Логотип Магариф уку
Цитата:

Гидролиз солей

Екатерина АТАМАНОВАГидролиз солей                презентТип урока: формирование новых знаний.Вид урока: проблемно-исследовательский.Методы: фронтальный опрос (игра «Горячий мяч», индивидуальный экспер...

Екатерина АТАМАНОВА
Гидролиз солей                презент
Тип урока: формирование новых знаний.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Методы: фронтальный опрос (игра «Горячий мяч», индивидуальный эксперимент, работа с учебником, экспериментальная работа с использованием цифровой лаборатории Releon lite, выполнение интерактивного задания, беседа).
Оборудование: штатив с пробирками (4+1), цифровая лаборатория Releon lite, таблица растворимости солей, кислот, оснований, мультимедийное устройство.
Реактивы: растворы солей (хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия), растворы кислоты и щелочи, вода, индикаторы.
Цель урока: формирование, закрепление и контроль умений учащихся определять реакцию среды растворов с помощью различных индикаторов с использованием цифровой лаборатории Releon lite.
Форма урока: урок-исследование.
ХОД УРОКА

  1. I. Организационный момент

  2. II. Актуализация новых знаний


Игра «Горячий мяч».
– Что такое электролиты?
– Какие электролиты называют сильными? Слабыми?
– Дайте определение кислотам, как электролитам.
– Приведите пример кислот, относящихся к сильным электролитам, к слабым электролитам.
– Дайте определение основаниям, как электролитам.
– Приведите пример оснований, относящихся к сильным электролитам; к слабым электролитам.
– Дайте определение солям, как электролитам.
III. Постановка задачи. Определение темы и цели урока
Учитель. Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? И что будем делать? (Определяют тему урока.)
Проблемный вопрос. Все ли вещества, которые окружают нас, безопасные? На этот вопрос ответим в конце урока.

  1. IV. Изучение нового материала


Лабораторная работа № 1
Инструктивная карточка:

  1. Соблюдайте технику безопасности при работе с реактивами.

  2. Возьмите образцы солей, налейте в три пробирки: AlCl3, Na2CO3, NaCl. Добавьте по каплям индикаторы (лакмус, фенолфталеин, метилоранж), что наблюдаете? Зафиксируйте в таблице.


 
– Какие ионы меняют цвет индикаторов в кислой среде? В щелочной?
Инфо-карусель (заполнить схему)
 
– Слово гидролиз состоит из двух слов: «гидро» – вода и «лизис» – разложение.
Гидролиз – разложение водой (дословный перевод).
– А как же звучит научное определение гидролиза? Откройте учебник на стр. 38 и найдите определение, запишите его в технологическую карту.
Гидролиз – это реакция обменного взаимодействия веществ с водой.
Гидролиз может протекать необратимо, если в ходе реакции образуются газ или осадок, и обратимо. Сегодня мы будем говорить об обратимом гидролизе.
Рассмотрим, что происходит при взаимодействии карбоната натрия с водой. Для этого запишем уравнение этого взаимодействия в молекулярном и ионном видах:
Na2CO3 + HOH → NaOH + NaHCO3
2Na+ + CO32-+ HOH → Na++OH-+ Na+ + HCO32-
CO32- + HOH → OH- + HCO32-
В растворе присутствуют гидроксид-ионы. Именно они обеспечивают щелочную среду.
Вернемся еще раз к карбонату натрия.
– Каким основанием и какой кислотой образована эта соль?
– Какими электролитами они являются?
– Какой вывод мы можем сделать о гидролизе данной соли?
(Учащиеся делают запись: соль образована сильным основанием и слабой кислотой. Гидролиз идет по аниону, среда щелочная.)
– Теперь запишем реакцию гидролиза хлорида алюминия:
AlCl3 + HOH → AlOHCl + HCl
Al3+ + 3Cl- + HOH → AlOH2+ + Cl- + H+ + Cl-
Al3+ + HOH→ AlOH2++ H+
В растворе присутствуют катионы водорода. Именно они обеспечивают кислую среду.
Проанализируем строение данной соли. Какой вывод можно сделать? (Соль образована слабым основанием и сильной кислотой. Гидролиз идет по катиону, среда кислотная.)
Учитель. У нас осталась еще одна соль – хлорид натрия. Запишем уравнение ее гидролиза:
NaCl + HOH → NaOH + HCl
Na+ + Cl- + HOH → Na+ +OH- + H+ + Cl-
HOH → OH- + H+
В растворе присутствуют одновременно гидроксид-ионы и катионы водорода. Поэтому соль гидролизу не подвергается (соль образована сильным основанием и сильной кислотой. Гидролиз не протекает, среда нейтральная).
Существует и четвертый вариант гидролиза, когда соль образована слабым основанием и слабой кислотой, например, карбонат аммония, ацетат аммония и т. д. В этом случае гидролиз протекает и по катиону, и по аниону. Среда раствора в таких случаях может быть нейтральной, кислой или щелочной. Это зависит от константы диссоциации полученных веществ.
(NН4)2CO+ 2HOH↔ 2NН4OH + Н2CO3 (среда раствора щелочная)
Физкультминутка

  1. V. Обобщение нового материала. Включение нового знания в систему ранее изученного


Учитель. Мир, окружающий нас, полон разнообразных по строению и свойствам веществ. Познание их позволит нам познать самих себя.
Самым оптимальным и емким способом познания является исследование. Сегодня я предлагаю нам представить себя не учениками и учителем, а сотрудниками научно-исследовательского института, маститыми учеными-исследователями химии.
В нашем институте 3 лаборатории, занимающихся исследованиями веществ различных отраслей промышленности. И отправиться в химическое путешествие.
Вы уже обратили внимание, что у вас стоит на столах?
– Какова роль чистящих и моющих средств в нашей жизни?
– Зачем человек постоянно пользуется косметическими средствами?
– А сколько по времени человек сможет обходиться без воды?
Лабораторная работа № 2 (использование цифровой лаборатории Releon lite)
Инструктивная карточка:

  1. Соблюдать правила техники безопасности.

  2. Налить исходные образцы в 3 стаканчика.

  3. Снять защитный колпачок с электрода, с помощью лабораторной промывалки тщательно ополоснуть и осторожно осушить фильтровальной бумагой.

  4. Определить значение рН растворов (заполнить таблицу).

  5. Промыть электрод в дистиллированной воде и осушить.


Результаты измерений



















Исследуемый
раствор
Значение р Н
  
  
  

 
Приблизительное значение рН
Кислая среда – между 7 и 11.
Щелочная среда – между 3 и 7.
Нейтральная среда – 7.

  1. VI. Закрепление изученного материала


– Какой вред организму наносят кислоты и щелочи?
– Все ли вещества, которые окружают нас, безопасные?
– Сейчас предлагаю вам посовещаться и составить с каждого стола по 3 правила техники безопасности с кислотами и щелочами и разместить на сундучке знаний.
VII. Рефлексия «Дерево знаний»
Учитель. Учебник по химии, как дерево, раскрывает свои страницы-листочки навстречу нам, читателям, и помогает стать настоящими людьми. И люди, как деревья.
– Встаньте, ребята, опустите руки.
Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни.
Кто сегодня закрепил тему гидролиз солей, тот научился определять рН растворов, то поставьте ноги на ширину плеч.
Наши руки – ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях.
На ветках набухают почки – это наши кулачки, а раскрытые ладошки – листья. Кто понял сегодняшнюю тему, раскройте кулачки – это будут листочки.
Учитель. Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя сегодня экспериментатором – поднимите руки, ветки, и помашите ими. Это ваша благодарность.
VIII. Домашняя работа (разноуровневая)

  1. Составить кроссворд на тему «Гидролиз солей».

  2. Составить формулы солей (хлорид калия, фосфат алюминия (III), сульфид натрия, хлорид железа (II) и определите рН среду.

  3. Приготовить сообщение «Роль чистящих средств в жизни человека».

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ