы.
При разведке месторождения этот специалист проводит маркшейдерскую съемку местности (пространственно-геометрические измерения), отмечает на карте расположение разведываемых участков. На земле размечает места разведочных скважин (в соответствии с проектом разведки). Вместе с геологами производит подсчет полезных ископаемых, составляет чертежи, в которых отражаются особенности земной поверхности, размеры и другие параметры залежей ископаемых и т.д.
В горнодобывающей промышленности маркшейдер участвует в проектировании границ горных предприятий, систем разработки месторождения, размещения зданий и сооружений. Он переносит на местность элементы строительного проекта (проводит разметку), а когда идет строительство, контролирует геометрическую правильность сооружений.
В строительстве подземных сооружений маркшейдеры играют такую же важную роль, как и в работе с месторождениями. Их участие начинается на подготовительном этапе и продолжается в процессе стройки. Сначала маркшейдер знакомится с проектными чертежами и размечает места, где будут прокладываться шахты и возводиться наземные постройки. В процессе строительства он контролирует правильность ведения подземных работ, периодически проводит измерения и корректирует отклонения от проекта.
Маркшейдеру необходимо уметь пользоваться специальными приборами, компьютерными программами, уметь читать чертежи. Несмотря на современную измерительную технику, маркшейдеру необходим хороший глазомер, который развивается в процессе работы. Маркшейдер должен быть человеком не только знающим, внимательным и точным в своих действиях, но и физически выносливым.
Археолог
Археолог – это ученый, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам. Артефакт в археологии – это созданный или обработанный человеком предмет. Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие и другие свидетельства человеческой деятельности. Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками. Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога – создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют и т.д.
Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны опираться на четкие доказательства. Археологи обычно специализируются на определенных регионах и исторических периодах. Например, ученый может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.
Кадастровый инженер
Работа кадастрового инженера связана, прежде всего, с межеванием земель, то есть с определением координат границ земельной собственности, выполнением межевых планов и подготовкой всех необходимых документов для постановки собственности на государственный учет.
С необходимостью определения границ сталкиваются все владельцы земельных участков при оформлении документов. Данные документы нужны для осуществления государственного контроля над землей и недвижимостью. Они также необходимы при купле-продаже, оформлении наследства и подтверждении права вести постройку дома на определенном месте, при решении конфликтных ситуаций. Услуги кадастрового инженера необходимы также при разделении или объединении участков собственности.
Работа кадастрового инженера заключается в том, что сначала он убеждается в наличии всех необходимых документов у владельцев, а затем проводит тщательное техническое обследование участка собственности. После того, как все необходимые измерения были проведены и согласованы, кадастровый инженер устанавливает межевые знаки, чертит все необходимые планы и готовит полный пакет документов для подачи в органы государственного учета.
Работает кадастровый инженер и с частными земельными и лесными участками, и с землями сельскохозяйственного назначения, и с градостроительными единицами.
Кадастровый инженер хорошо знает земельное, гражданское, жилищное, градостроительное, а также водное и лесное законодательства. Владеет навыками работы со специальными приборами, которые используются для осуществления геодезических измерений (тахеометр, нивелир и пр.). Может оценить точность полученной с помощью них информации и изготовить картографический план объекта.
Профессионально важными качествами такого специалиста являются: развитое пространственное воображение, хороший глазомер, наблюдательность, хорошая память, физическая выносливость.
Менеджер по туризму
Менеджер по туризму – это специалист в отрасли туризма, который занимается организацией туристических поездок клиентов. В настоящее время это одна из самых востребованных профессий в индустрии отдыха и развлечений.
Менеджер по туризму воплощает наши мечты об отдыхе и путешествиях. Со стороны кажется, что это самая романтичная и интересная профессия. Но это разные вещи – отдыхать самому или грамотно организовать комфортный отдых, который зависит от множества людей и обстоятельств.
Менеджер по туризму – обобщенное название профессии, которая является многофункциональной. Чаще всего в туристических компаниях (туроператорах) практикуется разделение труда по специализации: менеджер по работе с клиентами, менеджер по бронированию билетов, менеджер направления, менеджер по оформлению виз и страховок, менеджер по организации делового туризма и т.д. В крупных компаниях организация поездки туриста напоминает работу конвейера: на каждом этапе организации тура к делу подключаются разные специалисты. Обязанности менеджера по туризму включают разработку маршрутов; составление экскурсионных программ и развлечений; бронирование мест в отелях; выкуп билетов на регулярные авиарейсы; переговоры с принимающей стороной; оформление страховок и виз; формирование пакетов туров; заключение договоров с турагентствами и т.д.
Учитель географии
Учитель географии осуществляет обучение и воспитание школьников с учетом специфики преподаваемого предмета. На своих уроках он формирует у учащихся целостное представление об окружающем мире: морях и океанах, равнинах и горах, растительном и животном мире, полезных ископаемых и оболочках земного шара. Он знакомит школьников с политической картой мира, мировым хозяйством, учит понимать экономические законы, правильно истолковывать события, происходящие в природе, экономике и политике. Вырабатывает умение пользоваться картами, экономико-географическими справочниками и статистическими таблицами.
Привлекательность труда учителя географии заключается в возможности привить своим ученикам стремление узнавать как можно больше о нашей планете и своей стране, ибо, по словам К. Паустовского, «чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями».
Приложение №4
Оценочный лист
Работа групп оценивается по 5-ти бальной шкале
Аверичев Ю.П. Ориентация школьной молодёжи на рабочие профессии //Сов.педагогика, 1990,№ 2.-С.25-30.
Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников.М.:Педагогика, 1988.- 184с.
7 шагов к выбору профессии. Эльмира Давыдова. [Электронный ресурс] - URL: https://www.profguide.io/article/7_shagov_proidya_kotorie_vi_smojete_vibrat_sebe_professiu.html
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(Урок географии в 9 классе)
Алевтина ДАУТОВА,
учитель географии
высшей квалификационной категории
СОШ №31 г. Нижнекамска
Гульфия ТЕМИРШИНА,
учитель географии
первой квалификационной категории
СОШ №31 г. Нижнекамска
В курсе географии основной школы ведется знакомство с профессиями, требующими знания географии. Данный урок проводится в разделе регионального курса.
Цель урока: создать психолого-педагогические условия для развития интереса обучающихся к профессиям естественнонаучной направленности на основе географических знаний.
Задачи:
- подготовить обучающихся к сознательному выбору профессии с учетом интересов, индивидуальных способностей и реальных возможностей каждого ученика;
- продолжить развивать интерес к проектной работе и формирование исследовательских компетенций, освоение учащимися универсальных учебных действий, развитие творческих способностей ученика;
- формирование интереса к научной и научно-популярной географической литературе, развитие навыков самостоятельного выбора нужной информации;
- активизация познавательной деятельности, повышение информационной и коммуникативной компетентности учащихся.
Для формирования образовательной среды урока потребуются: компьютеры, нетбуки, проектор, дополнительная литература о профессиях, интерактивная доска.
Ключевые тематические акценты авторского урока
Развитие ключевых компетенций учащихся: профессиональные ориентиры, направленность на приоритеты рынка труда (предприятие, отрасль экономического развития)
- рассмотрение профессий с точки зрения национального интереса и роли в Республике Татарстан;
- понимание проблемы глобализации выбранной профессии;
- рассмотрение современной политической ситуации и необходимости данной профессии в Республике;
- использование новых информационных технологий для решения поставленных задач нетрадиционными способами;
- выявление новых закономерностей развития соответствующих реальностям информационного общества.
Технологии, применимые на уроке: проблемное обучение, информационный проект с элементами исследования, информационно-коммуникационные технологии, обучение в сотрудничестве.
Содержание урока:
- Организационный момент
Учитель приветствует учащихся и предлагает внимательно посмотреть видеоролик (ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=DlfEfqqI8y0 )
Заранее задав вопрос:
приведите примеры профессий, где особенно необходимы географические знания.
С какими профессиями тесно взаимосвязана географическая наука?
Сделайте обобщенный вывод из выполненной работы и как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (ответы учащихся)
И как будет называться тема урока?
Тема:
«География – основа моей будущей профессии»
Профессия (от латинского: объявляю своим делом) – род трудовой деятельности человека, обычно источник его существования.
Профессия требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или получения специального образования.
Обучающиеся смотрят и готовятся ответить на вопрос.
Учащиеся называют множество профессий, так как к девятому классу формируется большой багаж знаний профессий связанные с предметом география. (топограф, картограф, геофизик, эколог, метеоролог, климатолог, синоптик, этнограф, вулканолог, лесник, эколог, геоморфолог, геолог, ландшафтный дизайнер, геодезист, вулканолог, океанолог, геоморфолог сейсмолог и т. д.)
Записывают тему в тетрадях.
- Актуализация знаний
Ученики выполняют тест
- Выполняет сбор и систематизацию сведений об атмосферных процессах, осуществляет анализ полученной информации, участвует в подготовке долгосрочных прогнозов. О какой профессии идет речь: а) геолог; б) климатолог; в) вулканолог (слайд 2).
- Составляют разные карты и планы местности: а) картограф и топограф; б) учитель и агроном; в) океанолог и дайвер (слайд 2).
- Специалист по изучению состава и строения горных пород: а) спелеолог; б) вулканолог; в) геолог (слайд 2).
- Исследует пещеры их происхождение, эволюцию, возраст: а) предприниматель; б) вулканолог; в) спелеолог (слайд 2).
- Изучает народы и этносы, их происхождение состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру: а) картограф; б) этнограф; в) палеонтолог (слайд 2).
- Изучает отношение природы и человека: а) климатолог; б) спелеолог; в) эколог (слайд 3).
- Географическая информационная система это - а) топограф; б) картограф; в) ГИС-специалист (слайд 3).
- Изучает уклоны земли, чтобы правильно спланировать расстановку колонн и несущих конструкций здания: а) архитектор; б) геодезист; в) геолог (слайд 3).
- Кто такой специалист (слайд 3)?
Тесты проверяются соседом по парте.
Критерии оценивания:
Отметка «5»: верно выполнены все задания;
Отметка «4»: верно выполнены 8 и больше заданий;
Отметка «3»: верно выполнены 5 и больше заданий;
Отметка «2»: верно выполнено 4 и менее заданий (слайд 4).
Ключи (слайд 5)
По результатам тестов учащиеся делают выводы об информированности, о профессиях связанных со знанием географии.
- Решение учебной задачи
Что же это такое профессия?
– Выбор профессии трудная задача. Многие уже задумывались над этой проблемой. А кто-то уже знает, кем будет. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие профессии существуют на свете. Только связанные со знаниями географии их около пятидесяти, а во всём мире около сорока тысяч профессий. Важно суметь разобраться в этом многообразии. Узнать, чем занимаются люди той или иной профессии. Узнать, какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии, где получить образование. Учитывать собственные интересы и способности.
- Как узнать, как добывать, ценную информацию о профессиях?
Как выбрать профессию на пороге окончания школы?
Для чего нужна профессия?
Профессионал – дайте определение слову.
Какие профессии со знанием географии востребованы в Республике Татарстан?
Спасибо за ответы, сегодня каждый сам самостоятельно попытается это сделать в нашем проекте.
Возможные ответы обучающихся: профессия - основной род занятий трудовой деятельности человека.
Учащиеся делают записи в тетрадях
Примерные ответы обучающихся
– Через интернет, СМИ, на уроках, у родителей и т.д.
Для выполнения общего проекта на тему: «Географические профессии»,
каждая группа из 5-6 человек создают 1,2 слайда по выбранной профессии и готовятся презентовать свою работу.
У каждой группы на партах имеется компьютер с выходом в интернет, список профессий предложенных учителем (Приложение №1), план описания профессии (Приложение №2), дополнительная литература (Приложение №3).
Во время самостоятельной работы звучит спокойная музыка.
Учащиеся отбирают необходимый информационный материал. Обобщают и систематизируют полученную информацию согласно плану проектной работы. Выявляют наиболее важные, ёмкие и интересные факты, рисунки, фотографии. На основе обработанной информации материала сделают презентацию, используя программу Microsoft Office Power Point. В ходе работы составляют доклад по выбранной профессии согласно слайдам презентации. В течение 15 минут нужно подготовить презентацию для выступления.
Выступление должно быть не более 2 минут.
Во время выступления одной группы остальные составляю тезисные записи по плану:
| Название профессии | |
| Какими качествами должен обладать человек данной профессии? | |
| Какое место на рынке труда занимает данная профессия? | |
| Какие учебные заведения готовят специалистов этой профессии? |
Жюри внимательно слушает и оценивает работу по критериям (приложение №4): доходчивость материала, оформление презентации, эмоциональность подачи материала.
Если при описании допущены ошибки, другие команды могут исправлять.
Обучающиеся - слушатели заполняют краткими записями таблицу во время сообщения других участников проекта.
- Подведение итогов
в заключении хочется рассказать притчу.
На строительстве собора подошедший путник спрашивает работающих, что они делают. Один ответил: «Камни ношу». Другой сказал: «Деньги зарабатываю, чтобы было на что жить» А третий воскликнул восторженно: «Мы строим собор!».
Пусть и для вас труд будет радостью служения великой цели. «Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы». Я вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей, и выбрать свой профессиональный путь. Я буду очень рада, если в этом вам поможет наука «География».
- Рефлексия.
Попробуйте описать свою будущую профессию на предложенных листочках:
«ХОЧУ» - мне нравится, мне интересно, меня привлекает. «МОГУ» - я способен, я умею, я обладаю навыками. «НАДО» - востребованность профессии на рынке труда.
- Домашнее задание
1 вариант: подготовить презентацию о профессиях, востребованных в Республике Татарстан требующих знания географии;
2 вариант: подготовить вопросы для возможного интервьюирования такого специалиста;
3 вариант: взять интервью у человека, чья профессия связана с географией
Приложение №1
Список профессий, требующих знания географии
| Основное содержание курса географии и знакомство с профессиями | Профессии | Класс | Рынок труда |
| География Земли. | Географ, экономгеограф, физгеограф. | 5, 7,8 | В школе, научных институтах и исследовательских лабораториях, консалтинговых и аналитических агентствах, крупных корпорациях, на госслужбе, разные поисковые геологические службы. |
| Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия | Космолог, астроном | 5 | Научные лаборатории, Университеты, исследовательские центры |
| Изображение земной поверхности. Источники географической информации | Геодезист, топограф, картограф, геофизик | 5,7 | ЗАО «ЦНТ», «Навиком», «Геоцентр-Консалтинг», «Сидиком навигация», «ГИС-технологии», и «Tele atlas». |
| Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Взаимодействие природы и общества. | Эколог, ландшафтовед, фенолог, зоолог, геоботаник | 6,8 | НИИ, государственные и частные фирмы, занимающиеся экологическим проектированием и экспертизой, Госкомитет природы, комитеты по охране природы субъектов РФ, естественно-научные музеи, ботанические сады, заповедники и национальные парки, градостроительные организации и архитектурно-художественные мастерские. |
| Земная кора и литосфера, рельеф Земли | Геолог, минеролог, палеонтолог, геоморфолог | 6,7,8 | Научно-исследовательские институты, инженерные проектные организации, геолого-разведочные экспедиции, геофизические и буровые партии, научно-исследовательские и проектные организации. |
| Земная кора и литосфера, рельеф Земли | вулканолог, сейсмолог | 6,7,8 | Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН в Петропавловске-Камчатском, Кафедры «Петрографии и вулканологии» в МГУ и СПбГУ. |
| Атмосфера, погода и климат | Метеоролог, климатолог, синоптик. | 6,7,8 | Гидрометцентр РФ, Госкомгидромет, ИГРАН, Метеобюро Москвы и других больших городов России, метеослужбы при аэропортах и морских портах, НИИ, морские метеостанции, научные океанографические суда, космодромы. |
| Гидросфера, океаны, воды суши | Океанограф, гидролог, лимнолог, гляциолог. | 6,7,8 | Гидрографические службы, научно-исследовательские институты, подводные и береговые лаборатории, морские гидрологические и биологические станции, океанографические суда, частные фирмы обучающие дайвингу, туристические бюро. |
| Почва | Почвовед, мелиоратор | 7,8,9 | Эксперт по оценке почв, специалист в области земельного кадастра, почвовед-мелиоратор. |
| Человечество на Земле. | Демограф, этнограф | 7,9-11 | Страхование, пенсионные фонды, госструктуры социологические службы и центры по изучению общественного мнения Росстате, музеи, историко-исследовательские учреждения; средства массовой информации (СМИ); туристические компании; книжные издательства. |
| Хозяйственная деятельность отрасли промышленности, лесная промышленность | Инженер- отраслевик, лесовод, лесничий, егерь | 9-11 | Лесничество, национальные парки и заповедники, лесоохотничьем хозяйстве, научно-исследовательские, производственно-коммерческие и образовательные учреждениях. |
| Агропромышленный комплекс | Агроном, фермер, ветеринар, комбайнер, скотовод | 9-11 | Все профессии востребованы в сельском и фермерском хозяйствах. |
| Сфера услуг | Врач, учитель, продавец, водитель, бухгалтер, кассир, туризм | 9-11 | В промышленных предприятиях, непроизводственной сфере и т.д. |
Приложение №2
Вопросы плана
- Почему я выбрал именно эту профессию?
- С какими науками связана данная профессия?
- Какими качествами должен обладать человек данной профессии?
- Как готовить себя к выбранной профессии: а) физически; б) психологически; в) интеллектуально?
- Какое место на рынке труда занимает данная профессия?
- Какие учебные заведения готовят специалистов этой профессии?
Приложение №3. Глоссарий
География – это наука, изучающая функционирование и преобразование географической оболочки Земли. Весь комплекс географических наук делят на две большие группы: естественные (физико-географические) и общественные (экономико-географические и социально-экономические) географические науки. В рамках каждой из этих групп существует свой набор дисциплин и соответствующих им специальностей. Сегодня география предполагает около 50 различных направлений. Специалисты занимаются изучением почвы, изменений земной коры, водных ресурсов, вулканической деятельности, миграции населения и т.д.
Геолог
Геология – комплекс наук о составе, строении земной коры и истории развития земли. Соответственно, геолог – специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Он проводит геолого-съемочные, поисковые работы на перспективных площадях; разведывает и оценивает выявленные месторождения на суше и в морских условиях; обеспечивает геологическое обслуживание горнодобывающих предприятий; устанавливает места заложения горных выработок и буровых скважин; разрабатывает планы горных работ; изучает геологическое строение месторождений; осуществляет геологический контроль за горно-эксплуатационными работами, состоянием разработки нефти и газа; обобщает геологический материал и результаты промысловых и геофизических исследований.
Плюсы профессии: работа нешаблонная, аналитическая и творческая; высокая оплата труда. Профессия геолога принадлежит к числу тех немногих профессий, которые считаются романтическими, поэтому имеет свои привлекательные стороны для людей разных интересов.
Минусом профессии является вахтовый метод – геологи на несколько недель уезжают в экспедицию, где работают в очень интенсивном режиме без выходных, часто сталкиваются с трудностями походной жизни.
Профессионально важными качествами являются: отличное здоровье и физическая выносливость; развитое логическое мышление; хорошая память; аналитическое мышление; способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях; умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке; высокий уровень концентрации внимания; способность работать в условиях ненормированного рабочего дня; наблюдательность; эмоционально-волевая устойчивость; способность прогнозирования; умение работать в команде.
Геодезист
Геодезия («гео» – земля и «дайдзо» – делить на части) – землеразделение, изучение Земли при помощи измерений на ее поверхности. Отличие геодезии от других наук о Земле заключается в том, что изучение это основано на очень точных измерениях различных параметров и величин, характеризующих Землю как в целом, так и отдельных ее частей.
Геодезист – специалист в области метрики пространства, его измерения и фиксирования данных. В задачи геодезиста входит проведение расчетов площадей, отведенных под строительство. Точность анализа и скрупулезность в деталях – два основных принципа качественной работы геодезиста. Строительство любого объекта начинается с геодезического измерения территории, и с этой точки зрения именно геодезист становится ответственным за качество и безопасность будущей постройки.
Геодезические работы помогают составить предшествующую разведке полезных ископаемых карту районов их вероятного залегания, проводить геологическую и геофизическую разведку по определению мест и количества их запасов, а также осуществлять наземную и подземную съемки, позволяющие правильно и экономично проектировать горные работы. Велика роль геодезических работ в городском строительстве и строительстве различных инженерных сооружений.
В основном специалисты этого профиля занимаются съемкой параметров местности с помощью геодезических приборов, анализом полученных результатов, произведением необходимых вычислений, на основании которых составляется карта исследуемой территории.
Картограф
Картография – наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов, явлений природы и общества. Это наука, изучающая теорию, методику и технические приемы создания и использования географических (плоских, рельефных, объемных) карт и глобусов. В наше время, с развитием компьютеров и интернета, помимо обычных карт в бумажном исполнении начали распространяться и электронные, цифровые карты. Такие карты выполняются на основе геоинформационных технологий (ГИС) в растровом или векторном форматах. Важные преимущества такого подхода – быстрая обновляемость и интерактивность. ГИСы позволяют привязать к карте огромный объем информации и своевременно ее обновлять. В них хранятся целые терабайты карт и снимков земной поверхности, справочная информация о разных территориях Земли. Наиболее современные ГИСы представляют карты в 4D-формате, когда четвертым измерением является время (такие карты можно моментально изменить в режиме реального времени, дополнив новейшей информацией). Картографические навигационные системы созданы в США (GPS), Евросоюзе («Магеллан»), России («Глонасс»).
Картограф – специалист по составлению бумажных и электронных карт. На основе съемочных материалов, обмерных, графических, фотографических, цифровых и текстовых данных картограф составляет карты различного назначения и масштаба. Специализируется на создании геологических, географических, зоологических, климатологических, исторических, этнографических, экономических, исторических, военных и других карт. В своей работе картограф применяет картограммы, картосхемы, картографические проекции. Составляет карты по заказам конкретных учреждений. Перед тем, как приступить к созданию той или иной карты, картографу нужно вникнуть в специфику деятельности предприятия-заказчика. Приходится совмещать кабинетную работу с командировками на местность. Главные инструменты картографа при этом – нивелир (для определения высоты) и теодолит (для измерения расстояний).
Профессиональных картографов отличает наблюдательность, аналитический ум, превосходная память, ответственность, пунктуальность, методичность, склонность к монотонному труду.
Почвовед
Почвоведение – наука, занимающаяся изучением особенностей распространения, генезиса, состава, свойств, плодородия различных почв и разрабатывающая пути их наиболее рационального использования. Почвовед – специалист, занимающийся изучением почвенного покрова Земли. В зависимости от выбранного рода деятельности, почвовед может заниматься изучением состава почв, ландшафтом, управлением земельными ресурсами. Он принимает участие в полевых экспедициях по изучению почвенного покрова, занимается рекультивацией почв, мелиорацией.
Почвовед является специалистом высшего уровня квалификации в области естественных наук. Занимается исследовательской деятельностью в области агрохимии и почвоведения. Ведет разработку и внедрение эффективных агрохимических приемов возведения сельскохозяйственных культур и технологических операций по обработке почв. Составляет почвенные, агрохимические, экологические карты, картограммы и картосхемы различных масштабов.
Почвовед изучает элементный и вещественный состав, физические химические, биологические свойства почв с целью управления почвенными процессами рационального использования почвенных ресурсов; занимается проведением почвенно-экологического мониторинга и почвенно-экологической экспертизы.
Метеоролог
Метеорология – наука о земной атмосфере и происходящих в ней явлениях. Во многих странах метеорологию называют физикой атмосферы, что в большей степени соответствует ее сегодняшнему значению.
Метеорологи наблюдают за природными явлениями, анализируют их и составляют прогнозы. За разные уровни обработки информации отвечают разные специалисты: метеоролог и метеоролог-синоптик.
Метеорологи ведут непрерывное наблюдение за природными явлениями, анализируют процессы, причины их возникновения, анализируют большие массивы данных и составляют прогнозы на различные промежутки времени. При исследовании метеорологических процессов специалисты используют специальные приборы, которые собирают первичные данные и передают головному компьютеру, где вся информация сводится в таблицы и графики. Наблюдения за погодой проводятся на метеостанциях, которые могут находиться как в черте города, так и на очень большой удаленности от жилья.
Дальнейшим анализом атмосферных явлений и составлением прогнозов занимаются синоптики. Синоптик – это метеоролог, специализирующийся на анализе атмосферных процессов и предсказаниях будущего состояния погоды. Если метеорологи занимаются наблюдением и первичным анализом, то основная задача синоптиков – составление прогнозов.
Важнейшим элементом работы синоптика является синоптическая карта, на которой отражено состояние погоды на сравнительно большой территории, что позволяет обозревать погоду одновременно на большом пространстве.
В профессии важны такие качества, как точность, честность, ответственность, аналитический ум, склонность к монотонной работе, к работе с цифрами, умение правильно интерпретировать информацию и составлять прогнозы.
Работают метеорологи на гидрометеорологических станциях, в службах по мониторингу окружающей среды, в управлениях природопользования, в органах охраны природы.
Маркшейдер
Маркшейдер – специалист по геодезическим измерениям и разметке при разведке месторождений полезных ископаемых, строительстве горных предприятий и подземных сооружений.
Маркшейдер – это специалист, который работает при разведке месторождений полезных ископаемых, на строящихся и действующих горных предприятиях, на строительстве подземных сооружений. Он занимается геодезическими измерениями и разметкой, и от их точности зависит качество работы проходчиков, строителей и т.д. Обычно маркшейдер состоит в штате маркшейдерской службы.
При разведке месторождения этот специалист проводит маркшейдерскую съемку местности (пространственно-геометрические измерения), отмечает на карте расположение разведываемых участков. На земле размечает места разведочных скважин (в соответствии с проектом разведки). Вместе с геологами производит подсчет полезных ископаемых, составляет чертежи, в которых отражаются особенности земной поверхности, размеры и другие параметры залежей ископаемых и т.д.
В горнодобывающей промышленности маркшейдер участвует в проектировании границ горных предприятий, систем разработки месторождения, размещения зданий и сооружений. Он переносит на местность элементы строительного проекта (проводит разметку), а когда идет строительство, контролирует геометрическую правильность сооружений.
В строительстве подземных сооружений маркшейдеры играют такую же важную роль, как и в работе с месторождениями. Их участие начинается на подготовительном этапе и продолжается в процессе стройки. Сначала маркшейдер знакомится с проектными чертежами и размечает места, где будут прокладываться шахты и возводиться наземные постройки. В процессе строительства он контролирует правильность ведения подземных работ, периодически проводит измерения и корректирует отклонения от проекта.
Маркшейдеру необходимо уметь пользоваться специальными приборами, компьютерными программами, уметь читать чертежи. Несмотря на современную измерительную технику, маркшейдеру необходим хороший глазомер, который развивается в процессе работы. Маркшейдер должен быть человеком не только знающим, внимательным и точным в своих действиях, но и физически выносливым.
Археолог
Археолог – это ученый, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам. Артефакт в археологии – это созданный или обработанный человеком предмет. Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие и другие свидетельства человеческой деятельности. Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками. Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога – создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют и т.д.
Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны опираться на четкие доказательства. Археологи обычно специализируются на определенных регионах и исторических периодах. Например, ученый может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.
Кадастровый инженер
Работа кадастрового инженера связана, прежде всего, с межеванием земель, то есть с определением координат границ земельной собственности, выполнением межевых планов и подготовкой всех необходимых документов для постановки собственности на государственный учет.
С необходимостью определения границ сталкиваются все владельцы земельных участков при оформлении документов. Данные документы нужны для осуществления государственного контроля над землей и недвижимостью. Они также необходимы при купле-продаже, оформлении наследства и подтверждении права вести постройку дома на определенном месте, при решении конфликтных ситуаций. Услуги кадастрового инженера необходимы также при разделении или объединении участков собственности.
Работа кадастрового инженера заключается в том, что сначала он убеждается в наличии всех необходимых документов у владельцев, а затем проводит тщательное техническое обследование участка собственности. После того, как все необходимые измерения были проведены и согласованы, кадастровый инженер устанавливает межевые знаки, чертит все необходимые планы и готовит полный пакет документов для подачи в органы государственного учета.
Работает кадастровый инженер и с частными земельными и лесными участками, и с землями сельскохозяйственного назначения, и с градостроительными единицами.
Кадастровый инженер хорошо знает земельное, гражданское, жилищное, градостроительное, а также водное и лесное законодательства. Владеет навыками работы со специальными приборами, которые используются для осуществления геодезических измерений (тахеометр, нивелир и пр.). Может оценить точность полученной с помощью них информации и изготовить картографический план объекта.
Профессионально важными качествами такого специалиста являются: развитое пространственное воображение, хороший глазомер, наблюдательность, хорошая память, физическая выносливость.
Менеджер по туризму
Менеджер по туризму – это специалист в отрасли туризма, который занимается организацией туристических поездок клиентов. В настоящее время это одна из самых востребованных профессий в индустрии отдыха и развлечений.
Менеджер по туризму воплощает наши мечты об отдыхе и путешествиях. Со стороны кажется, что это самая романтичная и интересная профессия. Но это разные вещи – отдыхать самому или грамотно организовать комфортный отдых, который зависит от множества людей и обстоятельств.
Менеджер по туризму – обобщенное название профессии, которая является многофункциональной. Чаще всего в туристических компаниях (туроператорах) практикуется разделение труда по специализации: менеджер по работе с клиентами, менеджер по бронированию билетов, менеджер направления, менеджер по оформлению виз и страховок, менеджер по организации делового туризма и т.д. В крупных компаниях организация поездки туриста напоминает работу конвейера: на каждом этапе организации тура к делу подключаются разные специалисты. Обязанности менеджера по туризму включают разработку маршрутов; составление экскурсионных программ и развлечений; бронирование мест в отелях; выкуп билетов на регулярные авиарейсы; переговоры с принимающей стороной; оформление страховок и виз; формирование пакетов туров; заключение договоров с турагентствами и т.д.
Учитель географии
Учитель географии осуществляет обучение и воспитание школьников с учетом специфики преподаваемого предмета. На своих уроках он формирует у учащихся целостное представление об окружающем мире: морях и океанах, равнинах и горах, растительном и животном мире, полезных ископаемых и оболочках земного шара. Он знакомит школьников с политической картой мира, мировым хозяйством, учит понимать экономические законы, правильно истолковывать события, происходящие в природе, экономике и политике. Вырабатывает умение пользоваться картами, экономико-географическими справочниками и статистическими таблицами.
Привлекательность труда учителя географии заключается в возможности привить своим ученикам стремление узнавать как можно больше о нашей планете и своей стране, ибо, по словам К. Паустовского, «чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями».
Приложение №4
Оценочный лист
Работа групп оценивается по 5-ти бальной шкале
| Профессия | Полнота информации о выбранной профессии | Доходчивость материала | Оформление презентации | Эмоциональность подачи материала |
Аверичев Ю.П. Ориентация школьной молодёжи на рабочие профессии //Сов.педагогика, 1990,№ 2.-С.25-30.
Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников.М.:Педагогика, 1988.- 184с.
7 шагов к выбору профессии. Эльмира Давыдова. [Электронный ресурс] - URL: https://www.profguide.io/article/7_shagov_proidya_kotorie_vi_smojete_vibrat_sebe_professiu.html
ПРЕЗЕНТАЦИЯ





Комментарийлар